Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101

Полный текст:

Аннотация

Исследуется распределение пассажирских перевозок между воздушным транспортом по внутренним воздушным линиям и железнодорожным в дальнем сообщении, в пределах Российской Федерации. Целью работы является определение потенциала для увеличения перевозок воздушным транспортом, особенно на дальностях до 2500 км. В качестве исходной информации применяется статистика пассажирских перевозок между парами городов на воздушном транспорте и между пунктами назначения на железнодорожном транспорте за 2014 и 2016 годы, расстояние между пунктами перевозок и действующие тарифы экономического класса на перелеты и тарифы для поездки в купейном вагоне для железнодорожного транспорта, а также информация о наличии и состоянии аэродромов в корреспондирующих пунктах.
Составлены сводные таблицы перевозок по 5000 направлений обоими видами транспорта.
Определены удельные веса перевозок авиационным транспортом между пунктами отправления (вылета) и назначения (посадки). Проведено распределение пассажирских перевозок по интервалам дальности по Российской Федерации в целом и из крупных аэропортов: Москвы, Екатеринбурга, Сочи и Симферополя. Определены количественные параметры тенденции увеличения доли перевозок воздушным транспортом с ростом дальности перевозок.
Показано, что 94,2% перевозок на железнодорожном транспорте и 83% перевозок воздушным транспортом выполняются на дальности до 2500 км.
Показано, на примере статистики пассажирских перевозок из Москвы и Екатеринбурга, что основным потенциалом роста авиаперевозок являются региональные направления протяженностью до 1000 км. В 2016 году на долю авиационного транспорта в интервале дальностей до 1000 км приходилось 16%.
Из проведенного анализа тарифов сделаны выводы о том, что авиационные тарифы превышают железнодорожные на дистанциях полета до 1000 км (из‑за особенностей коротких дистанций полета) и на маршрутах в труднодоступные местности. Переход пассажиров на воздушный транспорт на региональных маршрутах зависит от создания экономических условий привлечения пассажиров.

Для цитирования:


Манвелидзе А.Б. Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(1):88-101. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101

For citation:


Manvelidze A.B. Comparison analysis of passenger traffic by air and rail transport. Strategic decisions and risk management. 2018;(1):88-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101

ВВЕДЕНИЕ

С 1991 по 2000 год авиаперевозки по внутренним воз­душным линиям сократились с 84,6 млн пассажиров до 13,4 млн пассажиров, или более чем в 6 раз. С 2001 года перевоз­ки ежегодно увеличивались, исключая кризисный 2009 год. К 2016 году перевозки по внутренним воздушным лини­ям выросли до 56,4 млн пассажиров, что составило 66,6% от уровня 1991 года.

Высокими темпами восстанавливались перевозки из крупных городов в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Ека­теринбург, Калининград, Симферополь. Заметный вклад в прирост авиаперевозок (более 2 млн ежегодно) внесли вах­товые перевозки.

Наименьшими темпами восстанавливаются перевозки по региональным направлениям в Центральном, Северо-За­падном, Уральском, Южном и Северо-Кавказском федераль­ных округах.

Несколько оживился рост перевозок в Приволжском фе­деральном округе после введения целевого субсидирования региональных рейсов.

 

Рис. 1. Тенденция изменения доли авиаперевозок по интервалам дальности перевозок

Между тем, основной потенциал прироста авиапере­возок сосредоточен в указанных густонаселенных феде­ральных округах, где проживает более 80% населения, сосредоточены производственные, финансовые, научные и рекреационные ресурсы страны. Также можно отметить, что авиатранспорт не представлен во внутреннем туризме, например на маршрутах «Золотого кольца» и «Се­ребряного кольца».

Для выработки концепций развития региональ­ной авиации в Российской Федерации важно иметь данные об общей подвижности населения и о кон­куренции видов транспорта по направлениям.

С этой целью в исследовании сравниваются объ­емы пассажирских перевозок конкурирующими видами транспорта - воздушным (по внутренним воздушным линиям) и железнодорожным (в даль­нем сообщении) в пределах России.

Для исследования использована статистика пассажирских перевозок между парами городов на воздушном транспорте и между пунктами назначения на же­лезнодорожном транспорте за 2014 и 2016 годы, определены расстояния между пунктами перевозок, проанализированы действующие тарифы. Выполнено распределение пассажир­ских перевозок по дальности по всему массиву рассматрива­емой информации, определены соотношения перевозок кон­курирующими видами транспорта по маршрутам различной протяженности, построены тенденции изменения тарифов по видам перевозок по дальности.

Цель исследования - выявить наличие потенциала для увеличения перевозок воздушным транспортом по на­правлениям.

В 2016 году по внутренним воздушным линиям авиа­транспортом перевезено 56,4 млн пассажиров, железно­дорожным транспортом - 102,6 млн пассажиров. По срав­нению с 2014 годом авиаперевозки увеличились на 22%, железнодорожные - на 6%. В общем объеме пассажирских перевозок двумя видами транспорта - авиационным и же­лезнодорожным в дальнем сообщении доля авиаперевозок составила 35%, то есть на 3% выше, чем в 2014 году.

