Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ХАБОВ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-1-48-55

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Cтатья раскрывает понятие логистического блока и логистических цифровых хабов. Рассмотрены возможности объединения участков Северного морского и Нового шелкового путей в единую систему на территории Российской Федерации. Авторами исследованы пути цифровизации логистического блока СМП – НШП с последующим созданием виртуального пространства по контролю и перераспределению товарооборота по территории РФ. Концепция диджитализированного логистического блока рассматривается с точки зрения потенциально выгодного для России проекта по сбору статистических данных и ускорению международных перевозок путем мгновенного перераспределения маршрутов.

Для цитирования:


Счисляева Е.Р., Барыкин С.Е., Коваленко Е.А., Бурова А.Ю. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ХАБОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020;11(1):48-55. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-1-48-55

For citation:


Schislyaeva E.R., Barykin S.E., Kovalenko E.A., Burova A.Yu. DIGITALIZATION OF LOGISTICS HUBS AS A COMPETITIVE ADVANTAGE. Strategic decisions and risk management. 2020;11(1):48-55. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-1-48-55

1. ВВЕДЕНИЕ

В статье рассмотрено формирование конкурентного преимущества на базе цифровизации логистических хабов Северного морского пути (СМП) и Нового шелкового пути (НШП), представляющих собой транспортные маршруты, пролегающие через территорию, находящуюся под юрисдикцией Российской Федерации, и входящие в межконтинентальную транспортную систему.

Развитие данных маршрутов имеет положительный вектор для становления хозяйственных комплексов юго-восточных и арктического районов, а также позволит существенно нарастить экономический потенциал страны. Равномерное развитие СМП и НШП на участках России с последующим объединением в единый логистический блок может привести к значительному синергетическому эффекту1. Также этот проект имеет колоссальный социально-культурный потенциал в сфере обучения и конгрессно-выставочной деятельности.

Сейчас уже принимаются меры по развитию этих приоритетных маршрутов, в рамках которых производится реконструкция старых и реализация новых автомобильных и железных дорог, развитие хозяйственных комплексов Арктического региона. Также активно обсуждается создание в данных транспортных коридорах логистических хабов и центров, суть которых заключается в поддержании бесперебойной деятельности маршрутов, и их объединение в единый логистический блок [Федеральная служба..., 2019. С. 371-372].

Для формализации проектирования грузопотоков в условиях использования логистического блока СПМ - НШП, обеспечения бесперебойного круглогодичного грузооборота в конкурентоспособные сроки с возможностью срочного реагирования на форс-мажорные обстоятельства следует определить понятийный аппарат формирования логистических хабов как в физическом, так и цифровом воплощениях.

Рис. 1. Карта маршрутов СМП - НШП по территории Российской Федерации

Реализация логистических решений для Нового шелкового пути и Северного морского пути, направленных на усовершенствование и оптимизацию функционирования транспортной системы с использованием цифровых технологий, является одним из приоритетных направлений экономического развития России до 2025 года2.

2. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Целью исследования является оценка конкурентных перспектив цифровизации российского логистического блока Северного морского и Нового шелкового путей как совокупности международных логистических и цифровых хабов, выставочных комплексов и образовательных площадок.

Понятие логистического хаба включает в себя совокупность логистических парков и мультимодальных комплексов, предназначенных для обработки, проверки, контроля, перераспределения грузопотоков, объединенных по территориальному признаку3.

Цифровой хаб рассматривается как IT-звено в диджитализированной системе анализа и управления логистической системой, привязанное к определенной ячейке (физическому хабу) в виртуальном пространстве.

Под логистическим блоком понимается часть международной логистической системы, разделенной по национальному признаку с учетом территориального расположения (в данном случае рассматривается российский блок).

Под международной логистической системой стоит понимать такую совокупность блоков, которая образует целостную систему, направленную на администрирование и контроль материальных межгосударственных потоков, начиная с транспортировки продуктов сырьевого сектора и заканчивая поставкой конечному потребителю различных сборных грузов4.

В настоящее время речь идет об объединении логистических участков Северного морского пути и Нового шелкового пути в единую логистическую систему с дальнейшей ее регистрацией в цифровом пространстве. Основной целью данной системы является объединение всех доступных ресурсов Российской Федерации в своем блоке международной логистической системы для привлечения наибольшего количества партнеров и клиентов.

