Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИЗМЕ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2018-4-70-79

Полный текст:

Аннотация

Адаптация лучших практик обширного и национально-специфичного европейского опыта в сфере измерения квалификаций становится особенно целесообразной по мере замедления в развитии отечественных научно-практических и методических подходов в разработке национальной системы квалификаций. Одновременно дефицит высококвалифицированных кадров в быстро растущем туристском секторе становится хроническим, результаты создания туристских кластеров неоднозначны, мастер-планы территориального развития туристских дестинаций часто терпят крах. В связи с этим формирование структурированного измерения квалификаций в виде национальной системы квалификаций становится востребованным не только в качестве общего института стратегического развития российских дестинаций, но и как средство подготовки кадров, технологий, компетенций и инновационного потенциала индустрии туризма и гостеприимства. Проекты программы «Эразмус+» Европейской комиссии являются одним из эффективных сетевых каналов формирования национальной и международной экспертизы при оптимизации образовательных систем, в частности при сопоставлении и разработке систем, матриц и рамок квалификаций. Реализация структурного проекта в области квалификаций может соответствовать как общим прогрессивным трендам эволюции образовательной системы, так и в целом задачам туристской отрасли. Выделены шесть среднесрочных и шесть долгосрочных эффектов формирования национальной системы квалификаций, которые прямо и опосредованно оказывают благоприятное влияние на процессы развития российских дестинаций посредством допущения упорядоченной вариабельности программ переподготовки и повышения квалификации, активизации непрерывного обучения, стимулирования трудовой мобильности в туристском секторе, успешную валидацию неформального образования, признание частичных и промежуточных квалификаций в индустрии туризма и гостеприимства. Проблематика соотношения развития образовательных кластеров в туристском секторе и национальной системы квалификаций, с одной стороны, и собственно туристских кластеров – с другой, которая также рассмотрена в настоящей статье.

Для цитирования:


Илькевич С.В., Приходько Л.В., Смит Н.Л. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИЗМЕ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019;10(1):70-79. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2018-4-70-79

For citation:


Ilkevich S.V., Prikhodko L.V., Smith N.L. EUROPEAN DIMENSION IN QUALIFICATIONS FOR THE TOURIST SECTOR AS AN INSTITUTION FOR RUSSIAN DESTINATIONS DEVELOPMENT. Strategic decisions and risk management. 2019;10(1):70-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2018-4-70-79

  1. ВВЕДЕНИЕ

Нa современном этапе развития туристской отрас­ли в России накоплен определенный опыт экспертизы в формировании и развитии туристских дестинаций, в том числе в рамках кластерного подхода. Вместе с тем пока еще не до конца решены специфические проблемы методо­логического характера. В исследованиях последних лет до­вольно подробно рассмотрены многие ключевые сложности в области формирования и развития туристских кластеров в Российской Федерации: ошибочный или неточный харак­тер целеполагания при проектировании кластеров, неопти­мальные параметры механизмов государственно-частного партнерства, часто ведущие к внезапному разрыву контрак­тов и проектов, слабый организационный потенциал многих кластеров, недостаток экспертизы в этой области как у пред­ставителей государственных и муниципальных властей, так и у самого бизнеса и финансовых институтов, недостаточная или нерелевантная подготовка кадров для отрасли, особенно для должностей, требующих высокой квалификации.

Итоги реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рос­сийской Федерации (2011-2018 годы)» (Постановление, 2011), которые еще предстоит детально подвести, пока что вызывают смешанные чувства у экспертов. По ряду по­казателей уже сейчас ясно, что задачи перевыполнены. На­пример, это относится к инвестициям и номерному фонду гостиничного хозяйства. В сентябре 2018 года отчетность Ростуризма по созданию и функционированию многих кла­стеров Счетная палата РФ официально признала недосто­верной, и для многих стейкхолдеров, имеющих отношение к кластерам, это не было неожиданностью. Ряд кластеров, которые должны были стать «визитными карточками» всей ФЦП, существуют только на бумаге или близко к тому, на­пример «Золотые ворота» Алтая. После того как Ростуризм был передан от Минкульта к Минэкономразвития, можно, конечно, ожидать новых стратегических инициатив и подхо­дов с точки зрения развития туристских кластеров в России. Остается предполагать, что Минэкономразвития удастся бо­лее профессионально координировать выработку принципов формирования кластеров в рамках ФЦП на период 2019- 2025 годов. Пока что общественности представлена только концепция ФЦП на следующие пять лет.