По данным за2014и2016 годы, распределение пассажир­ских перевозок воздушным и железнодорожным транспор­том по дальности по России в целом и отдельным городам (Москва, Екатеринбург, Сочи и Симферополь) представ­лено в табл. 1. В сумме по перевозкам авиационным и же­лезнодорожным транспортом просматривается тенденция к изменению доли авиаперевозок по дальности перевозок по России (рис. 1). Основной потенциал для увеличения авиа­перевозок - региональные перевозки на расстояния до 1000 км. Для определения конкретных направлений перевозок проанализированы перевозки из Москвы, Екатеринбурга и Сочи. С этой целью выделены схожие группы направлений перевозок. Также проведено сравнение пассажирских тари­фов авиационного и железнодорожного транспорта по оди­наковым направлениям. В течение года соотношение между перевозками двумя видами транспорта меняется: авиапере­возки меньше подвержены сезонным колебаниям, и в летние месяцы их доля перевозок снижается (рис. 2).

 

Рис. 2. Сравнение объемов пассажирских перевозок железнодорожным (а) и воздушным (б) транспортом по месяцам в течение 2016 года

 

Таблица 1
Распределение пассажирских перевозок по дальности

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО КРУПНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ УЗЛАМ

Москва

За 2016 год авиатранспортом по направлениям из Мо­сквы перевезено 41,1 млн пассажиров. По сравнению с 2014 годом в 2016 году авиаперевозки из Москвы увели­чились на 19%. По железной дороге перевезено 46,4 млн пассажиров, или на 17% больше, чем в 2014 году. В общих перевозках двумя видами транспорта доля авиаперевозок увеличилась с 46% в 2014 году до 47% в 2016 году.

 

Таблица 2

Перевозки на наиболее крупных направлениях авиаперевозок в Москву (туда и обратно) за 2014-2016 годы, тыс. чел.

Аэропорт вылета

Аэропорт назначения

Интервал дальности, км

2016

2014

Доля авиаперевозок, %

Ж.-д.  транспорт

Авиатранспорт

Ж.-д. транспорт

Авиа­транспорт

2016

2014

Москва

Воронеж

До 500

1098

332

1054

254

23

19

Москва

Чебоксары

501-1000

634

147

663

39

19

5

Москва

Белгород

501-1000

916

251

742

163

21

18

Москва

С анкт-Петербург

501-1000

8930

3817

6848

3378

30

33

Москва

Казань

501-1000

1162

992

1180

762

46

39

Москва

Киров

501-1000

578

122

653

42

17

6

Москва

Самара

501-1000

800

1193

880

962

60

52

Москва

Волгоград

501-1000

405

692

427

489

63

53

Москва

Ростов-на-Дону

501-1000

439

1375

514

1167

76

69

Москва

Уфа

1001-1500

166

1103

197

940

87

83

Москва

Пермь

1001-1500

287

779

331

668

73

67

Москва

Калининград

1001-1500

246

1115

226

854

82

79

Москва

Краснодар

1001-1500

257

1934

271

1830

88

87

Москва

Анапа+Новороссийск

1001-1500

986

953

896

649

51

41

Москва

Симферополь

1001-1500

1

3381

53

1933

100

97

Москва

Астрахань

1001-1500

122

446

169

316

79

65

Москва

Минеральные Воды

1001-1500

387

1292

375

1225

77

77

Москва

Сочи

1001-1500

731

3433

682

1958

82

74

Москва

Екатеринбург

1001-1500

247

1697

293

1468

87

83

Москва

Нальчик

1501-2000

-

161

-

67

100

100

Москва

Владикавказ

1501-2000

166

355

219

179

68

45

Москва

Назрань

1501-2000

0

192

0

84

100

100

Москва

Челябинск

1501-2000

97

889

102

796

90

89

Москва

Мурманск

1501-2000

323

441

400

314

58

44

Москва

Махачкала

1501-2000

125

728

204

360

85

64

Москва

Тюмень

1501-2000

185

714

252

509

79

67

Москва

Сургут

2001-2500

-

560

-

436

100

100

Москва

Сабетта

4001^1500

-

139

-

-

100

-

Москва

Воронеж

До 500

1098

332

1054

254

23

19

Всего

19288

29234

17631

21841

60

55

Проанализировано 194 в 2016 году и 192 в 2014 году авиационных и железнодорожных направлений перевозок из Москвы. Перевозки двумя видами транспорта выполня­лись по 72 направлениям в 2016 году и 69 направлениям в 2014 году.

Авиационные перевозки не выполнялись по 56 направле­ниям в 2016 году и 64 направлениям в 2014 году. В том чис­ле половина - направления протяженностью менее 1000 км, из крупных железнодорожных узлов: Рязань, Рузаевка, Орел, Бологое, Вязьма, Муром, Унеча и другие. Железнодорожные пассажирские перевозки не выполнялись в Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск, Южно-Сахалинск, Петропав- ловск-Камчатский, Нижнекамск, Якутск, Норильск и в дру­гие отдаленные города, всего по 66 направлениям в 2016 году и 59 направлениям в 2014 году.

Из Москвы выполняется более 70% всех авиаперевозок российскими компаниями по внутренним воздушным лини­ям и 45% перевозок пассажиров железнодорожным транс­портом в дальнем сообщении.

