Перейти к:
Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: подходы к моделированию снижения его объемов
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-24-35
Аннотация
В статье рассматриваются экономические эффекты от снижения объемов перекрестного субсидирования для участников рынка электрической энергии, а также разработаны методологические подходы к моделированию поэтапного снижения объемов перекрестного субсидирования в экономике. Для моделирования влияния экономических и социальных эффектов от ликвидации перекрестного субсидирования использовались методология системы национальных счетов (СНС) – симметричные таблицы «затраты – выпуск» и межотраслевой баланс «продукт – продукт», рассчитанный по выпуску конечного продукта 22 отраслей промышленности. Проведен сравнительный анализ двух вариантов ликвидации перекрестного субсидирования: одномоментный и постепенный.
Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования оказала худшее влияние на экономические показатели участников энергорынка, чем при его поэтапном снижении.
Моделирование поэтапного снижения перекрестного субсидирования нацелено на определение максимально возможного темпа роста тарифов на электроэнергию для населения. В качестве критерия оптимальности скорости роста тарифов на электроэнергию использовано минимальное значение экономического ущерба для отраслей экономики, рассчитанного как разница сальдированного прироста (убытия) валовой добавленной стоимости в диапазоне порогового интервала увеличения расходов домашних хозяйств на покупную электроэнергию в общей структуре расходов.
Для построения модели использована макроэкономическая модель формирования, использования и воспроизводства отраслевой добавленной стоимости.
Анализ воздействия изменения тарифов на электроэнергию для населения проведен с шагом в 1 % до уровня, обеспечивающего полное сокращение перекрестного субсидирования. Рассчитана оптимальная скорость прироста тарифов для регионов с максимальной ставкой тарифа на электроэнергию (Московская область) и минимальной ставкой (Оренбургская область).
Ключевые слова
Для цитирования:
ТРАЧУК А.В., ЛИНДЕР Н.В. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: подходы к моделированию снижения его объемов. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(1-2):24-35. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-24-35
For citation:
TRACHUK A.V., LINDER N.V. Cross-subsidizing in power industry: approaches to development of stage-by-stage decrease in volumes. Strategic decisions and risk management. 2017;(1-2):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-24-35
Введение
Перекрестное субсидирование в электроэнергетике является одной из наиболее актуальных проблем. Его понимают как ценовую дискриминацию: тариф на электрическую энергию для промышленных и коммерческих потребителей устанавливается выше предельных издержек, а для домохозяйств - ниже, так что первые вынуждены переплачивать и субсидировать последних. Для сравнения: в тех странах, где нет перекрестного субсидирования, соотношение цен обратное (табл. 1).
Мнения экспертов о влиянии перекрестного субсидирования на экономику различно. Некоторые из них [Хуберт Ф., 2002] полагают, что при общем низком уровне тарифов такие меры могут быть оправданы, однако большинство [IrwinT., 1997; Назарова Н. А., Минеханова Н.Т., 2009; Трачук А. В., 2011; Селляхова О., Фатеева E., 2012; Золотова И.Ю., 2015; Валитов Ш.М., 2015; Еладких Е.Г., Базанова Е. А., 2016] сходится во мнении, что данный механизм ценообразования неэффективен и оказывает негативное влияние как на экономику страны в целом, так и на развитие энергетической отрасли. Государство также предпринимает меры с целью сократить объемы перекрестного субсидирования в энергетике [Селляхова О., Фатеева, 2012; Королев И. А., Хабачев JI. Д., 2015]. Мы ставим перед собой задачу оценить экономические эффекты от снижения объемов перекрестного субсидирования для участников рынка электрической энергии, разработать методологические подходы к моделированию поэтапного снижения объемов перекрестного субсидирования в экономике.
Таблица 1
Тарифы на электроэнергию в странах мира в 2014 году, долл. (по данным [Energy Subsidies 2015])
Страна | Тариф | Отношение | |
---|---|---|---|
для | для | ||
США | 0,19 | 0,08 | 1,72 |
Великобритания | 0,24 | 0,15 | 1,64 |
Германия | 0,29 | 0,12 | 2,51 |
Франция | 0,25 | 0,09 | 2,94 |
Япония | 0,27 | 0,17 | 1,61 |
Корея | 0,17 | 0,11 | 1,43 |
Тайвань | 0,14 | 0,11 | 1,28 |
КНР | 0,12 | 0,19 | 0,64 |
Перекрестное субсидирование в России: виды и динамика
Впервые перекрестное субсидирование в России было введено в начале 1990-х гадов как мера социальной поддержки населения в период реформ, когда часть платы перекладывалась на предприятия. В течение 2000-2012 годов имел место экономический рост и рост благосостояния населения, но объемы перекрестного субсидирования также продолжали расти, хотя государство пыталось регулировать этот процесс [Ряпин И., 2013].
Также следует отметить, что до 2014 года в Российской Федерации перекрестное субсидирование в электроэнергетике было запрещено: нельзя было установить пониженные тарифы для одних потребителей/товаров за счет увеличения цен для других. В 2014 году данный механизм был легализован и соответствующее понятие введено в законодательство России [Федеральный закон 2003]. Существующие сегодня виды перекрестного субсидирования показаны на рис. 1. Объемы перекрестного субсидирования составили в 2015-м около 347млрд руб. (табл. 2) [Трачук А.В., Линдер Н.В., Золотова Е.В. и др., 2016].
Рис. 1. Составляющие конечной цены на электроэнергию и виды перекрестного субсидирования в них
Таблица 2
Объемы перекрестного субсидирования, млрд руб., за 2011-2015 годы (Итоги, 2017)
Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|
Общая сумма перекрестного субсидирования посредством регулируемых договоров на электроэнергию и мощность | 60,1 | 61,4 | 62,9 | 67,8 | 71,3 |
Предельная величина перекрестного субсидирования, заложенного в сетевые тарифы | 205,3 | 209,4 | 213,6 | 218,9 | 229,4 |
Объем переплаты за электроэнергию потребителями «последней мили» | 58,6 | 74,1 | 42,4 | 23,9 | 20,7 |
Объем перекрестного субсидирования в ставке на оплату потерь электроэнергии | 29,92 | 27,94 | 26,36 | 28,9 | 25,6 |
Общая сумма перекрестного субсидирования | 353,92 | 372,84 | 345,26 | 339,5 | 347 |
За последние пять лет объемы перекрестного субсидирования удалось снизить на 6,92 млрд руб., или на 2%, в основном за счет сокращения объемов переплаты за электроэнергию потребителями «последней мили» (на 37,9млрд руб., или в 3,5 раза). В ставке на оплату потерь электроэнергии объем перекрестного субсидирования снизился на 4,32млрд руб., или на 14,8%.
К негативным тенденциям следует отнести увеличение объемов перекрестного субсидирования посредством регулируемых договоров на электроэнергию и мощность (оно составило 11,2млрд руб., или 18,3%) и предельной величины перекрестного субсидирования, заложенного в сетевые тарифы (на 24,1млрдруб., или 11,7%).
