Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ: ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-2-108-121

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию индикаторов и формированию многомерной агрегированной оценки инновационной деятельности промышленных компаний. Методология исследования включает последовательный анализ факторов результативности инновационной деятельности; сбор и анализ информации относительно показателей, используемых для оценки инновационной активности промышленных компаний с учетом выявленных факторов результативности инновационной деятельности; составление агрегированного и короткого списков показателей, оценивающих инновационную деятельность с учетом выявленных факторов результативности инновационной деятельности; формирование агрегированного показателя инновационной активности промышленных компаний. Для формирования интегрального показателя инновационной активности промышленных компаний были проанализированы опубликованные отчеты 57 компаний – лидеров в промышленных отраслях за последние 5 лет, более 40 научных публикаций по оценке инновационной активности промышленных компаний, проведено 16 интервью с экспертами – руководителями крупных промышленных компаний по оценке инновационной деятельности, проанализированы ключевые показатели эффективности (КПЭ) оценки инновационной деятельности, рекомендуемые Американским центром производительности и качества (APQC).
В результате исследования предложена методика многофакторной оценки инновационной активности промышленных компаний, отобраны 5 ключевых показателей эффективности, рекомендованных для расчета интегрального показателя; предложен алгоритм расчета интегрального показателя инновационной активности. В дополнение к интегральному показателю рекомендуется рассчитывать три индикативных показателя, значения которых не влияют на интегральный показатель:
1) комплексный показатель развития научной базы и проводимых исследований вузов, НИИ, научных организаций, ИиР и технологических платформ, в процентах;
2) количество предложений по созданию новых технологий, технических и технологических решений, полученных от дочерних обществ и организаций в расчетном году;
3) количество новых компетенций у организации за счет результатов инновационной деятельности.
Формирование интегрального индикатора инновационной активности промышленных компаний позволит более информативно проводить оценку инновационной деятельности компаний и трансформации их инновационного поведения.

Об авторах

А. В. Трачук
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, АО «Гознак»
Россия
Доктор экон. наук, профессор, руководитель Департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Генеральный директор АО «Гознак». Область научных интересов: стратегия и управление развитием компании, инновации, предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики, динамика и развитие электронного бизнеса, опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий.


Н. В. Линдер
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, АО «Гознак»
Россия

Кандидат экон. наук, доцент, первый заместитель руководителя Департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, формирование стратегии развития промышленных компаний в условиях четвертой промышленной революции, инновации, трансформация бизнес-моделей, динамика и развитие электронного бизнеса, стратегии развития компаний энергетического сектора в условиях четвертой промышленной революции, стратегии выхода российских компаний на международные рынки.



Список литературы

1. Potters L. (2009) Innovation Input and Output: Differences among Sectors // IPTS Working Paper on Corporate R&D and Innovation – No. 10/2009. – 38 p.

2. Milbergs E., Vonortas N. (2006) Innovation Metrics : Measurement to Insight.

3. Vega-Jurado J., Gutierrez-Gracia A., Fernandez-de-Lucio I., and Manjarres-Henriquez L. The Effect of External and Internal Factors on Firms’ Product Innovation // Research Policy, 37 (4), pp. 616–632.

4. Reffitt M., Sorenson C., Blodgett N., Waclawek R., and Weaver B. (2007) Innovation Indicators: Report to the Council for Labor and Economic Growth.

5. Gold B. (1973). The Impact of Technological Innovation – Concepts and Measurement // Omega, 1 (2), 181–191.

6. Griffith R., Huergo E., Mairesse J., and Peters B. (2006). Innovation and Productivity across Four European Countries // Oxford Review of Economic Policy, 22 (4), 483–498.

7. Morris L. (2008). Innovation Metrics: The Innovation Process and How to Measure It, An InnovationLabs White Paper, InnovationLabs LLC, 20 P.

8. Трачук А., Тарасов И. (2015). Исследование эффективности инновационной деятельности организаций на основе процессного подхода // Проблемы теории и практики управления. № 9. С. 52 – 61.

9. Pallister I. (2010) Innovation Update 08-10: Measuring Innovation.

10. Hansen E., Juslin H., Knowles C. (2007). Innovativeness in the global forest products industry: exploring new insights // Canadian Journal of Forest Research, 37 (8), 1324–1335.