По объему перевозок и доле авиатранспорта в перевозках из Москвы условно выделены:

  • Первая группа -28 направлений, перевозки авиапас­сажиров по которым наиболее значительные и занима­ли не менее 20% от объема перевозок двумя видами транспорта в 2014 и 2016 годах. На 28 направлений авиаперевозок приходится 70% объемов авиапере­возок из Москвы (около 30 млн авиапассажиров). Рост пассажирских перевозок в 2016 году по сравнению с 2014 годом составил по железнодорожному транс­порту 9%, по авиационному транспорту - 34% (см. табл. 2).
  • Вторая группа -10 направлений в Сибирь и на Даль­ний Восток. По дальним направлениям авиатранс­портом перевезено 4,64 млн пассажиров в 2014 году, 4,17 млн - в 2016 году. За 10 месяцев 2017 года наблю­дается рост авиаперевозок по дальним направлениям. Доля воздушного транспорта на дальних направлениях перевозок из Москвы составляет 95% (табл. 3).
  • Третья группа - 12 направлений, по которым основной объем перевозок (более 76% в 2016 году) выполняется железнодорожным транспортом (табл. 4). Всего по на­правлениям, выделенным в третью группу, перевезено 15,5 млн и 18,2 млн пассажиров в 2014 и 2016 годах соответственно. 100% перевозок выполняются на даль­ность до 1000 км. Объемы данных перевозок можно рас­сматривать как значительный потенциал для развития регионального авиатранспортного сообщения из Мо­сквы. По расчету, при увеличении доли авиаперевозок из Москвы по направлениям (см. табл. 4) до одной трети (в Казань до 50%, и в Самару до 70%) будет перевезено на 3,5 млн человек больше, или на 95% (табл. 5).

 

Таблица 3

Авиаперевозки в Москву (туда и обратно) по дальним направлениям, тыс. чел.

Пункт назначения

Интервал дальности, км

Абс. количество

Доля, %

Динамика за 10 мес.

2014

2016

2014

2016

2014

2016

2017

Омск

2001-2500

618

541

88

82

173

143

163

Новосибирск

2501-3000

1158

1113

95

94

570

486

523

Кемерово

3001-3500

214

174

91

89

182

146

202

Красноярск

35014000

743

712

95

94

634

591

726

Улан-Удэ

4501-5000

197

151

91

93

967

939

954

Чита

5001-5500

210

171

94

91

521

457

483

Благовещенск

5501-6000

207

168

100

100

172

133

139

Хабаровск

6501-7000

624

567

98

98

537

491

525

Владивосток

6501-7000

669

575

99

99

181

151

156

Всего

 

4640

4172

95

93

3937

3537

3871

 

Таблица 4

Направления пассажирских перевозок в Москву (туда и обратно) с преимуществом железнодорожного транспорта, тыс. чел.

Пункт назначения

Интервал дальности, км

2016

2014

Доля авиаперевозок, %

Железнодорож­ный транспорт

Авиатранспорт

Железнодорож­ный транспорт

Авиатранспорт

2016

2014

Белгород

501-1000

916

251

742

163

21

18

Брянск

До 500

1295

ОД

1055

0,3

0,005

0,033

Владимир

До 500

956

0,0

425

0,004

0,0

0,0

Воронеж

501-1000

1098

332

1054

254

23

19

Казань

501-1000

1162

992

1180

762

46

39

Курск

501-1000

843

23

832

22

3

3

Нижний Новгород

До500

2203

464

2088

443

17

18

Пенза + Рузаевка

501-1000

1605

71

1673

51

4

3

Рязань

До 500

1248

254

0,0

0

0

Самара

501-1000

800

1193

880

962

60

52

Саратов

501-1000

1108

341

1099

341

24

24

Ярославль

До 500

1351

0,4

1244

I

0,03

0,10

Всего

14584

3667

12524

3000

20

19

Сравнительные данные по тарифам на перевозки авиаци­онным и железнодорожным транспортом приведены на рис. 3. Для железной дороги рассматриваются тарифы на проезд в купе.

 

Рис. 3. Тарифные ставки на направлениях в Москву и из Москвы. Сравнение авиационных и железнодорожных тарифов (проезд в купе)

Авиационные тарифы в 2 раза превышают сложившийся средний тренд на тех направлени­ях, где отсутствует железнодорожное сообще­ние. Также авиационные тарифы выше на тех направлениях, где дальность полета менее 1000 км, это обусловлено высокими сборами аэро­портов и служб аэронавигации, приходящимися на беспосадочный полет. На остальных марш­рутах тарифные ставки авиационного и желез­нодорожного транспорта находятся в одном це­новом интервале.

Екатеринбург

За 2016 год из Екатеринбурга перевезено 3,062 млн пассажиров (+ 31% к 2014 году) авиа­транспортом и 4,603 млн (-9% к 2014 году) - железнодорожным транспортом дальнего сообщения. В об­щих перевозках пассажиров доля авиаперевозок увеличи­лась с 32% в 2014 году до 35% в 2016 году.

По объему перевозок и доле авиатранспорта в перевозках из Екатеринбурга условно выделены:

  • Первая группа -20 направлений, где перевозки авиа­пассажиров наиболее значительны: не менее 20% от объема перевозок двумя видами транспорта в 2014 и 2016 годах. На основные направления авиаперевозок приходится более 90% авиаперевозок из Екатеринбур­га (табл. 6). Рост авиаперевозок в 2016 году по сравне­нию с 2014 годом составил 35%.
  • Вторая группа - 36 направлений, по которым выпол­няются только авиаперевозки, в 2016 году железнодо­рожное сообщение отсутствовало. В 2016 году общий объем перевозок по таким «труднодоступным» для на­земного транспорта направлениям составил около 200 тыс. пассажиров, или 7% от общих авиаперевозок из Екатеринбурга (табл. 7).
  • Третья группа - 40 направлений, по которым основ­ной объем перевозок (более 76% в 2016 году) выпол­няется железнодорожным транспортом. По этим на­правлениям перевезено 3,5 млн и 3,2 млн пассажиров в 2014 и 2016 годах соответственно. 80% перевозок выполняются на расстояние до 1000 км (табл. 8). Объ­емы перевозок третьей группы можно рассматривать как потенциал для развития регионального авиатранс­портного сообщения, возможность реали­зации зависит от готовности аэродромной сети к приему-выпуску региональных са­молетов.

