Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ЖКХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-48-57

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Дальнейшее развитие ЖКХ должно основываться на использовании экономических рычагов и стимулов при максимально полном учете интересов потребителей, особенностей данной сферы деятельности. Эти подходы должны обеспечивать модернизацию данной сферы деятельности, повышать надежность и качество предоставляемых услуг. Механизм управления жилищной сферой должен носить не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер. В статье обоснованы приоритеты совершенствования данного механизма управления.

Для цитирования:


Ряховская А.Н. ОСОБЕННОСТИ ЖКХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(3):48-57. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-48-57

For citation:


Ryahovskaya A.N. HOUSING AND UTILITY INFRASTRUCTURE SPECIFICS AND THEIR INFLUENCE ON FINANCING PROCESS. Strategic decisions and risk management. 2010;(3):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-48-57

Под жилищно-коммунальной деятельно­стью понимается производство и пред­ставление совокупности услуг, направленных на обеспечение потребностей города в ресурсах жизнеобеспечения. Эти услуги разнообразны и многогранны, но каждая из них имеет свои осо­бенности и является уникальной. Вместе с тем, все они имеют одно общее назначение - обеспе­чить городу нормальное функционирование и развитие.

В современных условиях жилищно-ком­мунальная деятельность является организую­щим началом в жизни города, основой, на ко­торой держится и развивается город как среда обитания человека. Общеполезный характер систем коммунального обслуживания подтверж­дается их статусом постоянно действующих установок, готовых к удовлетворению потреб­ностей населения и города в соответствующих услугах.

Общедоступность услуг - характерная осо­бенность ЖКХ. Насущный и незаменимый ха­рактер потребления коммунальных услуг требу­ет, чтобы они были равнодоступны всем, кто в них нуждается, и всегда, когда в них возникает потребность, независимо от платежеспособно­сти потребителей. Чем надежнее и эффективнее функционирование инженерных систем города, тем более удобной, комфортной и благоприятной воспринимается городская среда для прожива­ния населения и функционирования различных организаций. Полная или общая доступность услуг - показатель комфортности и качества со­временного жилья [1, с. 128-135].

Необходимо отметить, что услуги, обладаю­щие свойством общедоступности, представляют собой общественное благо. Следовательно, мож­но классифицировать жилищные и коммуналь­ные услуги как общественные блага.

Классификация ЖКХ на группы или типы коммунальных услуг также является характерной чертой данной сферы деятельности.

Одно из свойств или особенностей жилищно­коммунальных услуг состоит в том, что их дей­ствие направлено не только на население или организации, испытывающие в них потребность, но и на конкретные объекты в городе, функцио­нирование и сохранение которых - необходимое условие для жизни и деятельности населения или организаций. Это свойство жилищных и комму­нальных услуг позволяет различить услуги по видам и соответственно их группировать. По на­значению жилищно-коммунальные услуги делят­ся на три типа: общегородские услуги; жилищные услуги; инженерные или коммунальные услуги.

Такая группировка жилищно-коммунальных услуг целесообразна при решении проблем, связанных с их оплатой. Существующее деле­ние жилищно-коммунальных услуг отражает их сущность.

Услуги общегородского назначения характе­ризуются тем, что их потребление населением и организациями города происходит обезличен­но [1, с. 135-138]. Указанными услугами поль­зуются одновременно все, независимо от того, являются они жителями данного города или временно пребывают в нем. Основной (возмож­но, единственной) формой оплаты таких услуг, удовлетворяющей потребности муниципального сообщества, представляется их финансирование из местного бюджета за счет налогов и сборов с потенциальных потребителей.

Жилищные услуги — это услуги, потребле­ние которых имеет коллективный характер [5, с. 33-51]. Жилищные услуги индивидуализиро­ваны по отношению к жилому комплексу - дому или к его отдельному элементу и оказываются для удовлетворения потребности каждого жиль­ца. Уборка и содержание в порядке территории, прилегающей к дому, вывоз мусора, мытье лест­ничных клеток, обслуживание лифта, работы по уходу за общими элементами здания и т. д. - все это создает нормальные условия для прожива­ния людей в доме, являющемся их общим жили­щем. Но, в отличие от объектов общегородского назначения, жилищные услуги локализованы на определенной территории, имеют конкретный адрес. Необходимо подчеркнуть, что жилищные услуги обращены не к конкретному проживаю­щему в доме потребителю, а к дому как объекту обслуживания, следовательно, они обращены одновременно ко всем жителям дома, Другими словами, потребление жилищных услуг проис­ходит совместно, поскольку услуги неделимы. Обезличенный и(или) коллективный характер потребления жилищных услуг как блага вслед­ствие их неделимости свидетельствует об их общественном характере.

