Глобальный рынок образовательных продуктов в it-сфере: приоритеты для российских университетов
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-12-25
摘要
В статье рассмотрены ключевые тренды в образовании для отраслей IT и радиоэлектроники, проведен сравнительный анализ подходов к организации научно-образовательной деятельности в 30 зарубежных и отечественных университетах, лидирующих в предметных рейтингах QS Computer Science & Information Systems и Engineering – Electrical&Electronic. Характеристиками трендов являются:
• тесная и постоянно усиливающаяся интеграция образовательной и научной сфер деятельности, что выражается в появлении междисциплинарных образовательных программ, привязке учебного процесса к исследованиям в прорывных областях знаний и формировании специфических университетских экосистем, нацеленных на лидерство в конкретных технологиях;
• разнообразие форм организации учебного процесса, ориентация на модульность, индивидуальность и непрерывность, которые активно используются в продвижении образовательных услуг;
• общее отставание российских университетов от IT-практики и ожиданий реального сектора.
Методика исследования предусматривала анализ содержания и моделей реализации образовательных продуктов, экспертных мнений в части требований к образованию IT-специалистов. В результате определены разрывы между актуальными отраслевыми трендами, текущей ситуацией в образовании и запросами реального сектора. На примере ряда магистерских программ, разработанных в Институте радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета, продемонстрирован механизм интеграции науки, образования и консалтинга с целью развить востребованные междисциплинарные образовательные продукты. Результаты исследования могут быть использованы отечественными и зарубежными университетами, работающими в IT-сегментах, для повышения конкурентоспособности и реализации стратегических научно-образовательных инициатив.
关于作者
Л. Гительман俄罗斯联邦
С. Шабунин
俄罗斯联邦
М. Кожевников
俄罗斯联邦
А. Гамбург
俄罗斯联邦
Я. Аймашева
俄罗斯联邦
Е. Стариков
俄罗斯联邦
参考
1. Агамирзян И. (2015) Инновации: три заблуждения // Ведомости. № 3831.
2. Гаусмайер Ю. (2012) It’s OWL – передовой кластер // tec.News. № 4. C. 6–7.
3. Гительман Л. Д., Сандлер Д. Г., Кожевников М. В. и др. (2015) Технологическая платформа как инструмент преобразований научно-образовательной деятельности в университете // Университетское управление: практика и анализ. № 6. С. 31–42.
4. Жиляев А. Н., Олейник А. И. (2015) Актуальные проблемы подготовки и развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли // Качество. Инновации. Образование. № 12. С. 9–22.
5. Рейтинг технических вузов России 2017 // Superjob.ru. URL: https://students.superjob.ru / reiting-vuzov / it / , дата обращения 25.12.2017.
6. Сухов А. В., Стреха А. А. (2012) Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества // Транспортное дело России. № 6 (2). С. 172–173.
7. Университет Иннополис. ( [б.г.]) URL:https://university.innopolis.ru.
8. 10 Top European Universities Offering the Best Job Prospects in 2018 (2017) // Mastersportal. URL: https://www.mastersportal.eu / articles / 365 / 10‑top-european-universities-offering-the-best-job-prospects-in-2018.html
9. Annetta L. A., Minogue J. (2016) Connecting Science and Engineering Education Practices in Meaningful Ways. Switzerland: Springer.
10. Baller S., Dutta S., Lanvin B. (2016) The Global Information Technology Report 2016. Geneva: World Economic Forum and INSEAD.
11. Chataway J., Parks S., Smith E. (2017) How Will Open Science Impact on University-Industry Collaboration? // Foresight and STI Governance. Vol. 11. № 2. P. 44–53.
12. College ROI Report: Best Value Colleges (2017) // Pay Scale. URL: https://www.payscale.com / college-roi.
13. Compare Salaries by University ( [s.a.]) // Emolument. URL: https://www.emolument.com / salary-reports / universities.
14. Dudman A., Wearne S. H. (2003) Professional Engineers’ Needs for Managerial Skills and Expertise. URL: https://www.engc.org.uk / Eng CDocuments / Internet / Website / Professional%20Engineers%20need%20Management%20Skills.pdf.
15. Ferguson D., Fernández R. E. (2015) The Role of the University in the Innovation Ecosystem, and Implications for Science Cities and Science Parks: A Human Resource Development Approach // WTR. Vol. 4. P. 132–143.
16. Flores N. H., Paiva A. C. R., Letra P. (2016) Software Engineering Management Education through Game Design Patterns // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 228. P. 436–442.
17. Fuchs W. (2012) The New Global Responsibilities of Engineers Create Challenges for Engineering education // Journal of Education for Sustainable Development. Vol. 6.
18. P. 111–113.
19. Graham R. (2014) Creating university-based entrepreneurial ecosystems evidence from emerging world leaders. MIT Skoltech Initiative, 2014 // R H Graham Consulting. URL: http://www.rhgraham.org / RHG / Recent_publications_files / MIT%3ASkoltech%20entrepreneurial%20ecosystems%20report%202014 %20_1.pdf.
20. International Trends in Higher Education 2015 // University of Oxford. URL: https://www.ox.ac.uk / sites / files / oxford / International%20Trends%20in%20Higher%20Education%202015.pdf.
21. IT Industry Outlook 2016 // CompTIA. URL: https://www.comptia.org / resources / it-industry-outlook-2016‑final.
22. Mohd-Yusof Kh., Helmi S. A., Phang F. A. et al. (2015) Future Directions in Engineering Education: Educating Engineers of the 21st Century // ASEAN Journal of Engineering Education. Vol. 2, N 1. P. 8–13.
23. QS World University Rankings. ( [s.a.]) URL: https://www.topuniversities.com / university-rankings / world-university-rankings / .
24. Rangarajan Dr. K., Tiwari S. K. (2014) Evolution of Global IT Services Industry: Impact of Technological advancements and Business needs // IOSR Journal of Business and Management. Vol. 16, N 5. P. 33–40.
25. Tech Trends 2017. The Kinetic Enterprise. Deloitte University Trends 2017. URL: https://www. deloitte.com / global / en / pages / technology / articles / tech- trends.html.
26. Tech Trends Report 2017 // Future Today Institute. Режим доступа: https://futuretodayinstitute.com / 2017‑tech-trends / .
27. UNESCO Science Report: towards 2030 – Executive Summary. Paris: Publishing of United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2015.
28. University of the Future. A thousand year old industry on the cusp of profound change (2012) // Ernst & Young. URL: http://www.ey.com / Publication / vwLUAssets / University_of_the_future / %24FILE / University_of_the_future_2012.pdf.
评论
供引用:
Gitelman L.D., Shabunin S.N., Kozhevnikov M.V., Gamburg A.V., Aimasheva I.S., Starikov E.M. Global market of educational products in the it sphere: priorities for russian universities. Strategic decisions and risk management. 2018;(1):12-25. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-1-12-25