Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

Полный текст:

Аннотация

В статье подробно рассматриваются ключевые инструменты новой промышленной политики Российской Федерации, разбирается реализация политики импортозамещения как определяющего фактора развития промышленности в текущих экономических условиях. Кроме того, анализируются исторические примеры использования принципов импортозамещения, дан прогноз по ряду отраслей. Показана ведущая структурная роль Фонда развития промышленности в реализации промышленной политики в числе прочих государственных мер поддержки.

Для цитирования:


Никитин Г.С. КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(1):74-79. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

For citation:


Nikitin G.S. KEY INSTRUMENTS OF THE NEW RUSSIAN INDUSTRIAL POLICY. Strategic decisions and risk management. 2016;(1):74-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

С 2014 года Россия вошла в полосу высокой геополитической турбулентности. Недруже­ственные действия наших западных партнеров и последовавший затем обвал цен на нефтяном рынке резко отрицательно сказались на состоя­нии российской промышленности. Образовав­шиеся экономические условия, понимание не­обходимости изменить структуру отечественной экономики в целом содействовали введению по­литики импортозамещения, в результате которой для российского производителя открылось новое «окно возможностей». Таким образом, если вос­пользоваться санкционным треком как своего рода площадкой для старта, появляется шанс воз­родить российскую промышленность.

За последние пятнадцать лет общее состояние промышленности характеризовалось стабильным ростом, несмотря на понижение уровня фондово­оруженности [Алексеев А. В., 2015, с. 74], пробле­мы недостаточного притока денежных средств в российскую промышленность и «длинных де­нег» [Дубенецкий Я. Н., 2011, с. 6], за исключени­ем лага в 2009 году, обусловленного влиянием ми­рового экономического кризиса (падение индекса промышленного производства наблюдалось толь­ко в 2009 и 2015 годах). Пищевая промышлен­ность росла опережающими темпами: с 2000 по 2014 год производство цельномолочной про­дукции увеличилось в 2 раза, мясной продукции - в 5,5 раза, тканей - более чем на 70%, обуви - более чем в 3,5 раза, бензина, мазута и дизель­ного топлива - в 1,5 раза. Химическая промыш­ленность также продемонстрировала значитель­ный рост (производство пластмасс в первичных формах взлетело в 2,5 раза, цемента - более чем в 2,0 раза). Не менее впечатляющие успехи наблюдались в металлургии (производство сталь­ных труб увеличилось в 2,3 раза) и производстве машин и оборудования, за исключением, пожа­луй, выпуска станков, тракторов и бульдозеров. В производстве транспортных средств наблюда­лись разнонаправленные тенденции: небольшое уменьшение выпуска грузовых автомобилей и ав­тобусов сопровождалось увеличением выпуска легковых автомобилей в 1,7 раза, грузовых ваго­нов - в 13,6 раза.

Вместе с тем в структуре промышленности и экономики в целом нарастала доля импорта. С 1995 по 2013 год показатель экспортной зави­симости российской экономики вырос в 3,4 раза, показатель импортной зависимости - в 4,5 раза [Кохно П. А. 2015, с. 46].

По итогам 2015 года большинство отраслей российской промышленности пережили спад: особенно существенно снижение текстильного и швейного производства (-11,7% по сравнению с прошлым годом), производства кожи, изделий из нее и обуви (-11,4%), машин и оборудования (-11,1%), а также производства транспортных средств (- 8,5%) и т. д.

Спад мог стать еще более значительным, если бы не начало реализации политики импор- тозамещения, потребовавшее кропотливого из­учения практик данной политики на примере ведущих новых индустриальных стран (НИС). Предварительно был тщательно изучен опыт внедрения импортозамещающих механизмов в экономиках стран Латинской Америки и НИС «первой волны». Анализ эффективности отдель­ных мер политики импортозамещения показал, что Мексике, Чили, Бразилии и другим государ­ствам удалось выйти из периферийной зоны со­временной мировой системы по большей части благодаря взвешенному и ответственному под­ходу в промышленной политике, направленной на развитие собственных производств. Данная по­литика проводилась в 1940-1980-х годах. За этот период шесть крупнейших экономик Южной Америки росли в среднем по 2,7% в год. Для срав­нения: в 1900-1939 годах этот показатель состав­лял едва ли 1,3%, в неолиберальную эру, в 1980­2000-х годах, - не более 0,6% [Love J. L., 2005, p. 107]. Кроме того, в литературе хорошо освещен опыт Сингапура, КНР, Южной Кореи и других азиатских стран с их практикой экспортно­ориентированного импортозамещения [Кравчен­ко Н. А., 2015, с. 73-91; Полтерович В. М., По­пов В. В., 2006].

