Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-2-10-15

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В настоящее время доля государственного сектора в экономике России играет весомую роль. Государственный сектор активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей, в том числе для обеспечения стабильного развития стратегических. В статье раскрываются особенности становления и развития корпоративной модели государственного сектора российской экономики, связанных в том числе с созданием и функционированием института государственных корпораций. Выделены особенности формирования корпоративной модели государственного сектора российской экономики посредством определения ее признаков, принципов, преимуществ и недостатков использования, заключающихся в том числе в достижении интеграционного эффекта в процессе взаимодействия ее хозяйствующих субъектов. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности государственных структур управления при осуществлении государственной политики по развитию государственного сектора, решении проблем учета его границ и масштабов, а также при разработке и совершенствовании стратегий развития государственных корпораций, повышении эффективности их деятельности.

Для цитирования:


Курченков В.В., Макаренко О.С. Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(2):10-15. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-2-10-15

For citation:


Kurchenkov V.V., Makarenko O.S. Advantages of the corporate model of the state sector of the economy of Russia. Strategic decisions and risk management. 2018;(2):10-15. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-2-10-15

ВВЕДЕНИЕ

Генеральное направление развития эко­номических процессов во многом зависит от эффективности развития государствен­ного сектора. Последствия массовой при­ватизации государственных предприятий, отсутствие ожидаемого эффекта реализации рыночных реформ принадлежат к главным причинам активизации теоретического ос­мысления процесса развития государствен­ного сектора в Российской Федерации. В условиях, когда усиливаются процессы глобализации, возрастают экономические и политические угрозы, возникает потреб­ность в сильном и эффективном государ­ственном секторе, который обеспечит под­держку отечественных производителей, стратегических отраслей экономики и ста­нет гарантом национальной экономической безопасности. Выполнению данных задач во многом способствует развитие и реализа­ция корпоративной модели государственного сектора, вместе с тем они обеспечивают до­стижение интеграционного эффекта за счет более широкого взаимодействия с частным сектором. Государственный сектор представ­ляют не только государственные унитарные предприятия, публичные акционерные общества с государ­ственным участием, но и государственные корпорации - некоммерческие организации, созданные для реализации управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Как современный институт развития экономики государственные корпорации также играют важную роль в обеспечении устойчивого развития национальных эконо­мических систем, нивелируя «провалы» рынка и создавая необходимые условия для преодоления кризисных явлений. Крупные государственные корпорации не только способ­ствуют экономическому развитию, но и вносят существен­ный вклад в решение многих социальных вопросов.

 

Таблица 1

Подходы к определению сущности государственного сектора экономики

Подход

Содержание

Ресурсный

Совокупность материальных и нематериальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или иных субъ­ектов - поставщиков общественных благ

Нормативный

Совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в собственности государства

Управление ский

Совокупность хозяйственных субъектов, управление которыми осуществляется и контролируется органами государ­ственной власти

Экономический

Совокупность предприятий, организаций, учреждений, занимающихся предоставлением общественных благ и услуг

Институциональный

Совокупность государственных институтов, функционирующих в стратегически важных отраслях экономики и обе­спечивающих выполнение общественно-социальных функций государства

СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Государственный сектор является неотъемлемым эле­ментом структуры экономики. С одной стороны, государ­ственное предпринимательство способствует накоплению капитала, обеспечивает оздоровление отраслей экономики и укрепляет позиции страны на мировом рынке. С другой стороны, значительная часть производственной, транспорт­ной и социальной инфраструктуры находится в собствен­ности государства и выступает в роли материальной базы устойчивого развития национальной экономики.

В экономике России государственный сектор занимает существенное место как по объему произведенной и реали­зованной продукции, так и по количеству созданных рабочих мест. К числу наиболее крупных предприятий государствен­ного сектора принадлежат АО «ОПК «Оборонпром»», ОАО «Оборонсервис», ПАО «Газпром», ΓΙΑΟ «НК «Росснефть», ОАО «РЖД», ОАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России» и др., которые функционируют преимущественно в оборон­ной и социальной сферах (Смирнова О. С., 2014).

Важным инструментом государственного регулирования экономики являются естественные монополии, функцио­нирующие в стратегически значимых отраслях экономики страны, обеспечивающих целостность и безопасность соци­ально-экономического пространства. Государство стремится сохранять их и одновременно способствовать развитию кон­куренции в тех сегментах, где это возможно (Гоголева Т.Н., 2013). В сфере естественных монополий большинство пред­приятий принадлежат государству, есть даже государствен­ные корпорации (ГК «Росатом», ГК «Роскосмос»).

