Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

УРОКИ КРИЗИСА ДЛЯ СБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-46-50

Полный текст:

Аннотация

Существующий розничный рынок электроэнергии по-прежнему далек от целевой модели, сбытовые компании весьма неустойчивы к колебаниям спроса. В статье проанализировано влияние резкого снижения потребления электроэнергии и возникших вслед за этим «неплатежей» на деятельность сбытовых компаний. Автором предложена отличная от существующей модель деятельности энергосбытовой компании.

Для цитирования:


Трачук А.В. УРОКИ КРИЗИСА ДЛЯ СБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(2):46-50. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-46-50

For citation:


Trachuk A.V. CRISIS LESSONS FOR RETAIL ELECTRICITY COMPANIES. Strategic decisions and risk management. 2010;(2):46-50. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-46-50

Финансово-экономический кризис выявил слабости существующего розничного рынка электроэнергии и весьма остро поставил вопрос о необходимости завершения его реформирования, а также модернизации модели деятельности сбытовых компаний. Необходимо отметить, что на первых этапах реформирования электроэнергетики основное внимание реформаторов, регулирующих органов и участников рынка было обращено на формирование оптового рынка электроэнергии и мощности [1]. Это легко объяснимо, так как, с одной стороны, оптовый рынок является базовой конструкцией для всей реформы, а с другой, именно на этой площадке сконцентрированы основные интересы «профессиональных» участников рынка (генерирующих компаний, крупных потребителей и т. п.).

В то же время все конечные потребители элек­трической энергии (мощности), за исключени­ем вышедших на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ)1 России, приобретают ее на розничных рынках. Поэтому успешность реформи­рования электроэнергетики России оценивается ря­довыми потребителями (как промышленными, так и населением) по результатам, проявляющимся на розничных рынках [15].

Основные принципы, цели и задачи рефор­мирования российской электроэнергетики были сформулированы в постановлении правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Рос­сийской Федерации» № 526 от 11.07.2001 [1]. В отношении формирования розничных рынков электроэнергии и принципов продажи электро­энергии конечным потребителям указанным по­становлением было предусмотрено следующее:

  • демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта
  • создание конкурентных рынков электроэнер­гии во всех регионах России, в которых организа­ция таких рынков технически возможна
  • формирование эффективных розничных рын­ков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции
  • стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики
  • поэтапная ликвидация перекрестного субси­дирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии
  • создание системы поддержки малообеспе­ченных слоев населения.

Основным шагом по подготовке рознично­го рынка к переходной модели, как предполага­лось в постановлении правительства РФ № 526 от 11.07.2001, было создание устойчивых и про­зрачных в финансовом отношении региональных энергосбытовых организаций (как результат ре­структуризации территориальных энергетических компаний). Практически всем указанным сбыто­вым компаниям был присвоен статус гарантирую­щих поставщиков (ГП) (предполагает обязанность заключения договора энергоснабжения с любым обратившимся потребителем в закрепленной за ГП зоне).

Розничная цена электроэнергии, реализуемой гарантирующими поставщиками, определяется как сумма оптовой цены электроэнергии: затрат по оплате услуг за передачу и распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой над­бавки (трансляция оптовых цен на розничные рынки рассчитывается в порядке, определенном разделом XIII Правил оптового рынка, утвержден­ных постановлением правительства РФ № 643 от 24.10.03) [2]. Постановлением № 526 предполага­лось проведение конкурсов для присвоения стату­са ГП сбытовым компаниям, однако к настоящему времени данный механизм так и не запущен [1].

Впоследствии были определены требования к сбытовым компаниям, и появились так назы­ваемые независимые сбытовые компании, постав­ляющие электроэнергию по договорным ценам потребителям, удовлетворяющие требованиям по минимальному объему потребления и оснащен­ные необходимыми системами коммерческого учета электроэнергии. При этом потребителям, обслуживаемым любой сбытовой организацией, был обеспечен равный доступ к распределитель­ным сетям [3].

Для более детальной регламентации рознич­ных рынков постановлением правительства РФ № 530 от 31.08.06 утверждены Правила функ­ционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики [4].