Были привлечены также отечественные на­работки - меры по импортозамещению после кризиса 1998 года, что в значительной степени обусловило формирование самовоспроизводя- щегося механизма экономического роста Рос­сии в начале 2000-х годов [Оболенский В. П., 2012, c. 87-100]. В целом, исходя из проанали­зированных материалов, можно констатировать, что импортозамещение - это одна из стратегий, которые не только дают новый толчок для раз­вития, в том числе отечественной промышленно­сти, но и позволяют приблизиться отдельно взя­тым странам к ядру современной мир-системы, которое постепенно смещается в сторону Азии [Frank A. G., 1996].

Следует подчеркнуть, что меры поддержки российской промышленности предназначены не для того, чтобы «догнать и перегнать» Запад по ряду показателей. Подобные лозунги приводят страну в ловушку догоняющей модернизации, особенно в свете тезиса о «развитии недоразви­тости» [FrankA. G., 1996]. Импортозамещение - прикладная стратегия, применение которой уже сейчас положительно сказалось на развитии ряда отраслей российской промышленности. Прежде всего, речь идет о химической промышленности, которая по итогам 2015 года продемонстрирова­ла рост в размере 6,3%, пищевой промышленно­сти (2%) и производстве кокса и нефтепродуктов (0,3%).

В новых экономических условиях политика импортозамещения призвана учесть все проблем­ные ситуации в российской промышленности и реализовать внутренне согласованную систе­му мер. Нужна программа, которая в одинаковой степени учитывала бы потребности российских регионов, требования модернизации промышлен­ности и повышения привлекательности для инве­сторов ряда отраслей.

Таким образом, данная политика должна учи­тывать специфику каждой отрасли и региона. Ее основу составили два ключевых принципа - ре­гиональный и отраслевой. Импортозамещение необходимо как инструмент развития промыш­ленного потенциала российских регионов. Его нужно рассматривать как процесс, начинающий­ся с отраслей, которые обеспечивают внутренний и внешний спрос со стороны конечных потреби­телей, и постепенно захватывающий остальные звенья технологических цепочек, вплоть до соз­дания уникального оборудования. Сам процесс результативен только тогда, когда импортные товары вытесняются не менее качественной про­дукцией отечественного производства, при этом фактор цены не является фундаментально опре­деляющим потребительский выбор покупателей. Только такой сценарий обеспечивает снижение безработицы, рост доходов бюджета и хозяйству­ющих субъектов, поддержание качества жизни населения. Таким образом, становится возмож­ным рост промышленности и экономики за счет внутренних ресурсов.

Кроме исключительно субъективных внеш­неполитических причин обратиться к им- портозамещению (правила ВТО не запре­щают субсидирование как таковое), имелись еще и объективные экономические предпо­сылки. Например, в последние годы ключевой проблемой при формировании экономической динамики являлось то, что достаточно высокие темпы роста внутреннего спроса не влекли за со­бой пропорционального увеличения темпов ро­ста валового внутреннего продукта (ВВП). Это происходило прежде всего потому, что любое значимое повышение экономической активно­сти сопровождалось опережающим ростом им­порта. В среднесрочной перспективе существен­ный рост физических объемов экспорта является маловероятным, а значит, вопрос о влиянии соб­ственно экспорта на экономическую динамику становится одним из основных. Без снижения за­висимости экономики от импорта крайне сложно говорить о формировании устойчивой экономи­ческой динамики в долгосрочной перспективе (например, в 2014 году объем импорта товаров в Россию составил 286,0 млрд долл., согласно расчетам, проведенным Институтом народнохо­зяйственного прогнозирования (ИНП) РАН к за­седанию президиума Государственного Совета Российской Федерации «О реализации государ­ственной политики в сфере импортозамещения в субъектах Российской Федерации»).

В российской промышленности есть удач­ный опыт по внедрению мер импортозамещения в те годы, когда еще не существовало единой по­литики, направленной на создание отечествен­ных уникальных комплектующих. Прежде всего, это касается автомобилестроения (в 2014 году объем производства был примерно таким же, как и в 2007 году, общий объем импорта сокра­тился почти на 20%), производства электронных компонентов, оборудования для радио, теле­видения и связи (рост производства в 1,4 раза, увеличение импорта - в 0,1 раза). Имеются, конечно, отрасли, которые настолько зависимы от импорта комплектующих, что они не смогут сразу переориентироваться на отечественные аналоги. Для остальных отраслей машиностро­ения по итогам 2007-2014 годов были зафикси­рованы падение объемов производства, с одной стороны, и значительный рост импорта - с дру­гой.

