Перейти к:
Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101
Аннотация
Исследуется распределение пассажирских перевозок между воздушным транспортом по внутренним воздушным линиям и железнодорожным в дальнем сообщении, в пределах Российской Федерации. Целью работы является определение потенциала для увеличения перевозок воздушным транспортом, особенно на дальностях до 2500 км. В качестве исходной информации применяется статистика пассажирских перевозок между парами городов на воздушном транспорте и между пунктами назначения на железнодорожном транспорте за 2014 и 2016 годы, расстояние между пунктами перевозок и действующие тарифы экономического класса на перелеты и тарифы для поездки в купейном вагоне для железнодорожного транспорта, а также информация о наличии и состоянии аэродромов в корреспондирующих пунктах.
Составлены сводные таблицы перевозок по 5000 направлений обоими видами транспорта.
Определены удельные веса перевозок авиационным транспортом между пунктами отправления (вылета) и назначения (посадки). Проведено распределение пассажирских перевозок по интервалам дальности по Российской Федерации в целом и из крупных аэропортов: Москвы, Екатеринбурга, Сочи и Симферополя. Определены количественные параметры тенденции увеличения доли перевозок воздушным транспортом с ростом дальности перевозок.
Показано, что 94,2% перевозок на железнодорожном транспорте и 83% перевозок воздушным транспортом выполняются на дальности до 2500 км.
Показано, на примере статистики пассажирских перевозок из Москвы и Екатеринбурга, что основным потенциалом роста авиаперевозок являются региональные направления протяженностью до 1000 км. В 2016 году на долю авиационного транспорта в интервале дальностей до 1000 км приходилось 16%.
Из проведенного анализа тарифов сделаны выводы о том, что авиационные тарифы превышают железнодорожные на дистанциях полета до 1000 км (из‑за особенностей коротких дистанций полета) и на маршрутах в труднодоступные местности. Переход пассажиров на воздушный транспорт на региональных маршрутах зависит от создания экономических условий привлечения пассажиров.
Ключевые слова
Для цитирования:
Манвелидзе А.Б. Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(1):88-101. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101
For citation:
Manvelidze A.B. Comparison analysis of passenger traffic by air and rail transport. Strategic decisions and risk management. 2018;(1):88-101. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101
ВВЕДЕНИЕ
С 1991 по 2000 год авиаперевозки по внутренним воздушным линиям сократились с 84,6 млн пассажиров до 13,4 млн пассажиров, или более чем в 6 раз. С 2001 года перевозки ежегодно увеличивались, исключая кризисный 2009 год. К 2016 году перевозки по внутренним воздушным линиям выросли до 56,4 млн пассажиров, что составило 66,6% от уровня 1991 года.
Высокими темпами восстанавливались перевозки из крупных городов в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Калининград, Симферополь. Заметный вклад в прирост авиаперевозок (более 2 млн ежегодно) внесли вахтовые перевозки.
Наименьшими темпами восстанавливаются перевозки по региональным направлениям в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Несколько оживился рост перевозок в Приволжском федеральном округе после введения целевого субсидирования региональных рейсов.
Рис. 1. Тенденция изменения доли авиаперевозок по интервалам дальности перевозок
Между тем, основной потенциал прироста авиаперевозок сосредоточен в указанных густонаселенных федеральных округах, где проживает более 80% населения, сосредоточены производственные, финансовые, научные и рекреационные ресурсы страны. Также можно отметить, что авиатранспорт не представлен во внутреннем туризме, например на маршрутах «Золотого кольца» и «Серебряного кольца».
Для выработки концепций развития региональной авиации в Российской Федерации важно иметь данные об общей подвижности населения и о конкуренции видов транспорта по направлениям.
С этой целью в исследовании сравниваются объемы пассажирских перевозок конкурирующими видами транспорта - воздушным (по внутренним воздушным линиям) и железнодорожным (в дальнем сообщении) в пределах России.
Для исследования использована статистика пассажирских перевозок между парами городов на воздушном транспорте и между пунктами назначения на железнодорожном транспорте за 2014 и 2016 годы, определены расстояния между пунктами перевозок, проанализированы действующие тарифы. Выполнено распределение пассажирских перевозок по дальности по всему массиву рассматриваемой информации, определены соотношения перевозок конкурирующими видами транспорта по маршрутам различной протяженности, построены тенденции изменения тарифов по видам перевозок по дальности.
Цель исследования - выявить наличие потенциала для увеличения перевозок воздушным транспортом по направлениям.
В 2016 году по внутренним воздушным линиям авиатранспортом перевезено 56,4 млн пассажиров, железнодорожным транспортом - 102,6 млн пассажиров. По сравнению с 2014 годом авиаперевозки увеличились на 22%, железнодорожные - на 6%. В общем объеме пассажирских перевозок двумя видами транспорта - авиационным и железнодорожным в дальнем сообщении доля авиаперевозок составила 35%, то есть на 3% выше, чем в 2014 году.
По данным за2014и2016 годы, распределение пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом по дальности по России в целом и отдельным городам (Москва, Екатеринбург, Сочи и Симферополь) представлено в табл. 1. В сумме по перевозкам авиационным и железнодорожным транспортом просматривается тенденция к изменению доли авиаперевозок по дальности перевозок по России (рис. 1). Основной потенциал для увеличения авиаперевозок - региональные перевозки на расстояния до 1000 км. Для определения конкретных направлений перевозок проанализированы перевозки из Москвы, Екатеринбурга и Сочи. С этой целью выделены схожие группы направлений перевозок. Также проведено сравнение пассажирских тарифов авиационного и железнодорожного транспорта по одинаковым направлениям. В течение года соотношение между перевозками двумя видами транспорта меняется: авиаперевозки меньше подвержены сезонным колебаниям, и в летние месяцы их доля перевозок снижается (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение объемов пассажирских перевозок железнодорожным (а) и воздушным (б) транспортом по месяцам в течение 2016 года
Таблица 1
Распределение пассажирских перевозок по дальности
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО КРУПНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ УЗЛАМ
Москва
За 2016 год авиатранспортом по направлениям из Москвы перевезено 41,1 млн пассажиров. По сравнению с 2014 годом в 2016 году авиаперевозки из Москвы увеличились на 19%. По железной дороге перевезено 46,4 млн пассажиров, или на 17% больше, чем в 2014 году. В общих перевозках двумя видами транспорта доля авиаперевозок увеличилась с 46% в 2014 году до 47% в 2016 году.