Исходя из сформированных приоритетов, основное внимание при реформировании уде­лялось созданию механизмов оптового рынка электроэнергии и мощности. Упомянутые прави­ла лишь адаптировали дореформенный механизм взаимодействия поставщика и потребителя элек­троэнергии к новым условиям.

В условиях финансово-экономического кри­зиса 2008-2010 годов участники электроэнерге­тического рынка столкнулись с двумя взаимосвя­занными явлениями. Во-первых, существенное снижение потребления (в 2009 году оно уменьши­лось на 4,7% относительно 2008 года) [14]. В дру­гих же секторах экономики, где потребление не обладает такой эластичностью, начала нарастать дебиторская задолженность, и возникло хорошо знакомое энергетикам явление «неплатежей».

С начала текущего года проблеме задолжен­ности потребителей электроэнергии вообще и га­рантирующих поставщиков в частности уделяется большое внимание в деятельности регулирующих органов электроэнергетики России. Так, напри­мер, в феврале 2010 года министр энергетики России С. Шматко сообщил, что совокупная за­долженность на оптовом рынке электроэнергии по состоянию на 1 января 2010 г. составила около 30 млрд руб. Основной причиной роста задолженно­сти в 2009 г. он назвал неисполнение обязательств со стороны гарантирующих поставщиков. В свою очередь, задолженность на розничном рынке пе­ред гарантирующими поставщиками на 1 января 2010 г, по словам С. Шматко, составила 102 млрд руб. и выросла за год примерно на 55 млрд руб. «У нас многие компании являются кандидатами на лишение статуса гарантирующих поставщи­ков», - добавил С. Шматко [11].

Практическое развитие эта ситуация полу­чила уже в марте 2010 года, когда во избежание лишения статуса участников оптового рынка и неизбежных последующих прекращения испол­нения функций гарантирующего поставщика и банкротства двух крупнейших энергосбытовых компаний Ростовской области - «Донэнергосбыт» и «Энергосбыт Ростовэнерго», имевших общий долг 4,2 млрд руб., концерн «Росэнергоатом» по­лучил оперативный контроль над финансами этих сбытовых компаний, которые только ему задолжа­ли 1,83 млрд руб. Просроченные долги компаний перед другими генерирующими компаниями были реструктурированы [7].

С. Шматко напомнил, что «Минэнерго заветировало решения о лишении статуса участника оптового рынка». При этом он пояснил, что такое решение было связано не с тем, что ведомство «ве­рило», что компании погасят задолженность. Дело в том, что не было понимания, кто возьмет на себя функции гарантирующего поставщика [7].

Важно отметить, что по действующим прави­лам в случае прекращения деятельности сбытовой компании - гарантирующего поставщика обязан­ности гарантирующего поставщика на полгода переходят к сетевой компании. Более того, распре­делительные сети не возражают сохранить этот статус и на более длительный срок, однако такой подход будет противоречить принципиальным по­ложениям реформирования электроэнергетики, предусматривающим разделение естественномо­нопольных и конкурентных видов деятельности [12].

Аналогичная ситуация с неплатежами склады­валась и в других регионах страны, организаторам рынка даже пришлось корректировать порядок расчетов на оптовом рынке, чтобы хоть как-то по­мочь сбытовым компаниям, работающим на роз­ничном рынке [9].

Проблема роста задолженности оказалась так­же в центре внимания в ходе рассмотрения вопроса «Об итогах функционирования оптового и рознич­ного рынков электрической энергии (мощности) в 2009 году и задачах на 2010 год» на заседании Коми­тета по энергетике Государственной Думы. На засе­дании было отмечено, что главным негативным итогом работы рынка электроэнергии и мощности в прошедшем году стал резкий рост задолженности в оптовом и розничном сегментах рынка [13].

По мнению автора, проявившиеся недостатки в работе розничного рынка являются следствием существующей модели розничных рынков и во многом были предопределены при проектирова­нии рынка.