Территория современных городов застроена в основном многоэтажными, многоквартирными домами. Неделимость жилищных услуг созда­ет в этом случае трудности для выбора формы оплаты услуг жильцами, живущими в отдельных квартирах.

Инженерные услуги — это услуги, потребле­ние которых имеет индивидуальный характер [1, с. 152-168]. Таковыми являются услуги систем инженерного оборудования, или инженерные услуги, - холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепловая энергия, электрическая энергия, природный газ, подаваемые непосред­ственно в жилые помещения и являющиеся эле­ментами благоустройства современных домов и жилых квартир. При этом наличие материально­го носителя позволяет делить услуги на порции, измерять их количество, предъявлять оплату конкретному потребителю. Вследствие этого по­является возможность поставить оплату услуг конкретным потребителем в зависимость от их потребленного количества, исключить их потре­бление теми, кто уклоняется от оплаты. По та­кому принципу функционирует рынок частных товаров, регулируемый законом спроса и пред­ложения. Однако особенность технологической организации производства и предоставления инженерных услуг городским потребителям исключает возможность формирования конку­рентных отношений. Тем не менее потребление услуг жизнеобеспечения полностью индивидуа­лизировано, что не может не привести к опреде­ленным противоречиям в экономических отно­шениях данной сферы [2].

Утилитарный общеполезный характер ин­женерных услуг подсказывает, что в условиях города удовлетворение потребностей в них ра­циональнее организовать путем объединения потребителей и создания общей системы, благо­даря чему услуги станут общедоступными, бу­дут обеспечены надежность и бесперебойность снабжения ими населения. Важное значение для такой формы организации коммунального обслу­живания имеют следующие свойства потребле­ния инженерных услуг: а) потребность в услугах возникает спонтанно, их нельзя откладывать «на потом»; б) нельзя услугами запасаться впрок, так как во многих случаях это просто невозможно, и к тому же городской тип жилья исключает эту возможность; в) следствием названных особен­ностей является неравномерный характер произ­водства и потребления услуг. По указанным при­чинам все системы инженерного обеспечения имеют:

  • сетевую структуру, в которой производ­ство и потребление услуг жестко взаимосвязаны, выступают элементами единой технологической системы;
  • располагают необходимыми сооружения­ми и мощностями для образования, хранения и регулирования запасов ресурсов, наличие ко­торых - необходимое условие для обеспечения безотказного и надежного функционирования системы коммунального обслуживания;
  • проявляют свойства непрерывного замкну­того производства (монополии).

Все это позволяет утверждать, что инженер­ные услуги, несмотря на формальное сходство с частными товарами, по своей сущности пред­ставляют собой также общественные блага.

Собственность и форма оплаты услуг имеют также свои особенности в ЖКХ.

Индивидуализация потребления коммуналь­ных услуг видоизменяет и расширяет способы возмещения затрат на их предоставление, тем самым способствует появлению разных форм организации коммунальной деятельности. Имен­но это обстоятельство заставляет искать возмож­ности полной индивидуализации потребления услуг. Вместе с тем, индивидуализация потребле­ния услуги не уничтожает ее общественный ха­рактер. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, становится возможным вычленение конкретного потребителя услуги и использование формы индивидуальной оплаты, но, с другой стороны, обнаруживаются различно­го рода противоречия, которые приводят к иска­жениям содержания экономических отношений.

Поскольку жилищно-коммунальные услуги обращены непосредственно к объектам и имуще­ству, которыми в той или иной форме пользуются люди, то можно сказать, что индивидуализация потребления жилищно-коммунальных услуг как общественных благ возможна в той степени, в какой становится возможным их использование. Учитывая это обстоятельство, можно утверж­дать, что естественной границей индивидуали­зации жилищно-коммунальных услуг является способ их потребления. Индивидуализация по­требления позволяет также индивидуализи­ровать оплату соответствующей услуги. Здесь важное значение имеет совпадение между собой формы оплаты и формы потребления. Лишь при совпадении этих форм обеспечивается непроти­воречивое развитие экономических отношений в соответствующей сфере.