Государственный сектор представляет собой совокуп­ность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государ­ственными органами и нанимаемыми ими лицами [Райз- берг Б. А., 1999]. Государственный сектор рассматривается не только как сфера государственной собственности, его бюджет и другие ресурсы находятся в непосредственном распоряжении государства [Аткинсон Э., Стиглиц Дж., 1995]. Кроме того, в государственном секторе разворачиваются эко­номические отношения, которые возникают по поводу про­изводства, распределения, обмена, потребления материаль­ных и нематериальных благ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и обеспечения национальной безопасности [Подрезова Ю. А., 2008].

Анализ различных трактовок понятия «государственный сектор» показал, что его природа понимается по-разному и допустимо выделить ряд подходов к определению сущно­сти государственного сектора российской экономики (табл. 1).

Согласно институциональному подходу, государствен­ный сектор можно рассматривать как совокупность неод­нородных по своему генезису институтов: унитарные пред­приятия, бюджетные учреждения и корпорации в широком смысле, в том числе некоммерческие государственные кор­порации, созданные на основе федерального закона [Феде­ральный закон, 1996], и публичные акционерные общества с государственным участием. Подобная трактовка государ­ственного сектора позволяет в полном объеме включить в его состав большое количество разнообразных предприя­тий и организаций, что в значительной степени способствует расширению его границ посредством охвата большего коли­чества внутренних рынков, использования форм кооперации и сотрудничества.

Исторически наблюдается постоянная эволюция соци­ально-экономических отношений, связанная в том числе с изменениями в государственном регулировании экономики [Курченков В. В., Фетисова О. В., Чигарева Т. В., 2013 ] и раз­витии государственного сектора. До 1990-х годов государ­ственный сектор доминировал в отечественной экономике. Переход от командно-административного к рыночному хо­зяйствованию существенно повлиял на количественные, качественные и структурные характеристики госсектора. Результаты изменений оказались негативными, поскольку на тот момент отсутствовали необходимые государственные институты, финансовая поддержка и действенные механиз­мы реализации реформ. Стало очевидно, что необходимо комплексное обоснование и практическая реализация эко­номических реформ государственного сектора России с использованием системного подхода и четким определением влияния институциональных факторов на его развитие [Maзанова В.В., 2008].

 

Таблица 2

Исторические этапы развития государственного сектора (1991-2017 годы)

Этап

Описание

Становление государственного сектора в условиях ры­ночной экономики (1991-2007 годы)

Ускоренный процесс приватизации, активное сокращение доли государственного сектора в экономике и рост частного сектора, формирование законодательной базы и новых институтов государственного управления

Трансформация государственного сектора в корпоратив­ную структуру (2007-2014 годы)

Активное создание государственных корпораций в стратегически важных отраслях экономики, увеличение бюджетного финансирования крупных корпоративных струк­тур с государственным участием

Стабилизация и организационное совершенствование корпоративной структуры государственного сектора (2014-2017 годы)

Развитие механизмов государственно-частного партнерства, возрастание доли госу­дарственного сектора в экономике России, дискуссии о масштабах и границах государ­ственного сектора российской экономики, проблемах его эффективности

Необходимость участия государства в экономических отношениях до сих пор вызывает дискуссии между учены­ми [Мокина JI.С., Никитина Э.Г., 2015]; некоторые иссле­дователи [Бабикова А.В., Ханина А.В., 2015] отстаивают присутствие государственного сектора в энергетике, судо-, авиа- и ракетостроении, железнодорожном транспорте, во­енно-промышленном комплексе и большую концентрацию предприятий государственного сектора в стратегически важ­ных отраслях промышленности российской экономики.

В эволюционном развитии государственного сектора со­временной российской экономики можно выделить три ос­новных этапа (табл. 2).

На этапе становления государственный сектор россий­ской экономики функционировал благодаря государственной собственности и имел унитарную структуру управления, го­сударство доминировало как основной агент хозяйственной деятельности и основной собственник. На этапе трансфор­мации, с формированием корпоративной модели государ­ственного сектора, часть государственной собственности отчуждена в пользу государственных корпораций. Однако отчуждение оказалось «неполным», поскольку государство по-прежнему занимает доминирующее положение в системе стратегического управления государственными корпорация­ми, по-прежнему значительна его доля в структуре капитала государственных корпораций, в ряде случаев она доминиру­ет (ГК «Росатом», ГК «Ростехнологии», ГК «Роскосмос»), Переход от унитарной модели государственного сектора к корпоративной можно определить как переход от моноцен­трической модели к полицентрической, гомогенная структу­ра трансформируется в гетерогенную.