Эта система обладает обратными связями, которые выполняют определенные контролирующие и учетные функции, а также операции в сфере логистики. В контексте Северного морского и Нового шелкового путей логистическая система представляет собой совокупность морских путей и портов в Арктической зоне, железнодорожных путей и станций в центральной абсциссивной и южной приграничной зонах России, являющихся транспортным коридором для России, Азии, Европы и США5 (рис. 1).

Рис. 2. Локальная архитектура цифрового хаба

Увеличение интенсивности и массы товаротранспортного оборота внутри российского логистического блока, а также обеспечение подконтрольной РФ связи транспортных магистралей Азии и Европы являются приоритетными задачами России, которые могут быть решены развитием и оптимизацией логистической системы СМП - НШП.

Объединение участков Северного морского пути и Нового шелкового пути, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в единый логистический и информационный блок приведет к возможности перераспределения товаротранспортных потоков между наземными и морскими путями в зависимости от необходимости. Такая система позволит моментально реагировать на форс-мажорные обстоятельства в виде погодных условий, аварийных ситуаций и загруженности пропускных пунктов на маршрутах следования.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

Первым этапом для обеспечения бесперебойной работы и своевременно реагирующей системы необходимо создать так называемые цифровые хабы - диджитал-пространства, полномерно отражающие все процессы деятельности реальных физических хабов в данном логистическом блоке.

В цифровой базе хабов должны отображаться загруженность разгрузочно-погрузочных зон и складских помещений, средняя затрата времени на обработку партии груза, пропускная возможность таможенных постов, план-график отправок и прибытий транспортных средств. Также необходимо создание системы электронного документооборота между отправителем, получателем, перевозчиком и таможенными органами6. Данная система должна позволять удаленно подгружать транспортные накладные, счета фактур, контракты, паспорта сделок, спецификации на товар, инвойсы, упаковочные листы, сертификаты и иные документы, необходимые для законной перевозки того или иного вида груза (рис. 2).

На втором этапе данные локальные системы должны быть объединены в единую сеть с возможностью документооборота и обратной связи между хабами по всему логистическому блоку и интеграцией с уже существующими системами Министерства транспорта Российской Федерации. В этом случае будет возможен удаленный мониторинг текущей и плановой пропускной способности того или иного хаба, загруженности морских, железнодорожных и автотранспортных путей, что позволит быстро корректировать ранее запланированный маршрут в случае перенасыщенности одного из пропускных или перевалочных пунктов (рис. 3).

На третьем этапе цифровизации логистического блока необходимо провести ряд мероприятий по интеграции и модернизации программного обеспечения уже существующего аппарата государственного прокьюремента в межхабовую сеть7. Таким образом, в данную цифровую платформу будет добавлена возможность дистанционного заключения двухсторонних смарт-контрактов на реализацию перевозок между заказчиком (отправителем или получателем) и исполнителем (логистической компанией), подконтрольных государству.

После завершения межхабового сетевого подключения в систему возможно постепенное внедрение цифровых офисов - ответственных за выдачу справок и сертификатов органов с предоставлением доступа к разделам цифрового хранилища в соответствии с их компетенциями (рис. 4). Данная мера также ускорит документооборот, что в свою очередь сократит время прохождения пути от отправителя к получателю [Логинов, Ионичев, 2017].

Можно проследить эволюцию формы организации логистики в сфере обращения товаров и услуг по принципу «от простого к сложному»: прямые цепи поставок (supply chain 1.0) - усовершенствованные (advanced, supply chain 2.0) - максимальные цепочки поставок (supply chain 3.0) - сети цепочек поставок (supply chain networks) [Scherbakov, Silkina, 2019]. Данная система обладает обратными связями, которые выполняют определенные контролирующие и учетные функции и операции в сфере логистики.