 

Таблица 5

Расчет прироста авиаперевозок при увеличении доли авиатранспорта, тыс. чел.

Пункт назначения

Предположение

Прирост авиа­перевозок

Тарифы на авиаперевозки

Тариф на железнодорожные перевозки

Доля, %

Авиаперевозки

сидячие

плац- карт

купе

скоростные

Белгород

33

389

138

От 2400 до 3200

1007

1438

3515

Брянск

33

432

432

От 1000 до 2000

856

1000

2204

Владимир

33

319

319

От 1000 до 1500

1267

2450

4711

1127

Воронеж

33

477

145

От 2400 до 2800

873

2979

1272

Казань

50

1077

85

От 1300 до 2300

960

2387

Курск

33

289

265

От 2500 до 3100

1355

1128

2303

1192

Нижний Новгород

33

889

425

От 1700 до 1900

1715

3012

1211

Пенза + Рузаевка

33

559

488

От 2800 до 3050

990

960

2396

Рязань

33

416

416

От 1000 до 1500

579

2062

Самара

70

1395

202

От 1900 до 2300

1293

3295

1211

Саратов

33

483

142

От 4100 до 5200

1063

1048

2637

Ярославль

33

450

450

От 7500 до 7500

580

1565

Всего

39

7174

3507

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Тарифные ставки на направлениях в Екатеринбург и из Екатеринбурга. Сравнение авиационных и железнодорожных тарифов (в купейных вагонах)

Сравнительные данные по тарифам на пере­возки из Екатеринбурга авиа- и железнодорож­ным транспортом приведены на рис. 4. Выше среднего уровня тарифы в труднодоступные аэропорты назначения, а также в близлежащие аэропорты: Челябинск, Магнитогорск и Улья­новск.

Сочи

В Сочи и из Сочи за 2016 год перевезено авиатранспортом 5,082 млн пассажиров (рост в 1,8 раза по сравнению с 2014 годом), по же­лезной дороге - около 7 млн пассажиров (рост - 17%). Доля авиаперевозок в общих перевозках пассажиров увеличилась с 32% в 2014 году до 42% в 2016 году. Перевозки по марш­руту Москва - Сочи и обратно составляют 67,5% в общем объеме авиаперевозок. Рост авиаперевозок в Сочи после 2014 года объясняется закрытием чартерных рейсов в Еги­пет и Турцию. Всего авиаперевозки в Сочи и обратно вы­полнялись по 70 направлениям, из них на 8 направлениях сконцентрировалось более 90% объемов (табл. 9). По состо­янию за 10 месяцев 2017 года рост перевозок в Сочи соста­вил в среднем 4% по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году, в том числепо маршруту Москва - Сочи прирост авиаперевозок составил 1%.

 

Таблица 6

Доля авиаперевозок на наиболее крупных направлениях авиаперевозок из Екатеринбурга (туда и обратно) за 2014-2016 годы, тыс. чел.

Аэропорт вылета

Аэропорт назначения

Интервал дальности, км

2016

2014

Доля авиапере­возок, %

Железнодорожный транспорт

Авиатранспорт

Железнодорожный транспорт

Авиатранспорт

2016

2014

Екатеринбург

Уфа

До 500

48

16

67

16

25

19

Екатеринбург

Москва

1001-1500

247

1697

293

1468

87

83

Екатеринбург

Новосибирск

1001-1500

81

109

89

49

57

36

Екатеринбург

Самара

1001-1500

49

37

58

18

43

24

Екатеринбург

Нижний Новгород

1001-1500

42

5

47

16

11

25

Екатеринбург

Волгоград

1501-2000

26

7

27

0

21

I

Екатеринбург

С анкг-Петербу рг

1501-2000

135

291

158

203

68

56

Екатеринбург

Минеральные Воды

1501-2000

25

20

27

33

45

55

Екатеринбург

Томск

1501-2000

15

6

18

I

30

4

Екатеринбург

Воронеж

1501-2000

11

6

15

37

Екатеринбург

Ростов-на-Дону

1501-2000

20

18

28

13

47

31

Екатеринбург

Симферополь

2001-2500

 

172

0,6

43

100

99

Екатеринбург

Сочи

2001-2500

110

251

72

89

70

55

Екатеринбург

Анапа + Новороссийск

2001-2500

153

71

119

35

32

23

Екатеринбург

Краснодар

2001-2500

36

33

29

48

48

62

Екатеринбург

Красноярск

2001-2500

30

27

31

21

47

40

Екатеринбург

Иркутск

3001-3500

19

10

17

13

34

44

Екатеринбург

Чита

3501М000

10

16

13

5

62

27

Екатеринбург

Владивосток

5001-5500

4

19

3

13

83

83

Екатеринбург

Хабаровск

5001-5500

8

17

5

15

69

75

Всего

 

1069

2827

1117

2097

73

65

 

Таблица 7

Авиаперевозки из Екатеринбурга (туда и обратно) по направлениям, с преимуществом воздушного транспорта, пасс.

