Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-2-58-65

Полный текст:

Аннотация

Анализируется влияние ежегодного увеличения тарифов на услуги ЖКХ на финансовое состояние предприятий этого сектора экономики, обновление их основных фондов и коммунальной инфраструктуры; обосновывается необходимость производства работ по обновлению и модернизации основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры. Показано, насколько велика потребность в стратегии устойчивого функционирования и развития отрасли, разработке основных принципов и критериев оценки ее выполнения, показателей, характеризующих уровень достижения поставленной цели, и направления совершенствования государственного регулирования ЖКХ с усилением регулирующих функций. Особое внимание уделяется разработке инвестиционной стратегии коммунальных предприятий и изменению механизма корректировки действующих тарифов.

Для цитирования:


Ряховская А.Н. УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(2):58-65. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-2-58-65

For citation:


Ryakhovskaya A.N. STABLE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF PUBLIC UTILITIES: THE MAIN MECHANISMS, PRINCIPLES AND EVALUATION CRITERIA. Strategic decisions and risk management. 2012;(2):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-2-58-65

Жилищно-коммунальное хозяйство ре­формируется в течение более чем 20 лет (с 1991 года), за это время в отрасли произошли серьезные институциональные изменения, по­строен принципиально новый механизм функ­ционирования. Предпосылками для его станов­ления послужили следующие события:

  • приватизация жилищного фонда;
  • переход на новую систему оплаты жилищ­но-коммунальных услуг;
  • попытки демонополизации деятельности;
  • смена собственника инженерной инфра­структуры;
  • появление частных предприятий, работаю­щих в сфере ЖКХ.

Тем не менее на сегодняшний день резуль­таты реформы отрасли не устраивают ни прави­тельство РФ, ни местные органы власти, ни на­селение, ни других потребителей.

В настоящее время достаточно обоснована концепция о необходимости дифференциации видов деятельности ЖКХ в зависимости от воз­можности (невозможности) использования конкурентных механизмов и о недопустимости внедрения конкуренции в коммунальном хозяй­стве. Правомерность последнего утверждения признает все больше специалистов, которые отмечают, что инженерная инфраструктура на­ходится в неудовлетворительном техническом состоянии, в результате внедрения конкуренции непомерно возрастут тарифы на услуги, а зна­чит, проявится тенденция крайнего обнищания значительной части населения России [5, 7, 8].

За время реформы отрасли износ инженер­ной инфраструктуры достиг катастрофическо­го уровня, повсеместно отмечается ухудше­ние качества услуг, снижение их доступности для всех категорий населения и предприятий малого бизнеса. Об этом свидетельствуют дан­ные Росстата за 1990-2011 годы - анализ тем­пов роста заработной платы, пенсий, затрат на оплату услуг ЖКХ, а также динамики изме­нения доходов домохозяйств и стоимости услуг ЖКХ за 20 лет [6].

 

Рис. 1. Изменение среднего размера пенсии и затрат е Москве, тыс. руб. Цены 1985 года указаны е пересчете на цены 2011 года

Если зарплата и пенсия увеличились на 17 и 27% соответственно, то электро­энергия подорожала на 30%, газ сете­вой - в 15 раз; отопление - в 19 раз; холодная и горячая вода - в 26 и 45 раз соответственно, плата за жилье - в 48 раз. Приведенные данные свидетель­ствуют о том, что темпы роста двух первых и всех остальных параметров несопоставимы. В наибольшей сте­пени от тарифной политики государ­ства в сфере ЖКХ страдают россий­ские пенсионеры: с 1985 по 2011 год средний размер пенсии увеличился на 18%, а коммунальные платежи - на 238,5% (рис. I).

Ежегодное регулирование тарифов не только увеличивает непосильную нагрузку на население, но и в значительной степени тормозит развитие экономики государ­ства. Последнее обстоятельство обусловлено значительным ростом затрат предприятий ре­ального сектора экономики на коммунальное обслуживание, который зачастую является при­чиной банкротств малого и среднего бизнеса, а также энергоемких производств. Около 70% общей инфляции составляет именно рост тари­фов.