Основной критике механизм перекрестного субсидирования подвергается главным образом из-за того, что льготным тарифом на электроэнергию пользуются все категории населения вне зависимости от своего материального положения. В результате большая часть субсидий уходит на льготы для граждан со средним и высоким доходом, потребляющим значительно больше электричества. Малообеспеченные слои населения получают льготы в существенно меньшем размере [Епихи- на RA., 2011].
Таблица 3
Формирование и распределение доходов в текущих ценах по отраслям экономики, млрд руб., за 2000-2014 годы [Национальные счета 2015]
Год | Счет образования доходов | Счет использования располагаемого дохода | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оплата труда наемных работников | Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы | Чистые налоги на производство | Расходы на конечное потребление домашних хозяйств | Валовое накопление | Расходы государственного управления | Чистый экспорт | |
1998 | 1263 | 947 | 420 | 1511 | 394 | 493 | 232 |
1999 | 1934 | 2132 | 758 | 2583 | 715 | 703 | 822 |
2000 | 2937 | 3120 | 1248 | 3374 | 1366 | 1103 | 1463 |
2001 | 3848 | 3693 | 1403 | 4417 | 1963 | 1470 | 1094 |
2002 | 5065 | 3907 | 1847 | 5542 | 2169 | 1942 | 1166 |
2003 | 6231 | 4864 | 2113 | 6692 | 2755 | 2366 | 1394 |
2004 | 7845 | 6307 | 2875 | 8588 | 3559 | 2890 | 1990 |
2005 | 9474 | 7887 | 4248 | 10 792 | 4339 | 3646 | 2833 |
2006 | 11 986 | 9545 | 5387 | 13 129 | 5699 | 4680 | 3409 |
2007 | 15 526 | 11 387 | 6334 | 16 218 | 8034 | 5751 | 3245 |
2008 | 19 560 | 13 499 | 8218 | 20 184 | 10 526 | 7360 | 3207 |
2009 | 20 412 | 11 921 | 6 475 | 21 203 | 7345 | 8067 | 2193 |
2010 | 22 996 | 15 094 | 8 219 | 23 843 | 10 473 | 8671 | 3321 |
2011 | 27 647 | 17 273 | 10 880 | 27 427 | 13 983 | 10 103 | 4288 |
2012 | 31 578 | 18 612 | 12 409 | 31 088 | 15 224 | 11 889 | 4399 |
2013 | 34 269 | 21 829 | 10 112 | 47 958 | 14 460 | 13 020 | 5271 |
2014 | 37 119 | 23 127 | 10 225 | 52 225 | 14 706 | 13 932 | 5065 |
Кроме того, развитие технологий в отрасли позволило крупным промышленным компаниям уходить от перекрестного субсидирования: с этой целью они строят собственные объекты генерации электроэнергии, оспаривают в суде механизм «последней мили», тратят средства на присоединение к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» (существует разница между тарифами ОАО «ФСК ЕЭС» и распределительной сетевой компании: около 30 и в среднем 82коп./кВт-ч соответственно), закрывают производства в регионах с высоким тарифом и переносят производства в регионы, где тариф ниже. В результате основная нагрузка приходится на малый и средний бизнес, его эффективность снижается, падение прибыли сетевых компаний сказывается на их надежности [Трачук А.В., 2010]. В связи с этим мы провели анализ одномоментного и постепенного снижения объемов перекрестного субсидирования: с целью оценить его влияние на экономику страны.
Методология исследования
Для анализа мы использовали инструменты системы национальных счетов (CHC): симметричные таблицы «затраты - выпуск», межотраслевой баланс «продукт - продукт», рассчитанный по выпуску конечного продукта 22 отраслей промышленности. Национальные счета, отражающие все фазы экономического процесса (производство, образование и распределение доходов, потребление и накопление, операции с финансовыми инструментами и т. д.), дают обобщенное представление о функционировании экономики в определенный период. Суть CHC сводится к тому, что обобщающие показатели развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства формируются и увязываются между собой. Построение балансовых таблиц отражает наличие активов и обязательств на ту или иную дату, изменение национального богатства в отчетном периоде, в таблицах «Затраты - выпуск» производство и использование товаров и услуг показаны в отраслевом разрезе.
На первом этапе проанализирована взаимосвязь между валовой добавленной стоимостью отраслей экономики и ее дальнейшим распределением на воспроизводство и конечное потребление (табл. 3).
Далее в пакете SPSS проведен регрессионный анализ влияния элементов счета образования доходов на конечное потребление и воспроизводство в ценах 2014 года.
В результате мы получили следующие зависимости:
y1 = –22,533 + 1,97x1 + 0,77x2–4,036x3,
где y1 – расходы на конечное потребление домашних хозяйств, млрд руб.; X1 - оплата труда наемных работников, млрд руб.; X2 - валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы, млрд руб.; X3 - налоги на производство, млрд руб.
Проверка значимости модели множественной регрессии осуществлена на уровне 0,05, при котором значение критерия Фишера FKp составило 115,81. Скорректированный коэффициент детерминации модели R2 составил 0,956.
Аналогично составлены зависимости по другим элементам использования располагаемого дохода:
y2 = 53,685 + 0,241x1–0,11x2 + 0,792x3,
где y2 - расходы на валовое накопление основного капитала, млрд руб.
Проверка значимости модели множественной регрессии осуществлена на уровне 0,05, при котором FKp = 631,519. Скорректированный коэффициент детерминации модели R2 составил 0,992.
Модель множественной регрессии расходов государственного управления имеет вид:
y3 = –95,748 + 0,333x1 + 0,175x2 + 0,244x3,
где y3 - расходы на государственное управление, млрд руб.
Проверка значимости модели множественной регрессии осуществлена на уровне 0,05, при котором FKp = 682,565. Скорректированный коэффициент детерминации модели R2 составил 0,992.
В связи с тем что сальдо экспорта и импорта не имеет явно выраженной зависимости от формируемого в экономике совокупного дохода, мы допустили, что его доля равна 10% от совокупных формируемых в экономике доходов:
где у4 - сальдо «экспорт - импорт».
Далее мы проанализировали воздействие поэтапного снижения объемов перекрестного субсидирования. Мы заложили снижение объемов на 2%, т. е. взяли снижение, которое получили, анализируя объемы за 2011-2015 годы (см. табл. 2).