В статье предлагается рассмотреть один из проблематич­ных аспектов развития дестинаций - оценку квалификаций в туристском секторе. Пока в России нет соответствующих методологических и концептуальных разработок, и потому создание национальной системы квалификаций (national qualifications framework) хронически затягивается. Именно отсутствие комплексных подходов, в том числе с учетом европейской и иной международной практики, препятству­ет формированию в России научно-образовательного и на­учно-практического пространства, где было бы возможно обеспечить стандартизацию, актуализацию, профессионали­зацию, непрерывность освоения и распространение знаний и навыков, не говоря уже об инновациях, особенно в аспек­тах стратегического развития туристских систем. В статье приводятся некоторые передовые структурные и методо­логические подходы международного проекта «Эразмус+» в этой области, систематизированы существующие пробле­мы и предложены рекомендации с тем, чтобы завершить формирование национальной системы квалификаций в ту­ристском секторе в России.

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИСТСКОМ СЕКТОРЕ

Проблематика исследований туристских квалификаций, несомненно, находится в русле общих дискуссий относи­тельно проблем формирования общей национальной систе­мы квалификаций, в том числе с учетом острых проблем сопряжения образования с профессиональными квалифи­кациями (Караваева, 2017), общих концептуальных и мето­дических основ ее формирования (Олейникова, Муравьева, Аксенова, 2018). Отдельным перспективным направлением изучения проблематики квалификаций является сопоставле­ние процессов формирования и имплементации националь­ных систем квалификаций, как в контексте тех стран, где это уже произошло или практически завершилось к 2010 г. (Allais, 2011), и Европы в целом (Bohlinger S., 2012), так тех стран, где ситуация примерно такая же, как в России.

Из общих принципиальных проблем установления наци­ональной системы квалификаций в России особый интерес представляет проблематика институционального эффекта в зависимости от того, какой путь прошла национальная обра­зовательная система. Как отмечают исследователи, послед­нее проявляется в разных приоритетах, участии различных групп стейкхолдеров и иных специфических трудностей полного внедрения национальной системы квалификаций (Helgoy, Homme, 2015), включая методологические аспекты измерения сравнительной эффективности того, что уже вне­дрено (Pilcher, Femie, Smith, 2017) и включения компонент неформального обучения (Colardyn, Bjomavold, 2014).

Что касается российских концептуальных исследований, то, с одной стороны, специалисты в области педагогики и ме­неджмента отраслевого образования пытаются предложить отдельные усовершенствования в отраслевой подготовке кадров, исходя из универсальных представлений о выстраи­вании системы квалификации на основе научно-методологи­ческих подходов. С другой стороны, специалисты в области туристских исследований углубляются в вопросы прора­ботки и соотнесения образовательных и профессиональных стандартов, подготовки, разработки подходов к оптимиза­ции программ и учебных планов (Харитонова, Штремберг, Илькевич С.В. и др., 2014) и только потом обращаются к аспектам общего квалификационного структурирования национальной системы квалификаций.