Таким образом, ежегодный рост тарифов ЖКХ объективно приводит к негативным по­следствиям для экономики России, в значи­тельной степени снижает эффективность соци­альной политики государства. Это допустимо считать оправданным только в краткосрочном периоде при условии строго целевого расхо­дования полученных средств на обновление основных фондов ЖКХ. Действительно, опла­та услуг ЖКХ является основным источником формирования финансовых ресурсов отрасли. Рост тарифов должен обеспечивать покрытие затрат отрасли и формирование финансовых ре­сурсов, необходимых для ее развития, но в дей­ствительности сложилась совсем иная ситуация.

Во времена Советского Союза на протяжении десятилетий предприятия отрасли от- I носились к планово-убыточным либо просто I к убыточным, и лишь незначительная их часть I балансировала на грани безубыточности. В по- I следние годы финансовое состояние отрасли I в значительной степени стабилизировалось. I Так, согласно данным Росстата, по итогам I 2009-2010 годов в коммунальном комплексе I возросло число прибыльных организаций, за- I нимающихся производством и распределением I электроэнергии, воды, тепла, газа, работающих I в сфере управления и эксплуатации жилфон- I да (управляющие компании, ДЭЗ и т. д.). Так, среди последних за 2008-2009 годы доля при­быльных предприятий возросла с 52,9 до 58,3%, а доля убыточных снизилась с 47,1 до 41,7%. За 10 месяцев прошлого года сальдированный результат финансовой деятельности увеличился на 170,8млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, при этом сальдо прибылей и убытков возросло в 2,5 раза [4].

Однако стабилизация финансового состоя­ния предприятий ЖКХ не способствовала из­менению качественных и количественных па­раметров их деятельности. Более того, в ряде случаев снизилось не только качество, но и объ­емы оказания услуг. Так, по данным Росстата, в 2009 году в электроэнергетике произведено энергии на 4,6% меньше, чем годом раньше, хотя расходы одновременно увеличились в 2,5 раза.

Краткий обзор результатов реформы сви­детельствует о том, что, с одной стороны, техническое состояние основных фондов ЖКХ оказалось катастрофическим вследствие недо­статочности инвестиционных ресурсов, а с дру­гой - финансовое состояние предприятий отрас­ли стабилизировалось. Увеличение количества прибыльных предприятий в системе жилищно­коммунального комплекса России и ухудшение качественных и количественных результатов их деятельности свидетельствуют о наличии серьезного кризиса: имеют место хищения зна­чительных сумм денежных средств новыми субъектами экономики - управляющими ком­паниями, признаются банкротами многие пред­приятия отрасли, снижается уровень доступно­сти жизненно необходимых, незаменимых услуг.

В связи с изложенным выше представляется целесообразным совершенствование механизма государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Прежде всего, необходимо разработать систему мер для преодоления кризисного состояния ЖКХ:

  • создание новых рыночных механизмов по­строения и развития хозяйственных связей;
  • формирование организационно-экономи­ческих аспектов реализации инвестиционных проектов, обновления и модернизации инженер­ной инфраструктуры коммунального хозяйства и объектов жилищной сферы;
  • развитие предпринимательской деятельно­сти в производстве и реализации жилищно-ком­мунальных услуг с учетом их специфики, осо­бой социальной значимости, незаменимости, жизненной необходимости.

Для выполнения указанных мер в рамках со­вершенствования механизма государственного регулирования деятельности предприятий ЖКХ необходимо определение конкретных сроков и ресурсов для планируемых к проведению и ре­ализуемых мероприятий.

Для разработки указанной системы мер не­обходимо учитывать цели и задачи ранее при­нятых, но невыполненных программных до­кументов, в том числе федеральной целевой программы «Жилище», предусматривающей внедрение на практике принципов устойчивого развития ЖКХ [I], подпрограммы «Реформиро­вание и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» [2], одной из основных целей которой является повыше­ние эффективности, устойчивости, надежности функционирования предприятий рассматривае­мой отрасли.