Таблица 4
Результаты расчетов воздействия постепенного снижения объемов перекрестного субсидирования на участников энергорынка, млрд руб. (в ценах 2011 года)
Отрасль | Валовая прибыль | Сальдо эффектов в разрезе элементов добавленной стоимости | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
по отраслям экономики при снижении цен на электроэнергию | энергокомпаний при сокращении объемов перекрестного субсидирования на 2% | Всего | Оплата труда | Валовая прибыль | Чистые и др. налоги на производство | |
Нефтегазовая промышленность | +507,3 | -501,4 | 5,9 | 3,2 | 2,04 | 0,66 |
Добыча угля | +106,2 | -102,8 | 3,8 | 3,38 | 0,43 | 0 |
Горючие сланцы и торф | +0,3 | -0,3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Электро- и теплоэнергия | + 1056,4 | -1007,1 | 49,3 | 18,7 | 29,58 | 1,12 |
Черная металлургия | +681,53 | -718,43 | -36,9 | -12,4 | -22,34 | -2,16 |
Цветная металлургия | +435,76 | -462,49 | -26,73 | -8,48 | -17,28 | 0,97 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | +528,65 | -501,4 | 27,25 | 16,92 | 9,27 | 1,06 |
Легкая промышленность | +674,23 | -631,16 | 43,07 | 22,22 | 19,56 | 1,29 |
Пищевая промышленность | + 1462 | -1338 | 124 | 46,15 | 71,82 | 6,03 |
Производство стройматериалов | +412 | -511,5 | -99,5 | -36,25 | -61,1 | -2,15 |
Деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность | +304 | -356 | -52 | -26,4 | -24,04 | -1,56 |
Производство машин и оборудования | +2633 | -2919 | -286 | -170.4 | -110,91 | -4,69 |
Прочие | +220 | -189 | 31 | 16 | 15 | 0 |
Строительство | +4044 | -4205 | -261 | -123 | -125,35 | -12,65 |
Сельское хозяйство | +2025 | -1874 | 151 | 28 | 120,7 | 2,3 |
Транспорт и связь | +2821 | -2710 | 111 | 54,12 | 55,85 | 1,03 |
Торговля и посреднические услуги | + 8219 | -8096 | 123 | 17,65 | 103,45 | 1,9 |
Прочие виды деятельности | +371 | -362 | 9 | 3,7 | 5,3 | 0 |
ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания населения | + 1154 | -1028 | 126 | 81,55 | 38,08 | 1,08 |
Здравоохранение | +2056 | -1794 | 262 | 221,34 | 39,64 | 1,02 |
Финансовое посредничество, страхование | +2821 | -2218 | 603 | 427,02 | 173 | 2,98 |
Наука и научное обслуживание | +601 | -633 | -32 | -32 | 0 | 0 |
Итого: | +33133,37 | -28420,26 | 4713,11 | 2551,02 | 2127,39 | 34,7 |
В табл. 4 приведены результаты расчетов, как снижение объема перекрестного субсидирования на 2% влияет на валовую прибыль компаний отраслей экономики в результате снижения цен на электроэнергию и динамику доходов компаний электроэнергетической отрасли (потеря доходов и, как следствие, сокращение валовой прибыли), а также сальдо вышеприведенных эффектов (или конечного эффекта).
Структурные различия в перечне спроса на продукцию различных отраслей со стороны домохозяйств, государственного управления и расходы на капитальные вложения оказывают влияние как экономический эффект от изменения цен на электроэнергию. Так, например, согласно расчетам на базе межотраслевого баланса [Система таблиц [б.г.]], увеличение спроса домохозяйств на 1 усл. ед. повлечет прирост ВВП на 1,74 усл. ед., при этом валовая добавленная стоимость составит 64,9 уел. ед. Рост спроса со стороны государственного управления на продукцию отраслей промышленности на I усл. ед. повлечет прирост ВВП на 2,21 уел. ед., в том числе 97,2 усл. ед. составит валовая добавленная стоимость. И наконец, рост спроса на капитальные вложения на I усл. ед. повлечет прирост ВВП на 1,56 усл. ед., в том числе 0,83 усл. ед. составит валовая добавленная стоимость.
Как показывает анализ данных, снижение объемов перекрестного субсидирования окажет наибольшее негативное влияние на компании, работающие в машиностроении ( - 286 млрд руб.), строительстве ( - 261,0млрд руб.), производстве стройматериалов ( - 99,5млрд руб.). Эго обусловлено снижением спроса на их продукцию при изменении расходов на электроэнергию у потребителей данной продукции. Также снижение экономического эффекта будет наблюдаться в отраслях черной и цветной металлургии ( - 36,9 и - 26,73 млрд руб. соответственно) и деревообрабатывающей промышленности ( - 52,0млрд руб.). К изменению цен на электроэнергию также чувствительны наука и научное обслуживание (— 32 млрд руб.). Все остальные рассмотренные отрасли, наоборот, улучшат свои экономические показатели за счет снижения цен на электроэнергию. Наибольший экономический эффект получат финансовое посредничество, страхование (+603 млрд руб.), здравоохранение (+262млрд руб.), сельское хозяйство (+151 млрд руб.), торговля и посреднические услуги (+123 млрд руб.). Таким образом, снижение перекрестного субсидирования больше окажет негативное воздействие на компании промышленных материалоемких отраслей и приведет к росту валовой прибыли компаний, оказывающих финансовые, страховые, торгово-посреднические, оздоровительные услуги.
Далее проведен анализ влияния одномоментного сокращения перекрестного субсидирования на экономические показатели деятельности субъектов энергорынка. По проведенным нами расчетам, общая сумма перекрестного субсидирования в 2015 году составила 347млрд руб. В табл. 5 показан экономический эффект одномоментного сокращения перекрестного субсидирования (на сумму 347млрд руб.).