Аэропорт вылета

Аэропорт назначения

Интервал дальности, км

Авиаперевозки

Доля авиаперевозок, %

2016

2014

2016

2014

Екатеринбург

Белорецк

До 500

100

Екатеринбург

Советский

До 500

5297

6979

100

100

Екатеринбург

Урай

До 500

3414

6630

100

100

Екатеринбург

Белоярский

501-1000

9126

9815

100

100

Екатеринбург

ЕЬокнекамск

501-1000

983

2080

100

100

Екатеринбург

Сургут

501-1000

31548

31328

100

100

Екатеринбург

Сыктывкар

501-1000

10135

5231

100

100

Екатеринбург

Ханты-Мансийск

501-1000

10011

15877

100

100

Екатеринбург

Варандей

1001-1500

11

100

Екатеринбург

Е[адым

1001-1500

9754

11182

100

100

Екатеринбург

ЕЬокневартовск

1001-1500

8842

7511

100

100 

Екатеринбург

Е[овый Уренгой

1001-1500

15399

7191

100

100 

Екатеринбург

Е[оябрьск

1001-1500

8913

8218

100

100 

Екатеринбург

Салехард

1001-1500

13409

16231

100

100

Екатеринбург

Саранск

1001-1500

64

112

100

100

Екатеринбург

Усинск

1001-1500

7

100

Екатеринбург

Череповец

1001-1500

209

243

100

100

Екатеринбург

Белгород

1501-2000

6264

62

100

100

Екатеринбург

Еорно-Алтайск

1501-2000

668

100

 —

Екатеринбург

Когалым

1501-2000

6

441

100

100

Екатеринбург

Курск

1501-2000

99

132

100

100 

Екатеринбург

Петрозаводск

1501-2000

3

63

100

100 

Екатеринбург

Раменское

1501-2000

45

100

 —

Екатеринбург

Ямбург

1501-2000

1637

1092

100

100

Екатеринбург

Ееленджик

2001-2500

16737

14031

100

100

Екатеринбург

Мурманск

2001-2500

79

100

Екатеринбург

Е[орильск

2001-2500

12625

14155

100

100

Екатеринбург

Сабетта

2001-2500

7

100

Екатеринбург

Братск

2501-3000

22

100

Екатеринбург

Диксон

2501-3000

20

100

Екатеринбург

Мирный

3001-3500

3165

3860

100

100

Екатеринбург

Е[ерюнгри

4001^1500

7

1858

100

100

Екатеринбург

Якутск

4001—4500

5748

5048

100

100

Екатеринбург

Благовещенск

4501-5000

18458

3748

100

100

Екатеринбург

Южно-Сахалинск

5501-6000

296

100

Екатеринбург

П. -Камчатский

6001-6500

3845

1283

100

3

Всего

197051

174401

100

79

 

Таблица 8

Пассажирские перевозки из Екатеринбурга (туда и обратно) по направлениям, с преимуществом железнодорожного транспорта, тыс. пассажиров

Пункт назначения

Интервал дальности, км

2016

2014

Доля авиаперевозок, %

Железнодорожный транспорт

Авиатранспорт

Железнодорожный транспорт

Авиатранс­порт

2016

2014

Тюмень

До 500

853

4,9

1040

11,6

0,57

1,10

Серов

До 500

392

408

Пермь

До 500

365

2,4

461

0,6

0,64

0,12

Ижевск

До 500

203

0,9

209

7,6

0,43

3,52

Курган

До 500

193

0,0

217

4,3

0,02

1,95

Тавда

До 500

144

148

 

 

 

Магнитогорск

До 500

21

0,7

19

6,8

3,09

26,79

Чусовская

До 500

15

23

Златоуст

До 500

9

11

Казань

501-1000

195

12,1

153

1,3

5,81

0,84

Омск

501-1000

137

7,2

134

2,5

4,97

1,85

Оренбург

501-1000

86

5,4

96

7,0

5,88

6,83

Киров

501-1000

85

0,0

94

0,1

0,01

0,09

Орск

501-1000

84

0,1

102

0,3

0,08

0,33

Соликамск

501-1000

37

40

Зуевка

501-1000

31

32

Ульяновск

501-1000

23

0,1

20

4,7

0,27

19,00

Шарья

501-1000

9

10

Алатырь

501-1000

6

6

Саратов

1001-1500

33

1

32

18

1,68

35,77

Чебоксары

1001-1500

25

28

Вологда

1001-1500

19

0,0

17

0,24

Пенза

1001-1500

25

25

Сызрань

1001-1500

9

9

Кострома

1001-1500

8

9

0,2

2,61

Йошкар-Ола

1001-1500

6

6

 

 

Барнаул

1501-2000

30

33

0,4

1,32

Новокузнецк

1501-2000

15

0,1

16

0,1

0,40

0,88

Кемерово

1501-2000

15

0,2

17

0,7

1,22

3,85

Махачкала

1501-2000

14

0,1

13

0,1

0,94

0,96

Владимир

1501-2000

11

12

Староминская

1501-2000

11

2

Арзамас

1501-2000

8

8

Старый Оскол

1501-2000

 

4

Армавир

2001-2500

9

10

Астрахань

2001-2500

5

5

0,0

0,22

Нижнеудинск

2001-2500

5

4

Абакан

2501-3000

15

2

Лена

2501-3000

11

10

Улан-Удэ

3001-3500

6

0,003

6

1,5

0,05

19,93

Тында

3501—4000

2

2

Уссурийск

5001-5500

5

3

Всего

 

3175

35

3495

68

1,1

1,9

В 2016 году пассажирские перевозки из Москвы в Сочи по железной дороге составили 10% от общей суммы перево­зок в Сочи железнодорожным транспортом по всем направ­лениям. Другие наиболее крупные направления железнодо­рожных пассажирских перевозок из Сочи показаны в табл. 10. Более 70% пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в /из Сочи выполнялись по выделенным наибо­лее крупным направлениям.

