Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-74-81

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье анализируются результаты реформирования электроэнергетики. В наибольшей степени не решены две ключевые задачи: создание конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения его участников, и привлечение средств частных инвесторов для обновления генерирующих мощностей. К сожалению, новым собственникам выгоднее максимизировать краткосрочную прибыль за счет роста цен на электроэнергию, чем заниматься обновлением производственных мощностей, ликвидируя дефицит электроэнергии. Реформа только заложила правовые, экономические, технологические и инфраструктурные основы для создания эффективной, надежной, конкурентоспособной отрасли, необходимо развитие конкурентных отношений, совершенствование тарифного регулирования, обеспечение равенства всех участников отрасли.

Для цитирования:


Волков Л.В., Ходячих Е.В. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(2):74-81. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-74-81

For citation:


Volkov L.V., Hodyachih E.V. REFORMING RUSSIAN POWER INDUSTRY: INTERMEDIATE RESULTS AND FURTHER PLANS. Strategic decisions and risk management. 2010;(2):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-74-81

Электроэнергетика является базовой инфра­структурной отраслью национальной эко­номики любого государства. От того, насколько надежно и эффективно будет функционировать электроэнергетика, бесперебойно осуществлять­ся снабжение электроэнергией хозяйствующих субъектов и населения, зависит поступательное и устойчивое развитие национальной экономики, а также энергетическая безопасность государства. Еще в XX веке известным академиком, лауреатом Нобелевской премии по физике П. Л. Капицей была впервые обнаружена жесткая корреляция между удельной энерговооруженностью госу­дарства, с одной стороны, и уровнем социально­экономического развития и индексом человече­ского развития, с другой стороны. Коэффициент детерминации ВВП на душу населения, рассчи­танный на основе валютных курсов и энергопо­требления для 77 стран мира, превысил 0,831 [9, с. 21]. Устойчивая современная экономика немыс­лима без мощного энергетического комплекса.

Согласно данным Минэнерго России, к концу 2009 г. общая установленная мощность энерго­системы РФ составляла 211,8 ГВт, из них доля тепловых электростанций - около 70%, гидрав­лических - 20%, атомных - более 10% энер­гетического потенциала. Более 90% производ­ственного потенциала электроэнергетики России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС), которая охватывает всю населенную тер­риторию страны от западных границ до Дальне­го Востока и является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергоси­стем. Основу системообразующих сетей Единой энергетической системы России составляют ли­нии электропередачи класса напряжения 220 кВ и выше (ЛЭП) и распределительные сети класса напряжения 110 кВ и ниже. Годовой объем произ­водства электроэнергии в стране в 2009 г. составил 978,6 млрд кВт-ч, объем потребления за тот же период составил 964,4 млрд кВт-ч. Около 70% в структуре потребления электроэнергии занима­ют промышленные потребители, более 20% - бытовой сектор. По итогам 2009 г. объем произ­водства тепловой энергии в стране составил 594,5 млрд кВт-ч, гидроэнергетики 175,2 млрд кВт-ч и атомной энергии - 163,3 млрд кВт-ч. Ежегодно электростанции РФ потребляют следующие объ­емы топлива: газа - около 150 млрд куб. метров, угля - около 130 млн тонн, мазута - около 6 млн тонн [10].

Россия является частью мирового энергети­ческого рынка и занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов. Со­гласно данным, представленным в ежегодном до­кладе «International Energy Outlook», она занимает четвертое место в мире по выработке электро­энергии после США, Китая и Японии и одно из первых мест по запасам и объемам добычи при­родного газа и угля. Российская атомная энерге­тика составляет двадцатую часть мирового рынка атомной электрогенерации, 15% мирового рынка реакторостроения, 45% мирового рынка обога­щения урана, 15% мирового рынка конверсии от­работанного топлива и обеспечивает 8% мировой добычи природного урана [8, с. 48]. Значительные запасы энергоресурсов, сосредоточенные на тер­ритории страны, предопределяют ее существен­ную роль во всех энергетических сценариях. Однако само наличие ресурсов еще не обещает устойчивого развития отрасли. Более того, экс­тенсивный вариант функционирования экономи­чески несостоятелен и требует переосмысления роли энергетического сектора в жизни общества, пересмотра системы взаимоотношений отрасли и государства.