Таблица 5
Влияние одномоментного сокращения перекрестного субсидирования на экономические показатели участников энергорынка, млрд руб. (в ценах 2011 года)
Отрасль | Динамика валовой прибыли по отраслям | Сальдо эффектов в разрезе элементов добавленной стоимости отраслей | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
при снижении цен на электроэнергию для компаний указанных отраслей | при росте цен на электроэнергию для населения | Всего | Оплата труда | Вало вая при быль | Чистые и др. налоги на производство | |
Нефтегазовая промышленность | + 1546 | - 1670 | -114 | -34,57 | -85,36 | -4,07 |
Добыча угля | + 1842 | -1898 | -56 | -35 | -21 | 0 |
Горючие сланцы и торф | +31 | -27 | +4 | +2 | +2 | 0 |
Электро- и теплоэнергия | + 1439 | -1246 | + 193 | +68 | +118 | +7 |
Черная металлургия | + 1128 | -885 | +243 | +72 | +164,88 | +6,12 |
Цветная металлургия | +6563 | -6379 | + 184 | +56 | + 124,1 | +3,9 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | + 1065 | -1254 | -189 | -97 | -80 | -12 |
Легкая промышленность | + 1227 | -1411 | -184 | -99,5 | -81 | -3,5 |
Пищевая промышленность | + 1462 | -1632 | -170 | -79 | -84 | -7 |
Производство стройматериалов | +773 | -584 | 189 | 102 | 83 | 4 |
Деревообрабаты вающая и целлюлозно-бумажная промышленность | +409 | -597 | -188 | -39 | -36 | -13 |
Производство машин и оборудования | +3517 | -3369 | +148 | +99,1 | +43 | +5,9 |
Прочие | +456 | -510 | -54 | -23 | -28 | +3 |
Строительство | +6815 | -6764 | +149 | +71 | +76 | +3 |
Сельское хозяйство | +3417 | -3555 | -138 | -13 | -121 | -4 |
Транспорт и связь | +2821 | -2730 | -69 | -33 | -31 | -5 |
Торговля и посреднические услуги | + 1556 | -1792 | -236 | -14,3 | -213 | -8,7 |
Прочие виды деятельности | +459 | -546 | -87 | -51 | -33 | -3 |
ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания населения | +1574 | -1706 | -132 | -81 | -47,8 | -3,2 |
Здравоохранение | +3238 | -3120 | + 118 | +82 | +25 | +5 |
Финансовое посредничество, страхование | +3449 | -3232 | -197 | -143 | -48,1 | -5,9 |
Наука и научное обслуживание | +954 | -943 | +11 | +9 | +2 | 0 |
Итого: | + 45433 | -45542 | -575 | -181,27 | -271,28 | -31,45 |
Как показывают расчеты, в случае одномоментного снижения объемов перекрестного субсидирования отрицательный экономический эффект будет наблюдаться в большинстве отраслей промышленности и сферы услуг. Например, отрицательный эффект будет выражен в снижении валовой прибыли: для торговли и посреднической деятельности - на 236млрд руб., для сельскохозяйственной отрасли - на 138 млрд руб., для финансового посредничества и страхования - 197 млрд руб. Отрицательный эффект будет вызван сокращением спроса со стороны потребителей в связи с сокращением их доходов и увеличением цен не только на электроэнергию, но услуги ЖКХ и др. В некоторых отраслях будет положительная динамика показателей эффективности, в частности в черной и цветной металлургии сумма валовой прибыли увеличится на 243 млрд руб. и 184 млрд руб. соответственно. Вместе с тем отрицательный результат превысит положительный, что связано с особенностями дифференциации структуры спроса на товары и услуги у населения и промышленных потребителей.
Таким образом, в результате одномоментного снижения объемов перекрестного субсидирования у участников энершрынка будут хуже экономические показатели, а значит, следует разрабатывать программу постепенного (поэтапного снижения) перекрестного субсидирования.
Результаты исследования: разработка модели поэтапного снижения объемов перекрестного субсидирования
Анализ нацелен на определение максимально возможного темпа роста тарифов на электроэнергию для населения. В качестве критерия оптимальности скорости роста тарифов на электроэнергию использовано минимальное значение экономического ущерба для отраслей экономики, рассчитанное как разница сальдированного прироста (убытия) валовой добавленной стоимости в диапазоне порогового интервала увеличения расходов домашних хозяйств на покупную электроэнергию в общей структуре расходов.
Для построения модели мы использовали макроэкономическую модель формирования, использования и воспроизводства отраслевой добавленной стоимости. Анализ воздействия изменения тарифов на электроэнергию для населения проведен с шагом в I % до уровня, обеспечивающего полное сокращение перекрестного субсидирования.
В табл. 6 показаны прогнозные значения макроэкономических показателей формирования и использования ВВП за 2016-2017 годы. Далее, используя модель, описывающую взаимосвязь между элементами валовой добавленной стоимости отраслей экономики и элементами совокупного спроса на конечное и воспроизводственное потребление продукции, мы провели расчеты поэтапного снижения объемов перекрестного субсидирования (табл. I). В расчетах учтен уровень малоимущего населения на уровне 2015 года - 13,3% (Неравенство и бедность [б.г.]). Для компенсации стоимости электроэнергии для малоимущих групп населения потребуется 21,305 млрд руб.
Таблица 6
Прогнозные макроэкономические показатели формирования и использования ВВП за 2016-2017 годы, млрд руб.
Показатель | 2016 | 2017 |
---|---|---|
Структурные элементы валовой добавленной стоимости | ||
Валовый внутренний продукт в рыночных ценах | 66190119,9 | 71406399,2 |
Оплата труда наемных работников | 33 848456,7 | 36738 105,6 |
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы | 21 829 103,1 | 23 126533,9 |
Налоги на производство и импорт | 10412066,7 | 11 500418,2 |
Структурные элементы совокупного спроса | ||
Расходы на конечное и воспроизводственное потребление | 479557481,5 | 522251411,4 |
Расходы домохозяйств на потребление | 34671924,3 | 38 037185,0 |
Валовое сбережение | 15388 123,3 | 16317869,8 |
Расходы на государственное управление | 13 020207,3 | 13932321,5 |
Согласно статистическим данным, в настоящее время уровень затрат домохозяйств на оплату электроэнергии в среднем по РФ составляет 2,29%. При повышении доли расходов на электроэнергию не более чем на 0,5-0,7% (в интервале от 2,79 до 3,05%) оптимальный уровень повышения тарифов будет - 65 % от средневзвешенного уровня 2016 года - 2,65 руб./кВт-ч. При этом средневзвешенная плата за электроэнергию составит 5,01 руб./кВт-ч и при среднестатистическом потреблении электроэнергии одним домохозяйством 162 кВт-ч в месяц увеличится с 429,3 до 811,62руб. При целевом темпе роста доли расходов на электроэнергию в расходах домохозяйств не более 0,5-0,7% за год полная ликвидация перекрестного субсидирования будет достигнута в течение 8 лет.
Далее мы провели анализ оптимального уровня повышения тарифных ставок для регионов с наименьшим и наибольшим тарифами на электроэнергию. В 2016 году наименьший тариф установлен в Оренбургской области - 1,93руб. / кВт-ч, а наибольший - в Московской области - 4,18 руб./кВт-ч; мы исключаем из анализа Республику Крым - 1,47руб./кВт-ч. и Севастополь - 1,46руб./кВт-ч [НП «Совет рынка» [б.г.]]. В 2015 году объем электропотребления в Московской области составил 11234,5 МВт-ч, в Оренбургской области - 2054,41 МВт-ч. По нашим расчетам, объем перекрестного субсидирования составил в Московской области 21 млрд руб., в Оренбургской - 8,54млрд руб.
