Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-324-334

Полный текст:

Аннотация

Задачи повышения международной конкурентоспособности и экспорта российского образования в рамках национальных приоритетов развития неразрывно связаны с необходимостью создания благоприятной среды для адаптации иностранных студентов на основе экосистемных и стейкхолдерных подходов. Формирование интегральной и многоаспектной модели межкультурной адаптационной экосистемы для российских университетов и других образовательных организаций должно происходить при полном признании ценностей внешней и внутренней интернационализации во всех видах деятельности с целью формирования долгосрочных ключевых компетенций. Модель межкультурной адаптационной экосистемы должна стать матричным и своего рода каркасным решением с точки зрения стратегического развития университетов в глобальном мире с учетом переосмысления и усложнения их миссии как социального института в международном партнерстве.

Статья предлагает комплексное ви́дение модели межкультурной адаптационной экосистемы университета с двумя контурами – внутренним и внешним. Внутренний контур включает в себя четыре составляющие: ценности, методики, процессы и структуры. Внешний контур межкультурной адаптационной экосистемы образовательной организации также состоит из четырех компонентов: внутрироссийских образовательных коллабораций, международного сотрудничества, взаимодействия с национальными и культурными сообществами и рекомендациями для органов власти.

Авторы предлагают подробный анализ факторов и приоритетов необходимых организационных изменений российских университетов в контексте задач стратегического развития у всех участников и стейкхолдеров образовательного процесса навыков межкультурной грамотности с дальнейшей трансформацией в компетенции культурного интеллекта.

Об авторах

С. В. Илькевич
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента и инноваций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: городская мобильность, транспортные системы, инновации и бизнес-модели, международный бизнес, менеджмент в туризме, сервисный менеджмент, цифровая трансформация отраслей, экономика совместного пользования, экономика впечатлений, интернационализация образования.


Л. В. Приходько
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Кандидат технических наук, доцент Департамента менеджмента и инноваций, начальник управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: интернационализация образования, академическая мобильность, международные образовательные программы, электронное обучение, переподготовка кадров, развитие образовательного пространства, управление человеческими ресурсами, управление персоналом.


Н. В. Смит
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Старший преподаватель Департамента менеджмента и инноваций, главный специалист управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: управление изменениями и лидерство, международные образовательные программы, академическая мобильность, валидация неформального образования, компаративистика в образовании.


Список литературы

1. Adair W.L., Hideg I., Spence J.R. (2013) . The culturally intelligence team: The impact of team cultural intelligence on cultural heterogeneity on team shared values. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44, 941-962.

2. Blasko M. (2015). Making the tacit explicit: Rethinking culturally inclusive pedagogy in international student academic adaptation. Pedagogy, Culture & Society, 23(1), 85-106. URL: https://doi.org/10.1080/14681366.2014.922120.

3. Delpechitre D., Baker D.S. (2017). Cross-cultural selling: Examining the importance of cultural intelligence in sales education. Journal of Marketing Education, 39(2), 94-108. URL: https://doi.org/10.1177/0273475317710060.

4. Han S., Pistole M.C., Caldwell J.M. (2017). Acculturative stress, parental and professor attachment, and college adjustment in Asian international students. Journal of Multicultural Counseling and Development, 45(2), 111-126. URL: https://doi.org/10.1002/jmcd.12068.

5. Heyward M. (2002). From international to intercultural - Redefining the international school for a globalized world. Journal of Research in International Education, 1(1), 9-32.

6. Lochtie D. (2016). A ‘special relationship’ in higher education? What influence might the US higher education sector have in terms of support for international students in the UK? Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, 20(2-3), 67-74.

7. MacNab B., Worthley R. (2011). Individual characteristics as predictors of cultural intelligence development: The relevance of self-efficacy. International Journal of Intercultural Relations. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2010.12.00110.1016/j.ijintrel.2010.12.001.

8. Marginson S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems. Higher Education, 72(4), 413-434. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0016-x

9. Rennie J. Moon (2016). Internationalisation without cultural diversity? Higher Education in Korea, Comparative Education, 52(1), 91-108. DOI: 10.1080/03050068.2015.1125679.

10. Ott D.L., Michailova S. (2018). Cultural intelligence: A review and new research avenues. International Journal of Management Reviews, 20, 99-119. DOI: 10.1111/ijmr.12118.

11. Pherali T., Lewis A. (2019). Developing global partnerships in higher education for peacebuilding: A strategy for pathways to impact. Higher Educaion, 78, 729-744. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00367-7.

12. Rehg M.T., Gundlach M.J., Grigorian R.A. (2012). Examining the influence of cross-cultural training on cultural intelligence and specific self-efficacy. Cross Cultural Management: An International Journal, 19, 215-232.

13. Straker J. (2016). International student participation in higher education: Changing the focus from “international students” to “participation”. Journal of Studies in International Education, 20(4), 299-318.

14. Wu H.-P., Garza E., Guzman N. (2015). International stusents’ challenge and adjustment to college. Educational Research International, art. ID 202753. URL: http://dx.doi.org/10.1155/2015/202753.

15. Zhang Y. (2013). Expatriate development for cross-cultural adjustment: Effects of cultural distance and cultural intelligence. Human Resource Development Review, 12, 177-199.


Для цитирования:


Илькевич С.В., Приходько Л.В., Смит Н.В. МОДЕЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020;11(3):324-334. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-324-334

For citation:


Ilkevich S.V., Prikhodko L.V., Smith N.L. THE MODEL OF THE INTERCULTURAL ADAPTATION ECOSYSTEM OF UNIVERSITIES AS AN ELEMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT. Strategic decisions and risk management. 2020;11(3):324-334. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-324-334

Просмотров: 23


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)