 

Таблица 9

Авиаперевозки в Сочи (туда и обратно) по основным направлениям, тыс. пассажиров

Пункт назначения

Интервал дальности, км

Авиаперевозки

Доля в общих пасса­жирских перевозках

Авиаперевозки за 10 мес. 2017 

Динамика

Авиаперевозки за 10 мес. 2017

Рост

2014

2016

Рост 2016 к 2014

2014

2016

2014

2016

2017

2016 к 2014

2017 к 2016

Краснодар

До 500

92,1

62,1

68

5

8

75

48

63

64

130

Самара

1001-1500

24,9

78,6

316

33

17

25

76

74

309

98

Москва

1001-1500

1957,6

3433,4

175

82

74

1732

3087

3121

178

101

Казань

1501-2000

28,5

87,2

306

48

28

641

86

79

13

92

Уфа

1501-2000

19,2

78,3

407

51

26

19

78

66

417

85

С анкт-Петербу рг

2001-2500

283,8

407,1

143

62

63

258

363

467

141

128

Екатеринбург

2001-2500

88,5

251,3

284

70

55

83

236

245

286

104

Новосибирск

3501^1000

32,3

129,9

402

78

51

30

125

151

418

121

Всего

 

2527

4528

179

62

53

2862

4099

4266

143

104

 

Таблица 10

Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в /из Сочи по наиболее крупным направлениям в 2016 году

Пункт назначения

Пассажиры, тыс.

Пункт назначения

Пассажиры, тыс. 

Краснодар

1263,9

Самара

158,8

Москва

730,9

Владикавказ

110,9

Ростов-на-Дону

669,4

Екатеринбург

110,2

Армавир

442,9

Нижний Новгород

100,5

Минеральные Воды

306,9

Казань

95,0

Воронеж

274,7

Пермь

87,4

С анкт-Петербу рг

249,7

Челябинск

77,0

Волгоград

238,1

Уфа

75,7

Саратов

174,5

Всего

5166,4

Прирост пассажирских авиаперевозок в/из Сочи может быть обеспечен за счет наращивания количества рейсов на направлениях, где значительны перевозки железнодорож­ным транспортом, а воздушный транспорт во многом усту­пает ему, или по направлениям, где воздушный транспорт пока не задействован. Перечень потенциально возможных направлений авиаперевозок из Сочи приведен в табл. 11. Средняя дальность перевозки - до 1000 км. В некоторых из перечисленных городов в настоящее время аэродромы для коммерческих полетов не применяются (см. табл. 12).

Сравнительные данные по тарифам на перевоз­ки в/из Сочи авиационным и железнодорожным видами транспорта приведены на рис. 5. Тарифы на авиаперевозки больше, чем на железнодорожные, на расстояния до 1000 км.

ВЫВОДЫ

В 2016 году авиационным и железнодорожным транс­портом по территории Российской Федерации перевезено 159 млн пассажиров, в том числе авиатранспортом - 35% (для сравнения: в 2014 году - 32%).

Удельный вес авиаперевозок увеличивается по мере уве­личения дальности пассажирских перевозок (табл. 13).

На дальностях до 2500 км двумя видами транспорта вы­полняется более 90% пассажирских перевозок, железнодо­рожным транспортом - 97% пассажирских перевозок от сум­марного объема перевозок железнодорожным транспортом за год, авиационным транспортом - 83%.

На дальностях до 1000 км двумя видами транспорта вы­полняется 60% пассажирских перевозок, железнодорожным транспортом - 77% перевозок от суммарного объема пере­возок железнодорожным транспортом за год, авиационным транспортом - 26%.

В перевозках на дальность до 500 км на долю воздуш­ного транспорта приходится 4%, в интервале дальностей до 1000 км - 16%, в интервале дальностей до 2500 км доля - 33%.

На дальности свыше 2501 км авиационным транспортом перевозится 9,5 млн пассажиров, железнодорожным - око­ло 3 млн пассажиров. Доля авиаперевозок доходит до 80%. На дальние расстояние свыше 5000 км 99% пассажиров пе­ревозится авиатранспортом.

Московские аэропорты работают как трансферные узлы. Внутренние авиаперевозки сконцентрированы на маршру­тах в Москву и из Москвы (75%). Рейсы без промежуточных посадок станут экономически целесообразными при увели­чении объемов перевозок и загрузки пассажирских рейсов на дальних маршрутах. Разгрузка аэропортов Москвы воз­можна при условии развития сети узловых международных аэропортов на территории страны.

Авиационные тарифы превышают железнодорожные (при поездке в купейных вагонах) на коротких дистанциях полета (до 1000 км) и на маршрутах в труднодоступные мест­ности, где нет конкуренции с наземными видами транспорта. Высокие тарифные ставки авиаперелетов на короткие рас­стояния связаны со спецификой: основные ресурсы расходу­ются при взлете и посадке, самолеты имеют относительно меньшую полезную нагрузку и более высокую удельную стоимость. В принятом алгоритме формирования аэропорто­вых сборов эти факторы не учитываются.