Таблица 2
Перевозки на наиболее крупных направлениях авиаперевозок в Москву (туда и обратно) за 2014-2016 годы, тыс. чел.
Аэропорт вылета |
Аэропорт назначения |
Интервал дальности, км |
2016 |
2014 |
Доля авиаперевозок, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ж.-д. транспорт |
Авиатранспорт |
Ж.-д. транспорт |
Авиатранспорт |
2016 |
2014 |
|||
Москва |
Воронеж |
До 500 |
1098 |
332 |
1054 |
254 |
23 |
19 |
Москва |
Чебоксары |
501-1000 |
634 |
147 |
663 |
39 |
19 |
5 |
Москва |
Белгород |
501-1000 |
916 |
251 |
742 |
163 |
21 |
18 |
Москва |
С анкт-Петербург |
501-1000 |
8930 |
3817 |
6848 |
3378 |
30 |
33 |
Москва |
Казань |
501-1000 |
1162 |
992 |
1180 |
762 |
46 |
39 |
Москва |
Киров |
501-1000 |
578 |
122 |
653 |
42 |
17 |
6 |
Москва |
Самара |
501-1000 |
800 |
1193 |
880 |
962 |
60 |
52 |
Москва |
Волгоград |
501-1000 |
405 |
692 |
427 |
489 |
63 |
53 |
Москва |
Ростов-на-Дону |
501-1000 |
439 |
1375 |
514 |
1167 |
76 |
69 |
Москва |
Уфа |
1001-1500 |
166 |
1103 |
197 |
940 |
87 |
83 |
Москва |
Пермь |
1001-1500 |
287 |
779 |
331 |
668 |
73 |
67 |
Москва |
Калининград |
1001-1500 |
246 |
1115 |
226 |
854 |
82 |
79 |
Москва |
Краснодар |
1001-1500 |
257 |
1934 |
271 |
1830 |
88 |
87 |
Москва |
Анапа+Новороссийск |
1001-1500 |
986 |
953 |
896 |
649 |
51 |
41 |
Москва |
Симферополь |
1001-1500 |
1 |
3381 |
53 |
1933 |
100 |
97 |
Москва |
Астрахань |
1001-1500 |
122 |
446 |
169 |
316 |
79 |
65 |
Москва |
Минеральные Воды |
1001-1500 |
387 |
1292 |
375 |
1225 |
77 |
77 |
Москва |
Сочи |
1001-1500 |
731 |
3433 |
682 |
1958 |
82 |
74 |
Москва |
Екатеринбург |
1001-1500 |
247 |
1697 |
293 |
1468 |
87 |
83 |
Москва |
Нальчик |
1501-2000 |
- |
161 |
- |
67 |
100 |
100 |
Москва |
Владикавказ |
1501-2000 |
166 |
355 |
219 |
179 |
68 |
45 |
Москва |
Назрань |
1501-2000 |
0 |
192 |
0 |
84 |
100 |
100 |
Москва |
Челябинск |
1501-2000 |
97 |
889 |
102 |
796 |
90 |
89 |
Москва |
Мурманск |
1501-2000 |
323 |
441 |
400 |
314 |
58 |
44 |
Москва |
Махачкала |
1501-2000 |
125 |
728 |
204 |
360 |
85 |
64 |
Москва |
Тюмень |
1501-2000 |
185 |
714 |
252 |
509 |
79 |
67 |
Москва |
Сургут |
2001-2500 |
- |
560 |
- |
436 |
100 |
100 |
Москва |
Сабетта |
4001^1500 |
- |
139 |
- |
- |
100 |
- |
Москва |
Воронеж |
До 500 |
1098 |
332 |
1054 |
254 |
23 |
19 |
Всего |
19288 |
29234 |
17631 |
21841 |
60 |
55 |
Проанализировано 194 в 2016 году и 192 в 2014 году авиационных и железнодорожных направлений перевозок из Москвы. Перевозки двумя видами транспорта выполнялись по 72 направлениям в 2016 году и 69 направлениям в 2014 году.
Авиационные перевозки не выполнялись по 56 направлениям в 2016 году и 64 направлениям в 2014 году. В том числе половина - направления протяженностью менее 1000 км, из крупных железнодорожных узлов: Рязань, Рузаевка, Орел, Бологое, Вязьма, Муром, Унеча и другие. Железнодорожные пассажирские перевозки не выполнялись в Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск, Южно-Сахалинск, Петропав- ловск-Камчатский, Нижнекамск, Якутск, Норильск и в другие отдаленные города, всего по 66 направлениям в 2016 году и 59 направлениям в 2014 году.
Из Москвы выполняется более 70% всех авиаперевозок российскими компаниями по внутренним воздушным линиям и 45% перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении.
По объему перевозок и доле авиатранспорта в перевозках из Москвы условно выделены:
- Первая группа -28 направлений, перевозки авиапассажиров по которым наиболее значительные и занимали не менее 20% от объема перевозок двумя видами транспорта в 2014 и 2016 годах. На 28 направлений авиаперевозок приходится 70% объемов авиаперевозок из Москвы (около 30 млн авиапассажиров). Рост пассажирских перевозок в 2016 году по сравнению с 2014 годом составил по железнодорожному транспорту 9%, по авиационному транспорту - 34% (см. табл. 2).
- Вторая группа -10 направлений в Сибирь и на Дальний Восток. По дальним направлениям авиатранспортом перевезено 4,64 млн пассажиров в 2014 году, 4,17 млн - в 2016 году. За 10 месяцев 2017 года наблюдается рост авиаперевозок по дальним направлениям. Доля воздушного транспорта на дальних направлениях перевозок из Москвы составляет 95% (табл. 3).
- Третья группа - 12 направлений, по которым основной объем перевозок (более 76% в 2016 году) выполняется железнодорожным транспортом (табл. 4). Всего по направлениям, выделенным в третью группу, перевезено 15,5 млн и 18,2 млн пассажиров в 2014 и 2016 годах соответственно. 100% перевозок выполняются на дальность до 1000 км. Объемы данных перевозок можно рассматривать как значительный потенциал для развития регионального авиатранспортного сообщения из Москвы. По расчету, при увеличении доли авиаперевозок из Москвы по направлениям (см. табл. 4) до одной трети (в Казань до 50%, и в Самару до 70%) будет перевезено на 3,5 млн человек больше, или на 95% (табл. 5).