Однако реальность показывает, что оплата общественных благ имеет более широкие гра­ницы индивидуализации (речь в данном случае идет прежде всего о жилищно-коммунальных услугах). Это становится возможным благодаря форме собственности на объекты и имущество, с которыми связано производство и оказание соответствующей услуги. Так, для услуг обще­городского благоустройства, как было установ­лено выше, потребление может быть только в обезличенной форме, а потому индивидуализа­ция потребления этих услуг невозможна. Обез­личенной форме потребления этих услуг соот­ветствует форма муниципальной собственно­сти, при которой право пользования ими полу­чает каждый член муниципального сообщества. Но возмещение их стоимости осуществляется из городского бюджета. При этом отдельные виды услуг общегородского назначения могут быть предоставлены потребителям на условиях част­ного предпринимательства. Такая возможность появляется тогда, когда данными услугами регу­лярно пользуется определенная категория жи­телей. Придумав способ ограничения доступа к этим услугам, можно их продать: например, посещение городских парков, проезд через го­родской мост или магистраль и т. д. Очевидно, введение платы уменьшит количество людей, пользующихся этими объектами. Для частного предпринимателя такие объекты станут интерес­ными с того момента, когда доходы от их посе­щения начнут превышать расходы на содержание и эксплуатацию. Вместе с тем остается спорной эффективность такой формы организации ком­мунального обслуживания, поскольку она ведет к уменьшению общеполезной сущности обще­ственного блага.

Более сложной является проблема оплаты жилищных услуг. Весь комплекс жилищных услуг непосредственно связан с обслуживанием конкретного жилого дома и с этой точки зрения представляет собой индивидуальную услугу. Поэтому в случае, например, частного домо­владения не возникает проблемы относительно того, кто должен заказывать и оплачивать эти услуги. Владелец - собственник дома выступает в одном лице, и как заказчик, и как плательщик. И даже тогда, когда дом является доходным, то есть жилые помещения в доме сдаются в арен­ду. В последнем случае вопрос о том, как возме­стить затраты владельца на содержание дома, - это предмет его собственных отношений с арен­даторами помещений (квартир). Как содержать дом - решается домовладельцем самостоятель­но. Он может нанять отдельных работников для выполнения той или иной услуги, создавать собственную службу эксплуатации (очевидно, это более целесообразно, когда в его владении находится группа домов), пригласить для рабо­ты фирму или фирмы, специализирующиеся на выполнении отдельных видов жилищных услуг. Аналогичные двусторонние отношения домо­владелец будет формировать и с предприятиями инженерной инфраструктуры.

В случае многоквартирных домов (далее - МКД) ситуация существенно изменяется. Для МКД жилищные услуги уже не могут рас­сматриваться как индивидуальные. Вопрос о том, как индивидуализировать оплату услуг по отно­шению к конкретному потребителю, становится проблемой, поскольку исчезает всякая связь и за­висимость между услугами, предоставляемыми потребителям, и тем, что последние оплачива­ют. Еще вопрос, как формируется и от чего за­висит цена отдельной услуги (или совокупности жилищных услуг) и что при этом представляет собой единица услуги, предъявляемая к оплате потребителю? Отсутствие прямой связи между названными показателями делает произвольным и выбор единицы оплаты жилищных услуг потре­бителями. В качестве такой единицы могут быть использованы один житель, жилое помещение, площадь жилья (общая, жилая, приведенная пло­щадь) и другие показатели, в той или иной сте­пени характеризующие жилой дом. Все возмож­ные решения будут иметь формальное значение, поскольку не принесут пользы от данной услуги ее плательщику. Они могут отличаться друг от друга только тем, насколько удобно и проще ис­числение и применение того или другого метода разнесения затрат на практике [4].

Влияние формы собственности на оплату инженерных услуг пока не учитывается в пол­ной мере. При этом учитывается наличие того жилища, оплата инженерных услуг по которо­му производится в увеличенном размере. При этом потребление инженерных услуг может быть доведено до полной индивидуализации от­дельным потребителем. Соответственно оплата инженерных услуг будет обезличенной, если потребление принимает общественную фор­му (например, поливка улиц, расход воды на пожаротушение, оплачиваемые из городского бюджета), либо принимает форму коллективной оплаты (например, оплата услуг, потребляемых общественными учреждениями), либо будет ин­дивидуальной, как в случае потребления услуг в жилых помещениях, частных домовладениях. Следует отметить, что возможность полной ин­дивидуализации потребления инженерных услуг делает их формально похожими на частные то­вары, но таковыми они не являются. Выше мы приводили доводы относительно этого утверж­дения. Но есть еще одна особенность, которая не оставляет сомнений в общественном характере инженерных услуг.