 

Таблица 11

Потенциальные направления для увеличения авиаперевозок из/в Сочи в указанные пункты назначения, тыс. пассажиров

Пункт назначения

Интервал даль­ности, км

2016

2014

Доля авиапере- возок, %

Железнодорожный транспорт

Авиа­транспорт

Железнодорожный транспорт

Авиа­транспорт

2016

2014

Краснодар

До 500

1263878

62220

1004818

92131

5

8

Ставрополь

До500

20467

375

27449

2

 

Минеральные Воды

До 500

306927

4435

353854

2155

1

1

Староминская (Ейск)

До 500

47301

26107

Сальск

До 500

45507

54656

Армавир

До 500

442883

308983

Владикавказ

До 500

110879

165

123858

0,1

Ростов-на-Дону

До 500

669447

6028

692730

605

1

0,1

Миллерово

До 500

33164

33979

Волгоград

501-1000

238129

18427

228117

7

Воронеж

501-1000

274674

9725

229472

177

3

0

Курск

1001-1500

50477

1164

36946

1465

2

4

Мичуринск

1001-1500

23950

 

23360

Рузаевка (Саранск)

1001-1500

26018

28812

Саратов

1001-1500

174460

6239

161642

6187

3

4

Брянск

1001-1500

50190

4402

50104

76

8

0,2

Тамбов

1001-1500

21666

18144

1569

8

Тула

1001-1500

32183

28409

Орел

1001-1500

21296

18299

Ульяновск

1001-1500

74606

3142

55363

4

Рязань

1501-2000

54502

57589

Ярославль

1501-2000

62461

5745

53352

157

8

0,3

Сызрань

1501-2000

40849

33640

Владимир

1501-2000

22176

20353

Смоленск

1501-2000

29691

22270

Ижевск

1501-2000

74810

6515

56913

6120

8

10

Вологда

2001-2500

60547

47079

9

0,02

Орск

2501-3000

27606

22004

Всего

 

4300744

128582

3818302

110651

2,9

2,8

 

Таблица 12

Проблемы аэропортов, ограничивающие применение российского реактивного самолета SSJ-100

Железнодорожная станция

Описание проблемы

Староминская

Находится в 65 км от Ейского аэропорта, принадлежащего Министерству обороны. Планируется созда­ние гражданского авиасообщения на базе военного аэропорта

Сальск

Сальск-2 - действующий аэродром гражданской авиации. Расположен на южной окраине города Сальска, используется для проведения авиационных работ. Планируется реконструкция в соответствии со «Стратегией развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года»

Армавир

Аэродром «Армавир» 4-го класса, с нетвердым покрытием способен принимать легкие самолеты и вер­толеты всех типов. Пассажирские перевозки не производятся. Вблизи Армавира имеется одноименный военный аэродром.

Миллерово

Военный аэродром расположен в 5 км северо-западнее города Миллерово в Ростовской области, для гражданских перевозок не используется. На северо-восточной окраине города Миллерово имеется посадочная площадка гражданской авиации «Миллерово» Используется для проведения авиационных работ

Мичуринск

Аэродром авиации общего назначения. Короткая взлетно-посадочная полоса (1000 м). Половина полосы в плохом состоянии

Рузаевка

Находится в 26 км от Саранска. 14 февраля 2018 года аэропорт Саранска принял первый регулярный рейс после реконструкции к чемпионату мира по футболу в 2018 году

Брянск

Действующий аэропорт, классификационное число взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродрома 24/R/B/W/T, необходимо более 27. Требуется реконструкция ВПП, модернизация оборудования и стро­ительство наземной инфраструктуры. Реконструкция аэропорта включена в Федеральную программу развития транспорта в 2018-2020 годах

Тамбов

He допускается использование реактивных региональных самолетов, например SSJ-100. Классификаци­онное число ВПП действующего аэродрома Донское - 10/R/C/W/T, необходимо более 27

Тула

Клоково - военный аэродром на северной окраине города Тула. В гражданской части аэродрома органи­зована посадочная площадка «Тула», принимающая вертолеты всех типов, а также легкие и сверхлегкие самолеты

Орел

С 2010 года не функционирует, исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ (законсервирован)

Рязань

Гражданский аэропорт Турлатово используется для тренировок парашютистов. В отдаленном будущем планируется реконструкция аэропорта Протасово для гражданского авиасообщения

Сызрань

Принадлежит Министерству обороны. Используется для обучения курсантов Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ).

Владимир

Аэропорт Семязино. Допускается максимальный взлетный вес воздушного судна 25 тонн. Классифика­ционное число ВПП - 28/F/D/X/T. В 2017 году выполнялись рейсы на самолетах Embraer 145 авиаком­пании «Комиавиатранс»

Смоленск

Экспериментальный (испытательный) аэродром 1-го класса в городе Смоленске, расположенный в 3 км севернее железнодорожной станции Смоленск. В 2009-2010 годах аэродром эпизодически использовал­ся для приема гражданских BC по разовым разрешениям

Вологда

Действующий аэропорт, классификационное число ВПП аэродрома 13/R/B/X/T, для эксплуатации SSJ- 100 необходимо более 27

 

Таблица 13

Распределение пассажирских перевозок по дальности в 2016 году

Показатель

До 500

501-1000

1001-1500

1501-2000

2001-2500

Всего

Пассажирские перевозки двумя видами транспорта в 2016 году нарастающим итогом

47,7

90,3

121,5

134,2

141,0

159,0

Доля в общих объемах пассажирских перевозок, %

30

57

76

84

89

100

Авиапассажиры в 2016 году нарастающим итогом

1,9

14,6

34,6

41,9

46,8

56,3

Доля в общих объемах пассажирских авиаперевозок, %

3

26

61

74

83

100

Пассажиры железнодорожного транспорта в 2016 году нарастающим итогом

45,8

75,8

86,8

92,2

94,2

102,6

Доля в общих объемах железнодорожных и авиаперевозок, %

45

74

85

90

92

100

Удельный вес авиаперевозок, %

4

16

28

31

33

35

 