Запас прочности, заложенный в советские годы, к концу прошлого десятилетия подошел к предельному уровню, и состояние отрасли стало представлять серьезную угрозу экономической безопасности страны. Эта проблема была обо­снована в энергетической стратегии России на период до 2020 г.: «В долгосрочной перспективе сам топливно-энергетический комплекс может не выдержать своей ведущей роли «локомотива» и «донора» российской экономики не в силу ис­черпания самих природных ресурсов, а в силу технологических и финансовых ограничений, сдерживающих не только расширенное, но под­час и простое воспроизводство энергетического потенциала, которое становится все более капи­талоемким» [1].

 

Рис. 1.

Корреляция между индексом человеческого развития и энергопотреблением

Таким образом, дальнейшее развитие электро­энергетики стало немыслимым без качественного изменения всей системы управления, способству­ющего обновлению генерирующих мощностей и электрических сетей, повышению эффективности отрасли, снижению энергоемкости ВВП, обеспе­чению надежного и безопасного энергоснабже­ния потребителей.

Идеи реформирования электроэнергетики в России возникали еще в начале 90-х гг, но по раз­ным причинам были отклонены. В 1998-1999 гг. РАО «ЕЭС России» под руководством А. Б. Чу­байса разработало новую модель реструктуриза­ции отрасли, основанную на дроблении интегри­рованных энергокомпаний. Однако и этот подход был признан спорным и не принят акционерами компании. Тем не менее данная модель послужи­ла началом разработки альтернативных вариантов реформирования электроэнергетики и была во­площена в действующую концепцию реформы.

Согласно ей, главная цель реструктуризации - привлечение инвестиционных ресурсов путем по­вышения эффективности и прозрачности струк­тур отрасли - достигалась с помощью разделения естественномонопольных (передача электроэнер­гии, оперативно-диспетчерское управление) и по­тенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. При этом передача энергии по магистральным и рас­пределительным сетям как монопольная деятель­ность оставалась в государственной собственно­сти, а всем участникам рынка был бы обеспечен недискриминационный доступ к услугам есте­ственных монополий. В обозримой перспективе предполагалось сформировать полностью либе­рализованные (открытые) оптовые и розничные рынки электроэнергии.

Этот вариант был положен в основу по­становления правительства от 11 июля 2001 г № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» - базового документа ре­структуризации, который на правительственном уровне определил ключевые принципы и задачи реформирования, а также его основные направ­ления и этапы. Согласно вышеуказанному поста­новлению, реструктуризация электроэнергетиче­ской отрасли должна быть полностью завершена к 2011 г., однако основные мероприятия к настоя­щему времени уже закончены. Каркас новой элек­троэнергетики практически сформирован. Остав­шееся время необходимо для совершенствования инфраструктуры, адаптации компаний к работе в рыночных условиях, наращивания инвестици­онного потенциала участников отрасли. Попы­таемся дать комплексную оценку проведенной реструктуризации.

В результате была изменена система госу­дарственного регулирования отраслью, создана технологическая и коммерческая инфраструк­тура рынка электроэнергии, появились новые участники рыночных отношений, сформирован рынок электроэнергетических услуг Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделе­ние естественномонопольных (передача электро­энергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созда­ны структуры, специализирующиеся на отдель­ных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие со­ответствующие активы. По масштабу профильной деятельности они превосходят прежние монопо­лии регионального уровня, так как объединяют либо профильные предприятия нескольких ре­гионов, либо являются общероссийскими. Маги­стральные сети перешли под контроль Федераль­ной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распредели­тельные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС). Активы генерации в про­цессе реформы объединились в межрегиональ­ные компании двух видов: генерирующие ком­пании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объедини­ли электростанции, специализированные на про­изводстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом тепло­электроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) - на основе гидрогенерирующих активов.

В силу объективных причин реформа носит поэтапный характер, который нашел свое отра­жение в многочисленных нормативно-правовых актах, позволивших создать целевую структуру отрасли, перейти к рыночным методам управ­ления. К настоящему времени сформирована достаточная законодательная база: действуют 9 федеральных законов, 26 постановлений и 9 распоряжений правительства, более 30 приказов Минэнерго России и Федеральной службы по тарифам. Тем не менее в 2009 г. были скорректи­рованы многие принятые ранее правовые акты, так как их практическое применение потребова­ло детального разъяснения спорных моментов. Например, постановление правительства РФ № 411 от 10 мая 2009 г. «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рын­ков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» - в части уточнения правил трансляции нерегулируемых цен; постановление правительства РФ № 118 от 14 февраля 2009 г. «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энер­гопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» - в части льготных сроков и условий оплаты присоединения мелких потре­бителей [2, 3].