Отдельно можно отметить формирование специализиро­ванных кластеров образования и подготовки в туризме, ко­торые обосновываются в некоторых исследованиях (Eedulin, Sakharchuk, Ilkevich, 2014). Речь идет о концепциях выстраи­вания многоуровневых региональных (Брель, 2015), межре­гиональных (Брель, 2016) и даже трансграничных образова­тельных кластеров в индустрии туризма и гостеприимства с компонентами межотраслевого, межпрофессиональнош и сетевого взаимодействия. И хотя такого рода концепции можно подвергнуть критике за некоторую абстрактность, эти исследования представляются полезными и в контексте выстраивания национальной системы квалификаций, по­скольку в итоге придется как-то соотнести образовательный кластер и рамку квалификаций в организационно-управлен­ческом, координационном и аттестационном аспектах. Кла­стерный подход принципиально предпочтителен, поскольку приобретенные знания быстро устаревают, и только кластер­ный подход позволяет обеспечить наибольшую адаптивность и быструю актуализацию образовательных программ (Анич­кин, Брюханова, 2016, с. 62). К тому же большие компании (туроператоры, гостиничные и ресторанные сети, авиа­компании) нередко сами проводят подготовку персонала в своих тренинговых центрах и школах подготовки и счита­ют ее достаточной, как и сами обучающиеся.

Нa рис. 1 обобщено соотношение национальной системы квалификаций, неформального образования, образователь­ного кластера в туристском секторе и туристского кластера. И если относительно просто можно представить содержание каждой компоненты, то аспекты их взаимодействия и вза­имной обусловленности отнюдь не тривиальны. Нa пересе­чении четырех предметных областей появляется сложная, комплексная, междисциплинарная научно-практическая и методологическая проблема интеграции, которую целесо­образно решать, принимая во внимание опыт европейских стран. Там каждая компонента развивалась десятилетиями, проблематику их взаимосвязи и взаимного влияния академические, образовательные, деловые и административные ор­ганы осознали и стали прорабатывать с начала 2000-х годов.

 

Рис. 1. Соотношение предметных областей 

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АКЦЕНТЫ ПРОЕКТА «ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА»

Проект «Европейское измерение квалификаций туристи­ческого сектора» (European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector, EurDiQ, per № 561832-EPP-1-2015-1-LV- EPPKA2-CBHE-SP) программы Европейской Комиссии «Эразмус+» реализуется с 2015 года в рамках консорциу­ма российских, киргизских и европейских университетов: Лондонского столичного университета, Университета Ни­косии, Института прикладных наук (Шверин, Германия), Балтийской международной академии (Латвия. Рига), Фи­нансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), Санкт-Петербургского государствен­ного экономического университета, Донского технического университета, Сочинского государственного университета, Российского государственного университета туризма и сер­виса, Иссык-Кульского государственного университета им. К. Тыныстанова, Бишкекской финансово-экономической академии.

Современные тренды модернизации экономики и бы­строй смены технологий приводят к тому, что существенно меняются требования работодателей к квалификации специ­алистов. Для туристского сектора очевидна необходимость более гибко реагировать и подстраивать систему образова­ния в силу полифункциональнош характера деятельности, междисциплинарности, многоотраслевого характера дея­тельности в индустрии, постоянного усложнения видов ту­ризма, усиления конкуренции между дестинациями. Имен­но поэтому основной целью исследования проекта EurDiQ стала разработка подходов к гармонизации национальной системы квалификаций и компетенций туристской отрасли.

 

Рис. 2. Задачи проекта «Европейское измерение квалификаций туристического сектора» программы Европейской комиссии «Эразмус+»

Цель проекта - обеспечение устойчивого развития выс­шего образования в России путем создания системы оценки качества образовательных программ в соответствии с прин­ципами Болонского процесса и планом стратегического раз­вития Евросоюза до 2020 года. Проект предполагает уси­ление европейских подходов и методик к идентификации туристской отрасли с целью расширить возможности трудо­устройства выпускников в России и Киргизской Республике (рис. 2).

В ходе реализации проекта были выделены два приори­тетных направления развития туристской отрасли - развитие туристских дестинаций и конгрессно-выставочная деятель­ность, сформулирована задача и первоначальный комплекс предложений по формированию профессиональных стан­дартов «Развитие туристских дестинаций» и «Конгресс­но-выставочная деятельность» для повышения интеграции бизнеса и подготовки кадров, а значит, и конкурентоспособ­ности выпускников высших учебных заведений на рынке труда.

