Перейти к:
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-20-26
Аннотация
Рассматриваются вопросы внедрения цифровых технологий прослеживаемости грузов в транспортно-логистических системах, исследуется нормативно-правовая база цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Обоснована платформенная концепция управления транспортно-логистическими системами, согласно которой фокусным звеном транспортной цепи выступает не логистический оператор, а интегрированная цифровая платформа управления транспортными и грузовыми потоками, объединяющая всех участников и обеспечивающая высокую степень прозрачности и сквозной прослеживаемости цепи поставок, оценивается эффективность функционирования транспортно-логистических систем на основе широкого использования современных цифровых информационно-коммуникационных технологий управления заказами, осуществления планирования, организации, мониторинга и контроля всех процедур доставки товаров.
Ключевые слова
Для цитирования:
Дмитриев А.В. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019;10(1):20-26. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-20-26
For citation:
Dmitriev A.V. DIGITAL TECHNOLOGIES OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SYSTEMS VISIBILITY. Strategic decisions and risk management. 2019;10(1):20-26. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-20-26
В современных экономических условиях для обеспечения гибкости цепей поставок многие компании передают часть своих бизнес-процессов на аутсорсинг, что зачастую приводит к потере контроля и возможности отслеживать выполнение тех или иных логистических операций. Решением данной проблемы может стать внедрение современных цифровых технологий сквозной прослеживаемости цепей поставок, включая транспортно-логистическое обслуживание на этапе доставки товаров от производителей до конечных потребителей.
Прослеживаемость представляет собой процедуру постоянного мониторинга продвижения материального потока в цепях поставок в режиме реального времени. Она необходима для дальнейшего формирования и развития эффективной логистической системы доставки грузов, в том числе в международном сообщении. Цифровая система прослеживаемости предполагает работу с обширными массивами структурированных и неструктурированных данных, налаживание интеграционных процессов и межорганизационной логистической координации между субъектами цепей поставок, а также проектирование и внедрение современных цифровых систем, позволяющих автоматически, быстро и безопасно обрабатывать поступающие заказы на перевозку грузов с целью обеспечить доступность товаров промежуточным и конечным потребителям.
Методической основой исследования послужили платформенная концепция развития цифровой экономики, статистический и сравнительный анализ, научный анализ и синтез, графические методы и обобщение.
В последние годы эволюционно-революционный характер развития экономики связан с появлением прорывных технологий и цифровизацией. В России цифровизация регулируется и поддерживается на законодательном уровне (Постановление, 2017, Распоряжение, 2017).
Цифровые платформы являются квинтэссенцией современного инструментария цифровой экономики, поскольку интегрируют значительное число инновационных технологий и предоставляют пользователям (производителям, посредникам, потребителям) доступ к различным цифровым инструментам, что предопределяет качественное изменение обычаев делового оборота (ЕСешелава, Хает, 2018). Применительно к транспортно-логистическим системам можно констатировать, что фокусным звеном в цепи поставок теперь выступает не сам субъект (логистический оператор), а интегрированная цифровая платформа управления транспортными и грузовыми потоками, объединяющая всех участников и обеспечивающая высокую степень прозрачности и сквозной прослеживаемости цепи поставок.
В условиях глобального усиления конкуренции способность к инновационным изменениям становится новым фактором развития транспортно-логистической инфраструктуры и эффективным способом преодоления кризисных тенденций. Цифровые технологии управления транспортно-логистическими процессами инновационны сами по себе. Пока их внедрение сталкивается с административно-правовыми барьерами, но они, безусловно, станут катализатором радикальных преобразований в области экономики, организации и координации доставки грузов, изменения технических регламентов допуска подвижного состава к перевозке грузов и пассажиров, трансформируют правила и практики, косвенно связанные с логистикой, в частности экологические требования, правила транспортного и грузового страхования, практику урегулирования последствий дорожно-транспортных происшествий, специфику таможенного контроля (Баль- чик, Калинина, Барыкин, 2018). Кроме того, катализаторами цифровой трансформации также служат инновационные технологии Индустрии 4.0, в частности интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект, что позволяет выстроить последовательность доминирующих парадигм промышленной революции: механизация - технологизация - цифровизация - интеллектуализация.
Для достижения указанных целей назрела необходимость максимально быстро перейти от аналоговых технологий, на основе которых по-прежнему реализуется большинство бизнес-процессов транспортной логистики, в цифровую среду. Цифровизация экономики в целом и транспортно-логистического сектора в частности вызывает целый ряд дискуссионных вопросов, например, уровень цифровизации экономики в общей структуре ВВП России пока еще достаточно сильно отстает от показателей промышленно развитых стран мира (рис. I) (Банке, Бутенко, Мишенина и др., 2017).