Выделенные этапы эволюции государственного сектора российской экономики позволили обосновать генезис воз­можностей использовать альтернативные модели развития государственного сектора российской экономики (унитар­ной, корпоративной, смешанной). Так, унитарная модель госсектора представлена государственными унитарными предприятиями, находящимися в полной государственной собственности. Корпоративную модель составляют крупные государственные корпорации и публичные акционерные об­щества с государственным участием. Смешанная модель со­четает в себе признаки унитарной и корпоративной моделей, в ней есть и корпоративные структуры с долей государствен­ного капитала, и государственные предприятия, основные средства которых находятся в собственности государства.

ПРЕИМУЩЕСТВА КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Развитие корпоративных отношений оказало значитель­ное влияние на закономерности формирования структуры государственного сектора. Общая динамика развития госу­дарственного сектора в количественном отношении характе­ризуется несколькими тенденциями. Происходит формальное сокращение числа унитарных государственных предприятий, продолжается интеграция государственных активов в круп­ные холдинговые компании и государственные корпорации. Предприятия реструктуризируются таким образом, что соз­даются крупные корпоративные объединения, большая часть акций которых принадлежит государству, в том числе появля­ются вертикально интегрированные структуры.

Увеличение доли государства в частных корпорациях, создание крупных корпоративных структур с государствен­ным участием позволяют говорить о формировании новой модели государственного сектора российской экономики. Успешные государственные корпорации функциониру­ют в ключевых секторах национальной промышленности, вносят существенный вклад в развитие международных экономических отношений России [Смирнова О. С., 2013]. В сложившихся условиях особую актуальность приобре­тает вопрос: какова оптимальная модель государственного сектора российской экономики? Основные признаки кор­поративной модели государственного сектора отражены в табл. 3.

В ситуации, когда продолжается глобализация, деятель­ность зарубежных транснациональных компаний подавляет российскую экономику, необходимо наращивать конкурент­ный потенциал национальной экономики. Предстоит разви­вать корпоративную модель государственного сектора рос­сийской экономики с участием крупных государственных корпораций, способных создать конкуренцию иностранным транснациональным компаниям [Калмыкова Т.Н., 2013].

По нашему мнению, основу корпоративной модели должны составить следующие принципы:

  • активное экономическое взаимодействие и сотруд­ничество государственных корпораций с крупными зарубежными компаниями и корпорациями; ряд рос­сийских корпораций имеет свои представительства и филиалы за рубежом;
  • значительный, иногда полный контроль над отдельны­ми отраслями экономики, имеющими стратегическое значение (атомная, энергетика, оборонно-промышлен­ный комплекс и др.);
  • тесная взаимосвязь стратегических приоритетов развития государственных корпораций с общи­ми целями и задачами развития государства в це­лом, реализация финансовой, инвестиционной, социально-экономической, внешнеэкономической го­сударственной политики;
  • разработка долгосрочных стратегий государственных корпораций, в которой отражены миссия, цели, задачи, а также приоритетные направления их развития.

 

Таблица 3

Основные признаки корпоративной модели государственного сектора

Признак

Характеристика

Описание

Относительный размер

Небольшой

В состав государственного сектора включено относительно немного сверхкрупных корпо­раций, доля государственных унитарных предприятий сокращается

Масштабы деятельности

Значительные

Вклад государственных корпораций и государственных компаний в структуре ВВП довольно значителен, имеют место высокие объемы производственной деятельности и объемы выручки

Степень отраслевой специа­лизации

Высокая

Крупные государственные корпорации функционируют в высокотехнологичных отраслях промышленности: оборонной, атомной, энергетической, космической, транспортной, где они занимают большую часть рынка или контролируют отрасль в целом (ГК «Росатом», ГК «Poскосмос», ГК «Ростехнологии»)

Четкость границ

Нечеткие

В составе хозяйствующих субъектов государственного сектора выделяют корпорации со 100%-ным участием государства и компании, акции которых частично принадлежат государству (50% акций и более), иными словами, часть акций принадлежит государству, а часть - частным корпорациям

Инвестиционная активность

Высокая

Государственные корпорации осуществляют значительные инвестиции в развитие отраслей и поддержку отечественных производителей, в структуре ряда корпораций (ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом») выделены инвестиционные подразделения и отдельные компании, специализирующиеся на управлении инвестиционными проектами

Анализ особенностей формирования и реализации корпора­тивной модели государственного сектора российской экономи­ки позволил выявить ее преимущества и недостатки (табл. 4).