Дело в том, что производство и потребле­ние продукции (услуг) в системах инженерного оборудования представляют собой начальную и конечную стадии единого технологического процесса, они неразрывны, взаимозависимы и взаимообусловлены заданным технологическим режимом. Технологическое единство, неразрыв­ность производства и потребления продукции делают необходимым наличие сетей как свя­зующего звена между источником и потреби­тельскими установками. Сети здесь играют роль системообразующих элементов, при помощи которых происходит территориальное объеди­нение потребителей в единый технологический комплекс (систему), развитие их по принципам централизации и концентрации. Сетевая струк­тура организации инженерных систем наделяет производственную деятельность в этой сфере особенностями, которые исключают возмож­ность формирования конкурентных отношений, что подтверждают результаты реформирования РАО ЕЭС. Главное свойство, которое отлича­ет коммунальную деятельность (производство) от рынка конкурентных товаров, состоит в том, что на рынке коммунальных услуг не действует основной закон рынка - закон спроса и предло­жения. Основным показателем или критерием эффективности и надежности функционирова­ния систем инженерного обеспечения стано­вится полная доступность услуги потребителю. Благодаря этой доступности потребление услуги одним потребителем не уменьшает ее количе­ства для других потребителей системы. Потреб­ности получают полное удовлетворение у всех, поэтому не возникает необходимости ценового воздействия на производство услуг [2].

Изложенный выше теоретический анализ особенностей потребления коммунальных услуг и коммунальной деятельности однозначно сви­детельствует о том, что на рынке коммунальных услуг нарушена связь между ценой и спросом - цена не реагирует на изменение спроса, как не реагирует спрос на изменение цены услуг. Вслед­ствие этого цена услуг перестает испытывать влияние потребительского выбора и становится затратной, то есть производители вынуждены ориентироваться при определении цены своих услуг на издержки. В результате формирование цены услуг на затратной основе и затратная ори­ентированность коммунального производства превращаются в объективное свойство комму­нального производства как общественно полез­ной деятельности [3].

Жилищно-коммунальное хозяйство, являю­щееся составной частью городского хозяйства, включает в себя:

  • жилищное хозяйство (жилищный и нежи­лой фонд, управляющие и подрядные жилищно­эксплуатационные и ремонтно-строительные организации);
  • бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание);
  • инженерную инфраструктуру и ресурсо- снабжение;
  • санитарно-технические предприятия (во­допровод и канализация, службы по уборке городских территорий и санитарной очистке домовладений, сбор, транспортировка и утили­зация бытовых отходов);
  • энергетические предприятия (электросе­ти, газовое хозяйство, тепловые сети, городской пассажирский транспорт);
  • инфраструктуру внешнего благоустрой­ства города (зеленые насаждения, мосты, дороги и тротуары, уличное освещение, водоемы, малые архитектурные формы, пешеходные переходы и эстакады).

ЖКХ включает в себя широкий круг секторов городской экономики. В то же время проявля­ются специфические особенности каждой под­отрасли ЖКХ, характеризующиеся состоянием и функциональной направленностью основных фондов, разнообразием хозяйственной деятель­ности и инвестиционной привлекательности и т. д., что позволяет сделать вывод о жилищно­коммунальном комплексе как системе, состоя­щей из самостоятельных отраслей.

В первую очередь следует выделить жилищ­ный комплекс, задача которого состоит в органи­зации предоставления услуг ЖКХ, обеспечении нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (жилых и нежилых зда­ний) и качественного жилищно-коммунального обслуживания.

В задачи коммунального комплекса входят производство и поставка необходимых ресурсов (воды, тепловой энергии, газа, электроэнергии) для обеспечения комфортной среды обитания потребителей.

Комплекс благоустройства обеспечивает должный уровень удобств, связанных со строи­тельством городских дорог, с зелеными насажде­ниями, зонами рекреации, с механизированной уборкой городских территорий, с санитарной очисткой домовладений и т. д.

Деятельность в ЖКХ многогранна и разно­образна, каждая его составляющая имеет осо­бенности и специфику, учет которых является важным условием для совершенствования ме­ханизма финансирования ЖКХ, для построения новых экономических отношений, для успеш­ной адаптации этой важной социальной сферы к функционированию в условиях рыночной эконо­мики.

