Перейти к:
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Лютер Е.В., Гусарова Ю.В., Старкова М.М., Ворожейкин А.С. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(5):54-57. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57
For citation:
Lyuter E.V., Gusarova Y.V., Starkova M.M., Vorozheikin A.S. REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE CUSTOMER AND THE EXECUTOR OF THE STATE DEFENSE ORDER. Strategic decisions and risk management. 2016;(5):54-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57
При размещении и выполнении государственного оборонного заказа нужна система мер, обеспечивающих контроль за использованием бюджетных средств [Федеральный закон 2012]. Ее ключевым элементом должны стать новые меры регулирования отношений между заказчиком и исполнителем государственного оборонного заказа, включающими методы контроля использования бюджетных средств на основе установления специального банковского сопровождения расчетов между всеми исполнителями контракта, анализа и мониторинга их финансово-экономического состояния, установление взаимодействия исполнителей контрактов, входящих в кооперацию по действующим заказам, заключенным с Министерством обороны РФ. Данный аспект определяет направление расходования бюджетных средств, выполнение государством своих социально-экономических функций и защиту от рисков, связанных с действиями недобросовестных исполнителей (поставщиков, подрядчиков) при заключении и исполнении государственных контрактов.
Президент и председатель правительства Российской Федерации неоднократно указывали на то, что при заключении контрактов складываются коррупционные схемы, сопровождающиеся недоброкачественным выполнением или невыполнением государственного заказа. Предположительный ущерб от нарушений, совершаемых в процессе осуществления закупок для государственных нужд, оценен примерно в 1 трлн руб. [Единая, [б.г]]. В 2015 году было размещено извещений о закупках на сумму более 6,6 трлн руб. Даже без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе, общий объем заключенных контрактов составил 5,3 трлн руб. Более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков используют контрактную систему, которая стала одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре ВВП страны государственные закупки составляют более 10% [Единая, [б.г.]]. Вышеприведенная статистика подтверждает необходимость наведения порядка в сфере заключения и выполнения государственных контрактов.
Вступление в силу 5 апреля 2013 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не избавило стороны от неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в данной сфере. Сведения о подобных санкциях приведены в табл. 1.
Анализ данных (табл. 1) свидетельствует об увеличении в три раза неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в 2015 году, стало больше и поставщиков, которые не соблюдали свои обязательства. Исполнению контрактов с фиксированными ценами препятствовали волатильность рынков, спад в ряде отраслей производства товаров, работ, услуг, нестабильность финансового положения отдельных поставщиков. Недобросовестное исполнение гособоронзаказа подрывает экономическую безопасность страны, снижает обороноспособность и приводит к нестабильности социальной системы.
Одним из средств преодоления такой ситуации могло бы стать комплексное методическое обеспечение взаимодействия между исполнителем и заказчиком в рамках государственного контракта. Прежде всего, необходим анализ финансово-экономического состояния претендентов на выполнение гособоронзаказа и оценка финансово-экономических рисков исполнения контракта. Для этого предлагается метод оценки финансово-экономических рисков при размещении государственного заказа на предприятии. Оценка финансово-экономической устойчивости производится при помощи комплексной оценки ключевых показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия.
Показатели для оценки финансово-экономических рисков выбираются с учетом экономических интересов заказчика и исполнителя государственного контракта (табл. 2). Их можно разделить на три группы:
- показатели эффективности деятельности предприятия: рентабельность активов, рентабельность продаж, налоговая нагрузка;
- показатели платежеспособности и финансовой устойчивости: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, степень платежеспособности, коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
- показатели экономической устойчивости: среднемесячная выработка на одного работающего, среднемесячная заработная плата одного работающего, фондоотдача.