Рис. 5. Тарифные ставки на направлениях в Сочи и из Сочи: а - авиационные тарифы; б - железнодорожные тарифы (в купейных вагонах)

На увеличение объемов авиаперевозок влияют:

  • рост спроса на пассажирские авиаперевозки на осво­енных маршрутах благодаря повышению благососто­яния населения, деловой активности и инвестициям в развитие экономики;
  • развитие региональных перевозок, открытие новых или восстановление закрытых маршрутов, что станет возможным при условии масштабной реконструкции аэродромов, в том числе упомянутых в табл.
  • по предварительной оценке, потенциал прироста авиа­перевозок в интервале дальностей до 2000 км, при пе­реходе на воздушный транспорт части пассажиров с железнодорожного транспорта составляет 20 млн пассажиров.

Развитие региональных перевозок возможно при усло­вии модернизации региональных аэродромов и коррекции практики аэропортовых сборов с учетом специфики полетов на короткие расстояния.

Об авторе

А. Б. Манвелидзе
ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
Россия

Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»». Область научных интересов: экономика воздушного транспорта.



Список литературы

1. АИП Российской Федерации // ФГУП «Центр аэронавигационной информации». URL: http://www.caiga.ru / common / ?lang=ru.

2. Активность населения в использовании транспортных услуг. Бюллетень социально-экономического кризиса в России (2015) / Под рук. Л. Григорьева, А. Голяшев, А. Лобанова и др. // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. № 7. 22 с. URL: http://ac.gov.ru / files / publication / a / 7059.pdf.

3. Аналитические обзоры А. Фраймана ( [б.г.]) // Институт автоматизированных технологий на воздушном транспорте. URL: http://www.iatvt.ru / index.cgi?doc=11.

4. База аэродромов ( [б.г.]) // Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (РАОПА). URL:http://maps.aopa.ru.

5. Годовой отчет 2016 // РЖД. URL: http://ar2016.rzd.ru / pdf / ar / ru / ru-annual-report-pages.pdf.

6. График гибкого регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в поездах АО «ФПК», следующих во внутригосударственном сообщении в 2018 году: в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги), а также в мотор-вагонном подвижном составе // Российские железные дороги. URL: http://pass.rzd.ru / static / public / ru?STRUCTURE_ID=5106.

7. Ильин И. П., Маскаева Е. Ю. (2016) Ценовая конкуренция воздушного и железнодорожного транспорта // Ассоциация «Желдорразвитие». URL: http://zdrazvitie.ru / analytics / publikatsii / tsenovaya-konkurentsiya-vozdushnogo-i-zheleznodorozhnogo-transporta / .

8. Информация о перевозках между пунктами полета за 2015–2016 гг. Статистический сборник (2016) //Транспортно-клиринговая палата. URL: https://arch.tch.ru / statistics / coll_citypairs

9. Календарь низких цен ( [б.г.]) // Aviasales.ru. URL: https://www.aviasales.ru / calendar.

10. Нестеров Ю. В.,Фрайман А. Б. (2014) Парадигма стратегии управления воздушным транспортом // Транспорт Российской Федерации. № 2 (51). С. 24–29. URL: http://www.rostransport.com / transportrf / archiv / 510 / .

11. Об утверждении тарифного руководства № 4, книга 3 «Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта»: Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15.07.2003 № 55 (ред. от 18.03.2011) // РЖД. URL: http://doc.rzd.ru / doc / public / ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=2060.

12. Пассажирские перевозки 2016 г. // РЖД. URL: http://www.rzd.ru / static / public / ru?STRUCTURE_ID=5227.

13. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за 2016–2017 гг. // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: http://www.favt.ru / dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov / .

14. Приказ ФСТ России от 27.07.2010 № 156‑т / 1 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» // КонсультантПлюс. URL:goo.gl / nnrC2z.

15. Сборник маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации // ФГУП «Центр аэронавигационной информации». URL: http://www.caiga.ru / DocAni / manual_of_path_ovd / manual_ovd / ATS_Routes_Manual_07–12–2017.pdf.

16. Ставки сборов аэропортов РФ // Транспортно-клиринговая палата. URL: http://cstweb2.tch.ru / info2 / index.html.

17. Транспорт России. 2016. январь-декабрь // Министерство транспорта Российской Федерации. URL:https://www.mintrans.ru / documents / 7 / 7249.

18. Юркевич М., Казунина А. (2013) Анализ рынка пассажирских перевозок в дальнем сообщении (на примере

19. г. Москвы) // Логистика. № 6. С. 20–24. URL: http://www.logistika-prim.ru / articles / analiz-rynka-passazhirskikh-perevozok-v-dalnem-soobshchenii-na-primere-g-moskvy.

20. National Transportation Statistics 2016 // Bureau of Transportation Statistics, U. S. Department of Transportation. URL: http://www.bts.gov / publications / national_transportation_statistics /

21. Performance of Passenger Transport expressed in passenger-kilometre: European Commission Directorate-General for Mobility and Transport- Statistical pocketbook 2017 // European Commission. URL: https://ec.europa.eu / transport / facts-fundings / statistics / pocketbook-2017_en.


Для цитирования:


Манвелидзе А.Б. Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(1):88-101. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101

For citation:


Manvelidze A.B. Comparison analysis of passenger traffic by air and rail transport. Strategic decisions and risk management. 2018;(1):88-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-88-101

Просмотров: 266


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)