Таблица 3
Авиаперевозки в Москву (туда и обратно) по дальним направлениям, тыс. чел.
Пункт назначения |
Интервал дальности, км |
Абс. количество |
Доля, % |
Динамика за 10 мес. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 |
2016 |
2014 |
2016 |
2014 |
2016 |
2017 |
||
Омск |
2001-2500 |
618 |
541 |
88 |
82 |
173 |
143 |
163 |
Новосибирск |
2501-3000 |
1158 |
1113 |
95 |
94 |
570 |
486 |
523 |
Кемерово |
3001-3500 |
214 |
174 |
91 |
89 |
182 |
146 |
202 |
Красноярск |
35014000 |
743 |
712 |
95 |
94 |
634 |
591 |
726 |
Улан-Удэ |
4501-5000 |
197 |
151 |
91 |
93 |
967 |
939 |
954 |
Чита |
5001-5500 |
210 |
171 |
94 |
91 |
521 |
457 |
483 |
Благовещенск |
5501-6000 |
207 |
168 |
100 |
100 |
172 |
133 |
139 |
Хабаровск |
6501-7000 |
624 |
567 |
98 |
98 |
537 |
491 |
525 |
Владивосток |
6501-7000 |
669 |
575 |
99 |
99 |
181 |
151 |
156 |
Всего |
|
4640 |
4172 |
95 |
93 |
3937 |
3537 |
3871 |
Таблица 4
Направления пассажирских перевозок в Москву (туда и обратно) с преимуществом железнодорожного транспорта, тыс. чел.
Пункт назначения |
Интервал дальности, км |
2016 |
2014 |
Доля авиаперевозок, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
2016 |
2014 |
||
Белгород |
501-1000 |
916 |
251 |
742 |
163 |
21 |
18 |
Брянск |
До 500 |
1295 |
ОД |
1055 |
0,3 |
0,005 |
0,033 |
Владимир |
До 500 |
956 |
0,0 |
425 |
0,004 |
0,0 |
0,0 |
Воронеж |
501-1000 |
1098 |
332 |
1054 |
254 |
23 |
19 |
Казань |
501-1000 |
1162 |
992 |
1180 |
762 |
46 |
39 |
Курск |
501-1000 |
843 |
23 |
832 |
22 |
3 |
3 |
Нижний Новгород |
До500 |
2203 |
464 |
2088 |
443 |
17 |
18 |
Пенза + Рузаевка |
501-1000 |
1605 |
71 |
1673 |
51 |
4 |
3 |
Рязань |
До 500 |
1248 |
— |
254 |
0,0 |
0 |
0 |
Самара |
501-1000 |
800 |
1193 |
880 |
962 |
60 |
52 |
Саратов |
501-1000 |
1108 |
341 |
1099 |
341 |
24 |
24 |
Ярославль |
До 500 |
1351 |
0,4 |
1244 |
I |
0,03 |
0,10 |
Всего |
— |
14584 |
3667 |
12524 |
3000 |
20 |
19 |
Сравнительные данные по тарифам на перевозки авиационным и железнодорожным транспортом приведены на рис. 3. Для железной дороги рассматриваются тарифы на проезд в купе.
Рис. 3. Тарифные ставки на направлениях в Москву и из Москвы. Сравнение авиационных и железнодорожных тарифов (проезд в купе)
Авиационные тарифы в 2 раза превышают сложившийся средний тренд на тех направлениях, где отсутствует железнодорожное сообщение. Также авиационные тарифы выше на тех направлениях, где дальность полета менее 1000 км, это обусловлено высокими сборами аэропортов и служб аэронавигации, приходящимися на беспосадочный полет. На остальных маршрутах тарифные ставки авиационного и железнодорожного транспорта находятся в одном ценовом интервале.
Екатеринбург
За 2016 год из Екатеринбурга перевезено 3,062 млн пассажиров (+ 31% к 2014 году) авиатранспортом и 4,603 млн (-9% к 2014 году) - железнодорожным транспортом дальнего сообщения. В общих перевозках пассажиров доля авиаперевозок увеличилась с 32% в 2014 году до 35% в 2016 году.
По объему перевозок и доле авиатранспорта в перевозках из Екатеринбурга условно выделены:
- Первая группа -20 направлений, где перевозки авиапассажиров наиболее значительны: не менее 20% от объема перевозок двумя видами транспорта в 2014 и 2016 годах. На основные направления авиаперевозок приходится более 90% авиаперевозок из Екатеринбурга (табл. 6). Рост авиаперевозок в 2016 году по сравнению с 2014 годом составил 35%.
- Вторая группа - 36 направлений, по которым выполняются только авиаперевозки, в 2016 году железнодорожное сообщение отсутствовало. В 2016 году общий объем перевозок по таким «труднодоступным» для наземного транспорта направлениям составил около 200 тыс. пассажиров, или 7% от общих авиаперевозок из Екатеринбурга (табл. 7).
- Третья группа - 40 направлений, по которым основной объем перевозок (более 76% в 2016 году) выполняется железнодорожным транспортом. По этим направлениям перевезено 3,5 млн и 3,2 млн пассажиров в 2014 и 2016 годах соответственно. 80% перевозок выполняются на расстояние до 1000 км (табл. 8). Объемы перевозок третьей группы можно рассматривать как потенциал для развития регионального авиатранспортного сообщения, возможность реализации зависит от готовности аэродромной сети к приему-выпуску региональных самолетов.
Таблица 5
Расчет прироста авиаперевозок при увеличении доли авиатранспорта, тыс. чел.