К числу таких принципиальных недоработок модели следует отнести то, что:

  • деятельность сбытовых компаний носит в основном региональный характер
  • механизм ГП не стимулирует потребителей к поиску более эффективной сбытовой компании
  • высокие требования к системам учета, от­сутствие возможностей использования типовых графиков нагрузки также консервирует текущую ситуацию на розничных рынках
  • политика «ценопринимания» ГП на оптовом рынке ухудшает конкурентные условия и в конеч­ном итоге стимулирует рост цен на оптовом рынке
  • конкуренция между сбытовыми компаниями происходит только за крупных потребителей [8]
  • деятельность гарантирующих поставщиков не свободна от внеэкономического влияния ре­гиональных регулирующих органов (например, выпадающие доходы компенсируются им путем умышленного искажения при отнесении рознич­ного потребителя к более «разреженному» графи­ку суточной загрузки)
  • опыт выявил существенные дефекты текущей модели взаимоотношений сетевых и сбытовых компаний (уклонение территориальных сетевых компаний от подписания со сбытовыми организа­циями договора купли-продажи электроэнергии для компенсации потерь в сетях влечет отказ от их оплаты, невыполнение сетевыми компаниями зая­вок сбытов на введение ограничений и отключение потребителей-неплательщиков и т. д.) [5, с. 32-34].

Как было показано выше, при негативном вли­янии факторов внешней среды финансовая модель деятельности сбытовых компаний не отличается устойчивостью.

Очевидно, что при построении целевой модели розничных рынков необходимо учесть недостатки, присущие текущей ситуации на рознице. Так, на­пример, предлагается учесть следующие требова­ния к модели розничных рынков, делающей розни­цу по-настоящему конкурентной [6, с. 10-14]:

  • структура сбытов локального розничного рынка должна состоять из сопоставимых по раз­меру и финансовому положению компаний;
  • данные организации должны иметь полную свободу по привлечению клиентов на своей терри­тории локальной конкуренции;
  • следует обеспечить недискриминационный характер взаимоотношений энергоснабжающих компаний с генерирующими и сетевыми компа­ниями;
  • клиенты (потребители) должны иметь воз­можность и заинтересованность (экономическую выгоду или улучшение качества обслуживания) в смене поставщика.

По мнению автора, выполнение первого тре­бования хотя бы в нескольких зонах локальной конкуренции обеспечить крайне сложно.

Кроме того, сформулированные принципы не дают конкретных подходов к решению про­блемы взаимоотношений сбытовых и распреде­лительных сетевых компаний, заинтересованных в устранении лишнего, на их взгляд, посредни­ка между ними и потребителями сетевых услуг. Необходимо предложить модель деятельности энергосбытовой компании, решающую данную проблему. Кроме того, модель должна содержать подход к снижению рисков неплатежей рознич­ных потребителей.

В настоящее время энергосбыт принимает на себя обязательства и риски по оплате сетевых услуг и, казалось бы, должен доминировать в от­ношениях с сетями. Однако действующая кон­струкция, при которой территориальная сетевая компания выполняет функции ГП в случае ли­шения сбытовой компании данного статуса (до проведения внеочередного конкурса на статус гарантирующего поставщика), совершенно не создает для распределительных сетевых компа­ний стимулов к поиску совместно со сбытовыми компаниями компромиссных решений в части оплаты сетевых услуг, учитывающих неплатежи на рознице.

По мнению автора, целесообразнее оставить сбытовым компаниям функцию по закупке, а предоставление услуг владельцу токоприемников передать сетевой компании. Такая схема будет бо­лее устойчивой, нежели действующая.

Автором предлагается положить в основу мо­дели деятельности сбытовой компании следующие принципы:

  1. Отказ от разделения сбытовых компаний на гарантирующих поставщиков и прочие сбытовые компании. Таким образом, предполагается, что не­ограниченное количество сбытовых компаний, же­лающих работать на данной территории, проходят для этого процедуру регистрации в регулирующем органе. После этого любой потребитель, вплоть до товарищества собственников жилья или управ­ляющей компании, вправе обратиться в любой действующий на его территории сбыт, а сбытовая компания обязана заключить договор на публично объявленных условиях.
  2. Сбытовые компании выступают в роли аген­та (брокера) потребителя, предоставляя фактиче­ски услугу в поиске для потребителя поставщика - генерирующей компании. В случае заключения договора брокер от имени потребителя покупает энергию у генерирующих компаний по прямым свободным договорам (СД) или на аукционе рын­ка на сутки вперед (РСВ), причем тип договора (СД/РСВ) выбирает потребитель. Таким образом, генерирующая компания становится третьей сторо­ной этого договора. Прекращается регулирование сбытовой надбавки. В случае, если контрагентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, энергия приобретается по прямым свободным договорам по установленному тарифу
  3. Потребитель самостоятельно заключает до­говор с сетевой компанией, без привлечения сбы­товой компании, он также производит оплату услуг сетевой компании.
  4. Подачу электроэнергии сетевая компания осуществляет только после регистрации у нее до­говора со сбытовой компанией, аналогично прекра­щение отношений потребителя со сбытовой ком­панией (в условиях отсутствия договора с новой энергосбытовой компанией) является основанием для прекращения энергоснабжения. В случае про­должения подачи электроэнергии риски неоплаты будут являться рисками сетевой компании. Осу­ществляемая в исключительных случаях поставка электроэнергии непосредственно сетевой компани­ей должна осуществляться на условиях, при кото­рых рационально действующий потребитель дол­жен определенно отказаться от такой поставки.