Рис. 1. Доля цифровой экономики в ВВП стран G20, %
По мнению Б.Ю. Титова, эксперта Института экономики роста им. П. А. Столыпина, по уровню развития цифровой экономики Россия отстает от государств-лидеров, имеет место дисбаланс между цифровизацией государства, в том числе в создании новых «фискальных» информационных систем, и развитием частных инициатив в этой области (Россия, 2018).
Сегодня для функционирования транспортно-логистических систем необходимо применять современные цифровые информационно-коммуникационные технологии управления заказами, осуществлять планирование, организацию, мониторинг и контроль всех процедур доставки товаров в режиме реального времени.
Распространение цифровых технологий стимулирует компании транспортной отрасли анализировать свои рыночные возможности и изучать конкурентное окружение для определения потенциальных возможностей роста. Инновации технологии и модели, связанные с цифровизацией, трансформируют транспортную отрасль в плане повышения ее эффективности и увеличения возможностей по формированию современной архитектуры транспортной логистики (Управление, 2016).
Цифровая экосистема транспортной логистики предоставляет доступ к интерактивным веб-технологиям, с помощью которых можно напрямую подключиться к системе транспортировки и складирования грузов, спланировать ресурсы предприятия, осуществить любые виды взаимодействий с контрагентами (поставщиками, посредниками, потребителями). В данном случае информационному потоку свойственно опережение относительно процесса доставки, то есть он предстает не в качестве производного от материального потока, а является основным потоком в транспортно-логистической системе. Выполнив подключение к сервису, пользователь сможет рассчитать себестоимость перевозки груза, немедленно отправить заявку на организацию доставки товара с последующим мониторингом процесса транспортировки как внутри страны, так и в международном сообщении.
По итогам 2018 года Всемирным банком составлен рейтинг эффективности логистики в различных странах мира (Transportation, 2018) (см. таблицу). Методология определения места в рейтинге по пятибалльной шкале учитывает эффективность работы таможенных органов, состояние транспортно-логистической инфраструктуры, оперативность осуществления международных перевозок, своевременность доставки и возможность отслеживать грузы. В настоящий момент Россия находится на 75-й позиции в рейтинге 160 стран, следуя за Коста-Рикой и Парагваем и немного опережая Бенин и Черногорию. Как ни странно, самые низкие показатели (97-е место) у нашей страны по эффективности таможенного администрирования (2,42 балла) и прослеживаемости цепей поставок (2,65 балла). По параметру «международные перевозки» Россия заняла 96-е место (2,64 балла). Совершенствовать необходимо и работу в области обеспечения своевременности доставки, инфраструктурного развития и качества логистики (3,31, 2,78 и 2,75 балла и 66, 61 и 71-е места соответственно).
На практике совершенствование указанных в табл. 1 компонентов в совокупности является достаточно сложной и труднорешаемой задачей, поскольку грузовладельцы зачастую не обладают полной информацией о товародвижении и не могут отслеживать свои грузы в режиме «онлайн», что может свидетельствовать и о технической неготовности субъектов транспортно-логистических систем к полному и даже частичному переходу на цифровые технологии доставки грузов. Участники процесса транспортно-логистического обслуживания не всегда вовремя получают оповещения об отправлении грузов, их местонахождении и времени прибытия в пункт назначения. Сложившаяся ситуация существенно снижает качество торговли и управления цепями поставок.
Технология прослеживания цепочки поставок способствует быстрому реагированию на изменения, позволяя заинтересованным пользователям, включая поставщиков, логистических операторов, потребителей, оперативно принимать меры и изменять спрос, перенаправлять материальный поток, реагировать на любые изменения в цепи поставок. Интеграция инструментов и систем цифровой прослеживаемости позволяет различным звеньям цепи поставок получать точную информацию о текущих запасах, поступающих заказах и находящихся в процессе транспортировки грузах в режиме реального времени.
Одним из направлений государственного регулирования транспортно-логистических процессов является внедрение технологий цифровой прослеживаемости как Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости, разработанной Центром развития перспективных технологий (Единая, 2019) (рис. 2). В декабре 2017 года Президент России В. В. Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 года Единой национальной системы сплошной маркировки товаров. Оператором проекта был назначен Центр развития перспективных технологий, который представляет собой совместный проект компании «ЮэСэМ Технологии» (50%), государственной корпорации «Ростех» (25%) и фирмы «Элвис-Плюс групп» (25%), создан на основе государственно-частного партнерства и выступает как уполномоченный оператор, присваивающий каждому товару уникальный код (DataMatrix или маркировку другого типа), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара. Предполагается, что к 2024 году система охватит большинство отраслей промышленности, прежде всего производство табачной продукции, лекарств, одежды, обувь, детское питание и др.