Пункт назначения |
Предположение |
Прирост авиаперевозок |
Тарифы на авиаперевозки |
Тариф на железнодорожные перевозки |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доля, % |
Авиаперевозки |
сидячие |
плац- карт |
купе |
скоростные |
|||
Белгород |
33 |
389 |
138 |
От 2400 до 3200 |
1007 |
1438 |
3515 |
— |
Брянск |
33 |
432 |
432 |
От 1000 до 2000 |
856 |
1000 |
2204 |
— |
Владимир |
33 |
319 |
319 |
От 1000 до 1500 |
1267 |
2450 |
4711 |
1127 |
Воронеж |
33 |
477 |
145 |
От 2400 до 2800 |
— |
873 |
2979 |
1272 |
Казань |
50 |
1077 |
85 |
От 1300 до 2300 |
— |
960 |
2387 |
— |
Курск |
33 |
289 |
265 |
От 2500 до 3100 |
1355 |
1128 |
2303 |
1192 |
Нижний Новгород |
33 |
889 |
425 |
От 1700 до 1900 |
— |
1715 |
3012 |
1211 |
Пенза + Рузаевка |
33 |
559 |
488 |
От 2800 до 3050 |
990 |
960 |
2396 |
— |
Рязань |
33 |
416 |
416 |
От 1000 до 1500 |
— |
579 |
2062 |
— |
Самара |
70 |
1395 |
202 |
От 1900 до 2300 |
— |
1293 |
3295 |
1211 |
Саратов |
33 |
483 |
142 |
От 4100 до 5200 |
1063 |
1048 |
2637 |
— |
Ярославль |
33 |
450 |
450 |
От 7500 до 7500 |
580 |
1565 |
— |
— |
Всего |
39 |
7174 |
3507 |
|
|
|
|
|
Рис. 4. Тарифные ставки на направлениях в Екатеринбург и из Екатеринбурга. Сравнение авиационных и железнодорожных тарифов (в купейных вагонах)
Сравнительные данные по тарифам на перевозки из Екатеринбурга авиа- и железнодорожным транспортом приведены на рис. 4. Выше среднего уровня тарифы в труднодоступные аэропорты назначения, а также в близлежащие аэропорты: Челябинск, Магнитогорск и Ульяновск.
Сочи
В Сочи и из Сочи за 2016 год перевезено авиатранспортом 5,082 млн пассажиров (рост в 1,8 раза по сравнению с 2014 годом), по железной дороге - около 7 млн пассажиров (рост - 17%). Доля авиаперевозок в общих перевозках пассажиров увеличилась с 32% в 2014 году до 42% в 2016 году. Перевозки по маршруту Москва - Сочи и обратно составляют 67,5% в общем объеме авиаперевозок. Рост авиаперевозок в Сочи после 2014 года объясняется закрытием чартерных рейсов в Египет и Турцию. Всего авиаперевозки в Сочи и обратно выполнялись по 70 направлениям, из них на 8 направлениях сконцентрировалось более 90% объемов (табл. 9). По состоянию за 10 месяцев 2017 года рост перевозок в Сочи составил в среднем 4% по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году, в том числепо маршруту Москва - Сочи прирост авиаперевозок составил 1%.
Таблица 6
Доля авиаперевозок на наиболее крупных направлениях авиаперевозок из Екатеринбурга (туда и обратно) за 2014-2016 годы, тыс. чел.
Аэропорт вылета |
Аэропорт назначения |
Интервал дальности, км |
2016 |
2014 |
Доля авиаперевозок, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
2016 |
2014 |
|||
Екатеринбург |
Уфа |
До 500 |
48 |
16 |
67 |
16 |
25 |
19 |
Екатеринбург |
Москва |
1001-1500 |
247 |
1697 |
293 |
1468 |
87 |
83 |
Екатеринбург |
Новосибирск |
1001-1500 |
81 |
109 |
89 |
49 |
57 |
36 |
Екатеринбург |
Самара |
1001-1500 |
49 |
37 |
58 |
18 |
43 |
24 |
Екатеринбург |
Нижний Новгород |
1001-1500 |
42 |
5 |
47 |
16 |
11 |
25 |
Екатеринбург |
Волгоград |
1501-2000 |
26 |
7 |
27 |
0 |
21 |
I |
Екатеринбург |
С анкг-Петербу рг |
1501-2000 |
135 |
291 |
158 |
203 |
68 |
56 |
Екатеринбург |
Минеральные Воды |
1501-2000 |
25 |
20 |
27 |
33 |
45 |
55 |
Екатеринбург |
Томск |
1501-2000 |
15 |
6 |
18 |
I |
30 |
4 |
Екатеринбург |
Воронеж |
1501-2000 |
11 |
6 |
15 |
— |
37 |
— |
Екатеринбург |
Ростов-на-Дону |
1501-2000 |
20 |
18 |
28 |
13 |
47 |
31 |
Екатеринбург |
Симферополь |
2001-2500 |
|
172 |
0,6 |
43 |
100 |
99 |
Екатеринбург |
Сочи |
2001-2500 |
110 |
251 |
72 |
89 |
70 |
55 |
Екатеринбург |
Анапа + Новороссийск |
2001-2500 |
153 |
71 |
119 |
35 |
32 |
23 |
Екатеринбург |
Краснодар |
2001-2500 |
36 |
33 |
29 |
48 |
48 |
62 |
Екатеринбург |
Красноярск |
2001-2500 |
30 |
27 |
31 |
21 |
47 |
40 |
Екатеринбург |
Иркутск |
3001-3500 |
19 |
10 |
17 |
13 |
34 |
44 |
Екатеринбург |
Чита |
3501М000 |
10 |
16 |
13 |
5 |
62 |
27 |
Екатеринбург |
Владивосток |
5001-5500 |
4 |
19 |
3 |
13 |
83 |
83 |
Екатеринбург |
Хабаровск |
5001-5500 |
8 |
17 |
5 |
15 |
69 |
75 |
Всего |
— |
|
1069 |
2827 |
1117 |
2097 |
73 |
65 |
Таблица 7
Авиаперевозки из Екатеринбурга (туда и обратно) по направлениям, с преимуществом воздушного транспорта, пасс.
