Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-66-73

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Рассматривается задача повышения эффективности функционирования и обеспечения платежеспособности организаций ЖКХ. Систематический анализ и оценка финансового состояния, мониторинг таких организаций являются важным инструментом для принятия своевременных управленческих решений, предотвращения их неплатежеспособности. В статье определены основные задачи и принципы проведения мониторинга коммунальных предприятий.

Для цитирования:


Кован С.Е. МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(3):66-73. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-66-73

For citation:


Kovan S.E. FINANCIAL STATE AND SOLVENCY MONITORING AS THE MOST SIGNIFICANT INSTRUMENT FOR DIAGNOSTICS HUI ENTERPRISE ACTIVITIES. Strategic decisions and risk management. 2010;(3):66-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-66-73

Эффективность системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) во многом определяется финансовым состоянием предприятий ЖКХ, обеспечивающих жизнедеятельность населения регионов России. В связи с этим приобретает особое значение диагностика финансового состояния данных предприятий для принятия необходимых превентивных мер по улучшению платеже­способности, финансовой устойчивости. Способом решения этой задачи является проведение регулярного анализа и оценки финансового состояния, мониторинга предприятий ЖКХ.

Мониторинг финансового состояния пред­ставляет собой метод оценки настоящего и перспективного финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики финансовых показателей. Мониторинг финансового состоя­ния и платежеспособности предприятий любой отрасли является важнейшим инструментом диагностирования кризисной ситуации, основ­ной целью которого является осуществление непрерывного контроля за состоянием эконо­мической системы, а индикаторами являются различные финансовые показатели [2].

Главная цель финансового анализа - по­лучение нескольких ключевых (наиболее ин­формативных) параметров, дающих по воз­можности объективную и точную картину финансового состояния организации, ее фи­нансовых результатов (прибылей и убытков), изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Ре­зультаты финансового анализа показывают, по каким конкретным и приоритетным направ­лениям надо вести работу, направленную на улучшение финансового состояния организа­ции, т. е. служат основой для принятия управ­ленческих решений.

В зависимости от групп пользователей раз­личают внешний и внутренний финансовый анализ, в ходе проведения которых осущест­вляется оценка финансовых результатов, иму­щественного положения, анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платеже­способности предприятия, исследование со­стояния и динамики дебиторской и кредитор­ской задолженности, анализ эффективности вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность ис­пользования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимо­сти и прибыли и т. д.

В зависимости от конкретных задач финан­совый анализ целесообразно осуществлять в следующих видах:

  • экспресс-анализ (предназначен для по­лучения в короткие сроки общего представ­ления о финансовом положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчет­ности)
  • комплексный финансовый анализ (пред­назначен для получения комплексной оценки финансового положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независи­мого аудита и др.)
  • ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной фи­нансовой проблемы организации, например повышения платежеспособности)
  • регулярный финансовый анализ (предна­значен для постановки эффективного управ­ления финансами организации на базе пред­ставления в определенные сроки, например ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплекс­ного финансового анализа).

Для предприятий и организаций, которые давно функционируют в сфере ЖКХ, целесо­образно проведение регулярного финансового анализа ежеквартально, а для вновь создавае­мых управляющих организаций (УО) - ежеме­сячно.

Независимо от того, чем вызвана необходи­мость анализа, его приемы, в сущности, всегда одни и те же. Главный инструмент - выведение и интерпретация различных финансовых пока­зателей (коэффициентов).

Методика финансового анализа и система оценки финансового состояния организаций и предприятий позволяют провести града­цию финансового состояния, диагностировать основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы оперативно реа­гировать на изменение обстановки и принимать необходимые управленческие решения.

Неотъемлемой частью финансового анализа является анализ платежеспособности органи­зации. Платежеспособность - это возможность организации в полном объеме и в установлен­ные законодательством сроки рассчитываться по своим обязательствам перед кредиторами и фискальной системой государства. Это вну­треннее, характерное для данной организации свойство финансово-экономического состоя­ния. При ухудшении платежеспособности мо­гут возникать признаки банкротства организа­ции, т. е. просроченная задолженность.

Исходными данными для анализа финан­сового состояния и финансовых результатов деятельности организации в целях оценки ее платежеспособности являются бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убыт­ках (форма № 2). При этом общая структура форм 1 и 2 является единой как для производ­ственных организаций, так и для организаций ЖКХ. Структура отчета о прибылях и убытках представлена на рис.1.