Предстоит провести анализ профессиональных и обра­зовательных стандартов и выявление разрывов между ев­ропейскими, российскими, киргизскими образовательными стандартами и подходами к обучению. Консорциум проекта принял решение разработать новые учебные модули для се­тевой магистерской программы по лидерству и стратегии раз­вития туризма на основе лучших европейских практик. Рос­сийские и киргизские преподаватели вместе с европейскими коллегами разработали 10 учебных модулей, направленных на развитие компетенций будущих лидеров туристской ин­дустрии. Помимо обязательных дисциплин национальных стандартов в учебный план магистерской программы вошли модули «Устойчивый туризм», «Менеджмент мероприятий», «Законодательство и безопасность в туризме», «Инновации и сервис», «Стратегический менеджмент и маркетинг в ту­ризме».

В рамках проекта методически выявлены лакуны в ком­петенциях на уровне подготовки магистров в менеджменте туризма и предложен комплекс предметных, тематических и дидактических новаций.

Благодаря структурированному подходу к компетенциям и квалификациям выделены среднесрочные эффекты, кото­рые должны обеспечить значимые результаты в туристском секторе в течение 3-5 лет, и долгосрочные эффекты, которые продиктованы инерционностью развития профессиональ­но-образовательного пространства.

  1. СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИСТСКОМ СЕКТОРЕ

Среднесрочные эффекты интуитивно понятны, в некото­рых аспектах они так или иначе уже затронуты в российских исследованиях.

Достижение равновесия между предложением и спро­сом на труд. Структурированный квалификационный под­ход обеспечивает формирование единой системы координат для работников и работодателей, с тем чтобы обеспечить правильное информирование, целеполагание, соотнесение компетенций и квалификаций. С помощью национальной системы квалификаций все стейкхолдеры, заинтересованные в развитии отрасли, смогут точнее выразить, каких именно работников не хватает или, наоборот, каких слишком много.

Улучшение фокуса переподготовки и повышение квалификации. Речь идет об оптимизации и универсали­зации форматов, которые релевантны для смежных квали­фикационных уровней. Появление национальной системы квалификаций позволит более четко понимать, в каких под- отраслевых компонентах туристского сектора можно больше использовать программы для нескольких квалификацион­ных уровней. В настоящее время исследователи подчерки­вают, что программы дополнительного профессионального образования в туристском секторе отличаются бессистемно­стью на субъектном и теоретико-методологическом уровне, не имеют преемственности этапов, модулей, уровней подго­товки, не говоря уже о релевантных подходах к контролю ре­зультатов обучения и тем более о международном признании дипломов и сертификатов (Колодий, Родионова, Агранович, 2013). Один из ключевых аспектов для туристского сектора - это проектная деятельность и, соответственно, необходи­мость точно отражать необходимые компетенции как в про­фессиональных стандартах, так и в рамках квалификаций. Можно утверждать, что выработка национальной системы квалификаций затягивается из-за недостаточно комплекс­ного понимания сути и граней проектного обучения, в том числе в рамках дополнительного образования. На примере индустрии делового туризма продемонстрировано, каким компетенциям и субкомпетенциям необходимо уделить боль­ше внимание при формирования так называемой проектной экономики (Горбашко, Васильева, Грей, 2016).

Возможности соотнесения квалификаций образова­ния и профессиональных квалификаций. Сейчас многое непонятно даже на концептуальном уровне: как соотносить квалификацию, полученную в России, с зарубежными про­фессиональными дипломами и квалификациями в туризме и гостеприимстве, не говоря о еще туманных перспективах интернационализации российского образования.

Акцентирование необходимости обучения в течение всей жизни. Национальная система квалификаций должна взять на себя функцию навигатора для работников, позволяя им моделировать свою индивидуальную траекторию разви­тия в том, что касается образования и профессиональной де­ятельности. Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации должно дополнительно «подхлестнуть» этот процесс.