Основное преимущество корпоративной модели госу­дарственного сектора российской экономики заключается в достижении интеграционного эффекта. Повышается ин­теграционный потенциал основных элементов внутри само­го государственного сектора, в первую очередь унитарных предприятий, научных и образовательных учреждений и др. Границы взаимодействия с частным сектором расширяются благодаря возможностям совместного владения акционер­ным капиталом при реализации совместных проектов в рам­ках государственно-частного партнерства, диверсификации портфеля государственного заказа, расширения коммерче­ских функций новых субъектов государственного сектора. Открываются возможности для относительного роста раз­меров государственного сектора и фактического расширения его границ за счет усиления переходных элементов, развития корпоративных и ассоциативных форм интеграции с пред­приятиями частного сектора. Для сравнения: классическая, или унитарная, модель государственного сектора способ­ствует изоляционизму и дезинтеграции как внутренних эле­ментов, входящих в его состав, так и внешних, в том числе предприятий частного сектора.

Данная модель предполагает увеличение размеров госу­дарственного сектора, а именно числа государственных уни­тарных предприятий, что в современных условиях достаточ­но проблематично. В связи с этим потенциал роста размеров государственного сектора в рамках классической унитарной модели весьма ограничен.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК ОСНОВА КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

В 2007 году были созданы государственные корпорации, которые составили три основные группы:

  • ГК «Внешэкономбанк», ГК «Агентство по страхова­нию вкладов» восполняют «провалы» рынка и систе­мы управления государством, создают институты фи­нансового развития в виде госкорпораций.
  • ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ГК «Олимпстрой» повышают гибкость и эффективность административной системы, передают отдельные функции государственных органов власти в ведение государственных корпораций.
  • ГК «Росатом», ГК «Ростехнологии», ГК «Роскосмос» способствуют повышению конкурентоспособности стратегически важных отраслей экономики, обеспечи­вают национальную безопасность, реструктуризацию и консолидацию соответствующих активов государ­ства [СинюковЮ.В., 2011].

 

Таблица 4

Преимущества и недостатки корпоративной модели

Преимущество

Недостаток

•       Значительные объемы финансовых ресурсов, консолидация государственного капитала в структуре крупных государственных корпораций;

•    широкие возможности привлекать частные инвестиции;

•       долгосрочное стратегическое планирование деятельности хозяйствующих субъектов;

•       развитие высокотехнологичных и приоритетных отраслей экономики;

•       реализация отдельных видов государственной политики

•       Значительные затраты материальных и нематериальных ресурсов на со­здание и функционирование

крупных корпораций;

•       сложность организационных структур государственных корпораций;

•       проблемы комплексной оценки эффективности государственных корпораций;

•    проблемы определения границ государственного сектора;

•       недостаточный государственный контроль над деятельностью государ­ственных корпораций

Государственные корпорации функционируют в приори­тетных отраслях и выполняют в структуре государственного сектора ряд важных функций. Среди последних основными являются:

  • воспроизводственная функция: производство, распре­деление и потребление общественных благ с акцентом на создание условий для производства полезных благ на­селению не только в рамках государственного сектора, но и для предприятий и организаций частного сектора;
  • обеспечение национальной безопасности: в государ­ственном секторе сконцентрированы предприятия, образующие ядро ОПК и удерживающие научно-тех­нологический приоритет в области создания нового вооружения и техники;
  • инновационная функция: концентрация большого научного потенциала в рамках государственного сек­тора, ориентация вновь созданных государственных корпораций на высокотехнологичное производство и выпуск инновационной продукции;
  • стабилизационная функция: стабилизация финансово­го и реального секторов российской экономики в ус­ловиях кризиса, преодоление последствий политики экономической изоляции России со стороны экономи­чески развитых стран.

Для оценки ключевых показателей эффективности го­сударственных корпораций важно модифицировать суще­ствующую систему оценки их эффективности, так чтобы она включала и базисные критерии, отражающие вну­треннюю эффективность корпорации непосредственно как экономического субъекта или хозяйственной едини­цы, и производные, отражающие внешние экономические, социальные и экологические эффекты в масштабах всего государственного сектора, отрасли и экономики в целом.