Рис. 3. Цифровая межхабовая сеть
Рис. 4. Схема взаимоотношений между участниками цифровой логистической платформы

Заключительным шагом в цифровизации логистического блока может стать подключение системы доступа к технологии блокчейн. В отличие от перевода всей системы данных в блокчейн подключение только системы доступа требует меньших энергетических затрат, при этом не уступает по уровню безопасности. При таком варианте использования технологии блокчейн все данные о пользователях единого логистического портала и их взаимоотношениях будут размещены в закрытом обособленном облачном хранилище с одной точкой подключения, и без правильной авторизации в цепочке блоков доступ к ней будет невозможен. Очевидное и наиболее важное преимущество - это максимальная защищенность информации от фальсификации. Данные после занесения в блокчейн-реестры изменить практически невозможно, что позволяет использовать их в качестве полноценных юридически значимых документов [Клечиков и др., 2017].

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация описанных мер может привести к следующим положительным результатам.

Грузоотправителям не придется запрашивать коммерческие предложения у перевозчиков, в течение долгого времени вычленяя наиболее выгодные для себя и подстраиваясь под временные коридоры тех или иных логистов. Достаточно будет разместить заказ на определенное количество грузовых мест с указанием интересующей точки прибытия, временной вилки и типа груза. После размещения заявки она становится доступна для всех зарегистрированных перевозчиков, и уже перевозчики предлагают свои цены на транспортировку данного груза. При таком варианте работы заказ и оформление услуг перевозки у логистических организаций сводится к системе аукционов на понижение, где заказчик выступает в роли держателя контракта, а перевозчики - в роли игроков, борющихся за клиента. При этом возможна быстрая доукомплектация контейнерных партий для перевозчиков.

Также появляется возможность быстро реагировать на изменения плотности трафика по какому-либо из направлений с дальнейшим перераспределением грузовых транспортных средств по смежным маршрутам с онлайн-согласованием корректировок с курирующими маршруты органами. В будущем эти процессы могут быть автоматизированы при должной модернизации программного обеспечения. Названные меры позволят ускорить процесс таможенного оформления, в силу того что вся необходимая документация подгружается в единую систему еще до отправки груза. В этом случае есть возможность уйти от огромного количества бумажных носителей и максимально автоматизировать систему обмена и проверки документации таможенными органами, что в свою очередь разгружает трафик на физических хабах.

Еще одним положительным эффектом может стать упрощение механизма по сбору статистических данных на каждого из отправителей и перевозчиков о частоте и объемах перевозок, видах грузов и популярности направлений для государственных органов. На базе статистического анализа представляется возможным прогнозирование трафика с учетом сезонной насыщенности маршрутов и погодных условий для грамотного распределения грузопотоков по маршрутам.

На базе собранных статистических данных о перевозчиках открывается возможность вычленения основных игроков рынка и контроль монополизации путем субсидирования и выделения квот на перевозки. Данные меры позволят поддерживать здоровую конкуренцию на рынке и продвигать национальных перевозчиков.

Такая система сбора данных может быть полезна и Министерству обороны Российской Федерации. При расширенной аналитике загруженности транспортных путей и скорости прохождения различных маршрутов всеми видами транспорта возможно просчитать затраты времени по перебросу военной техники не теоретически, а в прикладном формате, что повышает обороноспособность страны, не говоря уже о мониторинге количества и перемещений транспортных средств, принадлежащих компаниям - нерезидентам страны.

5. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Помимо неоспоримого экономического эффекта система связанных между собой хабов имеет и социальное значение для населения.

Во-первых, это сбор статистики и возможность мониторинга практических решений в формате онлайн для обучающихся в сфере экономики, менеджмента и логистики.

Во-вторых, создание и развитие физических хабов - это увеличение рабочих мест для специалистов как технических, так и гуманитарных профессий по абсолютно разным направлениям: от IT-технолога до инженера-строителя.

В-третьих, хабы могут являться базами для прохождения практики и переквалификации.

В-четвертых, на территории хабов могут быть организованы культурно-выставочные комплексы для проведения мероприятий внутрироссийского и международного уровней, таких, как конгрессы, технологические и культурные выставки, фестивали науки и культуры, всевозможные форумы.

В-пятых, возможно развитие инфраструктуры близлежащих к хабам жилых поселений: расширение отельного и ресторанного бизнеса, открытие развлекательных комплексов, увеличение количества точек розничной торговли, а также общее повышение уровня оказываемых услуг.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящей работе были исследованы способы цифровизации логистических хабов, представлены варианты объединения в единую логистическую IT-сеть на базе существующих государственных платформ с использованием технологии блокчейн. Также были выявлены положительные результаты от данного проекта.