Таблица 7
Расчет оптимального темпа роста тарифов на электроэнергию в целом по РФ на 2017 год
Темп роста тарифов на электроэнергию для населения, % | Средневзвешенный одноставочный тариф на электроэнергию для населения, руб./кВт«ч | Динамика валовой добавленной стоимости по отраслям, млн руб. | Сальдо эффектов, млн руб. | Расходы государственного бюджета на компенсацию стоимости электроэнергии малоимущим группам населения, млн руб. | Эффект ликвидации перекрестного субсидирования, млн руб. | Доля расходов домохозяйств на покупную электроэнергию в составе расходов,% | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
при снижении цен на покупную электроэнергию | с учетом снижения покупательной способности населения | ||||||
101 | 2,65 | 8566 | 30610 | -22044 | 21305 | -43349,000 | 2,35 |
102 | 2,68 | 17132 | 61220 | -44088 | 21518,05 | -65606,050 | 2,36 |
103 | 2,70 | 25698 | 91830 | -66132 | 21733,2305 | -87865,2305 | 2,37 |
104 | 2,73 | 34264 | 122440 | -88176 | 21950,56281 | -110126,562 | 2,38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
145 | 4,11 | 385470 | 3856860 | -3471390 | 33008,21086 | -3504398,211 | 2,79 |
146 | 4,15 | 394036 | 3887470 | -3493434 | 33338,29297 | -3526772,293 | 2,80 |
147 | 4,19 | 402602 | 3918080 | -3515478 | 33671,6759 | -3549149,676 | 2,81 |
148 | 4,23 | 411168 | 3948690 | -3537522 | 34008,39266 | -3571530,390 | 2,82 |
149 | 4,27 | 419734 | 3979300 | -3559566 | 34348,47659 | -3593914,480 | 2,83 |
150 | 4,32 | 428300 | 4009910 | -3581610 | 34691,96135 | -3616301,960 | 2,84 |
151 | 4,36 | 436866 | 4040520 | -3603654 | 35038,88096 | -3638692,880 | 2,85 |
152 | 4,40 | 445432 | 4071130 | -3625698 | 35389,26977 | -3661087,270 | 2,86 |
153 | 4,45 | 453998 | 4101740 | -3647742 | 35743,16247 | -3683485,160 | 2,87 |
154 | 4,49 | 462564 | 4132350 | -3669786 | 36100,5941 | -3705886,590 | 2,88 |
155 | 4,54 | 471130 | 4162960 | -3691830 | 36461,60004 | -3728291,600 | 2,89 |
156 | 4,58 | 582488 | 4193570 | -3611082 | 36826,21604 | -3647908,216 | 2,90 |
157 | 4,63 | 693846 | 4224180 | -3530334 | 37194,4782 | -3567528,478 | 2,91 |
158 | 4,67 | 805204 | 4254790 | -3449586 | 37566,42298 | -3487152,423 | 2,92 |
159 | 4,72 | 916562 | 4285400 | -3368838 | 37942,08721 | -3406780,087 | 2,93 |
160 | 4,77 | 1027920 | 4316010 | -3288090 | 38321,50808 | -3326411,508 | 2,94 |
161 | 4,81 | 1139278 | 4346620 | -3207342 | 38704,72316 | -3246046,723 | 2,95 |
162 | 4,86 | 1250636 | 4377230 | -3126594 | 39091,77039 | -3165685,770 | 2,96 |
163 | 4,91 | 1361994 | 4407840 | -3045846 | 39482,6881 | -3085328,688 | 2,97 |
164 | 4,96 | 1473352 | 4438450 | -2965098 | 39877,51498 | -3004975,515 | 2,98 |
165 | 5,01 | 1661804 | 4469060 | -2807256 | 40276,29013 | -2847532,290 | 2,99 |
166 | 5,06 | 1850256 | 4499670 | -2649414 | 40679,05303 | -2690093,053 | 3,00 |
167 | 5,11 | 2038708 | 4530280 | -2491572 | 41085,84356 | -2532657,844 | 3,01 |
168 | 5,16 | 2227160 | 4560890 | -2333730 | 41496,702 | -2375226,702 | 3,02 |
169 | 5,21 | 2415612 | 4591500 | -2175888 | 41911,66902 | -2217799,669 | 3,03 |
170 | 5,27 | 2604064 | 4622110 | -2018046 | 42330,78571 | -2060376,786 | 3,04 |
171 | 5,32 | 2792516 | 4652720 | -1860204 | 42754,09356 | -1902958,094 | 3,05 |
172 | 5,37 | 2980968 | 4683330 | -1702362 | 43181,6345 | -1745543,634 | 3,06 |
173 | 5,42 | 3169420 | 4713940 | -1544520 | 43613,45084 | -1588133,451 | 3,07 |
174 | 5,48 | 3357872 | 4744550 | -1386678 | 44049,58535 | -1430727,585 | 3,08 |
175 | 5,53 | 3546324 | 4775160 | -1228836 | 44490,08121 | -1273326,081 | 3,09 |
Примечание. Жирным шрифтом показан оптимальный уровень повышения цен на электроэнергию. |
Расчет оптимальной ставки повышения тарифов в 2017 году для Московской области
С учетом прогнозируемого темпа роста тарифов на электроэнергию (на 5% согласно прогнозу социально-экономического развития), повышения потребления электроэнергии (в среднем на 1,01% по данным Минэнерго РФ), величина перекрестного субсидирования составит 23,1 млрд руб. При одномоментном сокращении перекрестного субсидирования величина тарифов вместо 105% должна будет увеличиться на 143 %.
В таблице 8 отражены прогнозируемые макроэкономические показатели Московской области на 2016-2017 годы.
На основе статистических данных по формированию и распределению валового регионального продукта (ВРГТ) по Московской области за 2000-2014 годы построена система уравнений, описывающих зависимость между ВРП региона и элементами совокупного спроса на конечное и воспроизводственное потребление продукции:
y1 = 48,12 + 0,77x1; y2 = 0,453x1.
В 2015 году в Московской области доля малоимущего населения составила 8,6% [НП «Совет рынка» [б.г]], при сохранении данного уровня бедности в 2017 году для компенсации оплаты электроэнергии потребуется 683 млн руб.
В табл. 9 представлен расчет оптимального темпа роста тарифов на электроэнергию в Московской области на 2017 год.
В настоящее время доля расходов домохозяйств на электроэнергию составляет порядка 2,96% от общих доходов, целевой уровень увеличения этой доли должен составлять не более 0,5- 0,7 п.п. (до 3,46-3,66%), в этом ценовом диапазоне оптимальный рост тарифов на электроэнергию должен составить 151%. Однако, по нашим расчетам, полная ликвидация перекрестного субсидирования будет достигнута при уровне 143%. He достигая целевого диапазона, повысив тарифы на 43%, до 6,34 руб./кВт-ч за год, в Московской области можно будет добиться полной ликвидации перекрестного субсидирования. Доля расходов домохозяйств на оплату электроэнергии составит 3,38%, среднестатистическая плата домохозяйства за электроэнергию при ежемесячном потреблении 187 кВт-ч - 1185,58руб.
Расчет оптимальной ставки повышения тарифов в 2017 году для Оренбургской области
Согласно нашим расчетам, в 2015 году объем перекрестного субсидирования в Оренбургской области составил 8,54 млрд руб. Средний одноставочный тариф на электроэнергию - 1,93руб. / кВт-ч. В 2015 году объем элекгропотребления - 2054,41 МВт-ч [НП «Совет рынка» [б.г.]]. На I кВт-ч приходилось порядка 5,6 руб. перекрестного субсидирования. При одномоментной ликвидации перекрестного субсидирования рост тарифов должен составить 389%. В табл. 10 приведены прогнозные макроэкономические показатели формирования ВРП Оренбургской области за 2016-2017 годы.