Мировой рейтинг стран по эффективности логистики за 2018 год
Страна |
Ранг |
Совокупный показатель, очки |
Доля от совокупного показателя лидера, % |
Таможня |
Инфраструктура |
Межтунаротные перевозки |
Качество логистики |
Прослеживаемость |
Своевременность |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ранг |
Очки
|
Ранг |
Очки |
Ранг |
Очки |
Ранг |
Очки |
Ранг |
Очки |
Ранг |
Очки |
||||
Германия |
1 |
4,20 |
100,0 |
1 |
4,09 |
1 |
4,37 |
4 |
3,86 |
1 |
4,31 |
2 |
4,24 |
3 |
4,39 |
Швеция |
2 |
4,05 |
95,4 |
2 |
4,05 |
3 |
4,24 |
2 |
3,92 |
10 |
3,98 |
17 |
3,88 |
7 |
4,28 |
Бельгия |
3 |
4,04 |
94,9 |
14 |
3,66 |
14 |
3,98 |
1 |
3,99 |
2 |
4,13 |
9 |
4,05 |
1 |
4,41 |
Австрия |
4 |
4,03 |
94,5 |
12 |
3,71 |
5 |
4,18 |
3 |
3,88 |
6 |
4,08 |
7 |
4,09 |
12 |
4,25 |
Япония |
5 |
4,03 |
94,5 |
3 |
3,99 |
2 |
4,25 |
14 |
3,59 |
4 |
4,09 |
10 |
4,05 |
10 |
4,25 |
Нидерланды |
6 |
4,02 |
94,3 |
5 |
3,92 |
4 |
4,21 |
11 |
3,68 |
5 |
4,09 |
11 |
4,02 |
11 |
4,25 |
Сингапур |
7 |
4,00 |
93,6 |
6 |
3,89 |
6 |
4,06 |
15 |
3,58 |
3 |
4,10 |
8 |
4,08 |
6 |
4,32 |
Дания |
8 |
3,99 |
93,5 |
4 |
3,92 |
17 |
3,96 |
19 |
3,53 |
9 |
4,01 |
3 |
4,18 |
2 |
4,41 |
Англия |
9 |
3,99 |
93,3 |
11 |
3,77 |
8 |
4,03 |
13 |
3,67 |
7 |
4,05 |
4 |
4,11 |
5 |
4,33 |
Финляндия |
10 |
3,97 |
92,7 |
8 |
3,82 |
11 |
4,00 |
16 |
3,56 |
15 |
3,89 |
1 |
4,32 |
8 |
4,28 |
Россия |
75 |
2,76 |
54,9 |
97 |
2,42 |
61 |
2,78 |
96 |
2,64 |
71 |
2,75 |
97 |
2,65 |
66 |
3,31 |
Рис. 2. Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости
DataMatrix код делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки, или крипто-хвост, который генерирует оператор с помощью отечественных технологий криптографии. За счет фиксации движения на каждом этапе в системе «Честный знак» исключено наличие товаров, не имеющих разрешительных документов на право использования указанного товарного знака или зарегистрированных с нарушением авторского права, и возможности повторного появления товаров на рынке, в том числе с истекшими сроками годности. Цифровой код маркировки является уникальным, неповторимым, легко наносится на любую упаковку. Размещение кода DataMatrix на упаковке товара обеспечивает эффективное противодействие контрафакту и контрабанде, защиту добросовестным и законопослушным предпринимателям и потребителям и собираемость налогов.
8 апреля 2018 года Правительство РФ утвердило перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке. С марта 2019 года будут маркировать табачные изделия, с июля 2019 года - обувь, с декабря 2019 года - духи и туалетную воду, некоторые товары легкой промышленности, в частности пальто, полупальто, плащи, куртки, трикотажные блузки, ветровки, штормовки, столовое, постельное, кухонное, туалетное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки, с января 2020 года - лекарства (Национальная система, 2019).
Внедрение данной системы предполагает получение преимуществ для всех заинтересованных сторон (модель win- to-win):
- Потребители будут уверены в том, что приобретают сертифицированную, легальную и качественную продукцию, им обеспечена защита жизни и здоровья, действуют инструменты общественного контроля и защиты их прав.
- Предприниматели смогут прогнозировать рост выручки и повышение конкурентоспособности на рынке, проводить оптимизацию бизнес-процессов и снижение совокупных логистических затрат, получить доступ к сведениям о продвижении товара в цепях поставок.