Реализация такой модели, по мнению автора, позволит расширить географию деятельности сбы­товых компаний, увеличить конкуренцию среди них и на оптовом рынке электроэнергии и мощности в целом, стабилизировать финансовое состояние сбытовых компаний, оптимизировать принципы взаимоотношений между сбытовыми и сетевыми компаниями.

Помимо собственно проблем розничного рынка, в деятельности энергосбытовых компа­ний присутствуют и иные, привносимые влияни­ем оптового рынка риски. В частности, это транс­ляция волатильности свободных спотовых цен на электроэнергию и мощность на ОРЭМ на рознич­ный рынок. Можно предположить, что высокая волатильность розничных цен может привести к замедлению или приостановке либерализации вследствие роста политических рисков.

Необходимо отметить, что после 1 января 2011 года (либерализации оптового рынка элек­троэнергии и мощности) на розничных рынках может обостриться проблема волатильности цен для конечного потребителя, за исключением насе­ления, для снабжения которого будут применять­ся тарифы. По данным коммерческого оператора оптового рынка ОАО «АТС», в первом полуго­дии 2009 года волатильность цен оптового рын­ка составляла порядка 15-20%, причем эти цены определяли порядка 20% стоимости электроэнер­гии (мощности) для розничных потребителей (остальное - тарифы, сбытовая надбавка, услуги по передаче и т. п.), поэтому волатильность ОРЭМ давала отклонения цены для конечных потребите­лей на рознице в 3-4% [15]. На полностью либе­рализованном рынке даже при сохранении теку­щего уровня волатильности цен ОРЭМ ценовые колебания на рознице вырастут пропорционально увеличению доли либерализации, т. е. более чем в три раза (либерализация оптового рынка в 1-м полугодии 2009 года равна 30%).

При этом есть основания предполагать рост волатильности цен спотового рынка электро­энергии России (рынка «на сутки вперед») после 01.01.11, поскольку в условиях полной либерали­зации неэластичная часть кривой предложения сократится за счет снижения ценопринимания на объемы регулируемых договоров. Возможно так­же увеличение колебаний оптовой цены при за­пуске механизма ценовых заявок потребителей. После либерализации рынка мощности могут проявиться также и эффекты волатильности цен на мощность на ОРЭМ.

Для нивелирования проблемы колебаний рас­ходов энергосбытовых компаний в действующей модели (или генерирующих компаний в предло­женной автором модели розничного рынка) из-за волатильности оптовых цен уместно предложить внедрение обеспечивающего затухание колеба­ний механизма трансляции оптовых цен на роз­ничные рынки. Автор предлагает метод, в основе которого лежит актуарный (страховой) принцип:

  • перед началом отчетного года проводится прогноз цен на год вперед, определенная таким образом цена публикуется;
  • ориентируясь на нее, сбытовые компании (в предложенной нами модели - генераторы) заклю­чают договоры;
  • на основе прогноза рассчитываются требуе­мые взносы (либо со всех участников ОРЭМ, либо только с потребителей) в специальный фонд для по­крытия отклонений от прогнозной цены с установ­ленной вероятностью (обычно 95, 97 или 99%);
  • по итогам месяца торгов потребители пла­тят по прогнозной цене, а генераторы получают по равновесной цене;
  • при превышении факта над планом генера­торам платят из средств, полученных от потреби­телей, и средств фонда в объеме разницы;
  • в противном случае излишне уплаченное потребителями передается в фонд;
  • определяя взносы на следующий год, учи­тывают остатки средств в фонде.