Оптимизация содержания, объемов и сроков обра­зовательных программ (в том числе теоретического и практического компонентов). Важен также аспект обе­спечения оптимальной преемственности уровней квалифи­кации по видам профессиональной деятельности.

Активизация трудовой мобильности населения в Рос­сии и за рубежом. Понятная и прозрачная система соотне­сения квалификаций позволит желающим включиться в ми­ровое образовательное и профессиональное пространство, найти для себя подходящее учебное заведение или место работы, улучшит трудовую мобильность населения и вну­три страны. В настоящее время мобильность ассоциируется с проблемой неравномерного экономического развития реги­онов, бегства от бедности, а не с естественным перемещени­ем квалифицированных кадров как ограниченного ресурса туда, где они могут найти себе лучшее поле для деятельно­сти. Для персонала предприятий в гостеприимстве и туризме этот аспект по определению особенно актуален, но пока он не рассматривается в литературе.

  1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИСТСКОМ СЕКТОРЕ

По мере завершения формирования национальной си­стемы квалификаций в Российской Федерации, в том числе в туристском секторе, можно постепенно ожидать некото­рого упорядочивания и структурирования сферы профес­сионального образования, поскольку со временем можно предметно разрабатывать «дорожные карты», конкретные научно-практические подходы и организационно-методиче­ские механизмы для максимизации следующих положитель­ных эффектов.

Возможности признавать (валидировать) нефор­мальное образование в туризме и гостеприимстве. Дан­ный эффект и на концептуальном, и на отраслевом уров­не пока что не рассмотрен в отечественной литературе, за исключением отдельных работ (Смит, Илькевич, 2018), хотя это один из важнейших рычагов стимулирования эф­фективной практикоориентированной образовательной деятельности. В Европе основополагающими документа­ми, предопределившими единообразное понимание при­знания (валидации) неформального и неофициального обучения, стали инструкции по валидации неофициаль­ного и неформального обучения, первоначально представ­ленные в 2009 году и обновленные в 2015 году (European Guidelines, 2015) и очень близкие им по духу рекомендации Совета Европы (Council Recommendation, 2012), а также Ереванской конференции министров образования (Yerevan communique, 2015).

Структурирование переподготовки и повышения квалификации как модулей новых квалификационных уровней. Программы повышения квалификации и пере­подготовки будут восприниматься и их производителями, потребителями как структурные элементы, модули, «кир­пичики» в рамках национальной системы квалификаций, которые могут приводить к достижению новых квалифика­ционных уровней, как это постепенно происходит в евро­пейских странах. Понимания, как модульно конструировать индивидуальную образовательную траекторию, пока что нет ни у делового сообщества, ни в образовательно-академи­ческом сообществе в туристском секторе. Для сравнения: за рубежом уже накоплен опыт организации и продвижения дополнительного образования по такой системе (Родионова, Колодий, Конюхова, 2013).

Применение частичных и промежуточных квалифи­каций. В то же самое время в странах, где национальные системы квалификаций либо уже сложились, либо находятся на завершающих этапах формирования, широко использу­ется понятие «частичная и /или промежуточная квалифика­ция». Без преувеличения можно сказать, что для индустрии туризма и гостеприимства это просто великолепный образо­вательный инструмент, который, судя по опыту ряда евро­пейских стран, целесообразен для распространения в Рос­сии.

По мере достижения квалификации (например, магистр) на основании всей совокупности последипломного обучения и практически освоенных компетенций можно присуждать частичную или промежуточную квалификацию между уров­нями «бакалавр» и «магистр». Отдельный аспект - это кор­ректная, благозвучная, интуитивно понятная терминология таких промежуточных ступеней. Например, для квалифика­ции между бакалаврами и магистрами предстоит выбирать некие «маркеры» и квалификационные титулы: «квалифика­ция 6.5», или «предмагистр», «подмагистр», «продвинутый бакалавр», «бакалавр с углубленной подготовкой».