Таблица 8
Формирование и использование валового регионального продукта Московской области, млрд руб.
Показатель | 2016 | 2017 |
---|---|---|
Структурный элемент валовой добавленной стоимости | ||
Валовый региональный продукт в рыночных ценах | 2930 | 3145 |
Структурные элементы совокупного спроса | ||
Расходы на конечное и воспроизводственное потребление | 2860 | 3018 |
Расходы домохозяйств на потребление | 2081 | 2150 |
Валовое сбережение | 779 | 868 |
На основе статистических данных по формированию и распределению ВРП по Оренбургской области за 2000-2014 годы построена система уравнений, описывающих зависимость между ВРП региона и элементами совокупного спроса на конечное и воспроизводственное потребление продукции:
y1 = 0,97x1; y2 = 0,618x2.
В 2015 году в Оренбургской области доля малоимущего населения составила 11,8% [Постановление 2015], при сохранении данного уровня бедности в 2017 году для компенсации оплаты электроэнергии потребуется 817 млн руб.
В табл. 11 представлен расчет оптимального темпа роста тарифов на электроэнергию в Оренбургской области на 2017 год.
Согласно расчетам, при целевом повышении доли расходов домохозяйств на оплату электроэнергии в диапазоне от 2,34 до 2,54% наименьший ущерб для экономики от снижения перекрестного субсидирования будет достигнут при увеличении тарифов на электроэнергию на 75%, до 4,03 руб./кВт-ч. Доля расходов на оплату электроэнергии домохозяйствами составит 2,48%. Это сократит объем перекрестного субсидирования с 8,54млрдруб., до 4,3млрдруб. При потреблении 148 кВт-ч среднестатистический платеж одного домохозяйства составит 596,44руб./кВт-ч.
Таблица 9
Оптимальный темп роста тарифов на электроэнергию по Московской области на 2017 год
Темп роста тарифов на электроэнергию для населения,0/» | Средневзвешенный одноставочный тариф на электроэнергию для населения, руб./кВт-ч | Динамика ВДС по отраслям, млн руб. | Сальдо эффектов, млн руб. | Расходы государственного бюджета на компенсацию стоимости электроэнергии малоимущим группам населения, млн руб. | Эффект ликвидации перекрестного субсидирования, млн руб. | Доля расходов домохозяйств на покупную электроэнергию в составе расходов, % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
при снижении цен на покупную электроэнергию | с учетом снижения покупательной способности населения | ||||||
101 | 4,18 | 1102 | 1379 | -277 | 683,0000 | -960,0000 | 2,96 |
102 | 4,22 | 2204 | 2758 | -554 | 689,8300 | -1243,8300 | 2,97 |
103 | 4,26 | 3306 | 4137 | -831 | 696,7283 | -1527,7283 | 2,98 |
104 | 4,31 | 4408 | 5516 | -1108 | 703,695583 | -1811,695583 | 2,99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
130 | 5,58 | 33060 | 41370 | -8310 | 911,4661477 | -9221,466148 | 3,25 |
131 | 5,63 | 34162 | 79982 | -45820 | 920,5808092 | -46740,58081 | 3,26 |
132 | 5,69 | 35264 | 118594 | -83330 | 929,7866173 | -84259,78662 | 3,27 |
133 | 5,75 | 36366 | 157206 | -120840 | 939,0844834 | -121779,0845 | 3,28 |
134 | 5,81 | 37468 | 158585 | -121117 | 948,4753283 | -122065,4753 | 3,29 |
135 | 5,86 | 38570 | 159964 | -121394 | 957,9600816 | -122351,9601 | 3,30 |
136 | 5,92 | 39672 | 161343 | -121671 | 967,5396824 | -122638,5397 | 3,31 |
137 | 5,98 | 40774 | 162722 | -121948 | 977,2150792 | -122925,2151 | 3,32 |
138 | 6,04 | 41876 | 164101 | -122225 | 986,9872300 | -123211,9872 | 3,33 |
139 | 6,10 | 42978 | 165480 | -122502 | 996,8571023 | -123498,8571 | 3,34 |
140 | 6,16 | 44080 | 166859 | -122779 | 1006,825673 | -123785,8257 | 3,35 |
141 | 6,26 | 45182 | 168238 | -123056 | 1016,89393 | -124072,8939 | 3,36 |
142 | 6,28 | 46284 | 169617 | -123333 | 1027,062869 | -124360,0629 | 3,37 |
143 | 6,34 | 47386 | 170996 | -123610 | 1037,333498 | -124647,3335 | 3,38 |
144 | 6,41 | 48488 | 172375 | -123887 | 1047,706833 | -124934,7068 | 3,39 |
145 | 6,48 | 49590 | 173754 | -124164 | 1058,183901 | -125222,1839 | 3,40 |
146 | 6,54 | 50692 | 175133 | -124441 | 1068,765740 | -125509,7657 | 3,41 |
147 | 6,61 | 51794 | 176512 | -124718 | 1079,453398 | -125797,4534 | 3,42 |
148 | 6,67 | 52896 | 177891 | -124995 | 1090,247932 | -126085,2479 | 3,43 |
149 | 6,74 | 53998 | 179270 | -125272 | 1101,150411 | -126373,1504 | 3,44 |
150 | 6,81 | 55100 | 180649 | -125549 | 1112,161915 | -126661,1619 | 3,45 |
151 | 6,87 | 56202 | 182028 | -125826 | 1123,283534 | -126949,2835 | 3,46 |
152 | 6,94 | 57304 | 183407 | -126103 | 1134,516370 | -127237,5164 | 3,47 |
153 | 7,01 | 58406 | 184786 | -126380 | 1145,861533 | -127525,8615 | 3,48 |
154 | 7,08 | 59508 | 186165 | -126657 | 1157,320149 | -127814,3201 | 3,49 |
155 | 7,15 | 60610 | 187544 | -126934 | 1168,893350 | -128102,8934 | 3,50 |
156 | 7,23 | 74936 | 188923 | -113987 | 1180,582284 | -115167,5823 | 3,51 |
157 | 7,30 | 89262 | 190302 | -101040 | 1192,388107 | -102232,3881 | 3,52 |
158 | 7,37 | 103588 | 191681 | -88093 | 1204,311988 | -89297,31199 | 3,53 |
159 | 7,44 | 117914 | 193060 | -75146 | 1216,355107 | -76362,35511 | 3,54 |
160 | 7,52 | 132240 | 194439 | -62199 | 1228,518659 | -63427,51866 | 3,55 |
161 | 7,59 | 146566 | 195818 | -49252 | 1240,803845 | -50492,80385 | 3,56 |
162 | 7,67 | 160892 | 197197 | -36305 | 1253,211884 | -37558,21188 | 3,57 |
163 | 7,75 | 175218 | 198576 | -23358 | 1265,744002 | -24623,74400 | 3,58 |
164 | 7,82 | 189544 | 199955 | -10411 | 1278,401442 | -11689,40144 | 3,59 |
165 | 7,90 | 213788 | 201334 | 12454 | 1291,185457 | 11162,81454 | 3,60 |
Примечание. Жирным шрифтом показан оптимальный уровень повышения тарифов на электроэнергию с учетом заданных условий. |
Таблица 10
Формирование и использование ВРП Оренбургской области, млрд руб.