В зависимости от формы потребления жилищно-коммунальных услуг, характера связи с потребителями и источников финансирования затрат на их производство деятельность ЖКХ можно разделить на три типа:

  • услуги, адресованные всем жителям горо­да, но не отдельному человеку конкретно. Эти услуги вызваны общей потребностью системы организации города и имеют общественный, или обезличенный, характер. Примером таких услуг являются: содержание и эксплуатация обществен­ных дорог, улиц, площадей, мостов, магистралей и других инженерных сооружений, уличное осве­щение, озеленение, благоустройство и т. д.;
  • услуги, имеющие коллективную направ­ленность. Это деятельность по техническому обслуживанию жилых зданий и прилегающих к ним территорий. Внутри здания - это работы по обслуживанию так называемых мест обще­го пользования (лестничные клетки, лифты, мусоропроводы, общие телеантенны, чердаки и подвалы), а вне зданий - уборка территории, на­ружное освещение, уход за зелеными насажде­ниями, детскими площадками. Названные виды услуг соответствуют общему желанию жителей создать внутри домов и вокруг них экологически и санитарно чистую среду, обеспечить сохран­ность здания и отдельных его элементов. Следо­вательно, они представляют собой групповую, или коллективную, потребность людей, живу­щих в отдельном подъезде, доме, микрорайоне;
  • услуги, предназначенные для удовлетво­рения индивидуальных потребностей. Это услу­ги, предоставляемые непосредственно в отдель­ные жилые ячейки (квартиры) и потребляемые их жителями в соответствии со своими личны­ми желаниями: подача в квартиры холодной и горячей воды, водоотведение, отопление, подача газа, электрической энергии, услуги телефона, радиотрансляция. Несмотря на индивидуальную форму потребления услуг этого типа, им также присущи свойства общественных благ.

Особым видом деятельности ЖКХ являются услуги городского общественного транспорта, удовлетворяющие потребность населения в передвижении по территории города. По характеру потребления транспортные услуги могут быть отнесены к третьему типу коммунальной дея­тельности, но целесообразнее выделить их в от­дельную группу, так как в рамках данной статьи не ставится задача изучения специфики этого вида деятельности.

Взаимосвязь формы потребления услуг, ви­дов деятельности - характера связи с потребите­лями и источников финансирования представле­на в таблице [1, с. 153-168].

Предприятия и организации жилищно­коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной авто­номностью и большим разнообразием, можно дифференцировать на две основные группы: предприятия, производящие материальную про­дукцию, и предприятия, оказывающие услуги.

Первая группа включает ресурсоснабжаю­щие предприятия и организации, производящие материальную продукцию (услуги) (воду, тепло, электроэнергию), производство и потребление которых либо совпадают во времени (электро­энергия), либо осуществляются последователь­но (водопровод), в связи с чем предприятия не могут накапливать продукцию и должны произ­водить ее в объемах, требуемых в каждый кон­кретный период времени.

Ко второй группе относятся предприятия и организации, оказывающие услуги, т. е управ­ляющие жилищные организации, подрядные ремонтно-эксплуатационные предприятия и компании; городской пассажирский транспорт; предприятия бытового обслуживания; а также внешнее благоустройство.

 

Типология коммунальной деятельности

Характеристика

I тип

II тип

III тип

1. Форма потребления

Обезличенная

Групповая

Индивидуальная

2. Виды жилищно­коммунальной деятельности

Благоустройство территории, на­селенных пунктов, вывоз твер­дых бытовых отходов, уличное освещение, озеленение, содержание мостов, дорог, улиц, магистралей, инженерных сооружений и др.

Содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, уборка территорий домовладе­ния, вывоз мусора, освещение общественных мест и дворов; телеантенна

Водоснабжение холодной и горячей водой, водоотведение, подача газа, электро- и теплоэнергии; телефон, радиоточка

3. Характер связи с потребите­лями услуг

Обезличенный

Опосредованный

Непосредственный

4. Источники финансирова­ния затрат на производство жилищно-коммунальных услуг

Средства местных бюджетов, в том числе налоговые поступле­ния, частные инвестиции, иные источники

Коммунальные платежи соб­ственников жилья, бюджетные субсидии малоимущим и др.

Индивидуальная оплата потребите­лем услуг, бюджетные ассигнования малоимущим, льготным категориям населения, бюджетным организаци­ям и др.