В настоящее время целесообразно говорить не о реформировании ЖКХ и тем более не о ре­шении отдельных наболевших проблем, а о фор­мировании комплексной стратегии устойчивого функционирования и развития отрасли. Такая стратегия включает в себя разработку последо­вательных прогрессивных преобразований орга­низационных, финансово-экономических, про­изводственно-технических, технологических, экономических и иных мероприятий при усло­вии воспроизводства материально-технической базы предприятий ЖКХ на основе современных ресурсосберегающих технологий, соблюдения санитарных и экологических требований, ра­ционализации затрат, снижения социальной напряженности. Главной целью реализации стратегии является обеспечение потребите­лей качественными, доступными, в том числе по цене, услугами. Разработка и реализация указанной стратегии предполагают изменение механизма управления жилищно-коммуналь­ным комплексом и отдельными предприятиями и создание условий для их стабильного и устой­чивого развития.

Основные принципы, обеспечивающие устойчивое развитие ЖКХ:

  • потребности общества в услугах жизнен­ной необходимости следует удовлетворять на рациональной основе, не в ущерб последую­щим поколениям, с использованием нетрадици­онных и возобновляемых источников ресурсов, где это возможно и целесообразно;
  • обеспечение экологической безопасности развития: максимальное снижение негативного воздействия на окружающую среду, минимиза­ция выбросов и сбросов загрязняющих веществ, вырабатываемых в процессе производственно­хозяйственной деятельности, в пределах уста­новленных нормативов;
  • экономическая, административная и уго­ловная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей для предприятий-производителей, поставщиков услуг, жилищно-эксплуатационных организа­ций и их руководителей;
  • экономическая ответственность потреби­телей рассматриваемых услуг - собственников помещений, несвоевременно оплачивающих полученные услуги и/или содержащих принад­лежащую им недвижимость с нарушением уста­новленных регламентов;
  • информационная прозрачность деятельно­сти предприятий ЖКХ и участие общественно­сти в принятии решений.

Основные критерии оценки выполнения стратегии устойчивого функционирования и развития предприятий ЖКХ:

  • степень обновления основных фондов и применяемых технологий;
  • обеспечение экологической безопасности и поддержание санитарного состояния произ­водства в соответствии с нормативами;
  • уровень удовлетворенности населения и других потребителей жизненно важными ус­лугами;
  • эффективность социальной защиты населе­ния с низким уровнем доходов;
  • результативность государственного регу­лирования реализации стратегии устойчивого функционирования и развития предприятий ЖКХ;
  • сбалансированность денежных потоков в системе ЖКХ.

Необходимо прогнозирование эффекта от ре­ализации планируемых мероприятий, проведе­ние мониторинга достижения поставленных це­лей, оценки качества управленческих решений.

Указанные показатели должны отвечать ос­новным требованиям:

  • характеризовать динамику их изменения во времени;
  • использовать принятую в государстве си­стему статистического учета;
  • быть пригодными для использования на всех уровнях управления: федеральном, ре­гиональном, муниципальном и на уровне пред­приятия.

В конечном итоге использование показа­телей, характеризующих устойчивое функ­ционирование и развитие предприятий ЖКХ, и внедрение ответственности за их достижение руководства предприятий ЖКХ позволят оце­нить степень достижения поставленных целей, оценить эффективность деятельности управлен­ческих структур. К числу таких показателей мо­гут быть отнесены:

  • затраты бюджетов разных уровней на ЖКХ, эффективность их расходования, то есть дости­жение конкретных количественных показателей с минимальным уровнем затрат (километры по­строенных дорог, миллионы квадратных метров капитально отремонтированного дорожного покрытия, количество введенных в действие насосных станций, конкретных объектов комму­нальной инфраструктуры и т. д.);
  • достижение качества коммунальных услуг, жилищных условий уровня европейских стан­дартов;
  • количество (ед., млн м2) капитально отре­монтированных домов;
  • снижение потерь тепла, воды, газа при их транспортировке до нормативных значе­ний;
  • повышение уровня переработки сточных вод, повышение объемов переработки твердых быто­вых отходов промышленными методами и др.