 

Рис. 1. Структура отчета о прибылях и убытках организации

Удовлетворительная структура финансовой деятельности организации для обеспечения ее платежеспособности определяется следующи­ми факторами:

  • положительный финансовый результат, то есть организация формирует положительную чистую прибыль;
  • финансовый результат в преобладающей части должен быть получен по основной дея­тельности, а не прочей деятельности, так как только в этом случае положительный результат имеет в перспективе долговременный харак­тер.

Важным аспектом анализа финансового результата является вопрос о достаточности финансовых средств, остающихся в распоря­жении организации для обеспечения ее потреб­ностей.

Финансовые потребности определяются объемом необходимых инвестиций, которые используются для поддержания имеющихся производственных мощностей и создания но­вых производственных и непроизводственных объектов для коммунальных предприятий, а также производства капитального и других видов ремонта общего имущества многоквар­тирных домов (МКД), проведения иных работ капитального характера для управляющих ор­ганизаций.

Источниками внутреннего самофинанси­рования хозяйственной деятельности наряду с чистой прибылью являются амортизационные отчисления. Однако амортизационный фонд в большинстве случаев используется для попол­нения оборотных средств, для финансирования текущей деятельности предприятия. Возможны ситуации, когда все потребности организации в инвестициях покрываются за счет внутренних источников. В жилищно-коммунальном хозяй­стве с учетом его современного технического состояния и других факторов это исключается полностью. В этой связи в целях обслужива­ния текущих финансовых потребностей ком­мунальных предприятий и УО необходимо привлечение внешних источников финансиро­вания, к числу которых относятся бюджетные ассигнования, кредиты, займы, целевое фи­нансирование и средства, полученные за счет эмиссии и размещения акций.

Если организация не формирует прибыль, а из внутренних источников финансирования есть только амортизация, то это в значительной степени ограничивает возможности развития бизнеса. Снижается его инвестиционная при­влекательность, из-за чего возникают трудно­сти с получением кредитов или других инве­стиций [1].

При недостатке прибыли для финансиро­вания хозяйственной деятельности или при наличии убытка целесообразно провести диа­гностику финансовых результатов по факто­рам, влияющим на финансовый результат. Под­робное исследование факторов, повлиявших на формирование финансового результата, позволяет выявить причины негативных явле­ний и определить направления, по которым не­обходимо задействовать меры антикризисного характера.

Особое внимание при проведении анали­за финансового состояния предприятия ЖКХ следует уделять формированию расходов, со­отношению расчетной цены, определяющей верхнюю границу их затрат на ремонтно­эксплуатационное обслуживание, и факти­ческих затрат. Систематический мониторинг финансового состояния предприятия ЖКХ должен своевременно выявить и исключить случаи, когда отдельные организации не смо­гут уложиться в пределы расчетной стоимости, что вызовет появление и рост кредиторской задолженности и в конечном итоге необхо­димость реализации процедуры банкротства либо прекращения деятельности (в случае УО). В данной ситуации лица, заключившие догово­ры с УО на предоставление коммунальных и жилищно-эксплуатационных услуг, оказывают­ся в роли ее кредиторов, требования которых, как показывает практика функционирования института банкротства в России, удовлетворя­ются в среднем в размере 5-7 копеек на 1 рубль долга [1].

Именно в целях недопущения такой ситуа­ции необходим систематический, целенаправ­ленный мониторинг финансового состояния и уровня платежеспособности организаций ЖКХ.

При этом целесообразен более подробный ана­лиз отдельных разделов и статей бухгалтерско­го баланса, в том числе структуры активов и источников их формирования - пассивов, вне­оборотного и оборотного капитала (оборотных активов). Источниками для создания этих видов имущества являются как собственный капитал, так и капитал заемный, с привлечением которо­го у жилищно-эксплуатационных организаций имеются значительные трудности.

В составе внеоборотных активов комму­нальных предприятий наибольшую долю име­ют основные средства (здания, сооружения, оборудование). Также в группу внеоборотных активов входят незавершенное строительство, нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и т. п.), долгосрочные финансо­вые вложения и доходные вложения в матери­альные ценности, величина которых у рассма­триваемых предприятий невелика. Оборотные активы отражены в балансе по мере возрас­тания их ликвидности (возможности реализа­ции). К наиболее ликвидным активам принято относить денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. К быстроликвидным активам относятся краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. К оборотным активам, реализация которых затруднена, относят дебиторскую задолжен­ность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, и налог на добавленную стоимость. В эту же группу включают также и производственные запасы, отсутствие которых приводит к остановке хозяйственной деятель­ности.

