Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Предложен оригинальный авторский метод оценки финансово-экономической устойчивости предприятий – исполнителей государственного оборонного заказа. Метод учитывает финансовые и экономические показатели деятельности предприятия. Предлагаемый комплексный показатель оценки финансово-экономической устойчивости может быть использован государственным заказчиком на этапе анализа возможностей выполнения государственного контракта потенциальными исполнителями.

Для цитирования:


Лютер Е.В., Гусарова Ю.В., Старкова М.М., Ворожейкин А.С. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(5):54-57. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57

For citation:


Lyuter E.V., Gusarova Y.V., Starkova M.M., Vorozheikin A.S. REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE CUSTOMER AND THE EXECUTOR OF THE STATE DEFENSE ORDER. Strategic decisions and risk management. 2016;(5):54-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57

При размещении и выполнении го­сударственного оборонного заказа нужна система мер, обеспечивающих контроль за использованием бюджет­ных средств [Федеральный закон 2012]. Ее ключевым элементом должны стать новые меры регулирования отношений между заказчиком и исполнителем госу­дарственного оборонного заказа, вклю­чающими методы контроля использо­вания бюджетных средств на основе установления специального банковско­го сопровождения расчетов между все­ми исполнителями контракта, анализа и мониторинга их финансово-экономи­ческого состояния, установление взаи­модействия исполнителей контрактов, входящих в кооперацию по действую­щим заказам, заключенным с Мини­стерством обороны РФ. Данный аспект определяет направление расходования бюджетных средств, выполнение го­сударством своих социально-экономи­ческих функций и защиту от рисков, связанных с действиями недобросо­вестных исполнителей (поставщиков, подрядчиков) при заключении и испол­нении государственных контрактов. 

Президент и председатель прави­тельства Российской Федерации не­однократно указывали на то, что при за­ключении контрактов складываются коррупционные схемы, сопровождаю­щиеся недоброкачественным выполне­нием или невыполнением государствен­ного заказа. Предположительный ущерб от нарушений, совершаемых в процессе осуществления закупок для государ­ственных нужд, оценен примерно в 1 трлн руб. [Единая, [б.г]]. В 2015 году было размещено извещений о закуп­ках на сумму более 6,6 трлн руб. Даже без учета контрактов, сведения о ко­торых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе, общий объем заключенных контрактов составил 5,3 трлн руб. Более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков используют контрактную систему, которая стала одной из крупнейших хозяйствен­ных систем страны. В структуре ВВП страны государственные закупки составляют более 10% [Единая, [б.г.]]. Вышеприведенная статистика подтверждает необходимость наведения порядка в сфере заключения и выполнения государствен­ных контрактов.

Вступление в силу 5 апреля 2013 года Феде­рального закона № 44-ФЗ «О контрактной систе­ме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обе­спечения государственных и муниципальных нужд» не избавило стороны от неустоек за неис­полнение или ненадлежащее исполнение постав­щиками обязательств в данной сфере. Сведения о подобных санкциях приведены в табл. 1.

Анализ данных (табл. 1) свидетельствует об увеличении в три раза неустоек за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение постав­щиками обязательств в 2015 году, стало больше и поставщиков, которые не соблюдали свои обя­зательства. Исполнению контрактов с фиксиро­ванными ценами препятствовали волатильность рынков, спад в ряде отраслей производства това­ров, работ, услуг, нестабильность финансового положения отдельных поставщиков. Недобросо­вестное исполнение гособоронзаказа подрывает экономическую безопасность страны, снижает обороноспособность и приводит к нестабильно­сти социальной системы.

Одним из средств преодоления такой ситуа­ции могло бы стать комплексное методическое обеспечение взаимодействия между исполни­телем и заказчиком в рамках государственного контракта. Прежде всего, необходим анализ фи­нансово-экономического состояния претенден­тов на выполнение гособоронзаказа и оценка финансово-экономических рисков исполнения контракта. Для этого предлагается метод оценки финансово-экономических рисков при размеще­нии государственного заказа на предприятии. Оценка финансово-экономической устойчивости производится при помощи комплексной оценки ключевых показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия.

