Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-3-78-81

Полный текст:

Аннотация

Представлен оригинальный авторский подход к оценке налоговых рисков организаций, который основан на сопоставлении налоговой и бухгалтерской отчетности. Описан алгоритм выявления налоговых рисков по критериям, установленным письмом ФНС РФ от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Представлена модель классификации организаций по налоговым рискам на основе сравнения налоговой нагрузки и удельного денежного потока.

Для цитирования:


Лютер Е.В., Гусарова Ю.В., Старкова М.М., Клоницкая А.Ю. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(3):78-81. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-3-78-81

For citation:


Lyuter E.V., Gusarova Y.V., Starkova M.M., Klonitskaya A.Yu. ANALYSIS AND ASSESSMENT OF FINANCIAL AND BUSINESS ACTIVITIES TO MINIMIZE TAX RISKS OF COMPANIES. Strategic decisions and risk management. 2016;(3):78-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-3-78-81

Актуальность оценки налоговых рисков выражается в необхо­димости повышать доходную часть бюджетов всех уровней. Минфин Рос­сии подвел предварительные итоги исполнения федерального бюджета в 2015 году. Доходы страны состави­ли около 13,655 трлн руб., что на 3% больше, чем первоначально плани­ровалось. Расходная часть бюджета достигла примерно 15,6 трлн руб., что на 1,2% больше запланирован­ного, но при этом на 1,6% меньше, чем было намечено по уточненной ро­списи [Минфин 2016]. Таким образом, дефицит составил около 1,946 трлн руб., или 1,9% ВВП, который по ито­гам 2015 года достиг 73,708 трлн руб.

[Минфин 2016]. Для снижения дефи­цита бюджета необходимо увеличение поступления налогов, а значит, есть потребность в совершенствовании аналитических методов для анализа и оценки налоговых рисков, применяе­мых Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ и налогоплательщиками.

Методические основы анализа и оценки налоговых рисков организа­ций в целях усиления аналитической составляющей в работе комиссии на­логовых органов по легализации на­логовой базы представлены в письме ФНС РФ [Письмо 2013]. Перед ко­миссией поставлена задача увеличить поступление налогов в бюджет путем предметной работы с налогоплательщиками. Если последние не полностью отражали в учете хозяйственные операции, фальсифициро­вали налоговую и бухгалтерскую отчетность, ис­кажали результаты основной деятельности и со­ответствующие факты официально установлены, то таких налогоплательщиков предлагается по­буждать самостоятельно проводить анализ и мо­ниторинг показателей финансово-хозяйствен­ной деятельности и разрабатывать мероприятия по урегулированию налоговой задолженности. Организационно-экономический механизм ра­боты комиссии по легализации налоговой базы основан на анализе и оценке налоговых рисков как налоговыми органами, так и налогоплатель­щиком самостоятельно.

Финансово-экономический риск - вероят­ность потери организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления допол­нительных расходов. К числу финансово-эконо­мических рисков относится налоговый риск - неопределенность достижения целей хозяй­ствующего субъекта, которая может проявиться в виде финансовых или иных потерь в результате воздействия факторов, связанных с налогообло­жением. В основном налоговые риски принадле­жат к финансовым рискам, поскольку они имеют денежное выражение и влекут за собой повыше­ние расходов налогоплательщика в качестве не­гативного последствия. Нефинансовыми могут считаться только налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью.

Информацией о наличии налоговых рисков могут воспользоваться государство, организации- налогоплательщики, налоговые агенты, контр­агенты налогоплательщиков.

 

Пример выявленных налоговых рисков

Комиссия налоговых органов по легализации налоговой базы может привлечь налогоплатель­щика к ответственности при наличии следу­ющих условий:

  • налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли или по виду эконо­мической деятельности;
  • рентабельность в организации значи­тельно ниже средней, определенной для того же вида деятельности;
  • средняя зарплата в организации ниже средней по региону на предприятиях, занятых тем же видом экономической деятельности;
  • заключение договоров с посредниками при фактическом отсутствии деловой цели реализации условий данных сделок, проведение подозрительных операций;
  • неоднократная смена налоговой инспек­ции в результате изменения адреса реги­страции организации;
  • использование налогового спецрежима при приближении к показателям, при кото­рых этот режим запрещен;
  • ведение финансово-хозяйственной деятель­ности с высоким налоговым риском;
  • отражение в отчетности убытков, получен­ных в течение нескольких налоговых перио­дов;
  • отражение в налоговой отчетности значи­тельных сумм налоговых вычетов за опреде­ленный период;
  • опережающий темп роста расходов над тем­пом роста доходов от реализации;
  • расходы предпринимателя максимально при­ближены к его доходам за календарный год;
  • плательщик не дает пояснений налоговым ор­ганам по требованию расшифровки данных налоговой отчетности [Федеральная служба, [б.г.]].