 

Экономическая сущность коммунальной деятельности

Услуги ресурсоснабжающих предприятий и организаций имеют вещественный характер, благодаря чему возможно количественное из­мерение, индивидуальный учет и контроль за их потреблением. Услуги ресурсосберегаю­щих предприятий имеют следующие особен­ности:

  1. Потребление коммунальных услуг носит насущный характер, т. е. является жизненной не­обходимостью.
  2. Потребности в коммунальных услугах имеют общий характер. В них нуждаются все объекты жилого и нежилого секторов, связанные как с кратковременным, так и с длительным пре­быванием в них людей.
  3. Потребление коммунальных услуг носит неотложный характер, т. е. услуги должны быть предоставлены в тот момент, когда в них возни­кает потребность.
  1. Потребности в коммунальных услугах име­ют обязательный характер, т. е. необходимость в услугах возникает постоянно, независимо от времени дня и ночи.
  2. Коммунальные услуги невзаимозаменяе­мы, то есть каждый вид услуг предназначен для удовлетворения определенных потребностей че­ловека. Каждая услуга уникальна.
  3. Потребление услуг имеет индивидуальный характер, то есть:
  • предназначено для удовлетворения сугубо личных потребностей человека;
  • зависит от вида и характера процедур, на которые они потребляются;
  • зависит от свойств личности, привычек, профессии и образа жизни, жизненного опыта, пола, возраста, семейного положения, состава и структуры семьи и т. д.;
  • зависит от времени принятия процедур (утро, день, вечер, ночь, лето, осень, зима).
  1. Фактор индивидуальности в формирова­нии потребностей в коммунальных услугах про­является также в форме побудительного мотива, определяющего момент возникновения потреб­ностей, интенсивность, продолжительность про­цесса потребления, регулярность.
  2. Индивидуальность придает потреблению коммунальных услуг вероятностный характер (за исключением некоторых видов услуг, напри­мер отопление, освещение, хотя и этим видам услуг тоже присущ, в определенной степени, ве­роятностный момент).
  3. Потребление коммунальных услуг зависит от регулярности и периодичности, уклада жиз­ни людей, суточного и недельного ритма жизни, регламента трудовой деятельности. Соответ­ственно, многие бытовые процессы приурочены к определенному времени суток и дням недели. Поэтому потребление услуг происходит более интенсивно и продолжительно в одно время, ме­нее интенсивно в другое.

Свойства коммунальных услуг (СКУ) заклю­чаются в неразрывности процессов производства и потребления во времени, взаимозависимости и взаимообусловленности с требованиями потре­бителей (см. рисунок) [1, с. 167].

Все это осложняет организацию работы комму­нальных предприятий, что вызывает необходимость расчета мощностей по наибольшей потребности при низком среднем уровне и неравномерности их использования по времени; высокая стоимость фондов коммунальных предприятий за счет форми­рования резервных мощностей снижает эффектив­ность инвестиций в коммунальное хозяйство.

Производственная программа ресурсо­снабжающими предприятиями по подаче воды, электро- и теплоэнергии связана с правильным учетом и точностью расчетов, с бесперебойной и безаварийной работой коммунальных предприя­тий, которая должна достигаться путем система­тического контроля за оборудованием, своевре­менным проведением требуемых ремонтов.

Несколько иные особенности имеют жи­лищные услуги, оказываемые предприятиями и организациями второй группы, которые также достаточно разнообразны и относительно лока­лизованы. Это обстоятельство позволяет оплату жилищных услуг вменять в обязанность извест­ного числа людей, пользующихся этими услу­гами и проживающих на данной территории по конкретным адресам, то есть индивидуализиро­вать оплату услуг. Однако индивидуальная опла­та жилищных услуг не должна заслонять коллек­тивный характер их потребления. Потребление услуг остается совместным, неделимым, когда речь идет о работах, выполняемых жилищными организациями, на территории домовладения. Каждый из жителей, несомненно, испытывает неудобства от антисанитарного состояния при­легающих к домам территорий и желает видеть свой двор чистым и ухоженным, более того, он даже готов возместить расходы по поддержа­нию этой территории в надлежащем санитарно­техническом состоянии (в настоящее время эта обязанность закреплена законодательно). Одна­ко вряд ли найдется хоть один человек, который возьмется оплатить эти расходы полностью, так как в этом случае все остальные жители полу­чили бы возможность пользоваться указанными услугами бесплатно. Полное возмещение рас­ходов на жилищные услуги одним потребителем является оправданным только в частных владе­ниях [4].