Аэропорт вылета |
Аэропорт назначения |
Интервал дальности, км |
Авиаперевозки |
Доля авиаперевозок, % |
||
---|---|---|---|---|---|---|
2016 |
2014 |
2016 |
2014 |
|||
Екатеринбург |
Белорецк |
До 500 |
— |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Советский |
До 500 |
5297 |
6979 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Урай |
До 500 |
3414 |
6630 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Белоярский |
501-1000 |
9126 |
9815 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
ЕЬокнекамск |
501-1000 |
983 |
2080 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Сургут |
501-1000 |
31548 |
31328 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Сыктывкар |
501-1000 |
10135 |
5231 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Ханты-Мансийск |
501-1000 |
10011 |
15877 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Варандей |
1001-1500 |
11 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Е[адым |
1001-1500 |
9754 |
11182 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
ЕЬокневартовск |
1001-1500 |
8842 |
7511 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Е[овый Уренгой |
1001-1500 |
15399 |
7191 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Е[оябрьск |
1001-1500 |
8913 |
8218 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Салехард |
1001-1500 |
13409 |
16231 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Саранск |
1001-1500 |
64 |
112 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Усинск |
1001-1500 |
7 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Череповец |
1001-1500 |
209 |
243 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Белгород |
1501-2000 |
6264 |
62 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Еорно-Алтайск |
1501-2000 |
668 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Когалым |
1501-2000 |
6 |
441 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Курск |
1501-2000 |
99 |
132 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Петрозаводск |
1501-2000 |
3 |
63 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Раменское |
1501-2000 |
45 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Ямбург |
1501-2000 |
1637 |
1092 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Ееленджик |
2001-2500 |
16737 |
14031 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Мурманск |
2001-2500 |
79 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Е[орильск |
2001-2500 |
12625 |
14155 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Сабетта |
2001-2500 |
7 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Братск |
2501-3000 |
22 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Диксон |
2501-3000 |
20 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
Мирный |
3001-3500 |
3165 |
3860 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Е[ерюнгри |
4001^1500 |
7 |
1858 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Якутск |
4001—4500 |
5748 |
5048 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Благовещенск |
4501-5000 |
18458 |
3748 |
100 |
100 |
Екатеринбург |
Южно-Сахалинск |
5501-6000 |
296 |
— |
100 |
— |
Екатеринбург |
П. -Камчатский |
6001-6500 |
3845 |
1283 |
100 |
3 |
Всего |
— |
— |
197051 |
174401 |
100 |
79 |
Таблица 8
Пассажирские перевозки из Екатеринбурга (туда и обратно) по направлениям, с преимуществом железнодорожного транспорта, тыс. пассажиров
Пункт назначения |
Интервал дальности, км |
2016 |
2014 |
Доля авиаперевозок, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
2016 |
2014 |
||
Тюмень |
До 500 |
853 |
4,9 |
1040 |
11,6 |
0,57 |
1,10 |
Серов |
До 500 |
392 |
— |
408 |
— |
— |
— |
Пермь |
До 500 |
365 |
2,4 |
461 |
0,6 |
0,64 |
0,12 |
Ижевск |
До 500 |
203 |
0,9 |
209 |
7,6 |
0,43 |
3,52 |
Курган |
До 500 |
193 |
0,0 |
217 |
4,3 |
0,02 |
1,95 |
Тавда |
До 500 |
144 |
— |
148 |
|
|
|
Магнитогорск |
До 500 |
21 |
0,7 |
19 |
6,8 |
3,09 |
26,79 |
Чусовская |
До 500 |
15 |
— |
23 |
— |
— |
— |
Златоуст |
До 500 |
9 |
— |
11 |
— |
— |
— |
Казань |
501-1000 |
195 |
12,1 |
153 |
1,3 |
5,81 |
0,84 |
Омск |
501-1000 |
137 |
7,2 |
134 |
2,5 |
4,97 |
1,85 |
Оренбург |
501-1000 |
86 |
5,4 |
96 |
7,0 |
5,88 |
6,83 |
Киров |
501-1000 |
85 |
0,0 |
94 |
0,1 |
0,01 |
0,09 |
Орск |
501-1000 |
84 |
0,1 |
102 |
0,3 |
0,08 |
0,33 |
Соликамск |
501-1000 |
37 |
— |
40 |
— |
— |
— |
Зуевка |
501-1000 |
31 |
— |
32 |
— |
— |
— |
Ульяновск |
501-1000 |
23 |
0,1 |
20 |
4,7 |
0,27 |
19,00 |
Шарья |
501-1000 |
9 |
— |
10 |
— |
— |
— |
Алатырь |
501-1000 |
6 |
— |
6 |
— |
— |
— |
Саратов |
1001-1500 |
33 |
1 |
32 |
18 |
1,68 |
35,77 |
Чебоксары |
1001-1500 |
25 |
— |
28 |
— |
— |
— |
Вологда |
1001-1500 |
19 |
0,0 |
17 |
— |
0,24 |
— |
Пенза |
1001-1500 |
25 |
— |
25 |
— |
— |
— |
Сызрань |
1001-1500 |
9 |
— |
9 |
— |
— |
— |
Кострома |
1001-1500 |
8 |
— |
9 |
0,2 |
— |
2,61 |
Йошкар-Ола |
1001-1500 |
6 |
— |
6 |
|
— |
|
Барнаул |
1501-2000 |
30 |
— |
33 |
0,4 |
— |
1,32 |
Новокузнецк |
1501-2000 |
15 |
0,1 |
16 |
0,1 |
0,40 |
0,88 |
Кемерово |
1501-2000 |
15 |
0,2 |
17 |
0,7 |
1,22 |
3,85 |
Махачкала |
1501-2000 |
14 |
0,1 |
13 |
0,1 |
0,94 |
0,96 |
Владимир |
1501-2000 |
11 |
— |
12 |
— |
— |
— |
Староминская |
1501-2000 |
11 |
— |
2 |
— |
— |
— |
Арзамас |
1501-2000 |
8 |
— |
8 |
— |
— |
— |
Старый Оскол |
1501-2000 |
|
— |
4 |
— |
— |
— |
Армавир |
2001-2500 |
9 |
— |
10 |
— |
— |
— |
Астрахань |
2001-2500 |
5 |
— |
5 |
0,0 |
— |
0,22 |
Нижнеудинск |
2001-2500 |
5 |
— |
4 |
— |
— |
— |
Абакан |
2501-3000 |
15 |
— |
2 |
— |
— |
— |
Лена |
2501-3000 |
11 |
— |
10 |
— |
— |
— |
Улан-Удэ |
3001-3500 |
6 |
0,003 |
6 |
1,5 |
0,05 |
19,93 |
Тында |
3501—4000 |
2 |
— |
2 |
— |
— |
— |
Уссурийск |
5001-5500 |
5 |
— |
3 |
— |
— |
— |
Всего |
|
3175 |
35 |
3495 |
68 |
1,1 |
1,9 |
В 2016 году пассажирские перевозки из Москвы в Сочи по железной дороге составили 10% от общей суммы перевозок в Сочи железнодорожным транспортом по всем направлениям. Другие наиболее крупные направления железнодорожных пассажирских перевозок из Сочи показаны в табл. 10. Более 70% пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в /из Сочи выполнялись по выделенным наиболее крупным направлениям.
