Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

РЕФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-238-249

Полный текст:

Аннотация

Cтатья посвящена первоочередным решениям для запуска системных преобразований управленческого образования, необходимых для технологического прорыва. Основой для выработки таких решений послужило развиваемое авторами научное направление «Упреждающее управление в активно развивающихся отраслях и секторах экономики» и опыт создания образовательных продуктов, соответствующих новейшим трендам, в том числе проявившимся в самое последнее время.

Методология исследования включала анализ научной литературы по проблемам развития сложных систем, упреждающего управления и опережающего обучения, систематизацию практик подготовки менеджеров в зарубежных и отечественных университетах, проведение опросов экспертов – руководителей крупных промышленных предприятий РФ, профессоров и студентов.

Определены ключевые причины неудовлетворительного состояния управленческого образования, и разработан комплекс рекомендаций по его реформированию. Предложены изменения в организационных моделях управленческого образования, сформулированы принципы реализации фундаментальной подготовки и усиления гуманитаризации образовательного процесса с одновременным повышением уровня знаний научно-технических основ производства. Рассмотрены условия повышения эффективности производственной практики студентов, определены формы ее проведения для обеспечения готовности выпускников к работе на управленческих должностях. Изложены результаты многолетних исследований опережающего обучения, выполненных в научно-образовательном центре «ИНЖЭК» Уральского федерального университета и апробированных в процессе обучения управленческих кадров в специалитете, бакалавриате, магистратуре, а также при повышении квалификации – от руководителей низового уровня до генеральных директоров крупных компаний.

Результаты исследования представляют практический интерес для руководителей и преподавателей университетов, бизнес-школ и корпоративных университетов, топ-менеджеров бизнеса, занимающихся совершенствованием подготовки кадров.

Об авторах

Л. Д. Гительман
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Россия
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Область научных интересов: энергетический бизнес в электро- и теплоэнергетике, упреждающее управление, организационные преобразования, управленческое образование.


А. П. Исаев
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Россия
Доктор экономических наук, профессор кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Область научных интересов: управленческий профессионализм, проектирование образовательных систем, программ и технологий, инновационное лидерство.


М. В. Кожевников
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Россия
Кандидат экономических наук, доцент кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Область научных интересов: наукоемкий сервис, инновационное развитие промышленности, управленческое образование.


Список литературы

1. Батоврин В.К. (2010). Образование в системной инженерии – проблемы подготовки специалистов для создания конкурентоспособных систем // Открытое образование. № 6. С. 164–172.

2. Гаврилова Т.Б., Гительман Л.Д., Кожевников М.В. (2017). Системная инженерия для менеджеров. М.: Экономика.

3. Гительман Л.Д. (2020). Менеджмент, опережающий время. Прорыв к цифровой индустрии. М.: СОЛОН-Пресс.

4. Гительман Л.Д., Кожевников М.В. (2018). Парадигма управленческого образования для технологического прорыва в экономике // Экономика региона. Т. 14. Вып. 2. С. 433–449.

5. Гительман Л.Д., Кожевников М.В., Рыжук О.Б. (2020). Технология ускоренного трансфера знаний для опережающего обучения специалистов цифровой экономики // Экономика региона. Т. 16. № 2. С. 435–448.

6. Исаев А.П., Зайнетдинова И.Ф. (2011). Индивидуализация обучения магистров менеджмента на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. № 1. С. 86–91.

7. Менеджеры нового поколения: передовое управленческое образование (2014) / Под общ. ред. Л.Д. Гительмана, А.П. Исаева. М.: Экономика.

8. Михайлов А.А. (2013). Социально-гуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров в современных российских вузах (социологический анализ): Автореф. дисс. … канд. соц. наук. М.

9. Gitelman L., Kozhevnikov M., Ryzhuk O. (2019). Advance management education for power-engineering and industry of the future // Sustainability. No. 11(21). P. 5930.

10. Hollnagel E., Woods D.D., Leveson N. (2006). Resilience engineering: Concepts and precepts. Aldershot (UK): Ashgate Publishing Limited.

11. Jackson S., Ferris T. (2013). Resilience principles for engineered systems // Systems Engineering. No. 16. P. 152–164.

12. Maxwell J., Emerson R. (2009). Observations of the resilience architecture of the firefighting and emergency response infrastructure // Insight Journal. No. 12. P. 45–47.

13. Probst L., Pedersen B., Wenger J. (2018). Skills for smart industrial specialisation and digital transformation. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

14. Walden D.D., Roedler G.J., Forsberg K.J., Hamelin R.D., Shortell T.M. (2015). INCOSE systems engineering handbook: A guide for system life cycle processes and activities. Hoboken, NJ: Wiley.


Для цитирования:


Гительман Л.Д., Исаев А.П., Кожевников М.В. РЕФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020;11(3):238-249. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-238-249

For citation:


Gitelman L.D., Isayev A.P., Kozhevnikov M.V. MANAGEMENT EDUCATION REFORM AS A PREREQUISITE FOR STABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY. Strategic decisions and risk management. 2020;11(3):238-249. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-238-249

Просмотров: 246


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)