Особое место в обеспечении устойчивого функционирования занимает государственное регулирование деятельности коммунальных предприятий. В результате структурных из­менений в экономике России в период рыноч­ных преобразований (значительного сокраще­ния объемов промышленного производства из-за банкротства предприятий реального сек­тора экономики, а также их ликвидации по дру­гим причинам) основные технико-экономиче­ские показатели коммунальных предприятий претерпели значительные изменения. В рамках развития методов государственного регулирова­ния деятельности жилищно-эксплуатационных организаций необходима разработка жестких правил, четких законов и других регламентов для новых субъектов экономических отношений - управляющих компаний и товариществ соб­ственников жилья.

Государственное регулирование деятельно­сти ЖКХ предполагает:

  • совершенствование и развитие норматив­но-законодательной базы;
  • воссоздание профильного министерства с целью совершенствования механизма управ­ления;
  • усиление регулирующих функций органов исполнительной власти разных уровней;
  • развитие координационных механизмов взаимодействия различных субъектов экономи­ческих отношений: профильного министерства, региональных и местных органов власти, науч­ных организаций и предприятий сферы ЖКХ;
  • совершенствование налоговой политики для уменьшения налогового бремени предпри­ятий ЖКХ и сокращения объемов встречных финансовых потоков;
  • изменение механизма тарифного регули­рования с целью максимального обеспечения баланса экономических, социальных и иных интересов производителей, потребителей услуг и органов власти различных уровней;
  • сокращение (упразднение) субъектов эко­номических отношений, выполняющих посред­нические функции;
  • разработка особой инвестиционной стра­тегии в отношении предприятий коммунальной сферы, предусматривающей выделение госу­дарственных бюджетных ассигнований на пол­ное обновление и капитальный ремонт их ин­женерной инфраструктуры после признания в установленном порядке финансирования про­изводства указанных работ долгом Российской Федерации:
  • совершенствование механизма предостав­ления субсидий и субвенций.

Необходимость признания государством обязательности полного обновления основных фондов коммунального хозяйства и его инфра­структуры обусловлена следующим:

  • коммунальное хозяйство России создано на деньги налогоплательщиков;
  • важнейшей составляющей квартплаты всегда была плата за капитальный ремонт жи­лищного фонда и коммунального хозяйства, что свидетельствует об оплате населением ука­занных работ;
  • получение необходимых финансовых ре­сурсов для капитального ремонта только за счет населения невозможно еще и потому, что, по разным данным, за чертой бедности в России находится от 15 до 30% населения. Также невозможно собрать указанные средства с пред­приятий реального сектора экономики ввиду их нестабильного финансового состояния и зна­чительного количества банкротств.

Если 20 лет назад инвестиционная состав­ляющая в расходах была 29%, то сейчас только 11%. То есть инвестиции в ЖКХ сократились практически в три раза. Это говорит о том, что у предприятий жилищного комплекса чрез­вычайно мало средств на модернизацию, рекон­струкцию. Чтобы довести систему ЖКХ страны до нормативного состояния, требуется 6 трилли­онов рублей [9].

Источником финансирования коренного обновления коммунальной инфраструктуры и применяемых технологий должен выступать госбюджет, который, в случае наведения эле­ментарного порядка, направляет на эти цели неэффективно и не по назначению использу­емые бюджетные средства с учетом выявлен­ных в 2011 году Счетной палатой России I трлн руб., а также вывезенных за рубеж 85 млрд руб. (А. Силуанов), а также рекомендованные к соз­данию региональные фонды муниципального развития.