В целях надежного функционирования элек­троэнергетики 22 февраля 2008 г. распоряжением правительства РФ № 215-р была одобрена Гене­ральная схема размещения объектов электро­энергетики до 2020 г Данный план размещения электростанций и электросетевых объектов на период до 2020 г подготовлен на основе прогно­зов электропотребления по РФ в целом и ее ре­гионам. Принцип разумной избыточности сетевой инфраструктуры, предусмотренный Генеральной схемой, позволяет не только обеспечить надежное электроснабжение потребителей, но и гаран­тировать инвестору при строительстве электро­станций свободное подключение к сетям ЕНЭС и минимальные расходы на мероприятия, обеспе­чивающие выдачу мощности электростанций. Это особенно важно для тепловых электростанций, которые будут сооружаться только за счет средств частного капитала. Основная часть вводимой мощности по-прежнему будет обеспечиваться крупными конденсационными электростанциями, использующими газ или уголь.

Рис. 2

Динамика вводов и инвестиций (в текущих ценах) по холдингу РАО «ЕЭС России» в 1996-2012 гг.

На второе полугодие 2010 г. за­планировано подписание новых версий договоров о предоставле­нии мощности, завершится работа над серией документов, регулирую­щих долгосрочный рынок, - доку­ментов, определяющих условия и рамки развития электроэнергетики в новом десятилетии. Таким обра­зом, совершенствование правовых основ функционирования отрасли происходит постоянно.

Благодаря тщательной законо­дательной проработке переход к новой структуре, смена собствен­ников в некоторых компаниях и формирование рыночных отноше­ний не оказали влияния на надеж­ность электро- и теплоснабжения. Активная подготовительная рабо­та, предшествовавшая осенне-зимнему периоду 2008-2009 гг, и постоянный контроль за ходом выполнения комплекса мероприятий позволили пройти данный этап с высоким уровнем надежно­сти. Для потребителей преобразования в отрасли практически не ощущались, так как особое вни­мание было уделено защите интересов населения: для него сохраняется поставка электроэнергии только по регулируемым тарифам при жестком контроле со стороны органов федеральной и ре­гиональных властей над деятельностью гаранти­рующих поставщиков [11].

В то же время возникли проблемы с реализа­цией инвестиционной стратегии реформирования отрасли. Весь процесс реформирования ставил главной целью привлечение масштабных частных инвестиций в отрасль для обеспечения надежной базы развития страны и ликвидации возможного энергодефицита. Инвестиционной программой холдинга РАО «ЕЭС России» на 2008-2012 гг предполагалось ввести в строй 43,9 ГВт гене­рирующих мощностей с общим объемом инве­стиций 4,4 трлн руб., из которых 4,2 трлн руб. планировалось вложить в сети, тепло- и гидроге­нерацию [11].

На рисунке 2 представлена фактическая и планируемая динамика вводов и инвестиций (до 1998 г. - в неденоминированных рублях) по хол­дингу РАО «ЕЭС России». Значения вводов и ин­вестиций на 2008-2012 гг. соответствуют новой целевой структуре отрасли, сложившейся после ликвидации холдинга РАО «ЕЭС России» [5].

Однако в 2009 г. общий объем вводов генери­рующих мощностей составил всего лишь 1,5 ГВт, в том числе энергокомпаниями с государственным участием - 0,5 ГВт, частными энергокомпаниями - 1,0 ГВт. Для сравнения: в кризисном 1990 г. ввод генерирующих мощностей составил 4,2 ГВт [4, с. 63-65].

По итогам 2008 г. мощности электростанций России составили 225,5 ГВт, в том числе мощно­сти тепловых - 155,1 ГВт, гидроэлектростанций - 47,1 ГВт, атомных - 23,3 ГВт. Динамика мощно­стей электростанций России в 1990-2000-е гг. по­казана на рисунке 3 [10].

Надо учесть, что 76,8% мощностей ГЭС Рос­сии, 59% мощностей ТЭС России старше 30 лет, 79,6% мощностей АЭС России старше 20 лет (см. рис. 4). Высокая степень износа генерирующих мощностей также ведет к невысокому КПД пере­работки топлива в электроэнергию. Так, КПД ТЭС России составляет всего лишь 36,6% при 40-45% в зарубежных странах. Таким образом, около 10% потребляемого ТЭС топлива в России сжигается впустую [10].