Показатель | 2016 | 2017 |
---|---|---|
Структурный элемент валовой добавленной стоимости | ||
Валовый региональный продукт в рыночных ценах | 846 | 854 |
Структурные элементы совокупного спроса | ||
Расходы на конечное и воспроизводственное потребление | 659 | 674 |
Расходы домохозяйств на потребление | 342 | 347 |
Валовое сбережение | 279 | 287 |
Таблица 11
Оптимальный темп роста тарифов на электроэнергию по Оренбургской области на 2017 год
Темп роста тарифов на электроэнергию для населения, % | Средневзвешенный одноставочный тариф на электроэнергию для населения, руб./кВт-ч | Динамика ВДС по отраслям, млн руб. | Сальдо эффектов, млн руб. | Расходы государственного бюджета на компенсацию стоимости электроэнергии малоимущим группам населения, млн руб. | Эффект ликвидации перекрестного субсидирования, млн руб. | Доля расходов домохозяйств на покупную электроэнергию в составе ра сходов, % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
при снижении цен на покупную электроэнергию | с учетом снижения покупательной способности населения | ||||||
101 | 1,93 | 116 | 793 | -677 | 451,0000000 | -1128,00000 | 1,74 |
102 | 1,95 | 232 | 1586 | -1354 | 455,5100000 | -1809,51000 | 1,75 |
103 | 1,97 | 348 | 2379 | -2031 | 460,0651000 | -2491,06510 | 1,76 |
104 | 1,99 | 464 | 3172 | -2708 | 464,6657510 | -3172,665751 | 1,77 |
|
|
|
|
|
|
|
|
149 | 3,11 | 5684 | 103090 | -97406 | 727,1139610 | -98133,11396 | 2,22 |
150 | 3,14 | 5800 | 103883 | -98083 | 734,3851006 | -98817,38510 | 2,23 |
151 | 3,17 | 5916 | 104676 | -98760 | 741,7289517 | -99501,72895 | 2,24 |
152 | 3,21 | 6032 | 105469 | -99437 | 749,1462412 | -100186,14620 | 2,25 |
153 | 3,24 | 6148 | 106262 | -100114 | 756,6377036 | -100870,63770 | 2,26 |
154 | 3,27 | 6264 | 107055 | -100791 | 764,2040806 | -101555,20410 | 2,27 |
155 | 3,3 | 6380 | 107848 | -101468 | 771,8461214 | -102239,84610 | 2,28 |
156 | 3,34 | 7888 | 108641 | -100753 | 779,5645826 | -101532,56460 | 2,29 |
157 | 3,37 | 9396 | 109434 | -100038 | 787,3602285 | -100825,36020 | 2,30 |
158 | 3,40 | 10904 | 110227 | -99323 | 795,2338307 | -100118,23380 | 2,31 |
159 | 3,44 | 12412 | 111020 | -98608 | 803,1861691 | -99411,18617 | 2,32 |
160 | 3,47 | 13920 | 111813 | -97893 | 811,2180307 | -98704,21803 | 2,33 |
161 | 3,51 | 15428 | 112606 | -97178 | 819,3302111 | -97997,33021 | 2,34 |
162 | 3,54 | 16936 | 113399 | -96463 | 827,5235132 | -97290,52351 | 2,35 |
163 | 3,58 | 18444 | 114192 | -95748 | 835,7987483 | -96583,79875 | 2,36 |
164 | 3,61 | 19952 | 114985 | -95033 | 844,1567358 | -95877,15674 | 2,37 |
165 | 3,65 | 22504 | 115778 | -93274 | 852,5983031 | -94126,59830 | 2,38 |
166 | 3,69 | 25056 | 116571 | -91515 | 861,1242862 | -92376,12429 | 2,39 |
167 | 3,72 | 27608 | 117364 | -89756 | 869,7355290 | -90625,73553 | 2,40 |
168 | 3,7 6 | 30160 | 118157 | -87997 | 878,4328843 | -88875,43288 | 2,41 |
169 | 3,79 | 32712 | 118950 | -86238 | 887,2172132 | -87125,21721 | 2,42 |
170 | 3,84 | 35264 | 119743 | -84479 | 896,0893853 | -85375,08939 | 2,43 |
171 | 3,87 | 37816 | 120536 | -82720 | 905,0502791 | -83625,05028 | 2,44 |
172 | 3,91 | 40368 | 121329 | -80961 | 914,1007819 | -81875,10078 | 2,45 |
173 | 3,95 | 42920 | 122122 | -79202 | 923,2417898 | -80125,24179 | 2,46 |
174 | 3,99 | 45472 | 122915 | -77443 | 932,4742077 | -78375,47421 | 2,47 |
175 | 4,03 | 48024 | 123708 | -75684 | 941,7989497 | -76625,79895 | 2,48 |
176 | 4,07 | 51736 | 139568 | -87832 | 951,2169392 | -88783,21694 | 2,49 |
177 | 4,11 | 55448 | 155428 | -99980 | 960,7291086 | -100940,72910 | 2,50 |
178 | 4,15 | 59160 | 171288 | -112128 | 970,3363997 | -113098,33640 | 2,51 |
179 | 4,19 | 62872 | 187148 | -124276 | 980,0397637 | -125256,03980 | 2,52 |
180 | 4,24 | 66584 | 203008 | -136424 | 989,8401613 | -137413,84020 | 2,53 |
181 | 4,28 | 70296 | 218868 | -148572 | 999,7385630 | -149571,73860 | 2,54 |
182 | 4,32 | 74008 | 234728 | -160720 | 1009,735949 | -161729,73590 | 2,55 |
Примечание. Жирным шрифтом показан оптимальный уровень повышения тарифов на электроэнергию. |
Выводы и дальнейшие исследования
В результате сравнительного анализа одномоментного и постепенного вариантов ликвидации перекрестного субсидирования при одномоментной ликвидации перекрестного субсидирования влияние на экономические показатели участников энергорынка будет хуже, чем при его поэтапном снижении.
