Preview

战略决策和风险管理

高级搜索

Глобальный рынок образовательных продуктов в it-сфере: приоритеты для российских университетов

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-12-25

摘要

В статье рассмотрены ключевые тренды в образовании для отраслей IT и радиоэлектроники, проведен сравнительный анализ подходов к организации научно-образовательной деятельности в 30 зарубежных и отечественных университетах, лидирующих в предметных рейтингах QS Computer Science & Information Systems и Engineering – Electrical&Electronic. Характеристиками трендов являются:
• тесная и постоянно усиливающаяся интеграция образовательной и научной сфер деятельности, что выражается в появлении междисциплинарных образовательных программ, привязке учебного процесса к исследованиям в прорывных областях знаний и формировании специфических университетских экосистем, нацеленных на лидерство в конкретных технологиях;
• разнообразие форм организации учебного процесса, ориентация на модульность, индивидуальность и непрерывность, которые активно используются в продвижении образовательных услуг;
• общее отставание российских университетов от IT-практики и ожиданий реального сектора.
Методика исследования предусматривала анализ содержания и моделей реализации образовательных продуктов, экспертных мнений в части требований к образованию IT-специалистов. В результате определены разрывы между актуальными отраслевыми трендами, текущей ситуацией в образовании и запросами реального сектора. На примере ряда магистерских программ, разработанных в Институте радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета, продемонстрирован механизм интеграции науки, образования и консалтинга с целью развить востребованные междисциплинарные образовательные продукты. Результаты исследования могут быть использованы отечественными и зарубежными университетами, работающими в IT-сегментах, для повышения конкурентоспособности и реализации стратегических научно-образовательных инициатив.

关于作者

Л. Гительман
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
俄罗斯联邦


С. Шабунин
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
俄罗斯联邦


М. Кожевников
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
俄罗斯联邦


А. Гамбург
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
俄罗斯联邦


Я. Аймашева
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
俄罗斯联邦


Е. Стариков
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
俄罗斯联邦


参考

1. Агамирзян И. (2015) Инновации: три заблуждения // Ведомости. № 3831.

2. Гаусмайер Ю. (2012) It’s OWL – передовой кластер // tec.News. № 4. C. 6–7.

3. Гительман Л. Д., Сандлер Д. Г., Кожевников М. В. и др. (2015) Технологическая платформа как инструмент преобразований научно-образовательной деятельности в университете // Университетское управление: практика и анализ. № 6. С. 31–42.

4. Жиляев А. Н., Олейник А. И. (2015) Актуальные проблемы подготовки и развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли // Качество. Инновации. Образование. № 12. С. 9–22.

5. Рейтинг технических вузов России 2017 // Superjob.ru. URL: https://students.superjob.ru / reiting-vuzov / it / , дата обращения 25.12.2017.

6. Сухов А. В., Стреха А. А. (2012) Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества // Транспортное дело России. № 6 (2). С. 172–173.

7. Университет Иннополис. ( [б.г.]) URL:https://university.innopolis.ru.

8. 10 Top European Universities Offering the Best Job Prospects in 2018 (2017) // Mastersportal. URL: https://www.mastersportal.eu / articles / 365 / 10‑top-european-universities-offering-the-best-job-prospects-in-2018.html

9. Annetta L. A., Minogue J. (2016) Connecting Science and Engineering Education Practices in Meaningful Ways. Switzerland: Springer.

10. Baller S., Dutta S., Lanvin B. (2016) The Global Information Technology Report 2016. Geneva: World Economic Forum and INSEAD.

11. Chataway J., Parks S., Smith E. (2017) How Will Open Science Impact on University-Industry Collaboration? // Foresight and STI Governance. Vol. 11. № 2. P. 44–53.

12. College ROI Report: Best Value Colleges (2017) // Pay Scale. URL: https://www.payscale.com / college-roi.

13. Compare Salaries by University ( [s.a.]) // Emolument. URL: https://www.emolument.com / salary-reports / universities.

14. Dudman A., Wearne S. H. (2003) Professional Engineers’ Needs for Managerial Skills and Expertise. URL: https://www.engc.org.uk / Eng CDocuments / Internet / Website / Professional%20Engineers%20need%20Management%20Skills.pdf.

15. Ferguson D., Fernández R. E. (2015) The Role of the University in the Innovation Ecosystem, and Implications for Science Cities and Science Parks: A Human Resource Development Approach // WTR. Vol. 4. P. 132–143.

16. Flores N. H., Paiva A. C. R., Letra P. (2016) Software Engineering Management Education through Game Design Patterns // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 228. P. 436–442.

17. Fuchs W. (2012) The New Global Responsibilities of Engineers Create Challenges for Engineering education // Journal of Education for Sustainable Development. Vol. 6.

18. P. 111–113.

19. Graham R. (2014) Creating university-based entrepreneurial ecosystems evidence from emerging world leaders. MIT Skoltech Initiative, 2014 // R H Graham Consulting. URL: http://www.rhgraham.org / RHG / Recent_publications_files / MIT%3ASkoltech%20entrepreneurial%20ecosystems%20report%202014 %20_1.pdf.

20. International Trends in Higher Education 2015 // University of Oxford. URL: https://www.ox.ac.uk / sites / files / oxford / International%20Trends%20in%20Higher%20Education%202015.pdf.

21. IT Industry Outlook 2016 // CompTIA. URL: https://www.comptia.org / resources / it-industry-outlook-2016‑final.

22. Mohd-Yusof Kh., Helmi S. A., Phang F. A. et al. (2015) Future Directions in Engineering Education: Educating Engineers of the 21st Century // ASEAN Journal of Engineering Education. Vol. 2, N 1. P. 8–13.

23. QS World University Rankings. ( [s.a.]) URL: https://www.topuniversities.com / university-rankings / world-university-rankings / .

24. Rangarajan Dr. K., Tiwari S. K. (2014) Evolution of Global IT Services Industry: Impact of Technological advancements and Business needs // IOSR Journal of Business and Management. Vol. 16, N 5. P. 33–40.

25. Tech Trends 2017. The Kinetic Enterprise. Deloitte University Trends 2017. URL: https://www. deloitte.com / global / en / pages / technology / articles / tech- trends.html.

26. Tech Trends Report 2017 // Future Today Institute. Режим доступа: https://futuretodayinstitute.com / 2017‑tech-trends / .

27. UNESCO Science Report: towards 2030 – Executive Summary. Paris: Publishing of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2015.

28. University of the Future. A thousand year old industry on the cusp of profound change (2012) // Ernst & Young. URL: http://www.ey.com / Publication / vwLUAssets / University_of_the_future / %24FILE / University_of_the_future_2012.pdf.


评论

供引用:


Gitelman L.D., Shabunin S.N., Kozhevnikov M.V., Gamburg A.V., Aimasheva I.S., Starikov E.M. Global market of educational products in the it sphere: priorities for russian universities. Strategic decisions and risk management. 2018;(1):12-25. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-12-25

浏览: 2811


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)