Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-88-95

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования новой технологии управления государственной собственностью, совершенствования системы контроля за государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами, в уставных капиталах которых есть доля государства. Показана важность ежеквартального мониторинга их деятельности на основе современных методов финансового анализа и оценки бизнеса. Это позволит отслеживать в оперативном режиме текущее состояние компании, эффективность принимаемых управленческих решений, своевременно выявлять наиболее перспективные направления развития бизнеса.

Для цитирования:


Гаврилин Е.В. РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(1):88-95. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-88-95

For citation:


Gavrilin E.V. THE DEVELOPMENT OF BUSINESS MANAGEMENT TECHNOLOGY AND BUSINESS COMPANIES OF PUBLIC SECTOR. Strategic decisions and risk management. 2012;(1):88-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-88-95

В процессе реформирования российской эко­номики управляемость основным звеном - производством была в значительной степени снижена. Главными причинами, повлиявшими на этот процесс, являлись:

♦ отсутствие государственной стратегии и но­вой технологии управления государственной соб­ственностью;

♦ отсутствие системы действенного контро­ля и финансово-экономического мониторин­га со стороны органов исполнительной власти за управлением имуществом, а также за работой акционерных обществ с участием государства, которые обеспечивали бы более полное и до­стоверное представление о текущих показателях финансово-экономической деятельности и пер­спективных планах развития государственных предприятий и акционерных обществ с учетом интересов государства.

Во многом произошедшее объясняется несо­вершенством системы информационного обеспе­чения процесса управления государственной соб­ственностью и учета федерального имущества. «Концепция управления государственным иму­ществом и приватизации в Российской Федера­ции», утвержденная постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 [I], стала программным документом нового эта­па управления государственной собственностью и ее приватизации. В указанном документе были сформулированы основные цели, задачи и прин­ципы государственной политики в сфере управ­ления собственностью. Среди провозглашенных в документе целей следует особо выделить уве­личение доходов федерального бюджета на ос­нове эффективного управления государственной собственностью, вовлечение максимального ко­личества объектов в процесс совершенствования управления, повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансо­во-экономических показателей их деятельности. Для реализации поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

  • проведение полной инвентаризации объек­тов государственной собственности;
  • разработку и реализацию системы учета и оформления прав владения;
  • повышение эффективности управления го­сударственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых ин­струментов; определение цели государственного управления каждым объектом;
  • переход к пообъектному управлению, то есть по каждому объекту государственной соб­ственности;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества.

В качестве основных принципов управления унитарными предприятиями и учреждениями, находящимися в федеральной собственности, акциями и долями в уставных капиталах хозяй­ственных обществ и товариществ были названы:

  • оценка текущего состояния;
  • постановка целей и задач управления;
  • предлагаемый механизм управления, то есть алгоритм достижения целей и решения постав­ленных задач;
  • контроль эффективности управления.

Вместе с тем если поставленные в концепции цели, задачи и принципы управления представ­ляются правильными и сомнений не вызывают, то способ достижения целей не является обосно­ванным как с практической, так и с научной точ­ки зрения. Оперативная обработка необходимой для принятия управленческих решений инфор­мации о состоянии объектов управления призна­ется невозможной. В настоящее время государ­ство не может и не должно определять детальные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления, что не является, на наш взгляд, обоснованным как с практической, так и с научной точки зрения. Правильно определив цели и задачи, государство устранилось от кон­кретных методов контроля за управлением госу­дарственной собственностью, возлагая определе­ние способов достижения стратегических целей на отобранных на конкурсной основе управляю­щих. Итак, утвержденная концепция управления государственной собственностью отражает под­ход, основанный на недооценке возможностей создания действенной и эффективной системы государственного контроля за принятием управ­ленческих решений в акционерных обществах с участием государства.