Ниже перечислены основные направления анализа структуры баланса, изображенной на рис. 2.

 

Рис. 2. Структура баланса организации

При подробном анализе внеоборотных ак­тивов необходимо обратить особое внимание на изменения сумм по строкам «незавершен­ное строительство» и «долгосрочные финан­совые вложения». Эти активы не участвуют в производственном обороте, но требуют финан­сирования и отвлекают на себя часто значи­тельные финансовые ресурсы, что в условиях ухудшения платежеспособности может быть объективно недопустимо.

При анализе состояния запасов основное внимание должно быть уделено их изменению. Увеличение запасов в целом может свидетель­ствовать:

  • об увеличении производственного по­тенциала предприятия или объемов оказания услуг, его развитии (при этом следует помнить, что объемы услуг коммунального предприятия жестко регламентированы численностью насе­ления и нормой потребления услуг, а УО — на­личием общего имущества многоквартирных домов (МКД), его техническим состоянием, утвержденным перечнем услуг по его содержа­нию)
  • о неправильной политике управления за­пасами, что приводит к выводу финансовых ресурсов в запасы, ликвидность которых отно­сительно невелика
  • о том, что при наличии инфляции пред­приятие стремится защитить ресурсы от обес­ценивания, покупая впрок.

Перечисленные явления по сути взаи­моисключающие и требуют дополнительного анализа для выявления истинных причин из­менения запасов. Оптимальная величина запа­сов зависит от специфики деятельности пред­приятия. Однако для обеспечения финансовой устойчивости целесообразно, чтобы запасы покрывались собственным оборотным капита­лом организации, т. е. были меньше разности между стоимостью капитала и резервов и стои­мостью внеоборотных активов.

Дополнительную информацию дает срав­нение запасов с нормативами, введенными в организации (что характерно для коммуналь­ных предприятий), или с аналогичными пока­зателями базового периода, в качестве которо­го может быть принят период относительного финансового благополучия. При этом целесо­образно выявить сверхнормативные остатки запасов.

При анализе дебиторской задолженности следует обращать внимание на ее динамику и ликвидность. Рост дебиторской задолженно­сти может свидетельствовать о недостаточной работе по истребованию долгов потребителей и клиентов. Наличие неликвидной и безнадеж­ной задолженности и их рост резко увеличива­ют риски неплатежеспособности организации.

Проведение диагностики финансового со­стояния предприятия является необходимым условием для обоснованного принятия управ­ленческих решений в целях реализации при­нятой тактики и стратегии ведения бизнеса. Диагностика финансового состояния пред­приятия - антикризисная процедура, цель ко­торой - найти «болевые точки» финансового механизма, предсказать на основе наблюдае­мых тенденций возможное развитие событий, разработать необходимые управленческие механизмы для снижения, предупреждения и устранения негативного влияния различных факторов на деятельность предприятия.

Диагностика финансового состояния и платежеспособности предприятий ЖКХ осу­ществляется в интересах государства и му­ниципального сообщества. В нормальном функционировании таких предприятий заин­тересованы все граждане страны, федераль­ные, региональные и местные органы власти, муниципальное сообщество, предприятия раз­личных форм собственности и направлений деятельности, пользующиеся услугами ЖКХ. Государство поддерживает жизнеспособность таких предприятий путем оказания финан­совой помощи в форме дотаций и субсидий, предоставления гарантий и т. д. При этом пред­усмотренные действующим законодательством критерии для отнесения предприятий к числу неплатежеспособных представляются в дан­ном случае неприменимыми, так как рассма­триваемые предприятия действуют в неконку­рентной рыночной среде, оказывают жизненно необходимые услуги, получают поддержку го­сударства, имеют отраслевую специфику. Учи­тывая особенности предприятий ЖКХ, многи­ми специалистами признается необходимость корректировки законодательства о банкротстве в части организаций жилищно-коммунального сектора.

В определении истинного финансового со­стояния заинтересованы, прежде всего, госу­дарственные и муниципальные органы, что, в свою очередь, является спецификой функцио­нирования отрасли. Кроме того, целесообраз­но проводить систематический мониторинг деятельности новых субъектов экономических отношений в жилищной сфере - управляющих компаний. Исследование финансового состоя­ния и платежеспособности управляющих ор­ганизаций необходимо проводить в целях свое­временного предотвращения их банкротства. Инструментарий диагностики должен быть по­добран таким образом, чтобы заблаговременно обнаружить признаки кризисной ситуации и иметь возможность для их устранения.

