Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск
Том 13, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-1

Статьи 

8-25 766
Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу теоретических подходов к формированию ценностного предложения и его пониманию представителями российских компаний. Рассматриваются существующие теоретические подходы к формированию ценностного предложения, а также основные инструменты, используемые при его формировании на практике. Для определения теоретических подходов было проанализировано более 50 статей из ведущих экономических журналов. Для анализа понимания ценностного предложения российскими компаниями были проведены глубинные полуструктурированные интервью с менеджерами 84 российских и зарубежных компаний, представляющими отделы по работе с клиентами, отделы продаж, инновационную деятельность, отделы стратегического управления, маркетинга и бренд-менеджмента.

Проведенный анализ показал, что у большинства сотрудников компаний понятия ценностного подхода в управлении и ценностного предложения ограничиваются стандартными категориями, такими как цена, качество, прямое удовлетворение потребности. В особенности это характерно для представителей российских компаний и фирм, ведущих свой бизнес только внутри России и стран СНГ. Если представители международных компаний отмечали важность всего спектра инструментов формирования ценности в той или иной мере равномерно, то респонденты из российских компаний в своих ответах явно опирались на продуктовые составляющие и цену. Также следует отметить лидерство продуктовых инструментов в обоих случаях, причем если российские респонденты основной упор в своих ответах делали только на качество продукта, то представители международных компаний часто отмечали важность ассортимента и уникальности продукции. 

Результатом исследования стало определение важности и места в процессе формирования ценностного предложения таких инструментов, как совместное создание ценности с потребителем и вовлечение в совместное создание ценности персонала.

В статье предложен авторский подход к формированию ценностного предложения компаниями. Предложенная матричная модель позволяет достаточно быстро определить, на каких факторах и инструментах компаниям необходимо  сфокусироваться в первую очередь.

26-36 624
Аннотация

Развитие цифровых технологий производства, происходящее в рамках глобальной четвертой промышленной революции, создает условия для повышения уровня кастомизации промышленного производства, то есть способности создавать продукцию, отражающую предпочтения небольших групп потребителей и даже индивидуальных клиентов. Кастомизация производства как один из важнейших аспектов четвертой промышленной революции вызывает огромный интерес со стороны исследователей и становится одной из перспективных траекторий развития новых производственных технологий и методов организации производства. При этом экономический эффект от повышения кастомизированности продукции остается не до конца изучен. Настоящее исследование направлено на выявление различных экономических эффектов, возникающих от кастомизации на промышленных предприятиях, и их количественную оценку применительно к обрабатывающим отраслям российской промышленности. С помощью систематического обзора имеющихся научных исследований и аналитических обзоров в исследовании производится количественная оценка экономических эффектов от кастомизации различных отраслей российской экономики. Результаты свидетельствуют о колоссальном эффекте от дальнейшей кастомизации производства. В результате расчетов авторы приходят к выводу, что годовой эффект от роста выручки по всем отраслям промышленности даже при самых пессимистических сценариях и оценках составляет 1,9 трлн руб., а эффект от снижения затрат – 1,4 трлн руб. Полученные результаты могут лечь в основу государственных мер по стимулированию кастомизации продукции российских промышленных предприятий.

37-42 481
Аннотация

Сельское хозяйство всегда было рискованным занятием, и это усугубляется постоянно меняющимися и непредсказуемыми погодными условиями. В результате климатических изменений мелкие фермеры подвергаются риску отсутствия продовольственной безопасности и высокого уровня нужды из‑за недоступности дорогостоящего сельскохозяйственного страхования. Чтобы защитить фермеров от этих рисков, были разработаны контракты индексного страхования, которые обеспечивают страхование фермера в случае недостатка или избытка осадков, так как реализация любого из этих двух сценариев ставит под угрозу ожидаемый урожай кукурузы. Стоимость индексного страхования урожайности кукурузы была рассчитана с использованием модели Блэка – Шоулза, поскольку контракт напоминает опцион «деньги или ничего». Страховые премии сравнивались при различных уровнях триггера, чтобы определить влияние изменений уровней триггера на цену контракта.