В январе 2000 года было принято постановле­ние Правительства Российской Федерации №23 «О реестре показателей экономической эффек­тивности деятельности федеральных государ­ственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» [2]. Оно преду­сматривало организацию ведения федеральной информационной системы - реестра утверждае­мых и фактически достигнутых показателей эко­номической эффективности деятельности уни­тарных предприятий и акционерных обществ. Совместным приказом Министерства экономи­ческого развития и торговли Российской Федера­ции, Министерства имущественных отношений РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 18.09.2001 №320/208/БГ-3-21/355-а [4] был утвержден перечень утверждаемых и фактиче­ски достигнутых показателей, в который вошли выручка от продажи, чистая прибыль, дивиденды или часть чистой прибыли, подлежащие уплате в федеральный бюджет, и чистые активы.

В основу системного подхода к оценке дея­тельности государственных унитарных предпри­ятий и акционерных обществ, имеющих в устав­ных капиталах долю государства, должны быть положены современные методы финансового анализа. Вместе с тем указанные акты не учи­тывают того, что без такого подхода невозможно оценить эффективность деятельности предпри­ятий по отдельным показателям. Отсутствие ана­лиза ежегодных показателей не позволяет уста­новить величину утверждаемых индикативных показателей на будущий период времени.

С нашей точки зрения, необходимо созда­ние современной технологии государственного управления, позволяющей осуществлять ежеквар­тальный мониторинг деятельности акционерных обществ в течение всего периода их функциониро­вания. Для мониторинга следует использовать си­стему показателей эффективности, позволяющих оценить текущее состояние бизнеса компании и эффективность принимаемых управленческих решений, а также выявить наиболее эффективные направления развития производства.

Внедрение системы мониторинга потребует обработки большого массива информации, в свя­зи с чем в технологии необходимо предусмотреть использование, прежде всего, структурирован­ных информационных источников, а также эко­номико-математических моделей. Указанная технология должна стать действенным инстру­ментом государственных органов по управлению акционерным капиталом.

Исследование западных ученых, посвящен­ное оценке значимости целей компании ее ме­неджерами, показало, что созидание выступает превалирующей составляющей философии со­временного зарубежного бизнеса, а не «дележ» и перераспределение экономических ресурсов. Таким образом, важной функцией государствен­ного управления в рыночных условиях хозяй­ствования должен стать процесс формирования бизнес-среды, основанный на философии сози­дания и развития.

Поскольку целью любого акционерного об­щества как коммерческой организации является получение максимального дохода, государствен­ный акционерный капитал должен быть рента­бельным, причем в рыночной экономике важно, чтобы компании ориентировались на получение прибыли в долгосрочном, а не краткосрочном периоде. Поэтому в процессе управления хо­зяйственной деятельностью следует исходить из длительной перспективы развития, в том чис­ле учитывать не только коммерческие интересы бизнеса, но и ориентироваться на решение со­циально-экономических и политических задач государства. В процессе управления необходимо принимать в расчет задачи, связанные с выполне­нием государственных заказов, решением демо­графических проблем в регионе, формированием региональных бюджетов.

Хозяйственная система управления, соот­ветствующая современным рыночным услови­ям, должна базироваться на годовых и перспек­тивных бизнес-планах, в то же время оставляя менеджерам предприятий достаточно свободы экономического маневра. Государственный ор­ган по управлению имуществом обязан создать механизм оценки предлагаемых в бизнес-пла­нах направлений развития производства, а также установить контроль за экономическими резуль­татами текущей деятельности, в зависимости от достигнутых результатов будут приниматься решения о продлении дальнейших контрактов, связанных с управлением объектом государ­ственной собственности. Соответственно, воз­никает теоретическая и методическая проблема разработки механизма и критериев выбора про­ектов развития производственной деятельности, формирования системы оценки эффективности управления.

Понятие управления находящимися в госу­дарственной собственности унитарными пред­приятиями и акциями акционерных обществ имеет узкую и расширенную трактовки. В узком смысле под управлением понимают процесс ор­ганизации представления интересов государства в органах управления акционерных обществ и назначение руководителей унитарных предпри­ятий. В широком смысле управление трактуют как комплексный процесс учета государственной собственности и контроля за ее использованием, организацию хозяйственной деятельности, мо­ниторинг финансово-экономического состояния и оценку стоимости бизнеса, анализ бизнес-пла­нов и выбор направлений развития производства, реструктурирование и организацию процесса приватизации. Все элементы управления должны быть согласованы между собой в рамках единой технологии.

