Новый тарифный режим для естественных монополий в России: каким он должен быть?
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-4-5-30-37
摘要
Последние несколько лет в Российской Федерации используется искусственное сдерживание роста тарифов на услуги естественных монополий. Простое решение, принятое несколько лет назад поспешно как краткосрочная антикризисная мера, имеет все шансы стать «решением» на долгие годы. В статье предпринимается попытка проанализировать краткосрочные и долгосрочные эффекты такого подхода к тарифообразованию и приводятся результаты, полученные в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, в отношении влияния тарифов в энергетике на основные макроэкономические показатели, чаще всего используемые в качестве аргументов в пользу сдерживания тарифов. Показано, что тарифообразование, в частности для электросетевых организаций, должно предусматривать покрытие всех эффективных издержек регулируемых компаний, позволяющих обеспечивать надежное и качественное электроснабжение для устойчивого и эффективного развития промышленных потребителей и жизнеобеспечения населения. В статье впервые приводятся результаты оценки эффективности операционных издержек электросетевых компаний, полученные с помощью моделей ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, построенные с использованием метода анализа оболочечных данных (DEA) – одного из передовых и наиболее распространенных методов в современном тарифообразовании.
关于作者
И. Долматов俄罗斯联邦
И. Золотова
俄罗斯联邦
И. Маскаев
俄罗斯联邦
参考
1. Годовой отчет за 2015 год. (2016) // rustocks.com. http://www.rustocks.com / put.phtml / MRKH_2015_RUS.pdf.
2. Доклад главы Минэкономразвития России на заседании Правительства РФ о сценарных условиях и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов (2016) // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru / minec / press / official / 2016210402? presentationtemplate=m_activityFormMatherial&presentationtemplateid=aabc27004b74dbd4bfa4bf77bb90350d
3. Кривошапко Ю. Брак по расчетам (2017) // Российская газета. 28 февр. URL: https://rg.ru / 2017 / 02 / 28 / glava-fas-igor-artemev-rasskazal-o-tom-pochemu-v-rf-vysokie-tarify.html.
4. Порохова Н., Снитко Д. (2014) Энергетика: О пармезане и тарифах монополий // Ведомости. 26 нояб. URL: http://www.vedomosti.ru / opinion / articles / 2014 / 11 / 26 / o-parmezane-itarifah-monopolij
5. Приказ Минэнерго России от 01.03.2016 № 147 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2016–2022 годы» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_197351 / .
6. Приказ ФСТ России от 18.03.2015 № 421‑э «Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 № 98‑э и от 30.03.2012 № 228‑э» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_179030 / .
7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (2016) / Министерство экономического развития Российской Федерации. М.
8. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики (2016) // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru / minec / activity / sections / macro / prognoz / .
9. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (2016) / Министерство экономического развития Российской Федерации. М.
10. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35‑ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_41502 / .
11. Coelli T., Estache A., Perelman S. et al. (2003) A Primer on Efficiency Measurement for Utilities and Transport Regulators. WBI Development Studies, WorldBank, Washington D. C.
12. Economist Intelligence Unit. URL: http://gfs.eiu.com / Archive.aspx?archiveType=commoditiesoverview.
13. Haney A. B., Pollitt M. G. (2009) Efficiency Analysis of Energy Networks: An International Survey of Regulators. Energy Policy. Vol. 37, № 12. P. 5814–5830.
14. Lovell K. (2006) Frontier Analysis: Recent Advances and Future Challenges. Keynote Address, North American Productivity Workshop / Stern School of Business, New York University. New York.
15. Organization for Economic Co-operation and Development (2017). URL: https://stats.oecd.org / index.aspx?DataSetCode=EO.
16. Short-Term Energy Outlook (2017) // U. S. Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov / outlooks / steo / archives / Mar17.pdf.
17. Short-Term Energy Outlook (2017) // US Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov / outlooks / steo / .
18. The Global Competitiveness Report, 2013–2014 (2013) / World Economic Forum. Geneva.
19. The Global Competitiveness Report, 2016–2017 (2016) / World Economic Forum. Geneva.
20. WEO Update (2017). URL: https://www.imf.org / en / Publications / WEO / Issues / 2016 / 12 / 27 / A-Shifting-Global-Economic-Landscape.
21. World Bank Commodities Price Forecast (2016). URL: http://pubdocs.worldbank.org / en / 764161469470731154 / CMO-2016‑July-forecasts.pdf.
22. World Energy Outlook 2013 / OECD / IEA. Ch. 8: Energy and competitiveness. URL: https://www.iea.org / publications / freepublications / publication / WEO2013.pdf.
评论
供引用:
Dolmatov I.A., Zolotova I.Yu., Maskaev I.V. New tariff regulation for natural monopolies: what should it be? Strategic decisions and risk management. 2017;(4-5):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-4-5-30-37