11. Иванова А.В. (2015). Система метрик результативности выведения на рынок инновационных продуктов лесных биотехнологий // Социально – экономические явления и процессы, Том 10, № 6, С. 30 -35.

12. Поздняков Б.А. (2009). Методические подходы к оценке эффективности инноваций в льняном подкомплексе // АПК: Экономика и управление, № 6, С. 20-22.

13. Glassman B. (2009) Metrics for Idea Generation // White Paper Series on Idea Generation, 7 p.

14. Gupta P. (2007 ) Firm Specific Measures of Innovation, Chicago: Illinois Institute of Technology.

15. Coombs R., Narandren P., and Richards A. (1996). Literature-based Innovation Output Indicator // Research Policy, vol. 25, 403–413.

16. Cordero R. (1990). The Measurement of Innovation Performance in the Firm: An Overview // Research Policy, 19 (2), 185–192.

17. Verhaeghe, A., Kfir, R. (2002). Managing innovation in a knowledge intensive technology organisation // R&D Manage, 32 (5), 409–417.

18. Suomala, P. (2004). The life cycle dimension of new product development performance measurement // Int. J. Innov. Manage, 8 (2), 193–221.

19. Muller, A., Välikangas, L., Merlyn, P. (2005). Metrics for innovation: guidelines for developing a customized suite of innovation metrics // Strategy Leadership, 33 (1), 37–45.

20. Adams, R., Bessant, J., Phelps, R. (2006). Innovation Management measurement: a review // Int. J. Manage. Rev, 8 (1), 21–47.

21. Ortiz F. I., Brito E. E., and Ovalles M. L. (2007). System Approach for Measuring Innovation Technology Capacity in Developing Countries / PICMET ’07 - 2007 Portland International Conference on Management of Engineering & TechnologyPortland International Conference on Management of Engineering & Technology, 611–616.

22. Mairesse J. and Mohnen P. A. (2004). The Importance of R&D for Innovation: A Reassessment Using French Survey Data // Journal of Technology Transfer, 30 (1–2), 183–197.

23. Trachuk А., Linder N. (2018). Innovation and Performance: An Empirical Study of Russian Industrial Companies // International Journal of Innovation and Technology Management, 15(3).

24. Lööf H. and Hesmati A. (2002) Knowledge Capital and Performance Heterogeneity: A Firm-level Innovation Study // International Journal of Production Economics, 76(1), 61–85.

25. Sood А. and Tellis G. J. (2009) Innovation Does Pay Off – If You Measure Correctly // Research-Technology Management, August, 13–16.

26. Choi G. and Ko S.-S. (2010) An Integrated Metric for R & D Innovation Measurement, Integration The Vlsi Journal.

27. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2016). Методика многофакторной оценки инновационной активности холдингов в промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России, 198 (2), 298–308.

28. Salomo S., Talke K., Strecker N. (2008) Innovation Field Orientation and Its Effect on Innovativeness and Firm Performance // Journal of Product Innovation Management, 25 (6), 560–576.

29. Rothaermel F. T. and Hess A. M. (2007) Building Dynamic Capabilities: Innovation Driven by Individual-, Firm-, and Network-Level Effects // Organization Science, 18 (6), 898–921.

30. Shapiro А. R. (2006) Measuring Innovation: Beyond Revenue from New Products // Research Technology Management, November, 42–51.

31. Calantone, R. J., Chan, K., Cui, A. S. (2012). Decomposing Product Innovativeness and Its Effects on New Product Success // Journal of Product Innovation Management, 23 (5), 408–421.

32. Galende, J. de la Fuente, J.M. (2013). Internal factors determining a firm’s innovative Behaviour // Research Policy, 32: 715-736.

33. Gatignon, H., Tushman, M.L., Smith, W. and Anderson, P. (2012) A structural approach to assessing innovation: construct development of innovation locus, type, and characteristics // Management Science, 48 (9): 1103–1122.


Для цитирования:


Трачук А.В., Линдер Н.В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ: ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019;10(2):108-121. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-2-108-121

For citation:


Trachuk A.V., Linder N.V. INNOVATIVE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: MEASUREMENT AND EFFECTIVENESS EVALUATION. Strategic decisions and risk management. 2019;10(2):108-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-2-108-121

Просмотров: 241


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)