В заключение следует отметить, что проект объединения двух наиболее значимых маршрутов в единый логистический блок с дальнейшей его цифровизацией и планомерным переносом в IT-среду является крайне выгодным для нашей страны и имеет огромный потенциал. Значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль деятельности пользователей платформы, позволяющий своевременно дисквалифицировать недобросовестных участников, - все это обеспечивает благоприятную среду для ведения бизнеса. Таким образом, данный проект может значительно ускорить процессы транспортировки грузов как внутри страны, так и на мировом логистическом рынке, что усилит позиции Российской Федерации на международной арене и увеличит ее привлекательность как глобальной транзитной зоны между восточными и западными странами по сравнению с альтернативными маршрутами. Кроме того, проект имеет социальную значимость, позволяя реализовать концепцию развития инфраструктуры центральных и дальневосточных частей России. Также стоит отметить огромный потенциал аппарата цифровых хабов как системы по сбору данных, полезных как для хозяйственных, так и для военных сфер деятельности страны.

 

 

1. Заявление для СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова по итогам переговоров Президента Российской Федерации В.В. Путина с Премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху. Сочи, 12 сентября 2019 года. URL: http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3785296.

2. Статистика РЖД. URL: https://vawilon.ru/statistika-rzhd/.

3. Ключи от Арктики // Транспорт России. URL: http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&id=306946.

4. Щербаков В.В. Основы логистики. СПб.: Питер, 2009. С.51.

5. Россия поднялась в рейтинге Doing Business до 35 места // ТАСС. 2017. 31 октября. URL: http://tass.ru/ekonomika/4690859.

6. Цифровая экономика: пути внедрения и перспективы развития // Министерство экономического развития РФ. 2017. 5 октября. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosgv/2017051001.

7. Единая информационная система в сфере закупок. URL: www.zakupki.gov.ru.

Список литературы

1. Демакова Е.А. (2018). Повышение эффективности закупок для государственных нужд на основе мониторинга и оценки качества продукции: монография. М.: ИНФРА-М.

2. Клечиков А.В., Пряников М.М., Чугунов А.В. (2017). Блокчейн технологии и их использование в государственной сфере // International Journal of Open Informa-tion Technologies. № 12. С. 123–129.

3. Логинов Е.Л., Ионичев В.Н. (2017). Проблемы обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием: монография. М.: ИПР РАН.

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Россия в цифрах 2019: краткий стат. сб. (2019). М.: Росстат.

5. Scherbakov V., Silkina G. (2019). Logistics of smart supply chains. International Conference on Digital Technologies in Logistics and Infrastructure (ICDTLI 2019). URL: https://doi.org/10.2991/icdtli-19.2019.15


Об авторах

Е. Р. Счисляева
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Россия

Доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Область научных интересов: цифровая логистика, электронное образование, индустрия 4.0, цифровые хабы, блокчейн, большие данные.



С. Е. Барыкин
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Россия

Доктор экономических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Область научных интересов: цифровая логистика, электронное образование, индустрия 4.0, цифровые хабы, блокчейн, большие данные.



Е. А. Коваленко
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Россия

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Область научных интересов: цифровая логистика, электронное образование, индустрия 4.0, цифровые хабы, блокчейн, большие данные.



А. Ю. Бурова
Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Россия

Кандидат исторических наук, декан финансово-экономического факультета, Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Область научных интересов: цифровая логистика, электронное образование, индустрия 4.0, цифровые хабы, блокчейн, большие данные.



Рецензия

Для цитирования:


Счисляева Е.Р., Барыкин С.Е., Коваленко Е.А., Бурова А.Ю. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ХАБОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020;11(1):48-55. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-1-48-55

For citation:


Schislyaeva E.R., Barykin S.E., Kovalenko E.A., Burova A.Yu. DIGITALIZATION OF LOGISTICS HUBS AS A COMPETITIVE ADVANTAGE. Strategic decisions and risk management. 2020;11(1):48-55. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-1-48-55

Просмотров: 2212


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)