Современная система управления предпри­ятиями, находящимися в государственной соб­ственности, должна строиться на следующих подходах:

  • завершение инвентаризации государствен­ной собственности и внесение сведений о фе­деральном имуществе в реестр федерального имущества, формируемый в соответствии с тре­бованиями постановления Правительства РФ №447 [3];
  • создание технологии, позволяющей обеспе­чить информационные потоки, характеризующие каждый объект государственной собственности, в том числе содержащие сведения о текущем финансово-экономическом состоянии, изменени­ях в составе акционеров акционерных обществ с участием государства, ведении реестра акцио­неров, обо всех операциях с недвижимым иму­ществом и изменениях государственной доли, об участии в капитале других компаний и т. п.;
  • организация мониторинга финансово-эко­номических результатов деятельности государ­ственных предприятий и акционерных обществ, имеющих долю государства, в специальном госу­дарственном органе по управлению имуществом на основе обработки полученных информацион­ных потоков;
  • организация хозяйственной деятельности акционерных обществ и предприятий с государ­ственным участием на основе годовых и перспек­тивных бизнес-планов;
  • формирование и применение критерия вы­бора наиболее экономически эффективных на­правлений развития производства, определенных в бизнес-планах;
  • внедрение в практику критерия эффектив­ности принимаемых менеджерами компаний управленческих решений, о результативности которых можно судить на основе анализа финан­сово-экономического состояния хозяйствующего субъекта.

Главными целями управления акционерным капиталом, находящимся в собственности госу­дарства, являются обеспечение эффективного ведения хозяйственной деятельности, максими­зация финансовых результатов и прибыльности производства.

Основой эффективной реализации государ­ственной функции по управлению акционерным капиталом должен стать мониторинг финансово­хозяйственной деятельности, в том числе анали­за активов и пассивов в бухгалтерском балансе и анализа итогов финансово-экономической дея­тельности по отчету о прибылях и убытках. Ана­лиз активов и пассивов предполагает постоянное отслеживание в текущем режиме ликвидности баланса, оборачиваемости оборотных средств, потоков денежных средств, источников финан­сирования хозяйственной деятельности, показа­телей рентабельности и т. д. В процессе анализа необходимо рассмотреть состав, структуру, в том числе динамику, каждого показателя. Получен­ные результаты полагается сравнивать с норма­тивными значениями и на основе отклонений делать выводы о структуре баланса и о корректи­ровке стратегии и тактики хозяйствования.

В процессе рассмотрения активов следует проанализировать состав и структуру основно­го капитала, в том числе материальные и нема­териальные активы, оборотные активы, запасы, денежные средства, средства в расчетах (деби­торскую задолженность), а также безнадежную дебиторскую задолженность, поскольку свое­временная смена дебиторов может предотвра­тить дальнейшие финансовые потери. В процес­се анализа активов особое внимание необходимо уделить долгосрочным финансовым вложениям, так как вложения средств должны быть надле­жащим образом обоснованы и оценены с точки зрения экономической эффективности.

Важной составляющей мониторинга финан­сово-хозяйственной деятельности является ана­лиз состава и структуры пассивов - собственного капитала и обязательств как источников финанси­рования экономической деятельности, в том чис­ле дальнейшего простого или расширенного раз­вития бизнеса. Поскольку собственный капитал используется для финансирования как основных, так и оборотных средств, краткосрочные обяза­тельства направляются на финансирование обо­ротных активов, долгосрочные обязательства - основных средств.

На следующем этапе мониторинга финан­сово-экономической деятельности необходимо проанализировать ликвидность баланса, которая характеризует способность предприятия в пол­ном объеме и в надлежащие сроки погашать текущие долги. Для этого оборотные средства предприятия должны иметь необходимый объем и структуру, чтобы с наступлением срока плате­жа из оборота можно было высвободить необхо­димую сумму средств без ущерба для текущей деятельности предприятия.