Принципиально нужно отметить то, что в обновленной Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011) четко обозначено, что существуют разные ва­рианты и индивидуальные пути достижения квалификации, путем не только освоения всех элементов всей программы, но и завершения отдельного этапа программы с присвоени­ем частичной и /или промежуточной квалификации, офи­циального признания знаний, умений и компетенций вне зависимости от участия в каких бы то ни было программах обучения, вплоть до полного неучастия. К сожалению, до не­давнего времени данная тема практически отсутствовала в дискурсе об институционализации российского образова­ния, за исключением отдельных исследований (Еретченко, Еретченко, 2016).

Из интересных международных примеров можно при­вести турецкую степень ассоциата по специальности «Ме­неджмент туризма и гостеприимства» объемом 120 креди­тов, соответствующую пятому уровню национальной рамки квалификаций, рассчитанную на два года обучения. Анализ ее прогрессивных аспектов представлен в недавней статье (Семенова, 2016).

Эффект портфолио профессий. О данном эффекте в последнее время стали говорить как о крайне интересном феномене с большим потенциалом инновационности. Люди среднего и старшего возраста в условиях новой экономики знаний оказываются уникальными специалистами с само­бытными траекториями предшествовавшего профессиональ­ного формирования, им присущи компетенции формального и неформального образования, которые сложно воспроизве­сти. В контексте индустрии туризма и гостеприимства такая постановка проблематики развития человеческого капитала, особенно в аспектах синергичности различных компонент знаний, приобретает особую актуальность в условиях раз­вития туристских кластеров. Эффект портфолио профес­сий целесообразно стимулировать разумными средствами, обеспечить его признание всеми стейкхолдерами. Для этой цели также необходим прогресс в национальной системе квалификаций. Более того, можно и нужно говорить о том, что учет портфолио профессий должен быть одним из ос­новных принципов ее формирования. Российские эксперты могли бы действовать на опережение и использовать преи­мущества «догоняющего развития»: ирландская, британская и другие передовые национальные системы квалифика­ций были разработаны до наступления массового проявле­ния эффекта портфолио профессий, однако теперь «люди, у которых всего одна профессия, будут встречаться редко, как динозавры» (Агарвал, 2018). И та страна, которая точнее и правильнее отразит эти межпрофессиональные факторы в системе квалификаций, получит преимущество в форми­ровании человеческого капитала.

Снижение прекаризации (неустойчивости) труда мо­лодежи, старшего возраста, женщин. «Неустойчивость занятости рассматривается как состояние, при котором на рынке труда повышается уровень неопределенности и ри­ска трудовых отношений, а работа перестает служить источ­ником средне- и долгосрочного планирования жизни эконо­мически активного населения» (Вередюк, 2013, с. 23). Более точная самоидентификация, стратегия и тактика професси­онального саморазвития в рамках национальной системы квалификаций позволят за счет лучшей профессиональной навигации повысить трудовую активность отмеченных де­мографических групп, тем более что туристский сектор пре­доставляет много специфических ниш для индивидуальных карьерных траекторий.

