ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИЗМЕ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-70-79
摘要
Адаптация лучших практик обширного и национально-специфичного европейского опыта в сфере измерения квалификаций становится особенно целесообразной по мере замедления в развитии отечественных научно-практических и методических подходов в разработке национальной системы квалификаций. Одновременно дефицит высококвалифицированных кадров в быстро растущем туристском секторе становится хроническим, результаты создания туристских кластеров неоднозначны, мастер-планы территориального развития туристских дестинаций часто терпят крах. В связи с этим формирование структурированного измерения квалификаций в виде национальной системы квалификаций становится востребованным не только в качестве общего института стратегического развития российских дестинаций, но и как средство подготовки кадров, технологий, компетенций и инновационного потенциала индустрии туризма и гостеприимства. Проекты программы «Эразмус+» Европейской комиссии являются одним из эффективных сетевых каналов формирования национальной и международной экспертизы при оптимизации образовательных систем, в частности при сопоставлении и разработке систем, матриц и рамок квалификаций. Реализация структурного проекта в области квалификаций может соответствовать как общим прогрессивным трендам эволюции образовательной системы, так и в целом задачам туристской отрасли. Выделены шесть среднесрочных и шесть долгосрочных эффектов формирования национальной системы квалификаций, которые прямо и опосредованно оказывают благоприятное влияние на процессы развития российских дестинаций посредством допущения упорядоченной вариабельности программ переподготовки и повышения квалификации, активизации непрерывного обучения, стимулирования трудовой мобильности в туристском секторе, успешную валидацию неформального образования, признание частичных и промежуточных квалификаций в индустрии туризма и гостеприимства. Проблематика соотношения развития образовательных кластеров в туристском секторе и национальной системы квалификаций, с одной стороны, и собственно туристских кластеров – с другой, которая также рассмотрена в настоящей статье.
关于作者
С. Илькевич俄罗斯联邦
Л. Приходько
俄罗斯联邦
Н. Смит
俄罗斯联邦
参考
1. Агарвал А. (2018). Люди, у которых всего одна профессия, буду встречаться редко, как динозавры // Ведомости. № 30. 10 сент. URL: https://www.vedomosti.ru / partner / characters / 2018 / 09 / 06 / 780204 anant-agarval (дата обращения: 10.09.2018).
2. Аничкин Е. С., Брюханова Н. В. (2016). Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций // Экономика. Профессия. Бизнес. № 3–1. С. 61–68.
3. Брель О. А. (2016). Некоторые аспекты подготовки кадров для индустрии туризма в рамках межрегиональных туристских кластеров // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). № 2. С. 277–283.
4. Брель О. А. (2015). Развитие профессионального туристского образования на основе кластерного подхода // Образование и общество. № 5 (94). С. 53–57.
5. Вередюк О. В. (2013). Неустойчивость занятости: теоретические основы и оценка масштабов в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. № 1. С. 25–32.
6. Горбашко Е. А., Васильева Е. В., Грей П. (2016). Профессиональные стандарты в подготовке кадров для современного рынка труда // Стандарты и качество. № 7 (949). С. 80–85.
7. Гретченко А. И., Гретченко А. А. (2016). Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: Проспект. 430 c.
8. Караваева Е. В. (2017). Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: сопряжение с напряжением // Высшее образование в России. № 12. С. 5–12.
9. Колодий Н. А., Родионова Е. В., Агранович В. Б. (2013). Анализ российского опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. № 2. C. 9–17. URL: http://www.science-education.ru / 108–8991 (дата обращения: 11.10.2018).
10. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. (2018). Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. Т. 20, № 6. С. 70–89. DOI: 10.17853 / 1994 5639 2018 6 70 89.
11. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 07.02.2018) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» // КонсультантПлюс. URL: https://clck.ru / FFocX.
12. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2002 № 1536 р «О Плане мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi req=doc;base=EXP;n=255578#041080117041331854.
13. Родионова Е. В., Колодий Н. А., Конюхова Т. В. (2013). Анализ зарубежного опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. № 2. C. 1–8. URL: http://www.science-education.ru / 108–8992.
14. Семенова И. И. (2016). Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень ассоциата) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 3 (107). С. 23–31.
15. Смит Н. Л., Илькевич С. В. (2018). Валидация неформального обучения как нового социального института в России // Педагогика. № 2. С. 15–25.
16. Харитонова Т. В., Штремберг П., Илькевич С. В. и др. (2014) Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и гостеприимства. № 4. С. 75–84.
17. Allais S. (2011). The impact and implementation of national qualifications frameworks: a comparison of 16 countries // Journal of education and work. Vol. 24, № 3–4. Р. 233–255. DOI: 10.1080 / 13639080.2011.584685.
18. Bohlinger S. (2012). Qualifications frameworks and learning outcomes: challenges for Europe’s lifelong learning area // Journal of education and work. Vol. 25, № 3. Р. 279–297. DOI: 10.1080 / 13639080.2012.687571.
19. Colardyn D., Bjornavold J. (2014). Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning: policy and practices in EU Member States // European Journal of Education. Vol. 39. № 1. P. 69–89. DOI: 10.1111 / j.0141–8211.2004.00167.x.
20. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning. Official Journal of the European Union (2012 / C 398 / 01) (2012) // European Council URL: http://eurlex.europa.eu / LexUriServ / LexUriServ.do uri=OJ:C:2012:398:0001:0005: EN:PDF.
21. European Guidelines for Validating Non-Formal and Informal Learning. (2015). Luxemburg // CEDEFOP URL: http://www.cedefop.europa.eu / en / publications-and-resources / publications / 3073.
22. Fedulin A. A., Sakharchuk E. S., Ilkevich S. V. (2014). Moscow Regional Education Cluster in Tourism and Services: A New Sustainable Development Paradigm // World Applied Sciences Journal. Vol. 30. P. 80–81. DOI: 10.5829 / idosi.wasj.2014.30.mett.34.
23. Helgoy I., Homme A. (2015). Path-dependent Implementation of the European Qualifications Framework in Education. A Comparison of Norway, Germany and England // Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice. Vol. 17, № 2. P. 124–139. DOI: 10.1080 / 13876988.2013.849399.
24. Pilcher №., Fernie S., Smith K. (2017). The impact of National Qualifications Frameworks: by which yardstick do we measure dreams // Journal of Education and Work. Vol. 30, № 1. P. 1–12, DOI: 10.1080 / 13639080.2015.1122178.
25. Yerevan communique (2015). URL: http://www. erasmusplus.ac.me / uploads / file / YerevanCommuniqueFinal.pdf.
评论
供引用:
Ilkevich S.V., Prikhodko L.V., Smith N.L. EUROPEAN DIMENSION IN QUALIFICATIONS FOR THE TOURIST SECTOR AS AN INSTITUTION FOR RUSSIAN DESTINATIONS DEVELOPMENT. Strategic decisions and risk management. 2019;10(1):70-79. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-70-79