Особое внимание необходимо уделить пока­зателю вероятности банкротства акционерного общества или унитарного предприятия (Ζ-счету или модели Альтмана), который отражает взаи­мосвязь важнейших показателей деятельности предприятия (дохода от основной деятельности, нераспределенной прибыли, оборотного капи­тала, рыночной стоимости обычных и приви­легированных акций, объема продаж), взятых с определенными весовыми коэффициентами. Кроме того, следует рассмотреть потоки денеж­ных средств, чтобы выяснить, формируется ли чистый приток от текущей деятельности и до­статочно ли этих денежных средств для осу­ществления долгосрочных инвестиций в ос­новные средства и покрытие ссуд, процентов банкам, уплату налогов, выплату дивидендов и т.д.

Важной составной частью финансово-эко­номического анализа является определение ис­точников финансирования хозяйственной дея­тельности. Главная проблема выбора источников финансирования состоит в оптимизации соот­ношения собственного капитала и заемных, при­влекаемых средств.

Особое место при мониторинге финансово­хозяйственной деятельности следует отвести показателям рентабельности. Обычно их подраз­деляют на две группы: показатели, которые от­ражают эффективность текущей деятельности, и показатели, свидетельствующие об эффектив­ности не только текущей деятельности, но и ис­пользования всех активов.

Важное место в мониторинге финансово-эко­номической деятельности принадлежит анали­зу темпов роста отдельных групп финансовых результатов и сопоставлению их между собой, а также с базовой моделью, которая отражает объективные закономерности развития деятель­ности. Это дает возможность не только оценить динамику финансовых результатов, но и выявить влияние основных групп факторов на их форми­рование.

Для проведения вышеперечисленной рабо­ты необходимо собрать и обработать огромный массив информации. Главная проблема состоит в организации потоков достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности в госу­дарственный орган по управлению имуществом. Для этого необходимо структурировать как пото­ки информации, так и источники ее получения, создать систему контроля ее полноты и достовер­ности.

Собираемую и направляемую на хранение и обработку информацию об унитарных пред­приятиях и акционерных обществах условно можно разделить на постоянную, условнопосто­янную и переменную:

  • Постоянная информация не меняется с тече­нием времени или меняется крайне редко. Она включает в себя сведения о местонахождении акционерного общества, сведения из плана при­ватизации, данные о регистрации ценных бумаг и т.п.
  • Условнопостоянная информация меняется редко, но значительно чаще, нежели постоянная. К ней относятся сведения о генеральном дирек­торе, регистраторе ценных бумаг и т. п.
  • Переменная информация меняется один или несколько раз за год, и ее обновление необхо­димо практически ежеквартально. Это сведения о результатах финансово-хозяйственной деятель­ности, продажах акций и т. п.

Соответственно, переменную информацию необходимо собирать с периодичностью один раз в квартал, условнопостоянную и постоянную - по мере изменения и обновлять в массовом по­рядке один-два раза в год. Состав запрашиваемой информации зависит от количества акций, нахо­дящихся в федеральной собственности, и степе­ни участия государства в управлении, а также от видов деятельности акционерных обществ или унитарных предприятий.

Источники информации можно условно раз­делить на внутренние и внешние. Внутренние источники - это информация и базы данных го­сударственного органа по управлению имуще­ством, накопленные им в период осуществления функций по управлению имуществом. Данная информация может включать в себя общие сведе­ния об унитарных предприятиях и акционерных обществах, владельцем акций которых является государство, сведения о движении акций, нахо­дящихся в государственной собственности, све­дения о регистрации ценных бумаг, о регистрато­рах и т. п. К внешним источникам информации относятся акционерные общества (эмитенты), федеральные органы исполнительной власти, другие сторонние организации, а также внешние информационные базы данных.