Особое место в государственном регулировании деятельности ком­мунальных предприятий занимает тарифная политика, в рамках совер­шенствования которой главной за­дачей является обеспечение баланса интересов субъектов взаимоотноше­ний: производителей, потребителей, инвесторов и органов исполнительной власти различных уровней. В процес­се тарифного регулирования обосно­вываются потребности коммунальных и жилищно-эксплуатационных пред­приятий в средствах на воспроизвод­ство, модернизацию, обновление и ре­монт материально-технической базы и совершенствование применяемых технологий, что оказывает непосред­ственное влияние не только на каче­ство и надежность коммунального обслуживания, но и на объемы рассма­триваемых услуг (рис. 2).

При тарифном регулировании ЖКХ необходимо учитывать:

  • социальные аспекты: необходи­мость ограничения тарифов с уче­том платежеспособности населения и предприятий реального сектора эко­номики, особенно малого и среднего бизнеса;
  • ограниченность бюджетных возможностей, особенно в малых городах, на выплату жилищ­ных субсидий населению с низким уровнем до­ходов;
  • отсутствие в большинстве случаев методи­чески обоснованной инвестиционной политики.

После официального признания внутренним государственным долгом обязанности полного обновления основных фондов, но до производ­ства указанного комплекса работ и применяемых технологий представляется возможным некоторое увеличение тарифов с сохранением инвести­ционной составляющей при допустимых значе­ниях в конкретном городе безработицы, то есть при обеспечении занятости населения, а значит, наличии функционирующих предприятий ре­ального сектора экономики. В противном слу­чае из-за низкой платежеспособности, бедности населения и невозможности оплаты установлен­ных возросших тарифов многократно возраста­ют неплатежи, а значит, и величина ограничен­ной ко взысканию дебиторской задолженности. Фактором роста дебиторской задолженности коммунальных предприятий также является рост задолженности предприятий реального сектора экономики, которые вынуждены созда­вать специальные структурные подразделения для управления собственным коммунальным обслуживанием, что, наряду с ростом комму­нальных тарифов, увеличивает эксплуатацион­ные затраты основного производства. Однако при значительной энергоемкости производства в большинстве случаев создание указанных под­разделений является целесообразным.

Также представляется целесообразным изме­нение механизма корректировки действующих тарифов, предусматривающего возможность из­менения величины действующего тарифа толь­ко при наличии заявления предприятия ЖКХ с обоснованием необходимости его повышения (рис. 3) и указанием конкретных направлений распределения полученных в этом случае инве­стиций.

После проведения обязательной провер­ки и выявления целесообразности увеличения действующих тарифов, подтверждения либо корректировки искомой величины повышения соответствующее решение принимается по каж­дому предприятию ЖКХ. Указанное повышение тарифов целесообразно проводить не чаще од­ного раза в 2-3 года.

В рамках усиления регулирующей функции государства в течение 2012 года представляется необходимым проведение комплексной провер­ки всех без исключения коммунальных и жи­лищно-эксплуатационных организаций с целью проверки целевого использования полученных ими средств в результате ежегодного повыше­ния тарифов и в случае выявления нарушений применение соответствующих мер дисципли­нарного и уголовного наказания.

Основные принципы инвестиционной стра­тегии развития предприятий ЖКХ в целях об­новления, капремонта основных фондов и тех­нологий:

  • совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью предприятий конкретного муниципального образования;
  • разработка механизма учета баланса инте­ресов муниципального сообщества, предпри­ятий ЖКХ, частных инвесторов с обеспечением разумной окупаемости вложенных средств;
  • оценка эффективности инвестиционных проектов;
  • объективный конкурсный отбор инвесто­ров для реализации отобранных инвестицион­ных проектов;
  • разработка четких критериев приоритет­ности подлежащих комплексной реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры;
  • методическое обоснование инвестицион­ной политики при корректировке тарифов на ус­луги ЖКХ;
  • определение минимальных и максимально необходимых инвестиционных вложений с уче­том целесообразности и возможностей их осво­ения.