Таблица 9
Авиаперевозки в Сочи (туда и обратно) по основным направлениям, тыс. пассажиров
Пункт назначения |
Интервал дальности, км |
Авиаперевозки |
Доля в общих пассажирских перевозках |
Авиаперевозки за 10 мес. 2017 Динамика |
Авиаперевозки за 10 мес. 2017 Рост |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 |
2016 |
Рост 2016 к 2014 |
2014 |
2016 |
2014 |
2016 |
2017 |
2016 к 2014 |
2017 к 2016 |
||
Краснодар |
До 500 |
92,1 |
62,1 |
68 |
5 |
8 |
75 |
48 |
63 |
64 |
130 |
Самара |
1001-1500 |
24,9 |
78,6 |
316 |
33 |
17 |
25 |
76 |
74 |
309 |
98 |
Москва |
1001-1500 |
1957,6 |
3433,4 |
175 |
82 |
74 |
1732 |
3087 |
3121 |
178 |
101 |
Казань |
1501-2000 |
28,5 |
87,2 |
306 |
48 |
28 |
641 |
86 |
79 |
13 |
92 |
Уфа |
1501-2000 |
19,2 |
78,3 |
407 |
51 |
26 |
19 |
78 |
66 |
417 |
85 |
С анкт-Петербу рг |
2001-2500 |
283,8 |
407,1 |
143 |
62 |
63 |
258 |
363 |
467 |
141 |
128 |
Екатеринбург |
2001-2500 |
88,5 |
251,3 |
284 |
70 |
55 |
83 |
236 |
245 |
286 |
104 |
Новосибирск |
3501^1000 |
32,3 |
129,9 |
402 |
78 |
51 |
30 |
125 |
151 |
418 |
121 |
Всего |
|
2527 |
4528 |
179 |
62 |
53 |
2862 |
4099 |
4266 |
143 |
104 |
Таблица 10
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в /из Сочи по наиболее крупным направлениям в 2016 году
Пункт назначения |
Пассажиры, тыс. |
Пункт назначения |
Пассажиры, тыс. |
---|---|---|---|
Краснодар |
1263,9 |
Самара |
158,8 |
Москва |
730,9 |
Владикавказ |
110,9 |
Ростов-на-Дону |
669,4 |
Екатеринбург |
110,2 |
Армавир |
442,9 |
Нижний Новгород |
100,5 |
Минеральные Воды |
306,9 |
Казань |
95,0 |
Воронеж |
274,7 |
Пермь |
87,4 |
С анкт-Петербу рг |
249,7 |
Челябинск |
77,0 |
Волгоград |
238,1 |
Уфа |
75,7 |
Саратов |
174,5 |
Всего |
5166,4 |
Прирост пассажирских авиаперевозок в/из Сочи может быть обеспечен за счет наращивания количества рейсов на направлениях, где значительны перевозки железнодорожным транспортом, а воздушный транспорт во многом уступает ему, или по направлениям, где воздушный транспорт пока не задействован. Перечень потенциально возможных направлений авиаперевозок из Сочи приведен в табл. 11. Средняя дальность перевозки - до 1000 км. В некоторых из перечисленных городов в настоящее время аэродромы для коммерческих полетов не применяются (см. табл. 12).
Сравнительные данные по тарифам на перевозки в/из Сочи авиационным и железнодорожным видами транспорта приведены на рис. 5. Тарифы на авиаперевозки больше, чем на железнодорожные, на расстояния до 1000 км.
ВЫВОДЫ
В 2016 году авиационным и железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации перевезено 159 млн пассажиров, в том числе авиатранспортом - 35% (для сравнения: в 2014 году - 32%).
Удельный вес авиаперевозок увеличивается по мере увеличения дальности пассажирских перевозок (табл. 13).
На дальностях до 2500 км двумя видами транспорта выполняется более 90% пассажирских перевозок, железнодорожным транспортом - 97% пассажирских перевозок от суммарного объема перевозок железнодорожным транспортом за год, авиационным транспортом - 83%.
На дальностях до 1000 км двумя видами транспорта выполняется 60% пассажирских перевозок, железнодорожным транспортом - 77% перевозок от суммарного объема перевозок железнодорожным транспортом за год, авиационным транспортом - 26%.
В перевозках на дальность до 500 км на долю воздушного транспорта приходится 4%, в интервале дальностей до 1000 км - 16%, в интервале дальностей до 2500 км доля - 33%.
На дальности свыше 2501 км авиационным транспортом перевозится 9,5 млн пассажиров, железнодорожным - около 3 млн пассажиров. Доля авиаперевозок доходит до 80%. На дальние расстояние свыше 5000 км 99% пассажиров перевозится авиатранспортом.
Московские аэропорты работают как трансферные узлы. Внутренние авиаперевозки сконцентрированы на маршрутах в Москву и из Москвы (75%). Рейсы без промежуточных посадок станут экономически целесообразными при увеличении объемов перевозок и загрузки пассажирских рейсов на дальних маршрутах. Разгрузка аэропортов Москвы возможна при условии развития сети узловых международных аэропортов на территории страны.
Авиационные тарифы превышают железнодорожные (при поездке в купейных вагонах) на коротких дистанциях полета (до 1000 км) и на маршрутах в труднодоступные местности, где нет конкуренции с наземными видами транспорта. Высокие тарифные ставки авиаперелетов на короткие расстояния связаны со спецификой: основные ресурсы расходуются при взлете и посадке, самолеты имеют относительно меньшую полезную нагрузку и более высокую удельную стоимость. В принятом алгоритме формирования аэропортовых сборов эти факторы не учитываются.