- На государственном уровне могут быть реализованы сценарии сокращения доли нелегального рынка и повышены показатели производительности труда, обеспечены увеличение налоговых и таможенных сборов, экономия бюджетных средств, связанных с обеспечением контроля за товарными рынками.
Операторов цифровой маркировки товаров можно рассматривать как дополнительный источник первичных данных для информационной инфраструктуры цифровой экономики. В розничных сетях уже внедрены цифровые метки. С их помощью ритейлеры автоматизируют процессы определения номенклатуры, цены и других товарных атрибутов. Расширение применения цифровой маркировки транспортируемых товаров, присваивание им уникальных цифровых кодов позволит решать многие задачи регулирования управления цепями поставок, в том числе и повысить качество прослеживаемости транспортно-логистических систем (Ли- пунцов, 2018).
Система цифровой маркировки позволит отслеживать состояние объектов (местоположение внутри грузового отсека, наличие повреждений, нерегламентированных перемещений, хищений), а также параметры окружающей среды, такие, как: температура, влажность, давление и т.п. Кроме того, цифровая маркировка обеспечит возможность контролировать как в прямых, так и в обратных цепях поставок все события, происходящие на отдельных этапах управления интегрированным материальным потоком, в том числе:
- происхождение сырья и материалов;
- обработку сырья и ингредиентов, производство промежуточных продуктов, полуфабрикатов и компонентов, изготовление конечных продуктов;
- доставку и дистрибуцию продуктов, включая внутреннюю и трансграничную торговлю;
- промежуточное и конечное потребление продукции, в том числе установку, настройку, тестирование;
- гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание, текущий и капитальный ремонт;
- агрегирование и дезагрегирование продукции в рамках реверсивной логистики;
- уничтожение продуктов и утилизацию сырья и материалов.
Прослеживаемые объекты представляют собой физические или цифровые объекты, относительно которых нужны сведения о происхождении, назначении или местоположении. В логистике такими объектами выступают продукция (например, лекарственные средства, товары народного потребления, электронные бытовые устройства), логистические первичные и укрупненные грузовые единицы (например, коробки, паллеты, контейнеры), а также техника, оборудование и другие активы (например, морские суда, грузовые автомобили, железнодорожные вагоны, вилочные погрузчики, штабелеры и др.).
В рамках транспортно-логистического процесса отслеживаемые объекты могут трансформироваться. Например, в цепях поставок промаркированная коробка по определенной товарно-транспортной накладной перемещалась в указанное место назначения в грузовой единице, сформированной на одной паллете, в распределительном центре ее могли перераспределить на другую паллету и отправить по другой товарно-транспортной накладной в новое место назначения. Система отслеживания должна предусматривать переориентацию материального потока и обеспечивать учет всех производственных, торговых, транспортно-складских и других особенностей логистического обслуживания грузовых потоков и корректно отображать все возможные изменения.
В настоящее время идеологию сквозной цифровой прослеживаемости маркированных товаров поддерживает созданная в 1973 году международная некоммерческая организация «Европейская ассоциация товарной нумерации» (EAN) с центральным офисом в городе Брюсселе (Бельгия) (Ассоциация, 2019). В ее состав входят национальные организации, представляющие европейские страны. Ассоциация занимается вопросами стандартизации штрихового кодирования и учета логистических единиц, внедряет идентификационную систему GTIN (международный код маркировки и учета логистических единиц), который должен прийти на смену американскому UPC и европейскому EAN, с целью повысить эффективность цепей поставки в сфере розничной торговли.
Цифровые технологии прослеживаемости имеют крайне важное значение и с точки зрения транспортно-логистического обслуживания внешнеэкономической деятельности. С одной стороны, при международных поставках прослежи- ваемость определяется документальным учетом и контролем товародвижения на всех стадиях оборота, начиная с таможенной процедуры импорта. С другой стороны, в более широком смысле прослеживаемость можно рассматривать в качестве механизма государственного контроля внешнеэкономической деятельности посредством применения современных цифровых информационных технологий, адаптации системы таможенных органов к информационно-технологическому контролю вместо фактического (Воротынцева, Тульцева, 2018). Благодаря переходу в цифровую форму упростятся торговые процедуры, появятся возможности более активного использования электронной торговли.
В перспективе цифровая трансформация затронет и интегрированный рынок EАЭС: развитие цифрового рынка будет способствовать свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Ela территории государств - членов ЕАЭС вопросы приобретения, хранения, использования, транспортировки и продажи товаров, включенных в перечень, будет регулироваться соглашением о реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками. Торговый оборот товаров без маркировки или с нарушением установленного порядка нанесения контрольных знаков будет запрещен, что также позволит увеличить степень прозрачности цепей поставок и повысит эффективность бизнес-процессов в транспортно-логистических системах (Андреева, 2018).
