Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Стратегические ориентации фирмы: теоретический обзор и развитие концептуальных основ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-174-180

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты концепции стратегических ориентаций фирмы: приводятся «классические» виды стратегических ориентаций, наиболее часто применяемые компаниями, проводится анализ их составных компонентов и периодизации развития знаний об этой концепции. Также рассматриваются современные факторы внешней среды, объясняющие появление новых видов стратегических ориентаций фирмы с их краткой характеристикой. На основании выявления актуальных тенденций среды и анализа литературы в статье делается вывод о выделении нового исторического этапа развития концепции стратегических ориентаций фирмы и приводится корректировка существующей периодизации этой концепции, что вносит вклад в развитие теоретических знаний о стратегических ориентациях.

Об авторе

А. Ю. Тарасова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), Банк ВТБ (Москва, Россия)
Россия

Аспирант Высшей школы управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); младший продуктовый менеджер Банка ВТБ (ПАО) (Москва, Россия). SPIN: 1621-1720.
Область научных интересов: стратегический менеджмент, управление развитием компании, инновации, управление знаниями.



Список литературы

1. Беляева Т.В. (2017). Стратегические ориентации и результаты деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса: дис. … к.э.н. С.-Петербург, СПбГУ. https://disser.spbu.ru/files/phd_spsu/disser_t_v_belyaeva.pdf.

2. Беляева Т.В., Широкова Г.В. (2015). Концепция стратегических ориентаций фирмы. Проблемы теории и практики управления, 10: 71–76. https://publications.hse.ru/articles/813110804.

3. Линдер Н.В., Хачатурян М.В. (ред.) (2024). Предпринимательство: монография. Москва, Кнорус.

4. Сенге П. (2003). Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающихся организаций. Москва, Олимп-Бизнес.

5. Широкова Г.В. (2012). Хрестоматия: предпринимательская ориентация фирмы. Российский журнал менеджмента, 3: 55–72.

6. Barney J. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management, 1: 99–120.

7. Collis D.J., Montgomery C.A. (1997). Corporate strategy. A resource-based approach. Boston, MA, McGraw Hill.

8. Covin J.G., Slevin D.P. (1988). The influence of organization structure on the utility of an entrepreneurial top management style. Journal of Management Studies, 25: 217–234.

9. Covin J.G., Slevin D.P. (1991). A conceptual model of entrepreneurship as firm behavior. Entrepreneurship Theory and Practice, 9: 7–25.

10. De la Cruz Jara M.F., Spanjol J., Doppstadt T. (2024). Strategic social value orientation and sustainability performance: А commencuration perspective. Organization Studies, 46(2): 1–32.

11. Dodgson M. (1993). Organizational learning: A review of some literature. Organization Studies, 14/3: 375–394.

12. Durans A. de A., Mainardes E.W. (2024). Effects of strategic value orientation on personal data privacy, value in use and organizational reputation. International Journal of Bank Marketing, 2: 341–367.

13. Escribá-Esteve A., Sánchez-Peinado L., Sánchez-Peinado E. (2009). The influence of top management teams in the strategic orientation and performance of small and medium-sized enterprises. British Journal of Management, 20: 581–597.

14. Gatignon H., Xuereb J.-M. (1997). Strategic orientation of the firm and new product performance. Journal of Marketing Research, 34: 77–90.

15. Gnizy I., Baker W.E., Grinstein A. (2014). Proactive learning culture. A dynamic capability and key success factor for SMEs entering foreign markets. International Marketing Review, 5: 477–505.

16. Hatinah A.B., Mazlina M., Nur A.Z.R., Muhammad F.S., Zatur H.A.K. (2016). Effect of entrepreneurial orientation, learning orientation, strategic improvisation on SME performance. International Journal of Management and Applied Science, 2: 57–62.

17. Jaworski B.J., Kohli A.K. (1993). Market orientation: Antecedents and consequences. Journal of Marketing, 57: 53–70.

18. Kindermann B., Beutel S., Garsia de Lomana G., Strese S., Bendig D., Brettel M. (2020). Digital orientation: Conceptualization and operationalization of a new strategic orientation. European Management Journal, 39(7): 1–13.

19. Kohli A.K., Jaworski B.J. (1990). Market orientation: The construct, research propositions, and managerial implications. Journal of Marketing, 54: 1–18.

20. Kohli A.K., Jaworski B.J., Kumar A. (1993). MARKOR: А measure of market orientation. Journal of Marketing Research, 30(4): 467–477.

21. Krzakiewicz K., Cyfert S. (2019). Strategic orientations of the organization – Entrepreneurial, market and organizational learning. Sciendo, 1: 7–19.

22. Miller D. (1983). The correlates of entrepreneurship in three types of firms. Management Science, 29(7): 770–791.

23. Narver J.C., Slater S.F. (1990). The effect of a market orientation on business profitability. Journal of Marketing, 54: 20–35.

24. Rhee J., Park T., Lee D.H. (2010). Drivers of innovativeness and performance for innovative SMEs in South Korea: Mediation of learning orientation. Technovation, 30(1): 65–75.

25. Ronda-Pupo G.A., Guerras-Martín L.Á. (2012). Dynamics of the evolution of the strategy concept 1962-2008: A co-word analysis. Strategic Management Journal, 33: 162–188.

26. Venkatraman N. (1986). Strategic orientations of business enterprises: The construct, dimensionality and measurement. Cambridge, Massachusetts Institute of Technology Sloan School of Management.

27. Wang X., Liu Z., Lei X. (2024). How digital orientation promotes digital process innovation from the perspectives of knowledge and capability: Evidence from China. Journal of Knowledge Management, 1: 259–280.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова А.Ю. Стратегические ориентации фирмы: теоретический обзор и развитие концептуальных основ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(2):174-180. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-174-180

For citation:


Tarasovа A.Yu. Company’s strategic orientations: Theoretical review and development of conceptual foundations. Strategic decisions and risk management. 2025;16(2):174-180. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-174-180

Просмотров: 11


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)