В случае резкого, кризисного изменения цен на оптовом рынке средства фонда могут истощиться до конца года, и данный механизм не сможет в полной мере реализовать свою страхующую функ­цию. Однако в силу законов теории вероятности гарантировать то, что такая ситуация не наступит, нельзя, и единственным способом снизить ее ве­роятность является увеличение параметра расчета на этапе 3 (приближение к 100%).

Безусловно, такие расходы на поддержание подобной системы могут быть сопоставимы с ве­личиной максимальных потенциальных убытков, значительно превышая оценку средних возможных убытков, что делает такую систему экономически невыгодной участникам. То есть выбор будет обу­словлен прежде всего решением участников систе­мы о компромиссе между надежностью (степенью гарантированности) и стоимостью системы.

Резюмируя изложенное выше, необходимо отметить, что к настоящему моменту не удалось добиться многих целей, обозначенных на старте реформирования электроэнергетики России. Сло­жившаяся на розничных рынках электроэнергии (мощности) ситуация не позволяет называть их рынками в полном смысле этого слова из-за от­сутствия реальной конкуренции.

Ее созданию должны способствовать упро­щение процедуры перехода потребителей между сбытами и выхода на ОРЭМ, снижение требова­ний по коммерческому учету электрической энер­гии и изменение модели розницы.

Автором предлагается переход на модель, в которой сбытовая компания является брокером, что позволит снизить остроту взаимоотношений сбытовых и сетевых компаний, а также перенести риск неплатежей на рознице с посредника (сбыт) на поставщика электроэнергии (мощности) (гене­рирующая компания) и услуги по передаче (сеть).

Для снижения рисков колебания цен на электро­энергию для конечных потребителей целесообразно внедрение особого механизма гашения колебаний цен оптового рынка, который можно строить на страховых принципах в форме специального фонда.

Реализация этих предложений позволит, по мнению автора, существенно повысить устойчи­вость деятельности сбытовых компаний к воздей­ствию негативных факторов внешней среды.

Список литературы

1. Постановление правительства РФ № 526 от 11 июля 2001 г. «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

2. Постановление правительства РФ № 643 от 24.10.03 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

3. Постановление правительства РФ № 861 от 27.12.04 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям».

4. Постановление правительства РФ № 530 от 31.08.06 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

5. «Гарант надежности». // Энергорынок № 1, 2009, с.32-34.

6. Гительман, Ратников. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса. // Энергорынок № 1, 2009, с.10-14.

7. В. Дзагуто. «Концерн взял их в управление». http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1330269

8. Затянув пояса. Интервью с председателем правления НП ГП и ЭСК Василием Киселевым. // Энергорынок № 12, 2008, с.22-23.

9. Г. Сергеева. «Энергия в кредит». // «Российская газета» – Экономика УРФО.

10. Экономика и управление в современной электроэнергетике России: пособие для менеджеров электроэнергетических компаний: под редакцией А.Б. Чубайса. // М., НП «КОНЦ ЕЭС», 2009.

11. Агентство Росбизнесконсалтинг. http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20100224113248.shtml

12. «Время новостей», № 224 от 4 декабря 2009 года. http://www.vremya.ru/2009/224/8/243158.html

13. Интернет-портал сообщества ТЭК, http://energyland.info/news-show-40723

14. Официальный сайт Минэнерго России, http://minenergo.gov.ru/news/company_news/2637.html

15. Официальный сайт НП «Совет рынка», http://www.atsenergo.ru/


Об авторе

А. В. Трачук
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»; ФГУП «Гознак»
Россия
Доктор экономических наук, профессор, научный руководитель факультета «Менеджмент»; генеральный директор


Для цитирования:


Трачук А.В. УРОКИ КРИЗИСА ДЛЯ СБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(2):46-50. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-46-50

For citation:


Trachuk A.V. CRISIS LESSONS FOR RETAIL ELECTRICITY COMPANIES. Strategic decisions and risk management. 2010;(2):46-50. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-2-46-50

Просмотров: 443


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)