Диагностика является исходным пунктом прогноза развития предприятия, средством по­лучения информации о его реальных возмож­ностях. Она позволяет выявить проблемы на начальной стадии экономического кризиса, вы­являть причинно-следственные связи возник­новения кризисных явлений, а затем перейти к построению прогнозной модели функциони­рования и развития организации, осуществляя при этом предупреждение банкротства. Прове­дение диагностики позволяет решить три взаи­мосвязанные задачи: распознавание стадии кризиса, устранение причин, препятствующих оздоровлению, и применение антикризисных мер.

Для оценки финансового состояния иссле­дуемого предприятия и постановки диагноза необходима система критериев и классифика­ция возможных отклонений базовых параме­тров исследуемых объектов от их нормативных значений, определение характера отклонений и вызвавших их причин.

Международная практика выработала опре­деленные методы анализа финансовой отчет­ности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых пока­зателях, а также рекомендуемые значения этих показателей. Вместе с тем, все имеющиеся рекомендации относятся в основном к произ­водственным предприятиям и не учитывают особенности деятельности и состояния органи­заций ЖКХ.

Считаем необходимым провести адаптацию имеющихся методов и рекомендаций к деятель­ности предприятий рассматриваемой отрасли.

Основой диагностики является анализ фи­нансовых показателей, наиболее чувствитель­ных к изменению финансового состояния пред­приятия. Диагностика финансового состояния предприятий основана на последовательной оценке действия внутренних и внешних фак­торов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспективность применения методов финансового оздоровления. При про­ведении диагностики финансового состояния очень важна методика, на основе которой про­изводится расчет основных показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособно­сти, а также интерпретация этих показателей.

При диагностике причин неплатежеспособ­ности делают акцент на выявлении основных направлений оттока финансовых ресурсов, контроле целевого расходования средств то­вариществ собственников жилья (ТСЖ) и УО. Такой подход к диагностике несостоятельно - сти позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления. Своевременное распознавание признаков и природы кризиса, его локализа­ция, использование элементов исследования как меры превентивной санации и восстанов­ления платежеспособности составляют суть целей диагностики [3].

Анализ практики проведения внесудебных процедур и мониторинга неплатежеспособных предприятий позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России не существует целостной концепции финансового оздоровле­ния. Особенность финансового оздоровления предприятий ЖКХ заключается в том, что в данном случае требуется принятие немедлен­ных мер в сжатые сроки. Важным шагом на этом пути является введение системы эконо­мического мониторинга состоятельности ука­занных предприятий, выявление кризисных явлений.

Внедрение экономического мониторинга предприятий ЖКХ предполагает использова­ние информационных технологий. Усиление коммуникационных связей между государ­ственными и муниципальными структурами в значительной степени повысило бы эффектив­ность применения системы такого мониторин­га. Получение оперативной информации по предприятиям ЖКХ от налоговых, финансовых и других органов позволило бы ускорить рабо­ту по оздоровительным процедурам. Финан­совое оздоровление российских предприятий ЖКХ требует создания специальной системы наблюдения и контроля.

Экономический мониторинг является эле­ментом системы диагностики и финансового оздоровления, обеспечивает входящие потоки в эту систему, а на выходе должны предлагать­ся конкретные стратегии, механизмы оздоров­ления, рекомендации предприятиям.

Система экономического мониторинга как инструмент диагностики должна выполнять следующие функции:

  • отслеживание и формирование перечня предприятий ЖКХ для проведения наблюде­ния и контроля за их деятельностью;
  • систематическое (регулярное) обследова­ние финансового состояния предприятий ЖКХ в целях контроля за их финансовой устойчи­востью и платежеспособностью, недопущения банкротства, перевода на принципы самофи­нансирования;
  • выявление финансово неустойчивых и неплатежеспособных предприятий с целью обеспечения сохранности средств населения и других потребителей для проведения комплек­са работ по предоставлению коммунальных услуг, эксплуатации и содержанию жилищного фонда, а также оказания в случае необходимо­сти государственной поддержки;
  • контроль за формированием финансово устойчивых УО (на стадии их создания и ста­новления), а также за ходом реализации про­цедур финансового оздоровления (при необхо­димости);
  • обеспечение информацией государствен­ных и муниципальных органов, регулирующих деятельность анализируемых предприятий, объединений собственников многоквартирных жилых домов, создание единой информацион­ной системы взаимодействия заинтересован­ных органов всех ветвей государственной вла­сти и ТСЖ;
  • поиск инвесторов, консультирование предприятий при ухудшении финансового со­стояния, оказание другой помощи.