Страна в ближайшие 20 лет столкнется с мас­совым выбытием производственных мощностей в электроэнергетике (см. рисунок 5) [10]. Следо­вательно, без масштабного замещения новыми производственными мощностями выбывающих какой-либо экономический рост национальной эко­номики в ближайшие два десятилетия невозможен.

 

Рис. 3

Динамика мощностей электростанций России, ГВт

В этих условиях ввод энергомощностей в 2009 г. на 1,5 ГВт при потребности ввода энергомощ­ностей в 171 ГВт к 2030 г при базовом варианте развития энергетики является «небольшой каплей в огромном море». В этих условиях страна уже в ближайшее время может столкнуться с угрозой так называемого «креста Чубайса» (это две скрещива­ющиеся линии, одна из которых - выбытие мощно­стей - уходит вниз, другая - рост энергопотребле­ния - уходит вверх), когда спрос на электроэнергию со стороны хозяйствующих субъектов и населения будет больше имеющихся производственных мощностей, которые, в свою очередь, будут постоянно сокращаться из-за выбытия.

Превышение спроса на электроэнергию над все более уменьшающимся ее предложением по любым законам рыночной экономики приведет к увеличению цен. И сразу же возникает вопрос: что для новых собственников генерирующих компаний (ОГК и ТГК), образованных в резуль­тате реформирования РАО «ЕЭС России», будет выгоднее - максимизировать долгосрочную при­быль, наращивая производственные мощности и обеспечивая постоянный баланс спроса и пред­ложения электроэнергии, что потребует огром­ных дополнительных инвестиций, в том числе за счет собственных средств, или максимизировать краткосрочную прибыль за счет того, что цены на электроэнергию вследствие естественного выбы­тия производственных мощностей и увеличения ее дефицита будут стремиться вверх? К тому же следует учесть, что спрос на электроэнергию яв­ляется неэластичным, так как электроэнергия как товар не имеет альтернатив.

К сожалению, прошедшие два года после за­вершения деятельности РАО «ЕЭС России» по­казывают, что новым собственникам выгоднее придерживаться второй стратегии и максимизи­ровать краткосрочную прибыль за счет роста цен на электроэнергию, чем заниматься обновлением производственных мощностей, ликвидируя де­фицит электроэнергии. Об этом свидетельствует опережающий рост цен на электроэнергию и не­довыполнение инвестиционных программ.

Еще одна проблема, которая должна быть ре­шена в сочетании с обновлением производствен­ных мощностей электроэнергетики России, - вы­сокая энергоемкость отечественной экономики. На доллар создаваемого ВВП отечественная эко­номика потребляет условного топлива в 3-4 раза больше, чем страны ОЭСР, и в 2,5 раза больше, чем весь мир в среднем (рис. 6) [12].

Рассмотрим проблемные моменты, оказавшие существенное влияние на течение и результат ре­формы электроэнергетики.

  1. Снижение спроса на продукцию отрасли. В Генеральной схеме размещения объектов элек­троэнергетики был обозначен рост энергопотре­бления на уровне 4,5%. Все планы в энергетике строились на основе этого роста, однако даже в ближайшие несколько лет из-за кризисных явле­ний в экономике он не будет достигнут. По итогам 2008 г. электропотребление увеличилось лишь на 1,9%, но это стало следствием роста экономики в течение первых трех кварталов, до влияния миро­вого финансово-экономического кризиса на эко­номику России. Экономический кризис привел к тому, что по итогам 2009 г. спрос на электроэнер­гию упал на 4,7% к уровню 2008 г. Несмотря на восстановление уровня производства и потребле­ния электроэнергии в конце 2009 г., первоначаль­ных прогнозов достичь не удастся.

В связи с этим возникла необходимость кор­ректировки Генеральной схемы размещения. Если ее первоначальный вариант предполагал спрос на электроэнергию в 2020 г. 1710 млрд кВт-ч в год, то скорректированная версия предполагает 1388 млрд кВт-ч в год при максимальном варианте и 1288 млрд кВт-ч в год при базовом варианте. Объ­ем потребления электроэнергии в 2009 г. составил 964,4 млрд кВт-ч. Отрицательный рост стал пря­мым результатом ошибочных плановых расчетов, а также финансово-экономического кризиса, кото­рый повлек за собой сокращение объемов энерго­потребления, а через финансовую спираль и резкое снижение ликвидности в отрасли.