В 2014 году наибольшую долю в совокупном импорте продукции машиностроения занимали машины и оборудование - 15,9%, за ним - авто­мобили (11,7%) и продукция химического про­изводства, за исключением фармацевтической продукции (8,3%), согласно расчетам ИНП РАН. В целом, экономика предъявляет повышенный спрос на оборудование для модернизации име­ющихся и создания новых конкурентоспособ­ных производств, поэтому вполне вероятно, что до 2020-2025 годов сохранится и несколько увеличится зависимость России от высокотехно­логичного импорта, несмотря на комплекс пред­принимаемых мер (речь также идет о легкой про­мышленности, где импортозависимость возросла почти до критической, фармацевтике, потребле­нии продукции практически всех видов машино­строения, которое в значительной мере зависит от импорта).

Ключевым фактором, который будет влиять на замещение импорта отечественными товарами в среднесрочной перспективе, станет динамика инвестиций в основной капитал. Для того чтобы процесс импортозамещения стал макроэкономи­чески значимым, до 2020 года норма накопления основного капитала, согласно расчетам ИНП РАН, в экономике должна вырасти до 23-26%, в противном случае любой значимый рост вну­треннего спроса будет сопровождаться опережа­ющим увеличением потребления импортируемой продукции.

Для эффективной реализации политики им- портозамещения необходимо создать платеже­способный спрос на импортозамещающие про­екты со стороны государства и способствовать решению проблемы недостаточного притока де­нежных средств в российскую экономику. Обо­значенная мера требует аккуратного подхода, так как решительные действия государства еще более усугубят процесс оттока капитала за границу. Данные проблемы были обозначены в рамках выполнения нескольких постановлений прави­тельства [Постановление 2014б; Постановление 2015а; Постановление 2014а]. Важную роль в ре­шении поставленных задач играет создание Фонда развития промышленности в 2014 году и последовательное внедрение механизма спе­циального инвестиционного контракта (СПИК) с 2015 года. Кроме того, предполагаются налого­вые преференции (и в целом более низкий уро­вень налоговых изъятий) для предприятий, уско­ренная амортизация основных средств и иные налоговые стимулы. Наряду с задачами политики импортозамещения данные меры способствуют привлечению инвесторов в российскую промыш­ленность, которые готовы пойти на трансферт значимых технологий в обмен на вышеперечис­ленные преференции.

Предусматривается предоставление суб­сидий из федерального бюджета российским компаниям, которые реализуют комплексные инвестиционные проекты по приоритетным на­правлениям гражданской промышленности [По­становление 2014б]. В идеале данное решение принято для того, чтобы препятствовать кассо­вому разрыву и уменьшить стоимость займов для предприятий. В рамках данного механиз­ма осуществляется субсидирование компаний для уплаты процентов по кредитам (всего 70% от ключевой ставки ЦБ РФ), а это весьма суще­ственная поддержка со стороны государства. По состоянию на ноябрь 2015 года соответству­ющие договоры заключены по 52 проектам в 26 субъектах РФ (от Калининградской области до Республики Алтай, Архангельской области и Дагестана). Среди проектов имеются как ори­ентированные на развитие экспортного промыш­ленного производства (например, проект ЗАО «Монокристалл» - развитие технологии и расши­рение производства сапфира и сапфировых пла­стин для производства светодиодов, смартфонов и других способов промышленного применения), так и проекты, ориентированные на импортоза- мещение (например, проект ООО «Инкаб» - соз­дание производства оптического кабеля, встроен­ного в грозозащитный трос).

Предусматривается поддержка предприятий на основе проектного финансирования [Поста­новление 2014а]. В соответствии с принятыми положениями поддерживаются проекты в сумме от 1 до 20 млрд руб., финансируемые не более чем на 80% за счет заемных средств. Отобранные в установленном порядке инвестиционные про­екты смогут получить льготное банковское кре­дитование от коммерческих банков с процентной ставкой 12-13% годовых за счет обеспечения Банком России рефинансирования коммерческих банков и предоставления Минфином России го­сударственных гарантий под указанные кредиты (25% стоимости кредита). С января 2015 года, когда началась реализация программы, была обе­спечена поддержка 11 промышленных проектов (общая стоимость - 80 млрд руб.), всего одо­брено 42 проекта для различных отраслей эко­номики РФ общей стоимостью 347,2 млрд руб. К моменту завершения всех проектов объем ожи­даемых налоговых поступлений в бюджеты пре­высит 53,8 млрд руб. К 2020 году будет создано свыше 3000 высокопроизводительных рабочих мест, будет значительно улучшена социальная инфраструктура в тех местах, где реализуются проекты.