Технологии цифровой прослеживаемости внедряются и в сфере учета древесины и сделок с ней. С 2015 года Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная, прежде всего, для контроля оборота алкогольных и спиртосодержащих товаров, используется и для учета оборота древесины (Федеральный закон, 2013). Система учета древесины была запущена для того, чтобы контрольно-надзорные органы РФ своевременно получали сведения об объемах оборота древесины как в России, так и за ее пределами с точки зрения экспорта и импорта. Положения закона предполагают наличие всей сопроводительной документации при купле-продаже, транспортировке и складировании древесины. Например, транспортировка древесины любым видом транспорта, в том числе на основании договора перевозки, должна осуществляться при наличии сопроводительного документа, в котором указаны сведения: собственник, грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик древесины, ее объем, видовой (породный) и сортиментный состав, пункты отправления и назначения, номер декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором перевозят древесину (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом) (Федеральный закон, 2013, ст. 50.4). Безопасность, надежность и легальность транспортно-логистических и иных операций подтверждается информацией, вносимой в автоматизированную систему учета древесины и заверенной электронной цифровой подписью.
Таким образом, благодаря технологии цифровой прослеживаемости открываются широкие перспективы автоматизации и алгоритмизации основных бизнес-процессов в логистике, совершенствования прогностической аналитики в части оптимизации логистических потоков и транспортных маршрутов, повышающей коэффициент эффективности использования активов транспортно-логистических компаний. Хотя преимущества цифровой прослеживаемости в цепях поставок очевидны, развитие данной технологии сдерживают недостаточно разработанная нормативно-правовая база, технологическая неготовность транспортно-логистических компаний внедрять современные цифровые технологии при доставке грузов.
Список литературы
1. Андреева Л. В. (2018). Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 2 (15). С. 70–78.
2. Ассоциация автоматической идентификации GS1 (2019). URL: http://www.gs1ru.org.
3. Банке Б., Бутенко В., Мишенина Д. и др. (2017). Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике // BCG. URL: http://image-src.bcg.com / Images / Russia-Online_tcm27–178074.pdf.
4. Бальчик Э. А., Калинина О. В., Барыкин С. Е. (2018). Инвестиции в инновационные логистические технологии // Стратегические решения и риск-менеджмент. № 4 (107). С. 48–53. DOI: https://doi.org / 10.17747 / 2078 8886 2018 4 48 53.
5. Воротынцева Т. М., Тульцева А. С. (2018). Прослеживаемость товаров как механизм регулирования международной торговли // Маркетинг и логистика. № 5 (19). С. 22–31.
6. Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости (2019). URL: https://crpt.ru / materials / .
7. Кешелава А. В., Хает И. Л. (2018). Предмет цифровой экономики и роль цифровых инструментов // Цифровая экономика, цифровые экосистемы. URL: http://spkurdyumov.ru / digital_economy / predmet-cifrovoj-ekonomiki-i-rol-cifrovyx-instrumentov / .
8. Липунцов Ю. П. (2018). Использование информационной инфраструктуры цифровой экономики для повышения качества статистических данных // Статистика и экономика. Т. 15, № 4. С. 77–86.
9. Национальная система цифровой маркировки (2019). URL: https://честныйзнак.рф / .
10. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 №1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство России. URL: http://government.ru / docs / 29003 / .
11. Распоряжение от 28.07.2017 № 1632 р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Правительство России. URL: http://government.ru / docs / 28653 / .
12. Россия: от цифровизации к цифровой экономике (2018) // Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. URL: http://stolypin.institute / wp-content / uploads / 2018 / 09 / issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14 09 18 1.pdf.
13. Управление цепями поставок: учебник (2016) / В. В. Щербаков и др. М.: Юрайт. 209 с. (Сер. 58. Бакалавр. Академический курс).
14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. URL: https://rg.ru / 2013 / 12 / 30 / drevesina-dok.html.
15. Transportation and Logistics in a Changing (2019) // World: The Journey Back to Profitable Growth, Boston: Boston Consulting Group. P. 57–58.
Об авторе
А. В. ДмитриевРоссия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Область научных интересов: транспортная логистика, методология управления цепями поставок.
Рецензия
Для цитирования:
Дмитриев А.В. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019;10(1):20-26. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-20-26
For citation:
Dmitriev A.V. DIGITAL TECHNOLOGIES OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SYSTEMS VISIBILITY. Strategic decisions and risk management. 2019;10(1):20-26. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-20-26