Основной объем информации должен посту­пать от эмитентов, однако во многих случаях эта информация бывает неполной. Для получения недостающей информации, контроля и выверки уже поступившей информации, а также для ее более оперативного получения следует прора­ботать вопросы взаимодействия с федеральны­ми органами исполнительной власти и другими организациями, в функции которых входит сбор информации:

  • для получения документов бухгалтерской отчетности акционерных обществ - с Федераль­ной службой государственной статистики (Гос­комстат России);
  • для получения документов бухгалтерской отчетности кредитных организаций - с Центро­банком России;
  • для получения документов бухгалтерской отчетности обществ и информации из Едино­го государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра налогопла­тельщиков - с Федеральной налоговой службой;
  • для получения сведений о земельном участ­ке и недвижимом имуществе акционерных об­ществ и государственных унитарных предпри­ятий - с Федеральным агентством по земельному кадастру и недвижимости и ФГУП «Ростехин- вентаризация».

Важными источниками информации долж­ны служить базы данных различных инфор­мационных агентств, сведения, находящиеся на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), и система комплексно­го раскрытия информации. Всю поступающую информацию обязательно подвергают обработ­ке, систематизации и анализу. Необходимо ор­ганизовать хранение информации в докумен­тарной форме, на магнитных или электронных носителях.

Государственное управление должно основы­ваться на следующих принципах:

  • Система управления крупными государ­ственными унитарными предприятиями долж­на соответствовать принципам корпоративного управления, они должны быть преобразованы в акционерные общества, акции которых нахо­дятся в государственной собственности.
  • Необходимо определить размеры пакетов акций, которые целесообразно сохранить в го­сударственной собственности. Они должны составлять 100%, 75% или 50% плюс одна ак­ция, что позволит обеспечить разные степени контроля, а при приватизации вызовет интерес у инвесторов. Таким образом, появится воз­можность создать акционерные общества с кон­трольным пакетом у государства и участием частных владельцев, которым государственная собственность может передаваться в доверитель­ное управление. В случае, если частный капитал обеспечит эффективную систему функциони­рования компании и создаст интегрированную в рыночные отношения структуру, государство сможет уменьшать степень контроля в уставном капитале вплоть до полной приватизации по ре­зультатам доверительного управления. Как пра­вило, меньшие, чем блокирующий, пакеты ак­ций нецелесообразно сохранять в собственности государства. В отдельных случаях допустимо вводить специальное право («золотую акцию») с целью предотвратить возможные случаи не­желательной ликвидации или недружественного поглощения или слияния.
  • На уровне государственных курирующих органов следует выработать методы ежеквар­тального мониторинга хода выполнения бизнес- планов и эффективности ведения финансово­хозяйственной деятельности с использованием критерия оценки эффективности управления.
  • Финансово-хозяйственную деятельность полагается вести на основе годовых бизнес-пла­нов, являющихся детализацией среднесрочных и долгосрочных перспективных планов. Их це­лесообразно принимать на советах директоров, согласовывать в отраслевых министерствах и ве­домствах, утверждать в Росимуществе, а по осо­бо крупным и стратегически значимым акци­онерным обществам - в Минэкономразвития России и Правительстве Российской Федерации. Бизнес-планы предприятий должны включать в себя планы краткосрочного и долгосрочного ре­структурирования предприятия, а также вариан­ты развития производства, направленные на соз­дание успешно функционирующих рыночных структур.

Необходимо предусмотреть меры, направ­ленные на повышение конкурентоспособности предприятия и улучшение текущего состояния по всем направлениям деятельности, к которым относятся:

  • производство: повышение производитель­ности труда, эффективности и качества про­дукции, включая изменение производственных методов и технологических схем использования оборудования, улучшение производственного планирования, внедрение новой техники, сниже­ние объемов товарно-материальных запасов;
  • снабжение: снижение расходов на факторы производства, улучшение качества закупок и по­ставок, диверсификация поставщиков;
  • маркетинг и сбыт: пересмотр маркетинговой стратегии, увеличение сбыта, доли рынка, изме­нение ассортимента продукции и цен, рост числа клиентов, запуск новой продукции и улучшение дизайна, реорганизация распределительных ка­налов, улучшение сервиса и обслуживания кли­ентов;
  • персонал: снижение занятости, повышение квалификации, изменение системы вознагражде­ния и стимулирования менеджмента, повышение трудовой дисциплины;
  • финансы: улучшение финансовых показа­телей, повышение эффективности управления финансами, включающее внедрение отчетности по денежным потокам и планирования, составле­ние бюджета капитальных вложений, снижение процентов по кредитам, реструктурирование вы­плат, снижение дивидендов и требуемой нормы прибыли и т. п.;
  • корпоративное управление:        изменение структуры управления акционерным обществом, слияние, поглощение и приобретение предпри­ятия и активов, подготовка направляемых в Рос­имущество предложений о включении пакетов акций в ежегодные прогнозные планы (програм­мы) приватизации с целью изменить структуру собственности и владение контрольным пакетом.

Главной целью описанной работы должно стать создание успешно функционирующих ры­ночных бизнес-структур. В дальнейшем прива­тизация не должна носить ни массовый, ни ком­панейский характер. Необходима кропотливая работа по предпродажной подготовке с привле­чением финансовых консультантов к поиску ин­весторов, имеющих перспективные планы даль­нейшего корпоративного развития.

  • Первым шагом на пути восстановления ре­ального государственного управления на пред­приятиях, где есть доля государства, должно стать внедрение текущего мониторинга финансо­во-хозяйственной деятельности и оценки эффек­тивности действий менеджеров компании по ее управлению.

Эффективность управленческих решений, относящихся к организации производства, ис­пользованию основных факторов производства, обеспечению финансирования текущей деятель­ности и т.п., может быть определена частными экономическими и финансовыми показателями эффективности на основе данных ежекварталь­ного мониторинга финансово-экономической де­ятельности. Вместе с тем до настоящего времени не определен обобщающий показатель эффек­тивности управления, хотя эффект управления является нематериальным активом предприятия и должен иметь свою стоимостную оценку.

Главными задачами текущего мониторинга финансово-хозяйственной деятельности должны стать:

  • противодействие «ползучей» приватизации через вывод ликвидных активов;
  • своевременное противодействие возможно­му фиктивному банкротству;
  • анализ деловой активности менеджмента предприятия и качества управления предприя­тием;
  • анализ правильности определения налого­облагаемой базы и уплаты налогов;
  • анализ эффективности финансово-хозяй­ственной деятельности;
  • анализ инвестиционной привлекательности предприятия.

Мониторинг финансово-экономической дея­тельности и оценка стоимости бизнеса предна­значены для регулярного определения финансо­во-экономического состояния компаний, оценки уровня и качества управленческих решений, при­нимаемых менеджерами, выработки рекомен­даций представителям государства в органах управления о необходимости изменения органи­зации финансово-хозяйственной деятельности, а в случае необходимости - замены руководства акционерных обществ.

В технологии мониторинга финансово-эко­номической деятельности и оценки стоимости бизнеса акционерных обществ следует преду­смотреть использование взаимосвязанных эко­номико-математических моделей, соответствую­щих методам финансового анализа, реализуемых в автоматизированном режиме, с использовани­ем стандартных программных продуктов.

Это позволяет осуществлять:

  • оценку и непрерывный (ежеквартальный) мониторинг финансово-экономической деятель­ности акционерных обществ;
  • оценку стоимости бизнеса акционерных обществ с использованием современных методов и подходов, принятых в международной прак­тике.

Автоматизированная технология монито­ринга финансово-экономической деятельности и оценки стоимости бизнеса может быть исполь­зована как в государственных структурах, выпол­няющих функции по управлению государствен­ным сектором, так и в холдинговых компаниях, имеющих большое количество дочерних акцио­нерных обществ.

