Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Развитие консалтинговых услуг по поддержке экспортного предпринимательства

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-154-162

Аннотация

Статья посвящена совершенствованию направлений оказания консалтинговых услуг для эффективного развития экспортной предпринимательской деятельности. Основное внимание сфокусировано на двух аспектах. Во-первых, это популяризация и помощь в имплементации основных принципов организационной амбидекстрии, что в долгосрочной перспективе должно способствовать повышению финансовых результатов фирм малого и среднего бизнеса, ведущих экспортную деятельность, а также сделает их более стабильными и предсказуемыми для владельцев. Во-вторых, это дифференциация фирм-экспортеров при консультировании в зависимости от стадии их жизненного цикла и наличия у них опыта ведения экспортной предпринимательской деятельности, что обеспечит четкость, обоснованность и своевременность оказываемой поддержки. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в стимулировании повышения степени обоснованности оказываемого перечня консалтинговых услуг предприятиям, заинтересованным в осуществлении внешней торговли в условиях возрастающих ограничений. Предложенные рекомендации могут быть положены в основу корректировки содержания консалтинговых услуг для экспортеров с целью помочь им избежать трудностей и минимизировать ошибки в процессе реализации своей продукции, а также оптимально использовать ресурсы для выхода на международные рынки. Перспективным направлением дальнейших исследований может выступать обоснование факторов, влияющих на удовлетворенность клиентов при получении услуг консалтинговых компаний в сфере экспортного предпринимательства, а также формирование на их основе экономико-математических моделей с целью выявления направления и силы связи между такими факторами.

Об авторе

С. И. Кравченко
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0001-8391-0445.
Область научных интересов: инвестиционная и инновационная деятельность, национальные инновационные системы, управление наукой и образованием, управление изменениями.



Список литературы

1. Васильченко А.Д., Сапир Е.В. (2021). Барьеры при выходе на внешние рынки и их преодоление: опыт региональных экспортеров. В: Современные проблемы управления в сфере внешнеэкономической деятельности: III Международная научная конференция студентов и аспирантов: сборник статей. Москва, 76: 37–46.

2. Епанчинцев В.Ю., Шумакова О.В. (2023). Информационно-консультационная поддержка на разных стадиях жизненного цикла субъектов малого аграрного бизнеса. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2: 173–182.

3. Куклина Е.А., Коршунова А.А. (2019). Консалтинг как элемент инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Управленческое консультирование, 2: 44–54.

4. Налбандян Г.Г. (2022). Формирование стратегии выхода на внешние рынки промышленных компаний: дис. … к.э.н. Москва, Финансовый университет.

5. Ревенко Н.С., Скляр А.А. (2022). Институты развития экспорта: векторы повышения эффективности деятельности. Российский внешнеэкономический вестник, 1: 7–26.

6. Сидоров А.А. (2023). Доступ на внешние рынки: теоретический подход и факторы. Вестник Института экономики РАН, 2: 86–107. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_2_86_107.

7. Трачук А.В., Колобов А.В., Линдер Н.В. (2024). Влияние организационной амбидекстрии на эффективность деятельности многопрофильных промышленных предприятий. Российский журнал менеджмента, 22(1): 131–153.

8. Ahmad B., Yuan J., Ashfaq M., Shahzad K., Zhang T. (2024). Does salesperson bricolage matter in fostering service-sales ambidexterity in B2B markets? A perspective through the sales management control system. Industrial Marketing Management, 121: 115–130.

9. Asadi A. (2023). The role of the mindsets of small business owners in using business consulting services. Journal of the International Council for Small Business, 4(2): 143–154.

10. Belas J., Gavurova B., Kubak M., Rowland Z. (2024). Quantifying export potential and barriers of SMEs in V4. Acta Polytechnica Hungarica, 21(2): 251–270.

11. Bernard A.B., Jensen J.B., Redding S.J., Schott P.K. (2007). Firms in international trade. Journal of Economic Perspectives, 21(3): 105–130.

12. Brix J. (2019). Ambidexterity and organizational learning: Revisiting and reconnecting the literatures. Learning Organization, 26(4): 337–351.

13. Casas C., Diez F.J., Gonzalez A. (2017). Heterogeneous exporters: Quantitative differences and qualitative similarities. Federal Reserve Bank of Boston, working papers: 16–26.

14. Chakma R., Paul J., Dhir S. (2021). Organizational ambidexterity: A review and research agenda. IEEE Transactions on Engineering Management, 71: 121–137.

15. Chen C.-T., Khan A., Chen S.-C. (2024). Modeling the impact of BDA-AI on sustainable innovation ambidexterity and environmental performance. Journal of Big Data, 11(1): 124. DOI: 10.1186/s40537-024-00995-6.

16. Fedotova G.Y., Tereshenkova A.Y., Leontiev D.N. (2023). State digital resources development as a basis for identifying the subject of a transaction to reduce the risks of foreign trade. In: Digital challenges: What is the response of the economy? Nova Science Publishers, Inc.

17. Gianzina-Kassotaki O. (2017). Leadership and ambidexterity: A multilevel analysis of the aerospace and defense organizations. PhD thesis (management). Warwick Business School. http://wrap.warwick.ac.uk/95904/1/WRAP_Theses_Gianzina-Kassotaki_2017.pdf.

18. Gonzalez R.V.D., De Melo T.M. (2018). The effects of organization context on knowledge exploration and exploitation. Journal of Business Research, 90: 215–225.

19. Mai Xuan D., Le Tan B. (2024). Relationship among government export support, perceived export stimuli, barriers and export performance. Cogent Business and Management, 11(1): 2336646.

20. Martínez-Falcó J., Marco-Lajara B., Zaragoza-Sáez P., Sánchez-García E. (2024). The effect of organizational ambidexterity on sustainable performance: A structural equation analysis applied to the Spanish wine industry. Agribusiness, 40(4): 773–803.

21. Pandey V.K., Rathore N.K., Bhosale N.P. (2024). Intelligent automation computational modelling for contextual consulting services using Industry 4.0. IAES International Journal of Artificial Intelligence, 13(3): 2557–2565.

22. Raišienė A.G., Raišys S.J. (2022). Business customer satisfaction with B2B consulting services: AHP-based criteria for a new perspective. Sustainability (Switzerland), 14(12): 7437.

23. Smara R., Bogatyreva K., Laskovaia A., Van Wagoner H.P. (2024). Does striking a balance pay off? Implications of innovative ambidexterity for SMEs during COVID-19 crisis. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies, 16(3): 649–674. DOI: 10.1108/JEEE-05-2022-0139.

24. Tsyganov A.A., Bryzgalov D.V., Rybakov S.I. (2024). Cargo insurance in the Russian Federation: Current state, efficiency and development paths. Studies on Russian Economic Development, 35(1): 126–134.

25. Wang X., Zhang J., Zhu Y. (2024). Barriers to digital services trade and export efficiency of digital services. Sustainability (Switzerland), 16(17): 7517.


Рецензия

Для цитирования:


Кравченко С.И. Развитие консалтинговых услуг по поддержке экспортного предпринимательства. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(2):154-162. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-154-162

For citation:


Kravchenko S.I. Development of consulting services to support export entrepreneurship. Strategic decisions and risk management. 2025;16(2):154-162. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-154-162

Просмотров: 6


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)