Услуг по обслуживанию мест общего пользо­вания в подъездах и в доме (общее имущество многоквартирного дома) значительно меньше, но и они также остаются неделимыми. Их потре­бление носит совместный (коллективный) харак­тер. Если услуги неделимы, то это означает, что их потребление нельзя ограничить отдельными индивидуумами, за исключением тех услуг, кото­рые предоставляются потребителям в пределах их собственных квартир (эти услуги связаны, главным образом, с обслуживанием и поддержа­нием в работоспособном состоянии внутриквартирных устройств инженерного оборудования и должны быть отнесены к затратам на инженер­ные услуги). Все эти жилищные услуги оказы­ваются общедоступными, независимо от того, вносит ли потребитель за них плату или нет.

В рыночных условиях основная проблема реформирования системы финансового обеспе­чения ЖКХ заключается в том, что, с одной сто­роны, при осуществлении реформы необходимо использовать только социально приемлемые подходы, с другой - эти подходы должны обе­спечивать модернизацию данной сферы деятель­ности, последовательно и неуклонно повышать надежность и качество предоставляемых услуг. Решение указанной проблемы осложняется не­обходимостью учета многочисленных особенно­стей рассматриваемой сферы хозяйствования.

Немаловажное значение при этом имеет пла­тежеспособность населения, которая определяет уровень требований к условиям проживания и качеству услуг, возможности финансирования процессов модернизации ЖКХ. В свою очередь, платежеспособность населения определяется динамикой его доходов и, соответственно, дина­микой развития экономики государства в целом. Следовательно, динамика доходов населения на современном этапе развития ЖКХ выступает од­ним из ключевых моментов, определяющих та­рифную политику, финансовую устойчивость и возможность развития системы ЖКХ, создание предпосылок для привлечения частных инвести­ций и, в конечном итоге, является важнейшей со­ставляющей системы финансирования ЖКХ.

Развитие жилищной сферы в современный период возможно лишь на основе формирова­ния нового хозяйственного механизма, ориен­тированного на использование экономических рычагов и стимулов при максимально полном учете интересов потребителей. В этой связи целесообразно рассмотреть характерные черты хозяйственного механизма, стратегические на­правления и пути развития жилищной сферы. Важнейшей целью нового механизма управле­ния жилищным хозяйством является максималь­но полное удовлетворение потребностей населе­ния в жилье, улучшение содержания жилищного фонда и качественное жилищно-коммунальное обслуживание. Для достижения этой цели возни­кает необходимость решения следующих задач:

  • первоочередное обеспечение учета инте­ресов населения в решении всех важнейших во­просов развития жилищной сферы;
  • разработка рациональной системы взаимо­отношений между всеми участниками хозяйствен­ного процесса на экономико-правовой основе;
  • активное включение противозатратных рычагов хозяйствования, внедрение экономиче­ских стимулов повышения качества работ и услуг;
  • гарантирование надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем жилищной сферы (водо-, тепло-, электро- и газоснабжение);
  • устойчивое ресурсное обеспечение жи­лищной сферы за счет привлечения централизо- ванныхидецентрализованныхисточниковфинан- сирования, развития материально-технической базы городского хозяйства и улучшения системы подготовки кадров.

Механизм управления жилищной сфе­рой должен носить не административно­ведомственный, а индикативный (направляю­щий) характер, т. е. он должен создавать основу для улучшения жилищных условий, повышения уровня содержания жилищного фонда и каче­ства жилищно-коммунального обслуживания населения. Основные рычаги - экономические (прямые и косвенные) и правовые.

В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать: целевое финан­сирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий; хозяйственные догово­ры; местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются мест­ные налоги, платежи, льготные кредиты, дого­ворные цены (тарифы) и др. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требо­ваний и условий. Они необходимы для организа­ции разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполне­ние работ, проведения налоговой и финансово­кредитной политики в области управления дан­ной сферой.

Важнейшими функциями управления жилищ­ной сферой служат прогнозирование и планиро­вание, регулирование, организация и контроль.

Механизм управления жилищной сферой, по нашему мнению, должен базироваться на сле­дующих положениях:

  • приоритете социально-экономической со­ставляющей;
  • ориентации на различные формы соб­ственности в жилищном секторе, включая муни­ципальную, коллективную и частную;
  • постепенной децентрализации управле­ния и передаче ряда управленческих функций в области жилищной сферы на местный уровень (местным органам власти на уровне муници­пальных образований, органам территориально­го общественного самоуправления и т. п.); анти­монопольной политике в жилищной сфере;
  • разделении функций заказчика и подряд­чика и привлечении в строительство и эксплуа­тацию жилья подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе;
  • нормативном принципе ресурсообеспече- ния и выделении различных уровней обслужи­вания населения;
  • ориентации на различные источники фи­нансирования: централизованные и децентрали­зованные финансовые ресурсы;
  • привлечении населения к управлению жи­льем.