Важное место в системе управления государ­ственной собственностью занимает проблема экономической оценки эффективности управле­ния. В соответствии с правилами оценки, если все расчеты произведены корректно, величины стои­мости бизнеса, полученные в соответствии с до­ходным подходом (методом дисконтированного денежного потока) и затратным подходом (мето­дом чистых активов), должны быть равны. В этом случае можно говорить о нормальном уровне управления, который позволяет обеспечивать до­ход, соответствующий рыночной стоимости чи­стых активов. Превышение рыночной стоимости чистых активов над дисконтированным денеж­ным потоком свидетельствует о том, что управ­ление не обеспечивает соответствующего уровня доходности на овеществленный в чистых активах капитал, поэтому может быть оценено как не со­ответствующее нормальному уровню.

Если стоимость, полученная методом дис­контированного денежного потока, превышает стоимость чистых активов, это свидетельству­ет о наличии не учтенного в балансовом отчете нематериального актива. С нашей точки зрения, этот нематериальный актив характеризует репу­тацию и доверие к фирме (гудвил), а также эф­фект управления, который обеспечивает за счет денежного потока стоимость предприятия выше, нежели рыночная стоимость активов. Вместе с тем репутация и доверие к фирме также явля­ются нематериальными эффектами управления. Поэтому полагаем обоснованным считать раз­ность между стоимостью предприятия, опреде­ленную методом дисконтированного денежного потока, и затратным методом чистых активов, стоимостной оценкой абсолютного экономиче­ского эффекта управления. Эффект управления, рассчитанный на основании дисконтированного денежного потока путем экстраполяции ретро­спективных значений показателей, предлагается считать текущим или достигнутым абсолютным эффектом, а эффект управления, рассчитанный на основании дисконтированного денежного по­тока и показателей перспективного бизнес-пла­на, - перспективным абсолютным эффектом.

По нашему мнению, относительный пока­затель эффективности управления может быть определен двумя способами. В первом случае аб­солютный эффект должен соотноситься с затра­тами на управление, включая затраты на оплату труда управленческого персонала в себестоимо­сти продукции, управленческие и коммерческие расходы в валовой прибыли и дополнительную оплату из чистой прибыли или затраты на оплату управляющей компании. В этом случае текущая или достигнутая эффективность управления бу­дет представлять собой соотношение достигну­того абсолютного эффекта к затратам на управ­ление, тогда как перспективная эффективность - соотношение перспективного абсолютного эф­фекта к затратам на управление.

Во втором случае абсолютный эффект дол­жен соотноситься с рыночной стоимостью, опре­деленной методом чистых активов, и показывать долю дополнительной стоимости, полученной за счет эффективного управления, в рыноч­ной стоимости чистых активов. Текущая (пер­спективная) эффективность управления будет представлять собой соотношение достигнутого (перспективного) абсолютного эффекта к норма­лизованным чистым активам.

На современном этапе развития экономики актуальной задачей является повышение эффек­тивности управления государственной собствен­ностью. Необходимо совершенствовать формы учета объектов государственной собственности, методы регулирования и контроля за их управ­лением, информационную базу, необходимую для оперативного контроля и текущего монито­ринга за состоянием каждого предприятия, где государство выступает в качестве собственника.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.09.1999. № 39. Ст. 4626.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // Собрание законодательства РФ. 17.01.2001. № 3. Ст. 274.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (в ред. постановлений Правительства от 22.04.2009 № 352, от 12.08.2010 № 614).

4. Совместный приказ Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Министерства РФ по налогам и сборам от 18.09.01 № 320 / 208 / БГ-321 / 355-а «Об утверждении порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // Новости Минюста России. 2001. 31 окт.


Об авторе

Е. В. Гаврилин
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Россия
Доктор экон. наук, заслуженный экономист Российской Федерации,заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, автор более 60 научных трудов, в том числе четырех монографий, посвященных актуальным проблемам управления государственным имуществом.


Для цитирования:


Гаврилин Е.В. РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(1):88-95. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-88-95

For citation:


Gavrilin E.V. THE DEVELOPMENT OF BUSINESS MANAGEMENT TECHNOLOGY AND BUSINESS COMPANIES OF PUBLIC SECTOR. Strategic decisions and risk management. 2012;(1):88-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-88-95

Просмотров: 510


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)