  1. Цена строительства мощностей, которая была заложена в проект инвестиционной про­граммы РАО «ЕЭС России», оказалась в полтора раза ниже, чем реальная цена строительства мощ­ностей, сложившаяся на рынке из-за бума энерге­тического строительства.
  2. Смещение акцентов с газа на другие ис­точники энергии. Согласно Генеральной схеме, ввод новых мощностей предполагался преиму­щественно на газе. Но, как известно, осенью 2006 г. В. В. Путин задал иной вектор - смеще­ние акцентов с газа на другие источники энергии (в частности, на уголь). Строительство угольных электростанций дороже и дольше по времени, поэтому первоначальный расчет потребности в инвестиционных ресурсах также должен быть скорректирован.
  3. Значительное удорожание заемных средств. Проценты по заемным денежным средствам дер­жатся на уровне 14-16% годовых, поэтому жела­ние скорректировать крупные инвестиционные программы представляется вполне логичным. Па­дение рыночной капитализации энергокомпаний также усложняет проблему их кредитования.
  4. Рост неплатежей в отрасли. На оптовом рынке задолженность перед производителями электроэнергии на 1 июля 2010 года составляет 22,5 млрд руб., на розничном перед гарантирую­щими поставщиками - 97,9 млрд руб. [6]. Рост неплатежей означает усиление долговой нагрузки на производителей и ставит под угрозу надеж­ность энергоснабжения потребителей.

 

Рис. 4

Износ генерирующего оборудования в электроэнергетике

Таким образом, фактически объем привле­ченных в отрасль инвестиционных ресурсов ока­зался заметно меньше, чем было предусмотрено первоначальными плановыми показателями. Под вопросом оказалась реализация многих про­мышленных проектов, для обеспечения которых электроэнергией планировалось и велось строи­тельство генерирующих и сетевых объектов. Объемы вводов мощностей по ряду генерирую­щих компаний в пятилетний период могут быть снижены на 20%, а сроки по ним - перенесены. В результате пересмотра планов по новым вводам возможно снижение стоимости инвестиционной программы на 1 трлн руб. [7].

Текущая ситуация потребовала срочной кор­ректировки планов. Предельный уровень цен (тарифов) на продукцию и услуги субъектов есте­ственных монополий, а также прогноз роста энер­гопотребления были пересмотрены. Динамика последнего была зафиксирована на уровне 0,4% в 2010 г, 1,8% - в 2011 г., 3,1% - в 2012 г (против 4% по базовому сценарию Генеральной схемы). Новая инвестиционная программа электроэнерге­тики на 2010 г. сформирована с учетом сценарных условий социально-экономического развития РФ.

Общий объем инвестиций в электроэнергети­ку в 2010 году составит 780,2 млрд рублей, в том числе 601,8 млрд рублей - для компаний с участи­ем в уставном капитале РФ (ОАО «ФСК», ОАО «МРСК Холдинг», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО «РусГидро», ОАО «РАО ЕЭС Востока», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС»), что на 5,5% ниже прогнозных значений, предусмотренных Ин­вестиционной программой на 2006-2010 гг [10].

Также предусмотрен ввод генерирующих мощ­ностей в объеме 5,7 ГВт, из которых 3,8 ГВт со­ставят энергообъекты частных ОГК/ТГК; ЛЭП - 14 455 км (в том числе объектов ЕНЭС - 3043 км, региональных сетей - 11 412 км) и 15 428 МВА трансформаторных мощностей. Данный показа­тель на 70% меньше утвержденного первоначаль­но. Ввод новых мощностей планируется сохранить в ближайшие три года на уровне не ниже 2008 г, что в 6,16 раза ниже планов, разработанных на 2006-2010 гг Общий объем финансирования ин­вестиционной программы на 2010 г составляет

  • млрд руб., что почти в 4 раза больше, чем в 2009 году. Общий ввод генерирующих мощностей, предусмотренный инвестиционной программой на 2006-2010 гг, составляет 19,2 ГВт на 2010 г [10].