Таблица 11
Потенциальные направления для увеличения авиаперевозок из/в Сочи в указанные пункты назначения, тыс. пассажиров
Пункт назначения |
Интервал дальности, км |
2016 |
2014 |
Доля авиапере- возок, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
Железнодорожный транспорт |
Авиатранспорт |
2016 |
2014 |
|||
Краснодар |
До 500 |
1263878 |
62220 |
1004818 |
92131 |
5 |
8 |
|
Ставрополь |
До500 |
20467 |
375 |
27449 |
— |
2 |
|
|
Минеральные Воды |
До 500 |
306927 |
4435 |
353854 |
2155 |
1 |
1 |
|
Староминская (Ейск) |
До 500 |
47301 |
— |
26107 |
— |
— |
— |
|
Сальск |
До 500 |
45507 |
— |
54656 |
— |
— |
— |
|
Армавир |
До 500 |
442883 |
— |
308983 |
— |
— |
— |
|
Владикавказ |
До 500 |
110879 |
165 |
123858 |
— |
0,1 |
— |
|
Ростов-на-Дону |
До 500 |
669447 |
6028 |
692730 |
605 |
1 |
0,1 |
|
Миллерово |
До 500 |
33164 |
— |
33979 |
— |
— |
— |
|
Волгоград |
501-1000 |
238129 |
18427 |
228117 |
— |
7 |
— |
|
Воронеж |
501-1000 |
274674 |
9725 |
229472 |
177 |
3 |
0 |
|
Курск |
1001-1500 |
50477 |
1164 |
36946 |
1465 |
2 |
4 |
|
Мичуринск |
1001-1500 |
23950 |
|
23360 |
— |
— |
— |
|
Рузаевка (Саранск) |
1001-1500 |
26018 |
— |
28812 |
— |
— |
— |
|
Саратов |
1001-1500 |
174460 |
6239 |
161642 |
6187 |
3 |
4 |
|
Брянск |
1001-1500 |
50190 |
4402 |
50104 |
76 |
8 |
0,2 |
|
Тамбов |
1001-1500 |
21666 |
— |
18144 |
1569 |
— |
8 |
|
Тула |
1001-1500 |
32183 |
— |
28409 |
— |
— |
— |
|
Орел |
1001-1500 |
21296 |
— |
18299 |
— |
— |
— |
|
Ульяновск |
1001-1500 |
74606 |
3142 |
55363 |
— |
4 |
— |
|
Рязань |
1501-2000 |
54502 |
— |
57589 |
— |
— |
— |
|
Ярославль |
1501-2000 |
62461 |
5745 |
53352 |
157 |
8 |
0,3 |
|
Сызрань |
1501-2000 |
40849 |
— |
33640 |
— |
— |
— |
|
Владимир |
1501-2000 |
22176 |
— |
20353 |
— |
— |
— |
|
Смоленск |
1501-2000 |
29691 |
— |
22270 |
— |
— |
— |
|
Ижевск |
1501-2000 |
74810 |
6515 |
56913 |
6120 |
8 |
10 |
|
Вологда |
2001-2500 |
60547 |
— |
47079 |
9 |
— |
0,02 |
|
Орск |
2501-3000 |
27606 |
— |
22004 |
— |
— |
— |
|
Всего |
|
4300744 |
128582 |
3818302 |
110651 |
2,9 |
2,8 |
Таблица 12
Проблемы аэропортов, ограничивающие применение российского реактивного самолета SSJ-100
Железнодорожная станция |
Описание проблемы |
---|---|
Староминская |
Находится в 65 км от Ейского аэропорта, принадлежащего Министерству обороны. Планируется создание гражданского авиасообщения на базе военного аэропорта |
Сальск |
Сальск-2 - действующий аэродром гражданской авиации. Расположен на южной окраине города Сальска, используется для проведения авиационных работ. Планируется реконструкция в соответствии со «Стратегией развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года» |
Армавир |
Аэродром «Армавир» 4-го класса, с нетвердым покрытием способен принимать легкие самолеты и вертолеты всех типов. Пассажирские перевозки не производятся. Вблизи Армавира имеется одноименный военный аэродром. |
Миллерово |
Военный аэродром расположен в 5 км северо-западнее города Миллерово в Ростовской области, для гражданских перевозок не используется. На северо-восточной окраине города Миллерово имеется посадочная площадка гражданской авиации «Миллерово» Используется для проведения авиационных работ |
Мичуринск |
Аэродром авиации общего назначения. Короткая взлетно-посадочная полоса (1000 м). Половина полосы в плохом состоянии |
Рузаевка |
Находится в 26 км от Саранска. 14 февраля 2018 года аэропорт Саранска принял первый регулярный рейс после реконструкции к чемпионату мира по футболу в 2018 году |
Брянск |
Действующий аэропорт, классификационное число взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродрома 24/R/B/W/T, необходимо более 27. Требуется реконструкция ВПП, модернизация оборудования и строительство наземной инфраструктуры. Реконструкция аэропорта включена в Федеральную программу развития транспорта в 2018-2020 годах |
Тамбов |
He допускается использование реактивных региональных самолетов, например SSJ-100. Классификационное число ВПП действующего аэродрома Донское - 10/R/C/W/T, необходимо более 27 |
Тула |
Клоково - военный аэродром на северной окраине города Тула. В гражданской части аэродрома организована посадочная площадка «Тула», принимающая вертолеты всех типов, а также легкие и сверхлегкие самолеты |
Орел |
С 2010 года не функционирует, исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ (законсервирован) |
Рязань |
Гражданский аэропорт Турлатово используется для тренировок парашютистов. В отдаленном будущем планируется реконструкция аэропорта Протасово для гражданского авиасообщения |
Сызрань |
Принадлежит Министерству обороны. Используется для обучения курсантов Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ). |
Владимир |
Аэропорт Семязино. Допускается максимальный взлетный вес воздушного судна 25 тонн. Классификационное число ВПП - 28/F/D/X/T. В 2017 году выполнялись рейсы на самолетах Embraer 145 авиакомпании «Комиавиатранс» |
Смоленск |
Экспериментальный (испытательный) аэродром 1-го класса в городе Смоленске, расположенный в 3 км севернее железнодорожной станции Смоленск. В 2009-2010 годах аэродром эпизодически использовался для приема гражданских BC по разовым разрешениям |
Вологда |
Действующий аэропорт, классификационное число ВПП аэродрома 13/R/B/X/T, для эксплуатации SSJ- 100 необходимо более 27 |
Таблица 13
Распределение пассажирских перевозок по дальности в 2016 году
Показатель |
До 500 |
501-1000 |
1001-1500 |
1501-2000 |
2001-2500 |
Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирские перевозки двумя видами транспорта в 2016 году нарастающим итогом |
47,7 |
90,3 |
121,5 |
134,2 |
141,0 |
159,0 |
Доля в общих объемах пассажирских перевозок, % |
30 |
57 |
76 |
84 |
89 |
100 |
Авиапассажиры в 2016 году нарастающим итогом |
1,9 |
14,6 |
34,6 |
41,9 |
46,8 |
56,3 |
Доля в общих объемах пассажирских авиаперевозок, % |
3 |
26 |
61 |
74 |
83 |
100 |
Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году нарастающим итогом |
45,8 |
75,8 |
86,8 |
92,2 |
94,2 |
102,6 |
Доля в общих объемах железнодорожных и авиаперевозок, % |
45 |
74 |
85 |
90 |
92 |
100 |
Удельный вес авиаперевозок, % |
4 |
16 |
28 |
31 |
33 |
35 |
Рис. 5. Тарифные ставки на направлениях в Сочи и из Сочи: а - авиационные тарифы; б - железнодорожные тарифы (в купейных вагонах)
На увеличение объемов авиаперевозок влияют:
- рост спроса на пассажирские авиаперевозки на освоенных маршрутах благодаря повышению благосостояния населения, деловой активности и инвестициям в развитие экономики;
- развитие региональных перевозок, открытие новых или восстановление закрытых маршрутов, что станет возможным при условии масштабной реконструкции аэродромов, в том числе упомянутых в табл.
