Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск
Том 16, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

Статьи

125-133 13
Аннотация

В статье рассматривается суть и природа добросовестного поведения ИТ-субъектов, которые готовы гарантировать создание высококачественных ИТ-продуктов в рамках выполнения ИТ-проектов, а также снижение до минимальных значений вероятность наступления нежелательных комплаенс-последствий для всех участников отношений и иных заинтересованных сторон. Для достижения поставленной цели автором настоящей статьи был проведен анализ признаков добросовестного и недобросовестного поведения участников отношений, в том числе была изучена судебная практика, связанная с защитой прав от недобросовестного поведения контрагентов. На основании проведенного исследования были сформулированы критерии добросовестности ИТ-субъектов, а именно отсутствие умысла на причинение материального ущерба заинтересованным сторонам и наличие эффективной и результативной системы управления рисками. Было установлено, что наличие умысла на причинение вреда характеризуется не только текущим поведением ИТ-субъектов (включение в контракт явно обременительных условий, сознательное нарушение норм действующего законодательства, использование некомпетентности участников сделки им во вред и др.), но и недобросовестными действиями, которые они совершали ранее в прошлых сделках. Также было обнаружено, что ответственность за реализацию превентивных мер по митигации рисков возложена на сторону, которая берет на себя обязательства выполнить работу по созданию ИТ-продукта. В частности, проведенное исследование показало, что если ИТ-субъекты заблаговременно, до заключения контрактов, превентивно не воздействуют на 105 универсальных рисков, то во время выполнения работ заинтересованные стороны с большой вероятностью столкнутся с комплаенс-последствиями, которые смогут негативно повлиять на процесс достижения проектных целей и причинить этим сторонам значительный материальный ущерб.

144-153 5
Аннотация

Статья посвящена вопросам стратегического и оперативного планирования антикризисных мер в организациях. Исследование построено на анализе научных трудов отечественных и зарубежных ученых, что позволило проанализировать ключевые инструменты, которые помогают компаниям адаптироваться и реагировать на кризисные ситуации. Обоснована необходимость внедрения инновационных подходов принятия управленческих решений для устранения проблематики неопределенности. В статье описаны недостатки типовой формы санации предприятия, а также определена целесообразность внедрения стратегического контроллинга. Выделены признаки стратегического антикризисного планирования и направления антикризисной финансовой стратегии. В качестве инновационного решения в области организации антикризисных мер предложено внедрение системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC), которая позволяет создать целостную картину эффективности работы организации и управлять внешними и внутренними рисками за счет предварительного стратегического анализа и контроля индикаторов различных сфер деятельности организации. Представлены этапы имплементации системы сбалансированных показателей по модели BSC. Кроме того, исследование акцентирует внимание на важности попроцессного подхода контроллинга косвенных затрат в связи с их значительной долей в структуре расходов организации. Описан пример системы сбалансированных показателей сегмента финансовой сферы действующего предприятия, включающей специфические индикаторы, а также модель управления затратами на основе метода АВС (Activity-Based Costing). Показано значение стратегического и оперативного планирования для обеспечения устойчивости предприятий в условиях кризиса. Доказана необходимость комплексного подхода к антикризисному управлению, включающему инновационные инструменты. Таким образом, статья может быть полезна как исследователям, так и практическим работникам, занимающимся управлением и финансами.

174-180 11
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты концепции стратегических ориентаций фирмы: приводятся «классические» виды стратегических ориентаций, наиболее часто применяемые компаниями, проводится анализ их составных компонентов и периодизации развития знаний об этой концепции. Также рассматриваются современные факторы внешней среды, объясняющие появление новых видов стратегических ориентаций фирмы с их краткой характеристикой. На основании выявления актуальных тенденций среды и анализа литературы в статье делается вывод о выделении нового исторического этапа развития концепции стратегических ориентаций фирмы и приводится корректировка существующей периодизации этой концепции, что вносит вклад в развитие теоретических знаний о стратегических ориентациях.

181-190 5
Аннотация

Статья посвящена анализу и характеристикам возможных факторов, влияющих на выбор модели реализации ИТ-функции в многопрофильных компаниях. Сегодня существует ряд моделей управления ИТ-функциями у руководителей многопрофильных организаций, однако условия выбора (факторы), а также практические способы реализации управления ИТ-функциями в зависимости от выбранной модели в научной среде широко не обсуждаются. Целью статьи является комплексный анализ существующих моделей и способов управления ИТ-функциями в многопрофильных компаниях, а также факторов, влияющих на их выбор. Проведен анализ литературных источников по теме исследования, по результатам которого дана характеристика основных моделей управления ИТ-функциями при многопрофильных компаниях, определены факторы, влияющие на выбор модели взаимодействия бизнеса с ИТ-функцией, представлены практические способы управления ИТ-функциями. На сегодняшний день не сформирована комплексная классификация моделей эффективного управления дочерними ИТ-компаниями, нет оценки последствий влияния на эффективность многопрофильной компании в зависимости от стратегического выбора управления ИТ-функциями компании. В научной среде не представлены практические способы реализации централизованной или децентрализованной модели управления ИТ-функциями. Настоящая работа вносит вклад в исследование управления дочерними ИТ-компаниями, а ее практическая значимость для бизнес-сообщества заключается в описании моделей управления ИТ-функциями, возможных развилок выбора, а также условий для него.

191-197 5
Аннотация

В условиях цифровизации банковской сферы и повышения требований к клиентскому опыту концепция человекоцентричности приобретает особую значимость. Статья посвящена формированию структурной модели человекоцентричной стратегии маркетинга в банке, ориентированной не только на клиентов, но и на сотрудников, партнеров и общество. Цель исследования – разработка комплексного подхода к реализации человекоцентричности как основы для устойчивого развития банка в цифровой среде. Методологическая база включает анализ клиентских и внутренних данных, эмоциональный анализ, а также концепции B4H. В ходе исследования выявлены четыре ключевых уровня модели: корпоративная культура, расширенное клиентское восприятие, социальная ответственность и человекоцентричная цифровизация. Представлены методики расчета индексов SDNA, BTI, EPI и CPI, обеспечивающих оценку эффективности реализации стратегии. Практическая значимость заключается в возможности адаптации предложенной модели под специфику конкретной организации и в разработке гибких инструментов управления эмоциями и вовлеченностью. Оригинальность подхода проявляется в интеграции эмоционального интеллекта, цифровых решений и соучастия клиентов и сотрудников в создании ценности. Статья представляет интерес для исследователей в области маркетинга, цифровой трансформации и управления человеческими ресурсами в финансовом секторе.



ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)