Эффективная реализация инвестиционной стратегии конкретного города способствует раз­витию его коммунальной инфраструктуры, со­кращению потерь ресурсов, в том числе нетех­нологических, снижению затрат, повышению качества услуг и жилищно-коммунального об­служивания, стабилизации социально-бюджет­ной нагрузки. В конечном итоге обеспечивается снижение объемов производства рассматривае­мых услуг за счет оптимизации их потребления населением, предприятиями и организациями в результате установки поквартирных приборов учета, с одной стороны, и доведения величины технологических потерь до нормативных значе­ний - с другой.

Важнейшими принципами обеспечения устойчивого функционирования и развития ЖКХ России являются обеспечение потребно­стей общества в услугах отрасли на рациональ­ной основе, снижение издержек посредством использования нетрадиционных, возобновляе­мых источников, ресурсосбережение. При этом необходимо внедрение принципов рациональ­ного использования ресурсов в сетях тепло-, энерго-, водо-, газоснабжения, сокращение по­терь трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

Несмотря на реализуемую в России про­грамму ресурсосбережения, низкая оценка выполнения ресурсосберегающих мероприятий обусловлена отсутствием соответствующей нормативной, правовой и методической базы, а также финансовых возможностей. Основным источником привлечения инвестиций в ресур­сосберегающие технологии являются бюджет­ные средства. В качестве обеспечения кредитов, которые предприятия жилищного комплекса получают для реализации ресурсосберегающих мероприятий, должны выступать средства мест­ных бюджетов. Средства на погашение кредитов должна дать экономия финансовых ресурсов в результате проведения указанных мероприя­тий, например за счет установки современного оборудования, реконструкции имеющегося, со­вершенствования применяемых технологий.

Можно взять на вооружение зарубежный опыт использования нетрадиционной, возоб­новляемой, альтернативной энергии. Например, в Германии правительство стимулирует энер­гетическую отрасль, предоставляя выгодные кредиты на закупку солнечных панелей и ветря­ков с большим сроком возврата и низкой про­центной ставкой. Кроме того, предприниматели, использующие указанные технологии, осво­бождаются от налога на прибыль. Важнейшей составляющей регулирующей функции государ­ства являются компенсация тарифов, дотации на производство электроэнергии, полученной из возобновляемых источников.

Указанные меры, принятые на государ­ственном уровне, способствовали тому, что в 2008 году 15% электроэнергии Германии вырабатывалось с помощью «зеленых» техноло­гий. К 2020 году этот показатель предполагается довести до 30%. Аналогичная ситуация наблю­дается в Испании и США.

Однако в России вопрос использования аль­тернативной энергетики остается открытым ввиду значительной стоимости оборудования, природно-климатических условий (незначи­тельного количества солнечных дней в году), высокой стоимости такой энергии. Тем не ме­нее, как утверждают специалисты, перспективы имеются [3].

В рамках обеспечения устойчивого функци­онирования и развития жилищно-коммунально­го комплекса России важнейшей задачей пред­ставляется изменение приоритетов управления: вместо получения максимальной прибыли - максимальное удовлетворение потребностей на­селения, предприятий и организаций в услугах социальной значимости и жизненной необходи­мости.

Об авторе

А. Н. Ряховская
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректор Института экономики и антикризисного управления.



Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 17.09. 2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2010 годы (в ред. от 15.12.2010) // Информационно-правовой портал: Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/2306859/#1000/.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2012» // Нормативные правовые акты Российской Федерации / Министерство юстиции РФ: Электронный ресурс. Режим доступа: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/legislation_RF/printable.php?do4=document&id4=823da93c-939b-4da4-ac54-a16eeeec4e1f.

3. Адамович О. Москва засветится по‑новому // Московский комсомолец. 2012. № 2. С. 6.

4. Ряховская А. Н. Парадоксы деятельности систем жизнеобеспечения // ЖКХ. 2010. № 7–8. С. 6–11.


Для цитирования:


Ряховская А.Н. УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(2):58-65. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-2-58-65

For citation:


Ryakhovskaya A.N. STABLE FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF PUBLIC UTILITIES: THE MAIN MECHANISMS, PRINCIPLES AND EVALUATION CRITERIA. Strategic decisions and risk management. 2012;(2):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-2-58-65

Просмотров: 413


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)