Таблица 1
Сведения о начисленных в 2014-2015 гг. за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств неустойках
Показатель | Уровень бюджета заказчика | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Федеральный уровень | Уровень субъекта РФ | Муниципальный уровень | ||
Количество заключенных контрактов, тыс.: 2014 2015 | 690 | 1 223 | 874 | 2 787 |
783 | 1 429 | 1003 | 3 215 | |
Общий объем заключенных контрактов, млрд руб. 2014 2015 | 2441 | 2 097 | 973 | 5 511 |
2054 | 2 265 | 949 | 5 268 | |
Размер начисленной неустойки: 2014 2015 | 557,9 | 2 473,1 | 370,0 | 3400,99 |
3 413,6 | 4 694,5 | 2 987,2 | 11095,74 | |
Среднее значение неустойки на 1 контракт, руб.: 2014 2015 | 809 | 2 022 | 424 | 1 220 |
4 273 | 3 249 | 2 928 | 3 451 |
Таблица 2
Ключевые показатели, используемые для комплексной оценки финансово-экономической устойчивости исполнителя контракта
Показатель | Расчётная формула | Норматив | Экономическое содержание |
---|---|---|---|
Рентабельность активов | K1 = Прибыль до налогообложения / Средняя величина активов | Среднее значение по виду экономической деятельности | Прибыль, полученная на каждый рубль вложений в активы |
Рентабельность продаж | K2 = Прибыль от продаж / Выручка от продаж | Среднее значение по виду экономической деятельности | Оценка эффективности основной деятельности |
Налоговая нагрузка | K3 = Сумма начисленных налогов / Выручка от продаж | Среднее значение по виду экономической деятельности | Оценка налоговых обязательств предприятия к выручке от продаж |
Коэффициент текущей ликвидности | K4 = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства | > 1,0 | Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами, а также способность расплачиваться с кредиторами по обязательствам |
Коэффициент абсолютной ликвидности | K5 = Денежные и приравненные к ним средства / Краткосрочные обязательства | > 0,2 | Характеризует способность предприятия мгновенно расплачиваться по долгам |
Степень платежеспособности | K6 = Краткосрочные обязательства х Период анализа / Выручка от продаж | < 3 мес. | Оценка возможности погашения обязательств за счет выручки |
Коэффициент автономии | K7 = Собственный капитал / Капитал, вложенный в активы | > 0,5 | Характеризует зависимость от заемных средств |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | K8 = Собственные оборотные средства / Оборотные активы | > 0,1 | Характеризует наличие собственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости |
Среднемесячная выработка на одного работающего, тыс. руб./чел. | K9 = Выручка от продаж /12 / Среднесписочная численность работников | Среднее значение по виду экономической деятельности | Оценка эффективности персонала |
Среднемесячная заработная плата на одного работающего, руб./чел. | K10 = Затраты на оплату труда / Среднесписочная численность работников | Среднее значение по виду экономической деятельности | Оценка эффективности труда |
Фондоотдача, руб./руб. | K11 = Выручка от продаж / Среднегодовая стоимость основных фондов | Среднее значение по виду экономической деятельности | Оценка эффективности основных фондов |
Метод оценки финансово-экономической устойчивости состоит в переводе действительных значений ключевых показателей оценки финансово-экономических рисков (K1 - K11) в частные (Z1 - Z11) методом стандартизации. Частные показатели могут принимать значения 1 или 0 на основе сравнения с нормативными или средними значениями по отрасли (виду экономической деятельности). Если значение ключевого показателя Ki соответствует рекомендуемому или имеет большее значение, частному коэффициенту Zi присваивается значение 1, в противном случае - 0.
Следующим этапом анализа финансово-экономических рисков является расчет показателя комплексной оценки Z, который служит основанием для определения уровня финансово-экономической устойчивости предприятия (табл. 3). На основании значений частных показателей Z1 - Z11 рассчитывается показатель комплексной оценки Z:
Удельный вес каждой из трех групп частных показателей (0,5; 0,3; 0,2) установлен с помощью методов оценки тесноты связи каждой группы по их влиянию на комплексный показатель.