- по предварительной оценке, потенциал прироста авиаперевозок в интервале дальностей до 2000 км, при переходе на воздушный транспорт части пассажиров с железнодорожного транспорта составляет 20 млн пассажиров.
Развитие региональных перевозок возможно при условии модернизации региональных аэродромов и коррекции практики аэропортовых сборов с учетом специфики полетов на короткие расстояния.
Список литературы
1. АИП Российской Федерации // ФГУП «Центр аэронавигационной информации». URL: http://www.caiga.ru / common / ?lang=ru.
2. Активность населения в использовании транспортных услуг. Бюллетень социально-экономического кризиса в России (2015) / Под рук. Л. Григорьева, А. Голяшев, А. Лобанова и др. // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. № 7. 22 с. URL: http://ac.gov.ru / files / publication / a / 7059.pdf.
3. Аналитические обзоры А. Фраймана ( [б.г.]) // Институт автоматизированных технологий на воздушном транспорте. URL: http://www.iatvt.ru / index.cgi?doc=11.
4. База аэродромов ( [б.г.]) // Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (РАОПА). URL:http://maps.aopa.ru.
5. Годовой отчет 2016 // РЖД. URL: http://ar2016.rzd.ru / pdf / ar / ru / ru-annual-report-pages.pdf.
6. График гибкого регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в поездах АО «ФПК», следующих во внутригосударственном сообщении в 2018 году: в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги), а также в мотор-вагонном подвижном составе // Российские железные дороги. URL: http://pass.rzd.ru / static / public / ru?STRUCTURE_ID=5106.
7. Ильин И. П., Маскаева Е. Ю. (2016) Ценовая конкуренция воздушного и железнодорожного транспорта // Ассоциация «Желдорразвитие». URL: http://zdrazvitie.ru / analytics / publikatsii / tsenovaya-konkurentsiya-vozdushnogo-i-zheleznodorozhnogo-transporta / .
8. Информация о перевозках между пунктами полета за 2015–2016 гг. Статистический сборник (2016) //Транспортно-клиринговая палата. URL: https://arch.tch.ru / statistics / coll_citypairs
9. Календарь низких цен ( [б.г.]) // Aviasales.ru. URL: https://www.aviasales.ru / calendar.
10. Нестеров Ю. В.,Фрайман А. Б. (2014) Парадигма стратегии управления воздушным транспортом // Транспорт Российской Федерации. № 2 (51). С. 24–29. URL: http://www.rostransport.com / transportrf / archiv / 510 / .
11. Об утверждении тарифного руководства № 4, книга 3 «Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта»: Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15.07.2003 № 55 (ред. от 18.03.2011) // РЖД. URL: http://doc.rzd.ru / doc / public / ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=2060.
12. Пассажирские перевозки 2016 г. // РЖД. URL: http://www.rzd.ru / static / public / ru?STRUCTURE_ID=5227.
13. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за 2016–2017 гг. // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: http://www.favt.ru / dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov / .
14. Приказ ФСТ России от 27.07.2010 № 156‑т / 1 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» // КонсультантПлюс. URL:goo.gl / nnrC2z.
15. Сборник маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации // ФГУП «Центр аэронавигационной информации». URL: http://www.caiga.ru / DocAni / manual_of_path_ovd / manual_ovd / ATS_Routes_Manual_07–12–2017.pdf.
16. Ставки сборов аэропортов РФ // Транспортно-клиринговая палата. URL: http://cstweb2.tch.ru / info2 / index.html.
17. Транспорт России. 2016. январь-декабрь // Министерство транспорта Российской Федерации. URL:https://www.mintrans.ru / documents / 7 / 7249.
18. Юркевич М., Казунина А. (2013) Анализ рынка пассажирских перевозок в дальнем сообщении (на примере
19. г. Москвы) // Логистика. № 6. С. 20–24. URL: http://www.logistika-prim.ru / articles / analiz-rynka-passazhirskikh-perevozok-v-dalnem-soobshchenii-na-primere-g-moskvy.
20. National Transportation Statistics 2016 // Bureau of Transportation Statistics, U. S. Department of Transportation. URL: http://www.bts.gov / publications / national_transportation_statistics /
21. Performance of Passenger Transport expressed in passenger-kilometre: European Commission Directorate-General for Mobility and Transport- Statistical pocketbook 2017 // European Commission. URL: https://ec.europa.eu / transport / facts-fundings / statistics / pocketbook-2017_en.
Об авторе
А. Б. МанвелидзеРоссия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»». Область научных интересов: экономика воздушного транспорта.
Рецензия
Для цитирования:
Манвелидзе А.Б. Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(1):88-101. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101
For citation:
Manvelidze A.B. Comparison analysis of passenger traffic by air and rail transport. Strategic decisions and risk management. 2018;(1):88-101. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101