Субсидия на пополнение оборотных средств предоставляется промышленным предприятиям, которые включены в перечень системообразую­щих [Постановление 2015а]. В целом данная про­грамма позволяет достаточно полномасштабно избежать дефицита оборотных средств. По пред­варительным данным, в 2015 году Министерство промышленности и торговли приняло решение о субсидировании свыше 1000 предприятий, в том числе 520 системообразующих или оказы­вающих на отрасли промышленности и торговли существенное влияние, на общую сумму порядка 6 млрд руб.

Для преодоления проблемы недостатка инве­стиций введен механизм СПИК [Федеральный закон 2014]. СПИК является ключевым нефинан­совым механизмом и в целом мотивирует бизнес на создание новых производственных мощностей в нашей стране и участие в развитии промышлен­ного потенциала регионов.

Его особенность заключается в стабили­зации действующих условий ведения бизнеса для инвестора, который берет на себя обязатель­ства по созданию и модернизации производства. Предполагается, что СПИК будет содействовать развитию отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономи­ческого развития России, внедрению наилучших доступных технологий в производство промыш­ленной продукции, росту объемов производства промышленной продукции, не имеющей анало­гов, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.

В отличие от государственно-частного пар­тнерства, СПИК не предусматривает передачу имущества от госорганов или региональных вла­стей напрямую инвестору. Т аким образом, СПИК - это шаг вперед по сравнению с различными формами государственно-частного партнерства. Юридически СПИК служит именно упрощению администрирования и не предоставляет льготы, не зафиксированные в законодательстве. Это важ­но понимать, когда мы говорим о соответствии СПИК нормам ВТО.

Данная налоговая льгота не только снижает налоговую нагрузку предприятий, но и позволяет сократить длительность инвестиционной фазы проекта. При создании этого механизма был ис­пользован международный опыт, в том числе Ки­тая, Индии и Южной Кореи. Сопоставляя налого­вую нагрузку в РФ и других странах, необходимо учитывать ряд особенностей текущей экономиче­ской ситуации, в частности низкую доступность банковского кредита, почти полное отсутствие зарубежных кредитов и низкую степень разви­тия отечественных рынков капитала. Министер­ство промышленности и торговли разработало механизмы, которые существенно улучшат вне­дрение этого инструмента в условиях новой про­мышленной политики. Прежде всего, речь идет о заморозке налоговых ставок для инвесторов, заключивших СПИК, на заранее определенном уровне. Соответствующая норма внесена в виде поправки в законопроект по «гринфилдам» (но­вым производственным проектам, реализация которых предполагается в «чистом поле»), приня­тие которого ожидается уже в этом году. Проект нормативно-правового акта также предусматри­вает предоставление субъектам права снижения до 10% ставки налога на прибыль, отчисляемого в региональный бюджет, в отношении участников региональных СПИК, а также обнуление ставки налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет. Это существенно повысит инвестицион­ную привлекательность российских регионов.

Кроме того, предполагается, что участники СПИК получат статус единственного поставщи­ка товара благодаря принятию соответствующей поправки в закон «О контрактной системе...» [Федеральный закон 2013]. Тем самым до 30% продукции, производящейся в рамках СПИК, найдет гарантированный спрос. Такого же рода корректива будет закреплена в Земельном кодексе России, в соответствии с ней земельный участок будет предоставляться участнику СПИК в аренду без проведения торгов, соответствующий доку­мент, однако, еще не принят.

Еще одним существенным послаблением для участников СПИК станет возможность при­знавать продукт, произведенный в рамках СПИК, российским [Постановление 2015б].

По нашим оценкам, результативным механиз­мом развития промышленности России в новых экономических условиях должен стать Фонд раз­вития промышленности (ФРП), созданный в мае 2014 года. Ему отведена роль важного элемента системных мер государства, направленных на по­вышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности и проведение поли­тики импортозамещения. ФРП можно рассматри­вать в качестве механизма, который объединяет разрозненные меры и инструменты, используе­мые для поддержки промышленности, так как он позволяет действовать на опережение и обеспе­чивает реальное взаимодействие между предпри­ятиями и государством.