Показатели для оценки финансово-эконо­мических рисков выбираются с учетом эконо­мических интересов заказчика и исполнителя государственного контракта (табл. 2). Их можно разделить на три группы:

  • показатели эффективности деятельности предприятия: рентабельность активов, рента­бельность продаж, налоговая нагрузка;
  • показатели платежеспособности и финан­совой устойчивости: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент абсолютной лик­видности, степень платежеспособности, коэф­фициент автономии, коэффициент обеспечен­ности собственными оборотными средствами;
  • показатели экономической устойчивости: среднемесячная выработка на одного работа­ющего, среднемесячная заработная плата од­ного работающего, фондоотдача.

 

Таблица 1

Сведения о начисленных в 2014-2015 гг. за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств неустойках

Показатель

Уровень бюджета заказчика

Итого

Федеральный уровень

Уровень субъекта РФ

Муниципальный уровень

Количество заключенных контрактов, тыс.:

2014

2015

690

1 223

874

2 787

783

1 429

1003

3 215

Общий объем заключенных контрактов, млрд руб.

2014

2015

2441

2 097

973

5 511

2054

2 265

949

5 268

Размер начисленной неустойки:

2014

2015

557,9

2 473,1

370,0

3400,99

3 413,6

4 694,5

2 987,2

11095,74

Среднее значение неустойки на 1 контракт, руб.:

2014

2015

809

2 022

424

1 220

4 273

3 249

2 928

3 451

 

Таблица 2

Ключевые показатели, используемые для комплексной оценки финансово-экономической устойчивости исполнителя контракта

Показатель

Расчётная формула

Норматив

Экономическое содержание

Рентабельность активов

K1 = Прибыль до налогообложения / Средняя величина активов

Среднее значение по виду экономической деятельности

Прибыль, полученная на каж­дый рубль вложений в активы

Рентабельность продаж

K2 = Прибыль от продаж / Выручка от продаж

Среднее значение по виду экономической деятельности

Оценка эффективности основ­ной деятельности

Налоговая нагрузка

K3 = Сумма начисленных налогов / Выручка от продаж

Среднее значение по виду экономической деятельности

Оценка налоговых обязательств предприятия к выручке от про­даж

Коэффициент текущей ликвидности

K= Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

> 1,0

Характеризует общую обеспе­ченность предприятия обо­ротными средствами, а также способность расплачиваться с кредиторами по обязатель­ствам

Коэффициент абсолютной ликвидности

K5 = Денежные и приравненные к ним средства / Краткосрочные обязательства

> 0,2

Характеризует способность предприятия мгновенно рас­плачиваться по долгам

Степень платежеспособности

K6 = Краткосрочные обязательства х Период анализа / Выручка от продаж

< 3 мес.

Оценка возможности пога­шения обязательств за счет выручки

Коэффициент автономии

K7 = Собственный капитал / Капитал, вложенный в активы

> 0,5

Характеризует зависимость от заемных средств

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

K8 = Собственные оборотные средства / Оборотные активы

> 0,1

Характеризует наличие соб­ственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчи­вости

Среднемесячная выработка на одного работающего, тыс. руб./чел.

K9 = Выручка от продаж /12 / Среднесписочная численность работников

Среднее значение по виду экономической деятельности

Оценка эффективности персонала

Среднемесячная заработная плата на одного работающего, руб./чел.

 K10 = Затраты на оплату труда / Среднесписочная численность работников

Среднее значение по виду экономической деятельности

Оценка эффективности труда

Фондоотдача, руб./руб.

 K11 = Выручка от продаж / Среднегодовая стоимость основных фондов

Среднее значение по виду экономической деятельности

Оценка эффективности основных фондов

Метод оценки финансово-экономической устойчивости состоит в переводе действительных значений ключевых показателей оценки финансово-экономических рисков (K1 - K11) в частные (Z1 - Z11) методом стандартизации. Частные пока­затели могут принимать значения 1 или 0 на ос­нове сравнения с нормативными или средними значениями по отрасли (виду экономической де­ятельности). Если значение ключевого показателя Ki соответствует рекомендуемому или имеет боль­шее значение, частному коэффициенту Zi присваи­вается значение 1, в противном случае - 0.