На основе проведенного анализа финансовоэкономической устойчивости предприятия можно сделать вывод о целесообразности дальнейшего сопоставления экономических характеристик предприятия и государственного заказа, поскольку организации, попавшие в зоны «Несостоятельность» и «Кризисная зона», не допускаются к следующим этапам оценки.
Далее производится диагностика экономических характеристик размещаемого государственного заказа. На данном этапе должны быть описаны требования, зависящие от технического задания государственного заказа и предъявляемые к производственному потенциалу предприятия для успешного выполнения заказа. К таким требованиям могут относиться:
- объем и номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг);
- длительность выполнения работ;
- численность и структура персонала;
- стоимость и структура основных средств;
- объем инвестиций на выполнение заказа и др.
Таблица 3
Уровни финансово-экономической устойчивости
Комплексная оценка | Характеристика финансово-экономического состояния |
---|---|
[3,6-2,0] | Устойчивое финансово-экономическое состояние |
(2,0-0,0] | Неустойчивое финансово-экономическое состояние, в том числе: |
(1,6-1,1] | «Кризисная зона» |
(1,1-0,0] | «Несостоятельность» |
Для оценки возможности размещения государственного заказа определяется соответствие производственного потенциала предприятия определенным требованиям государственного заказа, а также сравниваются значения показателей комплексной оценки финансово-экономической устойчивости предприятия-претендента и условного эталонного предприятия. Сопоставление проводится по каждому виду производственных ресурсов: персоналу, основным средствам, оборотным активам. На основе такого анализа определяются «узкие места» в деятельности предприятия и, соответственно, идентифицируются возможные риски невыполнения государственного заказа по каждому виду производственных ресурсов.
Предложенный метод оценки финансово-экономической устойчивости предприятий - потенциальных исполнителей оборонного заказа может стать основой регулирования отношений между заказчиком и исполнителем государственного заказа, поскольку дает возможность отсеять ненадежных претендентов на стадии выбора исполнителя государственного заказа.
Список литературы
1. Единая информационная система в сфере закупок. ( [Б.г.]). URL: http://www.zakupki.gov.ru.
2. Кандыбко Н. В., Авдеев М. В. (2015) Проблемы выполнения государственного оборонного заказа в экономико-правовых условиях 2015 года // Военная экономика и финансы. № 3 (32). С. 83–89.
3. Лютер Е. В. (2012) Диагностика причин кризиса на предприятии. М.: ИВАКО Аналитик. 99 с.
4. Новый оборонный заказ. URL: http://dfnc.ru/category/oboronzakaz/.
5. Рогозин: коррупция в гособоронзаказе должна быть приравнена к госизмене // Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://tass.ru/politika/1115954.
6. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном оборонном заказе» // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/.
8. Чеботарев В. С., Тимченко А. В. (2014) Актуальные проблемы процесса государственных закупок // Вестник Нижегородской академии МВД России. № 2 (26). С. 155–158.
Об авторах
Е. В. ЛютерРоссия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: анализ и диагностика финансово-экономического состояния промышленных предприятий.
Ю. В. Гусарова
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: диагностика причин убыточности и оценка эффективности деятельности предприятий промышленности.
М. М. Старкова
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: экономико-правовые аспекты антикризисного управления предприятием, методы выбора процедур антикризисного управления.
А. С. Ворожейкин
Россия
Магистр менеджмента, аспирант кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: антикризисное управление, государственный оборонный заказ.
Рецензия
Для цитирования:
Лютер Е.В., Гусарова Ю.В., Старкова М.М., Ворожейкин А.С. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(5):54-57. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57
For citation:
Lyuter E.V., Gusarova Y.V., Starkova M.M., Vorozheikin A.S. REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE CUSTOMER AND THE EXECUTOR OF THE STATE DEFENSE ORDER. Strategic decisions and risk management. 2016;(5):54-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57