Анализ деятельности налогоплательщика проводится на основе налоговой, финансовой отчетности, данных ЕГРЮЛ, поисковых инфор­мационных комплексов «Налог», «НДС» и др. По его результатам ФНС РФ налогоплательщи­ку направляет информационное письмо. После его получения налогоплательщик должен само­стоятельно проанализировать свою деятельность для выявления налоговых рисков и неправильно исчисленных налогов. Результаты самообследо- вания предоставляются в комиссию ФНС. Комис­сия сопоставляет результаты анализа налоговых рисков, проведенного ФНС, и результаты анало­гичной процедуры, выполненной налогоплатель­щиком, и разрабатывает мероприятия по легали­зации налоговой базы.

Кроме мониторинга показателей финансово­хозяйственной деятельности, в отношении налогоплательщика готовятся аналитические мате­риалы, которые будут рассмотрены на заседании комиссии (см. таблицу).

После проведения комиссии, где налогопла­тельщик корректирует свои налоговые обяза­тельства, налоговым органом проводится ана­литическая работа по мониторингу показателей финансово-хозяйственной деятельности и кон­тролю за исполнением рекомендаций комиссии.

Среди критериев отбора организаций для вы­зова на комиссию одним из ключевых является низкая налоговая нагрузка. Для анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности налого­плательщика для минимизации налоговых рисков предлагаем использовать метод сопоставления платежеспособности (потоков движения денеж­ных средств) и налоговой нагрузки организаций. Для применения данного метода по предпри­ятиям одного вида экономической деятельности предлагается рассчитывать следующие показа­тели:

Фактическая налоговая нагрузка:

где HHi - налоговая нагрузка 7-й организации; ΣΗi - сумма всех налогов, уплачиваемых 7-й ор­ганизацией за текущий период: налог на прибыль организации, налог на имущество организации, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), страхо­вые взносы во внебюджетные фонды, земельный налог, транспортный налог, акциз, налог на до­бавленную стоимость (НДС)); Bпродаж - выручка от продаж организации за текущий период.

Таким образом, определяем удельную налого­вую нагрузку на один рубль выручки от продаж.

Пример

Рассчитывается фактическая налоговая на­грузка промышленного предприятия. За 2015 год выручка составила 250 млн руб. За этот же пери­од организация перечислила:

  • налог на прибыль - 15,5 млн руб.;
  • НДС - 27,8 млн руб.;
  • налог на имущество - 2,1 млн руб.;
  • транспортный налог - 0,1 млн руб.;
  • НДФЛ - 3,2 млн руб.;
  • страховые взносы во внебюджетные фонды - 6,2 млн руб.

Сумма налогов:

ΣΗi= 15,5 + 27,8 + 2,1 + 0,1 + 3,2 + 6,2 = 54,9 млн руб.

Фактическая налоговая нагрузка:

Необходимо отметить, что методика расчета налоговой нагрузки ФНС РФ менялась. Расчет за 2006, 2010-2012 годы проводился без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам во внебюджетные фонды. Неоднозначно трактуется и включение НДФЛ в расчет суммы налогов. Считаем, что НДФЛ не­обходимо включать в числитель показателя на­логовой нагрузки, так как данный налог являет­ся основой доходной части местных бюджетов, а следовательно, играет важную роль в формиро­вании доходной части консолидированного бюд­жета РФ.

Удельный денежный поток:

ЧДП = ДСн + Приток - Отток,

где ЧДП - чистый денежный поток (приток и отток денежных средств и их эквивалентов); ДСн - денежные средства на начало периода.

После того как рассчитана фактическая нало­говая нагрузка по всем налогам каждого i-го пред­приятия и подсчитан его удельный денежный по­ток, строится матрица (см. рис.). Матрица имеет девять полей, границы которых определены исхо­дя из отклонения от средней налоговой нагрузки по исследуемому виду экономической деятельно­сти (коду ОКВЭД). С 2006 года ФНС РФ рассчи­тывает и публикует среднюю налоговую нагрузку по существующим в настоящее время видам эко­номической деятельности [6, 7]. В зависимости от соотношения налоговой нагрузки с удельным денежным потоком предприятие помещается в то или иное поле.

Предложенный методический подход к клас­сификации предприятий одинакового вида эко­номической деятельности позволяет решить не­сколько управленческих задач:

  • оценить эффективность финансово-хозяй­ственной деятельности предприятий-нало- гоплательщиков с позиции экономических интересов различных пользователей информа­цией (государства, собственников, работников и др.);
  • обосновывать управленческие решения по предоставлению налоговых льгот, субсидий на финансовое оздоровление, льгот по аренд­ным платежам за земельные участки, жилые и нежилые помещения и др.;
  • выявить недобросовестных налогоплательщи­ков - организации с высоким налоговым ри­ском.