Важным направлением повышения эффективности ин­ститута государственных корпораций является совершен­ствование их системы стратегического планирования, на­правленное на оптимизацию структурных элементов базовых стратегий и на достижение организационно-функциональной конфигурации государственной корпорации, комплементар­ной типу выбранной эталонной стратегии (концентрирован­ного роста, вертикальной интеграции или диверсификации).

 

Таблица 5

Классификация государственных корпораций по степени государственного участия и уровню позиционирования на рынке

 

Позиционирование на рынке

Степень государственного участия в капитале

Сильное

Слабое

А. Большая часть производственно-хозяйственной деятельности ориентирована на конкурентный рынок

С. Большая часть производственно-хозяйственной деятельности ориентирована на государственный заказ

В. Контрольный пакет акций принадлежит государству или пол­ностью находится в государственной собственности

Д. Участие государства в капитале ограничено

Особенность выбора той или иной стратегии государ­ственной корпорации зависит от ее типа. Государственные корпорации можно условно разделить на несколько групп (табл. 5) в зависимости от комбинации признаков, отража­ющих степень участия государства в капитале и уровень ориентации производственно-хозяйственной деятельности на конкурентный рынок, рыночные транзакции [Курчен- ков В.В., Калмыкова Т.Н., 2013].

Следуя теории О. В. Иншакова о различии институци­онального статуса предприятия и фирмы [Иншаков О.В., 2008], необходимо отметить, что только государственные корпорации, относящиеся к сектору А-D, будут в большей степени иметь институциональные черты фирмы, в то время как государственные корпорации сектора B-C- черты клас­сического предприятия централизованной плановой эконо­мики. Таким образом, в современных условиях институци­ональные границы государственных корпораций достаточно размыты, поскольку структуры подобного рода чрезвычайно разнообразны, отличаются по размерам, структуре, отрас­левой принадлежности [Курченков В.В., Калмыкова Т.Н., 2013].

Оптимизация структуры стратегий госкорпораций свя­зана с необходимостью выделить обязательные элементы: «определение миссии и целей», «анализ внешней и вну­тренней среды», «разработка программы мероприятий», «утверждение целевых индикаторов и ресурсного обеспече­ния реализации стратегии». Кроме того, тип организацион­но-функциональной конфигурации госкорпорации должен соответствовать типу выбранной стратегии (табл. 6). Для ГК «Агентство по страхованию вкладов», ГК «Внешэконом­банк», «Фонд содействия реформированию ЖКХ» харак­терен тип стратегии концентрированного роста, связанный с усилением позиций на рынке. ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос» выбрали стратегию диверси­фицированного роста, связанную с диверсификацией про­дуктового портфеля и выходом на новые, быстрорастущие рынки. Реализация выбранных стратегий позволит государ­ственным корпорациям эффективно развиваться в долго­срочной перспективе и успешно выполнять поставленные цели, связанные в том числе с поддержкой стратегических отраслей российской экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преимущества корпоративной модели государственного сектора обусловлены преимуществами крупных корпора­ций, связанными с неограниченными возможностями разви­тия и диверсификации производства, получением высокой прибыли, внедрением новых технологий. Деятельность го­сударственных корпораций осуществляется в перспектив­ных секторах национальной экономики, от эффективного развития которых зависит успешное развитие экономики страны в целом. Обеспечивая устойчивое развитие наци­ональной экономической системы, государственные кор­порации способствуют сглаживанию «провалов» рынка, формируя необходимые предпосылки для ликвидации по­следствий кризисных явлений. В рамках государственного сектора государственные корпорации выполняют ряд важ­ных функций, в первую очередь воспроизводственную, ин­новационную и стабилизационную, а также обеспечивают национальную безопасность. Консолидация государствен­ного капитала в крупных государственных корпорациях по­зволяет комплексно и эффективно развивать стратегические отрасли экономики.

 