Переподготовка и повышение квалификации зару­бежных кадров. Благодаря формированию национальной системы квалификаций можно не только сравнивать и сопо­ставлять квалификации на международном уровне, но и ис­пользовать ее в качестве основы для формирования программ повышения квалификации и переподготовки иностранных работников на ключевых зарубежных для России рынках выездного туризма, для разработки организационно-коор­динационных механизмов продвижения и стимулирования переподготовки кадров в различных форматах: на уровне ассоциаций и партнерских сетей, корпоративного обучения, в зарубежных образовательных организациях, в российских образовательных учреждениях. Тем более пока что преду­смотренный правительством Российской Федерации план экспорта образовательных услуг не получил должного раз­вития (Распоряжение 2002), что является одним из фокусов для рассмотрения проблем и недостаточно использованных возможностей переподготовки и повышения квалификации зарубежных кадров.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Европейские подходы к формированию национальной системы квалификаций - это большой набор концептуаль­ных и методических средств построения эффективных об­разовательных систем. Преимущество изучения европей­ских методов структурирования квалификаций, в том числе в отдельных отраслях, целесообразно в силу того, что они хорошо изучены, системно изложены в литературе и апро­бированы на практике, причем в ряде областей уже более десяти лет. В туристском секторе формирование националь­ной системы квалификаций внешним эффектам. К тому же при всей очевидности влияния уровня квалификации работ­ников туристской индустрии на долгосрочную конкуренто­способность дестинаций и, в частности, ее инновационный потенциал, данная взаимосвязь настолько растянута во вре­мени и трудна для отслеживания, что продолжают суще­ствовать недостаточно модернизированные и даже архаич­ные образовательные системы и подходы. Представленная систематизация среднесрочных и долгосрочных эффектов внедрения национальной системы квалификаций не ограни­чивается попыткой продемонстрировать всю многомерность хорошо структурированной системы профессионального об­разования и деятельности на всю отрасль в контексте турист­ского сектора. На данном этапе развития российского об­разования в туризме и гостеприимстве указанные эффекты выражены слабо и размыто, тем не менее являются хорошей диагностической матрицей для констатации и дальнейшего мониторинга состояния российской системы измерения ква­лификаций в туристском секторе.

  1. ИНФОРМАЦИЯ О СПОНСОРСТВЕ

Статья выполнена в рамках диссеминации результатов и планирования дальнейшего развития проекта Програм­мы Европейской комиссии «Эразмус+» «Европейское из­мерение квалификаций туристического сектора» (сокра­щенное название EurDiQ, регистрационный номер проекта: 561832-ЕРР-1-2015-1-LV-EPPKА2-CBHE-SP).

The article is prepared for the dissemination purposes and further conceptual planning of the project of the European Commission Program Erasmus+«European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector (EurDiQ)», Number 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP

Об авторах

С. В. Илькевич
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: устойчивый туризм, экономика туризма, менеджмент в туризме, сервисный менеджмент, международный туризм, туристские кластеры, компаративистика в туризме, социальный туризм.


Л. В. Приходько
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Кандидат техн. наук, доцент Департамента менеджмента, начальник Управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: интернационализация образования, академическая мобильность, международные образовательные программы, электронное обучение, переподготовка кадров, развитие образовательного пространства, управление человеческими ресурсами, управление персоналом.


Н. Л. Смит
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Главный специалист Управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: международные образовательные программы, академическая мобильность, валидация неформального образования, русский язык как иностранный, образование и переподготовка в туризме и гостеприимстве, компаративистика в образовании.


Список литературы

1. Агарвал А. (2018). Люди, у которых всего одна профессия, буду встречаться редко, как динозавры // Ведомости. № 30. 10 сент. URL: https://www.vedomosti.ru / partner / characters / 2018 / 09 / 06 / 780204 anant-agarval (дата обращения: 10.09.2018).

2. Аничкин Е. С., Брюханова Н. В. (2016). Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций // Экономика. Профессия. Бизнес. № 3–1. С. 61–68.

3. Брель О. А. (2016). Некоторые аспекты подготовки кадров для индустрии туризма в рамках межрегиональных туристских кластеров // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). № 2. С. 277–283.

4. Брель О. А. (2015). Развитие профессионального туристского образования на основе кластерного подхода // Образование и общество. № 5 (94). С. 53–57.

5. Вередюк О. В. (2013). Неустойчивость занятости: теоретические основы и оценка масштабов в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. № 1. С. 25–32.

6. Горбашко Е. А., Васильева Е. В., Грей П. (2016). Профессиональные стандарты в подготовке кадров для современного рынка труда // Стандарты и качество. № 7 (949). С. 80–85.

7. Гретченко А. И., Гретченко А. А. (2016). Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: Проспект. 430 c.