Важно проводить не только мониторинг финансового состояния, но и изучать комплекс внутренних факторов, способных вызвать кри­зисное состояние предприятия, разработать систему соответствующих мер по его предот­вращению. Органам, ответственным за прове­дение финансового мониторинга, при исполь­зовании комплекса показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активно­сти и рентабельности целесообразно провести работу по углублению и расширению системы показателей, необходимых для анализа УО и ТСЖ.

Система мониторинга должна быть мно­гогранной с точки зрения максимальной ее жизнеспособности и полезности; иметь на­правленность на предупреждение банкротства предприятий ЖКХ, УО и ТСЖ. Она должна стимулировать участие в процессе оздоровле­ния и заинтересованность во взаимодействии с местными органами власти самих предприя­тий, подлежащих мониторингу [3].

Кроме того, система мониторинга должна носить сигнализирующий, предупреждающий характер, сущность которого состоит в выявле­нии в результате систематической диагностики финансового состояния вероятности неплате­жеспособности или банкротства предприятий. Результатом экономической экспертизы явля­ется постановка задачи для разработки плана финансового оздоровления или рекомендаций по повышению экономической состоятельно­сти предприятия.

При анализе деятельности предприятий на­ряду с финансовыми показателями необходимо учитывать и качественные факторы, что по­зволит определить направления деятельности предприятия, повлекшие кризисное положе­ние, в соответствии с этим разрабатывать оздо­ровительные процедуры и отслеживать проис­ходящие изменения.

Важной целью проведения мониторинга фи­нансового состояния организаций является не только получение объективной оценки их пла­тежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффек­тивности деятельности, но и обоснование по­рядка принятия решений представителями ор­ганов власти различных уровней относительно дальнейшей судьбы кризисного предприятия и тактики их действий в отношении этого пред­приятия. Вариантами тактических действий государственных и муниципальных органов власти могут быть:

  • оказание финансовой помощи
  • реструктуризация задолженности
  • предоставление отсрочки, рассрочки по обязательным платежам, иных налоговых льгот
  • предоставление государственных и муни­ципальных гарантий выполнения обязательств перед кредиторами при условии сокращения ими долговой нагрузки (сокращения процент­ных ставок, основного долга, изменения сроков уплаты)
  • восстановление платежеспособности в процедурах финансового оздоровления или внешнего управления
  • продажа имущественного комплекса в конкурсном производстве.

По результатам проводимого мониторинга целесообразно формировать соответствующую базу данных, содержащую информацию по каж­дой контролируемой организации, ее учетную карту, а также ежеквартальные (ежемесячные) данные финансовой отчетности и расчетные показатели, характеризующие ее деятельность и состояние платежеспособности.

Введение соответствующих диагностиче­ских процедур позволит существенно повы­сить эффективность управления, устойчивость функционирования предприятий ЖКХ.

Список литературы

1. Антикризисное регулирование низкорентабельных и убыточных организаций в интересах города (муниципального сообщества). Под ред. А. Н. Ряховской. Коллективная монография. М.: Магистр, 2009.

2. Кован С.Е. Предупреждение банкротства организаций. Монография. М.: Инфра-М, 2009.

3. Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы. Монография. Авторский коллектив: Ряховская А. Н., Арсенова Е. В., Кириллова А. Н., Кован С. Е., .Крюкова О. Г. и др. – М.: Финакадемия, 2008.


Об авторе

С. Е. Кован
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия

Автор научных монографий, учебных пособий и статей по проблемам антикризисного управления. Участвовал в научно-исследовательских работах, выполнявшихся Финансовым университетом в интересах Правительства РФ, Минэкономики РФ, Минсельхоза РФ, Департамента науки и промышленности г. Москвы и других учреждений и организаций. Аккредитован АНО «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» в качестве лица, осуществляющего консалтинговую деятельность при проведении процедур банкротства организаций.



Рецензия

Для цитирования:


Кован С.Е. МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(3):66-73. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-66-73

For citation:


Kovan S.E. FINANCIAL STATE AND SOLVENCY MONITORING AS THE MOST SIGNIFICANT INSTRUMENT FOR DIAGNOSTICS HUI ENTERPRISE ACTIVITIES. Strategic decisions and risk management. 2010;(3):66-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-66-73

Просмотров: 20640


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)