Реализация программы реформирования так­же предусматривает общее сокращение энергоем­кости российского ВВП в 2007-2009 гг. примерно на 15%, чему должны способствовать сокраще­ние потерь и прямая экономия энергоресурсов, структурные сдвиги в сторону менее энергоемких производств, разработка новых энергосберегаю­щих технологий и вывод устаревших мощностей. Фактически за период 2000-2008 гг. энергоем­кость ВВП снижалась более чем на 4% в год. В 2007 г. был достигнут уровень производства 1990 г, но при этом количество энергии, прихо­дящейся на единицу ВВП, уменьшилось на 35%.

 

Рис. 5

Прогноз потребности во вводах энергетических мощностей, ГВт

Однако это снижение было обусловлено карди­нальными структурными изменениями в эко­номике, а не технологическим фактором, вклад которого составлял максимум 1%. В результате реального снижения энергоемкости производства не произошло, но наметились некоторые позитив­ные сдвиги в сторону менее энергоемких произ­водств и вывод устаревших мощностей.

Таким образом, ни одна цель, первоначально поставленная реформой, пока еще не достигнута в полной мере. В наибольшей степени не решены две ключевые задачи реформы - создание кон­курентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои из­держки, и привлечение средств частных инвесто­ров для обновления генерирующих мощностей.

Однако реформой были заложены правовые, экономические, технологические и инфраструк­турные основы для создания эффективной, на­дежной, конкурентоспособной отрасли. На совре­менном этапе необходимо продолжать заданную динамику развития электроэнергетики. Развитие конкурентных отношений, совершенствование тарифного регулирования, обеспечение равенства всех участников отрасли позволят усилить инве­стиционный процесс и обеспечить конкуренто­способность электроэнергетики в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утв. распоряжением 2. правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715р.

2. Постановление правительства РФ № 411 от 10 мая 2009 г. «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» http://www.nv-tess.ru/press_center/mass_media/2009/06/03/109.

3. Постановление правительства РФ №118 от 14.02.2009 «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»//http://www.nv-tess.ru/press_center/mass_media/2009/06/03/109.

4. Воропай Н.И. Инвестиции в развитие электроэнергетики в рыночной среде // ТЭК, 2002, №3. с. 63-65.

5. Выступление председателя правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайса на ежегодной конференции «РАО «ЕЭС России» – открытая компания» 3 июня 2008 г. (http://www.rao-ees.ru/ru/news/conf030608/show.cgi?content.htm).

6. Информационное сообщение «Итоги работы оптового рынка электроэнергии и мощности за 9.07.2010 – 15.07.2010» НП «Совет рынка» (www.np-sr.ru).

7. Наследие Чубайса поделят натрое? (http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2009/02/20/tek/402828).

8. Россия в мировой энергетике XXI века//Велихов Е.П., Гагаринский А.Ю., Субботин С.А., Цибульский В.Ф. – М.: ИздАТ, 2006, с. 48.

9. Энергетика России: проблемы и перспективы: труды науч. сессии РАН: общ. собрание РАН/под ред. Фортова В.Е., Леонова Ю.Г., РАН. – М.: Наука, 2007, с. 21.

10. www.minenergo.ru

11. http://www.nv-tess.ru/press_center/mass_media/2009/06/03/109

12. www.flime.ru


Об авторах

Л. В. Волков
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
Россия

К.э.н., доцент кафедры «Экономика и антикризисное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», член Консультационного совета акционеров ОАО «Банк ВТБ», занимался разработкой отраслевых программ по заказу федеральных министерств, реализацией крупных проектов в строительной отрасли. Является специалистом в области экономики корпоративных структур, экономики отраслей, логистики, управления проектами. Проводит тренинги в системе повышения квалификации кадров, ведет занятия в магистратуре по программе «Антикризисное бизнес-регулирование».



Е. В. Ходячих
ЗАО «Перно Рикар Русь»
Россия

Выпускница 2010 г. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» по специальности «Антикризисное управление», в настоящее время работает финансовым контролером в ЗАО «Перно Рикар Русь». Победитель научного студенческого конгресса 2010 г. Финансового университета при правительстве Российской Федерации по круглому столу «Антикризисное управление как инструмент модернизации экономики».



Рецензия

Для цитирования:


Волков Л.В., Ходячих Е.В. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(2):74-81. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-74-81

For citation:


Volkov L.V., Hodyachih E.V. REFORMING RUSSIAN POWER INDUSTRY: INTERMEDIATE RESULTS AND FURTHER PLANS. Strategic decisions and risk management. 2010;(2):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-74-81

Просмотров: 1831


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)