 

Матрица в координатах «Удельная налоговая нагрузка - Удельный денежный поток»

Предприятия распределены по секторам сле­дующим образом:

  • «Идеалы бизнеса»: высокоэффективные пред­приятия, обеспечивающие высокий обще­ственный и предпринимательский доход. Это высокоэффективные предприятия, обладающие низкими налоговыми рисками и обе­спечивающие экономические интересы госу­дарства за счет высокой налоговой нагрузки, увеличения выручки от продажи товаров, ра­бот, услуг, создания рабочих мест и выплаты заработной платы работникам выше среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
  • «Преуспевающий бизнес»: эффективные предприятия, обеспечивающие пополнение доходной части бюджетов всех уровней и об­ладающие экономической и финансовой устойчивостью, а также низкими налоговыми рисками.
  • «Альтруисты бизнеса»: предприятия, которые большую часть своих доходов распределяют в пользу общества в лице наемных работни­ков и бюджета. У данных предприятий низкий предпринимательский доход, что является не­гативным фактором с точки зрения привлече­ния внешних инвесторов.
  • «Неэффективный бизнес», «Аутсайдеры биз­неса» и особенно «Несостоятельный биз­нес»:  предприятия демонстрируют низкие показатели общественной и предпринима­тельской эффективности и несут высокие на­логовые риски. Деятельность таких предпри­ятий подлежит рассмотрению на комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы для выявления видов налоговых рисков по критериям [Письмо 2013].
  • «Несостоятельный бизнес»: управленческие решения по реорганизации или ликвидации предприятий следует принимать с учетом норм законодательства [Федеральный закон, 2002].
  • «Недобросовестный бизнес»: предприятия вы­сокоэффективны с точки зрения бизнеса, боль­шая часть доходов которых распределяется в пользу собственников. Предприятия имеют высокие налоговые риски и не могут рассчи­тывать на финансовую поддержку государства в виде налоговых льгот, субсидий и иных пре­ференций.

Методический под­ход к классификации предприятий одного вида экономической де­ятельности на основе сопоставления налого­вой нагрузки и удель­ного денежного потока позволяет обосновывать управленческие реше­ния с учетом экономи­ческих интересов госу­дарства, собственников и работников предпри­ятия на основе опреде­ления вида и величины налоговых рисков. Дан­ный метод может быть использован как для отбо­ра предприятий для рассмотрения на заседаниях комиссии налоговых органов по легализации на­логовой базы, так и для проведения самостоя­тельной оценки предприятиями своих налоговых рисков.

Список литературы

1. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы: Учеб. пос. по единой программе подготовки арбитражных управляющих (2008) / Отв. ред.: А. В. Варварин, В. П. Панагушин, С. Е. Кован и др. М.: Инфра-М. 1152 с.

2. Ефимова О. В., Мельник М. В., Бородина Е. И. и др. (2012) Анализ финансовой отчетности. М.: Омега-Л. 400 с.

3. Лютер Е. В. Диагностика причин кризиса на предприятии. М.: ИВАКО Аналитик, 2012. 99 с.

4. Минфин РФ отчитался об исполнении бюджета на 2015 год (2016) // SMIONLINE.URL:http://so-l.ru/news/show/minfin_rf_otchitalsya_ob_ispolnenii_byudzheta_na_2015.

5. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150125/.

6. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/

7. Федеральная служба государственной статистики ( [б.г.]). URL: http://www.gks.ru.

8. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/.


Об авторах

Е. В. Лютер
ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: анализ и диагностика финансово-экономического состояния промышленных предприятий.


Ю. В. Гусарова
ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: диагностика причин убыточности и оценка эффективности деятельности предприятий промышленности.


М. М. Старкова
ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия

Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: экономико-правовые аспекты антикризисного управления предприятием, методы выбора процедур антикризисного управления.



А. Ю. Клоницкая
ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия
Кандидат экон. наук, старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: диагностика причин убыточности предприятий.


Для цитирования:


Лютер Е.В., Гусарова Ю.В., Старкова М.М., Клоницкая А.Ю. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(3):78-81. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-3-78-81

For citation:


Lyuter E.V., Gusarova Y.V., Starkova M.M., Klonitskaya A.Yu. ANALYSIS AND ASSESSMENT OF FINANCIAL AND BUSINESS ACTIVITIES TO MINIMIZE TAX RISKS OF COMPANIES. Strategic decisions and risk management. 2016;(3):78-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-3-78-81

Просмотров: 596


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)