43-55 609
Аннотация

Одним из наиболее важных аспектов исследований по управлению рисками и чрезвычайными ситуациями является разработка и изучение поисково-спасательных мероприятий и очистных сооружений после стихийных бедствий. Одним из вопросов, которые необходимо учитывать при выполнении этих операций, является обеспечение доступа к жертвам стихийных бедствий в минимальные сроки и планирование логистики в случае стихийных бедствий наиболее эффективным способом. В данном исследовании рассматривается проблема планирования работ по спасению с помощью беспилотных летательных аппаратов после землетрясения и транспортировки пострадавших людей в больницы на машинах скорой помощи за минимальное время. Для решения этой проблемы были разработаны и предложены математические модели. Впервые рассматривается задача маршрутизации скорой помощи и математическая модель, которая будет использоваться для решения этой задачи. Разработанная модель была протестирована на множествах задач, созданных с учетом реальных данных исследуемой провинции Турции.

56-71 536
Аннотация

Достижение целей устойчивого развития невозможно без активного участия бизнеса, включая вклад в экологию, повышение качества человеческого капитала, поддержку значимых инициатив в области обеспечения экономического роста и создания новых рабочих мест; обеспечение благополучия и здоровья граждан; обеспечение ответственного потребления и производства. Значимой задачей для достижения целей устойчивого развития является выработка механизмов защиты внутреннего рынка от незаконного оборота промышленной продукции, что приведет к защите здоровья населения и увеличению рабочих мест, а повышение собираемости налогов позволит усилить социальную защиту населения.

В России в 2021 году оборот контрафактной продукции составил 7,2 млрд руб. и, по оценкам специалистов, продолжит расти. В этой связи необходим анализ рисков существующих механизмов защиты от контрафактной продукции и выработка мероприятий по их снижению.

Объектом исследования в данной статье является маркировка, представляющая собой нанесение специального DataMatrix-кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных.

Цель статьи – разработка рекомендаций по использованию дополнительных средств визуального контроля на материальных носителях DataMatrix-кода, защищенных от подделки, и оценка вероятности уровня снижения рисков и уровня возможных потерь при их использовании.

Новизной исследования стали идентификация и анализ рисков возможных угроз безопасности системы обязательной маркировки по различным категориям товаров; разработка реестра рисков возможных угроз безопасности системы с группировкой качественно и количественно оцениваемых рисков; разработка и верификация модели оценки вероятности и возможных потерь для группы количественно оцениваемых рисков; проведение оценки вероятности рисков и возможных потерь бюджета от неуплаты налогов и акцизных платежей; оценка вероятности рисков и возможных потерь для добросовестного производителя и конечного потребителя; формирование управляющих мероприятий, направленных на снижение вероятности реализации рисков и снижения последствий от потенциальной реализации рисков; оценка остаточного уровня вероятности и подверженности рискам при использовании дополнительных средств визуального контроля на материальных носителях DataMatrix-кода; оценка остаточного уровня вероятности и подверженности рискам при использовании дополнительных средств визуального контроля на материальных носителях, защищенных от подделки в аналогичных системах и системах маркировки Track&Trace, реализованных в зарубежных странах.

Полученные результаты могут быть применены федеральными органами исполнительной власти при формировании государственной политики в области повышения уровня безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов, эффективно бороться с контрабандой, защищать легальный бизнес и потребителей, а также позволить государству повысить собираемость налогов.

72-79 755
Аннотация

Целью статьи является исследование перспектив цифровизации глобальных транспортных коридоров. Объектом исследования является грузовой железнодорожный транспорт.

В статье использована методология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), на базе которой разработаны этапы развития транспортной отрасли: механизация, интеллектуализация, роботизация (автоматизация), цифровизация. Переход от одного этапа к другому продемонстрирован с помощью сопоставления двух международных соглашений, имеющих важнейшее значение для евразийских перевозок: Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Конвенции о международных железнодорожных перевозках (CIM-COTIF). Эти соглашения принципиально различаются на стадиях механизации и роботизации, что блокирует возможность оцифровки международных железнодорожных коридоров. Наглядно идентифицированы факторы, противодействующие цифровизации, а также намечены пути их нейтрализации.

Доказывается, что полностью оцифрованный транспорт будет представлять собой предельно замкнутую и изолированную от человека систему, направленную на рутинное удовлетворение максимально однородной и максимально прогнозируемой части человеческих потребностей. Представлена модель цифровизации транспортных коридоров.

Констатируется, что современный транспорт еще не приблизился к цифровизации, а остановился на этапе автоматизации и роботизации. Из всех видов транспорта максимально близко к цифровому рубежу подошел только трубопроводный. Благоприятные предпосылки и перспективы имеет также железнодорожный транспорт.



ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)