В соответствии с указанными принципами в процессе управления в жилищной сфере необхо­димо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собствен­ников, заказчиков и подрядчиков, но интересы ведомственных служб, предприятий и органи­заций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований.

Существующий уровень централизации в жилищной сфере, особенно в крупных городах, слишком высок, что влечет за собой укрупнение ряда управленческих функций, особенно в сфе­ре жилищного хозяйства и благоустройства тер­ритории. Это особенно важно в условиях пере­хода к местному самоуправлению и выделению самоуправляемых муниципальных образований. Но процесс децентрализации не должен проис­ходить единовременно без соответствующих обоснований. Разукрупнение системы управ­ления должно быть основано на продуманной концепции с использованием специально раз­работанных программ. И здесь очень важно со­блюдать принцип «не навреди», поэтапность, рациональную децентрализацию.

Основной критерий распределения управ­ленческих функций по уровням должен быть следующим: управление процессом надо орга­низовывать на вышестоящем уровне управления только в том случае, если оно не может быть эф­фективно решено на нижестоящем уровне. Так, вопросы эксплуатации отдельных зданий вполне могут быть решены на нижнем управленческом уровне, а проблема водоснабжения должна ре­шаться на уровне городов.

Важнейшим аспектом деятельности в данной сфере является антимонопольная политика. Это обусловлено наличием монополизма, который препятствует развитию конкуренции (в тех сфе­рах деятельности, где она возможна), тормозит развитие, снижает качество работы, способствует повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и т. п. Поэтому борьба с монополизмом является приоритетным направлением деятель­ности на всех уровнях управления жильем.

Переплетение функций заказчика и под­рядчика, ведомственность при наличии еди­ной формы собственности были характерными особенностями жилищной сферы в течение длительного времени. Данный подход не сти­мулировал развитие жилищно-коммунального комплекса, препятствовал ориентации работни­ков на повышение качества и культуры обслу­живания населения. Четкое разделение функций заказчика и подрядчика, активное привлечение к проведению работ предприятий и организа­ций различных форм собственности будут спо­собствовать созданию конкурентной среды в эксплуатации жилищного фонда, ограничению роста цен (тарифов), ориентации предприятий на экономические стимулы деятельности и по­вышению качества работы в жилищном строи­тельстве и хозяйстве.

Список литературы

1. Ряховская А. Н. Антикризисное управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований (вопросы теории, методологии и практики). - М.: ИПК госслужбы, 2003.

2. Ряховская А. Н., Таги-заде Ф. Г. Коммунальная деятельность - сфера общественных благ и естественной монополии. - М.: ИЭАУ, 2010.

3. Ряховская А. Н. Рост тарифов в ЖКХ: целесообразность и обоснованность. Журнал «ЖКХ», № 4, 2010.

4. Ряховская А. Н. Тарифная политика в жилищной сфере. Журнал «ЖКХ», № 2, 2009.

5. Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы. Монография / Ряховская А. Н., Арсенова Е. В., Кириллова А. Н., Кован С. Е., Крюкова О. Г. и др. М.: Магистр, 2008.


Об авторе

А. Н. Ряховская
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Институт экономики и антикризисного управления
Россия
Доктор экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректор Института экономики и антикризисного управления. Автор учебников, учебных пособий, монографий в зарубежных и российских изданиях. Член подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ, член научно-консультационного совета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, член подкомитета по формированию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью ТПП РФ. Заслуженный экономист Российской Федерации. Академик Российской инженерной Академии. Член-корреспондент Академии ЖКХ им. К. Д. Памфилова. Вице-президент Национального научно-экспертного совета по саморегулированию и регулированию.


Рецензия

Для цитирования:


Ряховская А.Н. ОСОБЕННОСТИ ЖКХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(3):48-57. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-48-57

For citation:


Ryahovskaya A.N. HOUSING AND UTILITY INFRASTRUCTURE SPECIFICS AND THEIR INFLUENCE ON FINANCING PROCESS. Strategic decisions and risk management. 2010;(3):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-48-57

Просмотров: 9017


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)