В нашем случае моделирование поэтапного снижения перекрестного субсидирования имело цель определить максимально возможный темп роста тарифов на электроэнергию для населения. В качестве критерия оптимальности скорости роста тарифов на электроэнергию использовано минимальное значение экономического ущерба для отраслей экономики, рассчитанное как разница сальдированного прироста (убытия) валовой добавленной стоимости в диапазоне порогового интервала увеличения расходов домашних хозяйств на покупную электроэнергию в общей структуре расходов.
Для построения модели была использована макроэкономическая модель формирования, использования и воспроизводства отраслевой добавленной стоимости. Проведен анализ воздействия изменения тарифов на электроэнергию для населения с шагом в I % до уровня, обеспечивающего полное сокращение перекрестного субсидирования. Рассчитана оптимальная скорость прироста тарифов для регионов с максимальной (Московская область) и минимальной (Оренбургская область) ставками тарифа на электроэнергию.
B Московской области полная ликвидация перекрестного субсидирования будет достигнута при уровне 143%. He достигая целевого диапазона, повысив тарифы на 43%, до 6,34 руб./кВт-ч за год, можно будет добиться полной ликвидации перекрестного субсидирования. Доля расходов домохозяйств на оплату электроэнергии составит 3,38%. При ежемесячном потреблении 187 кВт-ч среднестатистическая плата домохозяйства за электроэнергию - 1185,58руб.
В Оренбургской области при целевом повышении доли расходов домохозяйств на оплату электроэнергии в диапазоне от 2,34 до 2,54% наименьший ущерб для экономики от снижения перекрестного субсидирования будет достигнут при росте тарифов на 75%, до 4,03руб./кВт-ч. Доля расходов на оплату электроэнергии домохозяйствами составит 2,48%. Это сократит объем перекрестного субсидирования с 8,54 млрд руб. до 4,3 млрд руб. При ежемесячном потреблении 187 кВт-ч среднестатистическая плата домохозяйства за электроэнергию - 596,44 руб. /кВт-ч.
Таким образом, при повышения тарифов для населения на электроэнергию на 5% в год, как запланировано в «Стратегии социально-экономического развития», к 2020 году не удастся ликвидировать существующие объемы перекрестного субсидирования. Необходимы другие пути снижения объемов перекрестного субсидирования, основанные на изменении поведения самих участников энергорынка.
В дальнейшем считаем целесообразным провести анализ влияния объемов перекрестного субсидирования на поведение участников рынка электрической энергии и построить модель снижения перекрестного субсидирования с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Список литературы
1. Валитов Ш. М. (2013) Перекрестное субсидирование в энергетике Республики Татарстан // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 1. С. 18–21.
2. Епихина Р . А. (2011) Перекрестное субсидирование в электроэнергетике Китая // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. Т. 13, № 3. С. 48–55.
3. Золотова И. В. (2013) Проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике // Агентство прогнозирования балансов в электроэнергетике. URL: http://www.e-118apbe.ru / library / presentations / 2013_06_04_Zolotova.pdf.
4. Итоги работы оптового рынка электроэнергии и мощности с 17.03.2017 по 23.03.2017 (2017) // НП «Совет рынка» код доступа: http://www.np-sr.ru / presscenter / news / SR_0V054460.
5. Королев И. А., Хабачев Л . Д. (2013) О направлениях и принципах ликвидации системы перекрестного субсидирования в электроэнергетике // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. № 6–1 (185). С. 54–64.
6. Назарова Н. А., Минеханова Н. Т. (2009) Перекрестное субсидирование: за и против // Энергетика Татарстана. № 4. С. 68–74.
7. Национальные счета России в 2007–2014 годах: Стат. сб. / Ред. кол.: И. Д. Масакова (предс.), Ю. Н. Иванов, С. Р. Левит и др.; Росстат. M., 2015. 304 c. URL: http://www.gks.ru / free_doc / doc_2015 / nac / NAC_Ch_2015.pdf.
8. Неравенство и бедность ( [б.г.]) // Росстат. URL: http://www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / population / poverty / #.
9. НП «Совет рынка» ( [б.г.]). URL: http://www.np-sr.ru / market / retail / dogc / index.htm.
10. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.12.2015 № 1020‑пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года № 734‑пп» // Правительство Оренбургской области. URL: http://www.orenburg-gov.ru / upload / iblock / 3ee / 3eea6a57e23beea248bb05762f52acdc.pdf.
11. Ряпин Ю . В. (2013) Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы // Энергетический центр Московской школы управления «Сколково». URL: http://energy.skolkovo.ru / upload / medialibrary / 07c / SEneC_Cross_Subsidization.pdf.
12. Селляхова О. (2013) Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – угроза экономическому развитию России // Энергорынок. № 5 (110). С. 40–42.
13. Селляхова О., Фатеева Е . (2012) Перекрестное субсидирование и социальная норма электропотребления // Эффективное Антикризисное Управление. № 6 (75). С. 32–49.
14. Система таблиц «Затраты – Выпуск» России ( [б.г.]) // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / publications / catalog / doc_1135086739625.
15. Трачук А. В. (2010) Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции. М.: Магистр. 144 с.
16. Трачук А. В. (2011) Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития. М.: Экономика. 319 с.
17. Трачук А. В., Линдер Н. В., Золотова Е . В. и др. Влияние перекрестного субсидирования в электро- и теплоэнергетике на изменение поведения участников оптового и розничного рынков электро- и теплоэнергии: Отчет о НИР / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М., 2016.
18. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35‑ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_41502 / .
19. Energy Subsidies: Lessons Learned in Assessing their Impact and Designing Policy Reforms. Greenleaf Publishing / UNEP. Sheffield, 2015. 245 p.
20. Irwin T . (1997) Price Structures, Cross-Subsidies, and Competition in Infrastructure // Public policy for the private sector. The World Bank Group. № 107. URL: http://rru.worldbank. org / documents / publicpolicyjournal / 107irwin.pdf.
Об авторах
А. В. ТРАЧУКРоссия
Доктор экон. наук, профессор, руководитель Департамента менеджмента, научный руководитель факультета менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», генеральный директор АО «Гознак».
Область научных интересов: стратегия и управление развитием компании, инновации, предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики, динамика и развитие электронного бизнеса, опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий.
Н. В. ЛИНДЕР
Россия
Кандидат экон. наук, профессор, заместитель руководителя Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, формирование стратегии развития промышленных компаний в условиях четвертой промышленной революции, инновации и трансформация бизнес-моделей, динамика и развитие электронного бизнеса, стратегии развития компаний энергетического сектора в условиях четвертой промышленной революции, стратегии выхода российских компаний на международные рынки.
Рецензия
Для цитирования:
ТРАЧУК А.В., ЛИНДЕР Н.В. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: подходы к моделированию снижения его объемов. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(1-2):24-35. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-24-35
For citation:
TRACHUK A.V., LINDER N.V. Cross-subsidizing in power industry: approaches to development of stage-by-stage decrease in volumes. Strategic decisions and risk management. 2017;(1-2):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-24-35