8. Караваева Е. В. (2017). Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: сопряжение с напряжением // Высшее образование в России. № 12. С. 5–12.

9. Колодий Н. А., Родионова Е. В., Агранович В. Б. (2013). Анализ российского опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. № 2. C. 9–17. URL: http://www.science-education.ru / 108–8991 (дата обращения: 11.10.2018).

10. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. (2018). Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. Т. 20, № 6. С. 70–89. DOI: 10.17853 / 1994 5639 2018 6 70 89.

11. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 07.02.2018) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» // КонсультантПлюс. URL: https://clck.ru / FFocX.

12. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2002 № 1536 р «О Плане мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi req=doc;base=EXP;n=255578#041080117041331854.

13. Родионова Е. В., Колодий Н. А., Конюхова Т. В. (2013). Анализ зарубежного опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. № 2. C. 1–8. URL: http://www.science-education.ru / 108–8992.

14. Семенова И. И. (2016). Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень ассоциата) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 3 (107). С. 23–31.

15. Смит Н. Л., Илькевич С. В. (2018). Валидация неформального обучения как нового социального института в России // Педагогика. № 2. С. 15–25.

16. Харитонова Т. В., Штремберг П., Илькевич С. В. и др. (2014) Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и гостеприимства. № 4. С. 75–84.

17. Allais S. (2011). The impact and implementation of national qualifications frameworks: a comparison of 16 countries // Journal of education and work. Vol. 24, № 3–4. Р. 233–255. DOI: 10.1080 / 13639080.2011.584685.

18. Bohlinger S. (2012). Qualifications frameworks and learning outcomes: challenges for Europe’s lifelong learning area // Journal of education and work. Vol. 25, № 3. Р. 279–297. DOI: 10.1080 / 13639080.2012.687571.

19. Colardyn D., Bjornavold J. (2014). Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning: policy and practices in EU Member States // European Journal of Education. Vol. 39. № 1. P. 69–89. DOI: 10.1111 / j.0141–8211.2004.00167.x.

20. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning. Official Journal of the European Union (2012 / C 398 / 01) (2012) // European Council URL: http://eurlex.europa.eu / LexUriServ / LexUriServ.do uri=OJ:C:2012:398:0001:0005: EN:PDF.

21. European Guidelines for Validating Non-Formal and Informal Learning. (2015). Luxemburg // CEDEFOP URL: http://www.cedefop.europa.eu / en / publications-and-resources / publications / 3073.

22. Fedulin A. A., Sakharchuk E. S., Ilkevich S. V. (2014). Moscow Regional Education Cluster in Tourism and Services: A New Sustainable Development Paradigm // World Applied Sciences Journal. Vol. 30. P. 80–81. DOI: 10.5829 / idosi.wasj.2014.30.mett.34.

23. Helgoy I., Homme A. (2015). Path-dependent Implementation of the European Qualifications Framework in Education. A Comparison of Norway, Germany and England // Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice. Vol. 17, № 2. P. 124–139. DOI: 10.1080 / 13876988.2013.849399.

24. Pilcher №., Fernie S., Smith K. (2017). The impact of National Qualifications Frameworks: by which yardstick do we measure dreams // Journal of Education and Work. Vol. 30, № 1. P. 1–12, DOI: 10.1080 / 13639080.2015.1122178.

25. Yerevan communique (2015). URL: http://www. erasmusplus.ac.me / uploads / file / YerevanCommuniqueFinal.pdf.


Для цитирования:


Илькевич С.В., Приходько Л.В., Смит Н.Л. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИЗМЕ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019;10(1):70-79. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2018-4-70-79

For citation:


Ilkevich S.V., Prikhodko L.V., Smith N.L. EUROPEAN DIMENSION IN QUALIFICATIONS FOR THE TOURIST SECTOR AS AN INSTITUTION FOR RUSSIAN DESTINATIONS DEVELOPMENT. Strategic decisions and risk management. 2019;10(1):70-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2018-4-70-79

Просмотров: 64


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)