Таблица 6

Базовые стратегии государственных корпораций в РФ

Государственная корпорация

Тип стратегии

Реализуемая функция

Срок реализации стратегии

Агентство по страхованию вкладов

Стратегия концентрированного роста

Стабилизационная,

воспроизводственная

С 2015 по 2020 год

Внешэкономбанк

Стратегия концентрированного роста

Стабилизационная,

воспроизводственная

С 2016 по 2021 год

Фонд содействия реформированию жилищ­но-коммунального хозяйства

Стратегия концентрированного роста

Социальная,

воспроизводственная

С 2014 по 2017 год

Ростехнологии

Стратегия диверсифицированного роста

Инновационная,

воспроизводственная

С 2013 по 2020 год

Росатом

Стратегия диверсифицированного роста

Обеспечение национальной безо­пасности, воспроизводственная

С 2012 по 2030 год

Роскосмос

Стратегия диверсифицированного роста

Инновационная,

воспроизводственная

С 2017 по 2030 год

Успешное становление и развитие корпоративной модели государственного сектора российской экономики напрямую зависят от эффективности функционирования государствен­ных корпораций, которые составляют основу формирования данной модели. Развитие государственного сектора способ­ствует консолидации государственного капитала в стратеги­чески важных отраслях экономики посредством объедине­ния хозяйствующих субъектов в крупные государственные корпорации, что позволяет обеспечить высокую диверсифи­кацию производства, значительные масштабы деятельности и эффективную реализацию отдельных видов государствен­ной политики.

Spisok literatury

1. Atkinson E., Stirlits Dzh. (1995) Lektsii po ekonomicheskoi teorii gosudarstvennogo sektora: Per. s angl. M.: Aspekt-press. S. 5-9.

2. Babikova A. V., Khanina A. V. (2015) Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya vysokotekhnologichnykh otraslei promyshlennosti v usloviyakh modernizatsii ekonomiki // Problemy ekonomiki i menedzhmenta. №. 1 (41). S. 28-33.

3. Gogoleva T. N. (2013) Ustoichivost' estestvenno-monopol'nogo effekta: metodologicheskie predposylki i metodika analiza // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i upravlenie. № 1. S. 5-11.

4. Inshakov O. V. (2008) Predpriyatie i firma: vykhod iz zabluzhdenii v rusle evolyutsionnoi ekonomicheskoi teorii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3. Ekonomika. Ekologiya. № 2. S. 6-15.

5. Kalmykova T. N. (2013) Formirovanie korporativnykh struktur v gosudarstvennom sektore rossiiskoi ekonomiki v sovremennykh usloviyakh // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. № 4. S. 231-235.

6. Kurchenkov V. V. (2012) Rol' gosudarstva v konsolidatsii rossiiskogo kapitala na sovremennom etape // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya. № 1. S. 6-13.

7. Kurchenkov V. V., Kalmykova T. N. (2013) Institutsional'nye faktory formirovaniya gosudarstvennykh korporatsii v sovremennoi rossiiskoi ekonomike // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. № 2 (38). S. 37-45.

8. Mazanova V. V. (2008) Gosudarstvennyi sektor v ekonomicheskoi sisteme sovremennogo rossiiskogo gosudarstva // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. № 4. S. 56-58.

9. Mokina L. S., Nikitina E. G. (2015) Neobkhodimost' gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki // Vestnik SamGU. № 2 (124). S. 153-156.

10. Podrezova Yu. A. (2008) Gosudarstvennyi sektor i ego effektivnost' v rossiiskoi ekonomike: Avtoref. dis. … kand. ekon. nauk. Tambov. S. 17-23.

11. Raizberg B. A. (2016) Sovremennyi ekonomicheskii slovar' // Akademik.ru. URL: http://dic.academic.ru / dic.nsf / econ_dict / 17398.

12. Sinyukov Yu. V. (2011) Rol' gosudarstvennykh korporatsii v mekhanizme finansirovaniya innovatsii i modernizatsii ekonomiki Rossii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. № 6. S. 122-125.

13. Smirnova O. S. (2013) Gosudarstvennye korporatsii kak sovremennyi institut razvitiya ekonomiki Rossii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 9. Issledovaniya molodykh uchenykh. № 11. S. 51-53.

14. Smirnova O. S. (2014) Rol' predpriyatii gosudarstvennogo sektora v razvitii ekonomiki strany // Tendentsii razvitiya ekonomicheskikh nauk: sbornik nauchnykh statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ufa: Aeterna. S. 59-60.

15. Federal'nyi zakon ot 12.01.1996 № 7‑FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» // Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_8824 / .

16. Yakobson L. I. (2000) Gosudarstvennyi sektor ekonomiki: ekonomicheskaya teoriya i politika: Uchebnik dlya vuzov. M.: GU VShE. 367 s.


Для цитирования:


Курченков В.В., Макаренко О.С. Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(2):10-15. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-2-10-15

For citation:


Kurchenkov V.V., Makarenko O.S. Advantages of the corporate model of the state sector of the economy of Russia. Strategic decisions and risk management. 2018;(2):10-15. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-2-10-15

Просмотров: 5778


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)