Следует констатировать, что ФРП фактически стал основным инструментом координации процесса импортозамещения. В настоящее время он консолидирует более 1250 проектов с суммарной потребностью в финансировании свыше 440 млрд руб. В рамках ФРП создан институт развития, ос­новной целью которого является выдача займов на финансовое обеспечение проектов, которые призваны поддержать переход промышленных предприятий к работе по принципам наилучших доступных технологий (НДТ), обеспечение им- портозамещения и снижение зависимости от по­ставки товаров и комплектующих из-за рубежа. В 2015 году одобрены 74 займа на общую сумму порядка 24,6 млрд руб.

Помимо вышеперечисленных мер, сейчас предпринимаются меры с целью создать госу­дарственную информационную систему, которая позволит консолидировать информацию о состо­янии промышленного производства и прогнозе его развития. Она будет встроена в общую си­стему мер государственной поддержки промыш­ленности, которые уже действуют в настоящее время.

Минпромторгом совместно с региональными и федеральными органами власти прорабатыва­ется механизм формирования перечня инвести­ционных проектов, которым по решению органов власти субъектов Федерации может быть оказана поддержка - 5%-ный налог на прибыль, идущий в региональный бюджет, до 2025 года.

Наряду с вышеперечисленными мерами про­должается реализация федеральных целевых про­грамм, направленных на развитие промышленно­сти (Министерство промышленности и торговли осуществляет пять таких программ: в сфере авиа­ционной, электронной и радиоэлектронной, фар­мацевтической и медицинской промышленности, а также в судостроении).

Искусственные условия - санкции со стороны стран Запада - следует воспринимать как своего рода стимул к созданию новых промышленных моделей и паттернов, набор которых будет осо­бенно ценен для российской промышленности в новых условиях для развития.

Можно со всей определенностью констати­ровать, что импортозамещение является основой для перехода к инновационной модели экономи­ки, при должном уровне вложений российская промышленность значительно повысит уровень своей конкурентоспособности. Во всяком случае, импортозамещение, целевые программы и иные механизмы господдержки должны работать на достижение макроцели, непременным услови­ем чего в конечном счете должна стать полномас­штабная реиндустриализация.

Список литературы

1. Алексеев А. В. (2015) Модернизация российской экономики: кто оплатит счет? // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. № 1. C. 74–86.

2. Валлерстайн И. (2015) Мир-система Модерна: В 2 т. / Предисл. Г. М. Дерлугьян, пер. с англ. Н. Проценко, А. Черняева. М.: Русский фонд содействия образованию и науке. Т. I: Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира экономики в XVI веке. 552 с.

3. Дубенецкий Я. Н. (2011) Модернизация экономики: направления, ресурсы, механизмы // Проблемы прогнозирования. № 4. C. 3–12.

4. Кохно П. А., Чеботарев С., Глыбина Т. (2015) Тенденции развития высокотехнологичной промышленности // Общество и экономика. № 4. C. 44–63.

5. Кравченко Н. А. (2015) История импортозамещения // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. № 9. C. 73–91.

6. Оболенский В. П. (2012) Внешнеэкономические связи России: некоторые уроки глобального кризиса // Вопросы экономики. № 5. С. 87–100.

7. Полтерович В. М., Попов В. В. (2006) Макроэкономическая политика: теория и практика. Эволюционная теория экономической политики // Вопросы экономики. № 7. С. 4–23. № 8. C. 46–64.

8. Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 № 3 (ред. от 02.11.2015) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014–2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»» (2014б) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157310/.

9. Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 (ред. от 21.02.2015) «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (2014а) // КонсультантПлюс. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175693;div=LAW;dst=0,0;rnd=189271.9407999550458044.

10. Постановление Правительства РФ от 12.03.2015 № 214 (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности» (2015а) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176561/.

11. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (2015б) // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183175;div=LAW;dst=100003,2;rnd=189271.89857595052226.

12. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2013) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

13. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488‑ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182693;div=LAW;dst=0,0;rnd=189271.9061293383128941.

14. Frank A. G. (1966) The Development of Underdevelopment // Monthly Review. Vol. XVIII, № 4, Sept. P.17–31.

15. Love J. L. (2005) The Rise and Decline of Economic Structuralism in Latin America // Latin American Research Review. Bd. 40, № 3. P. 100–125.


Об авторе

Г. С. Никитин

Россия

Кандидат экон. наук, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, область научных интересов: управление эффективностью организаций, управление народным хозяйством, макроэкономика.



Для цитирования:


Никитин Г.С. КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(1):74-79. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

For citation:


Nikitin G.S. KEY INSTRUMENTS OF THE NEW RUSSIAN INDUSTRIAL POLICY. Strategic decisions and risk management. 2016;(1):74-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-1-74-79

Просмотров: 831


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)