Следующим этапом анализа финансово-эко­номических рисков является расчет показателя комплексной оценки Z, который служит основа­нием для определения уровня финансово-эконо­мической устойчивости предприятия (табл. 3). На основании значений частных показателей Z1 - Z11 рассчитывается показатель комплексной оценки Z:

Удельный вес каждой из трех групп частных показателей (0,5; 0,3; 0,2) установлен с помощью методов оценки тесноты связи каждой группы по их влиянию на комплексный показатель.

На основе проведенного анализа финансово­экономической устойчивости предприятия можно сделать вывод о целесообразности дальнейше­го сопоставления экономических характеристик предприятия и государственного заказа, посколь­ку организации, попавшие в зоны «Несостоятель­ность» и «Кризисная зона», не допускаются к сле­дующим этапам оценки.

Далее производится диагностика экономи­ческих характеристик размещаемого государ­ственного заказа. На данном этапе должны быть описаны требования, зависящие от технического задания государственного заказа и предъявляе­мые к производственному потенциалу предпри­ятия для успешного выполнения заказа. К таким требованиям могут относиться:

  • объем и номенклатура выпускаемой продук­ции (работ, услуг);
  • длительность выполнения работ;
  • численность и структура персонала;
  • стоимость и структура основных средств;
  • объем инвестиций на выполнение заказа и др.

 

Таблица 3

Уровни финансово-экономической устойчивости                                      

Комплексная оценка

Характеристика финансово-экономиче­ского состояния

[3,6-2,0]

Устойчивое финансово-экономическое состояние

(2,0-0,0]

Неустойчивое финансово-экономическое состоя­ние, в том числе:

(1,6-1,1]

«Кризисная зона»

(1,1-0,0]

«Несостоятельность»

Для оценки возможности размещения государ­ственного заказа определяется соответствие произ­водственного потенциала предприятия определен­ным требованиям государственного заказа, а также сравниваются значения показателей комплексной оценки финансово-экономической устойчивости предприятия-претендента и условного эталонного предприятия. Сопоставление проводится по каж­дому виду производственных ресурсов: персоналу, основным средствам, оборотным активам. На ос­нове такого анализа определяются «узкие места» в деятельности предприятия и, соответственно, идентифицируются возможные риски невыполне­ния государственного заказа по каждому виду про­изводственных ресурсов.

Предложенный метод оценки финансово-эко­номической устойчивости предприятий - потен­циальных исполнителей оборонного заказа может стать основой регулирования отношений между заказчиком и исполнителем государственного за­каза, поскольку дает возможность отсеять нена­дежных претендентов на стадии выбора исполни­теля государственного заказа.

Список литературы

1. Единая информационная система в сфере закупок. ( [Б.г.]). URL: http://www.zakupki.gov.ru.

2. Кандыбко Н. В., Авдеев М. В. (2015) Проблемы выполнения государственного оборонного заказа в экономико-правовых условиях 2015 года // Военная экономика и финансы. № 3 (32). С. 83–89.

3. Лютер Е. В. (2012) Диагностика причин кризиса на предприятии. М.: ИВАКО Аналитик. 99 с.

4. Новый оборонный заказ. URL: http://dfnc.ru/category/oboronzakaz/.

5. Рогозин: коррупция в гособоронзаказе должна быть приравнена к госизмене // Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://tass.ru/politika/1115954.

6. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном оборонном заказе» // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/.

8. Чеботарев В. С., Тимченко А. В. (2014) Актуальные проблемы процесса государственных закупок // Вестник Нижегородской академии МВД России. № 2 (26). С. 155–158.


Об авторах

Е. В. Лютер
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия

Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: анализ и диагностика финансово-экономического состояния промышленных предприятий.



Ю. В. Гусарова
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: диагностика причин убыточности и оценка эффективности деятельности предприятий промышленности.


М. М. Старкова
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: экономико-правовые аспекты антикризисного управления предприятием, методы выбора процедур антикризисного управления.


А. С. Ворожейкин
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»
Россия
Магистр менеджмента, аспирант кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». Область научных интересов: антикризисное управление, государственный оборонный заказ.


Рецензия

Для цитирования:


Лютер Е.В., Гусарова Ю.В., Старкова М.М., Ворожейкин А.С. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2016;(5):54-57. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57

For citation:


Lyuter E.V., Gusarova Y.V., Starkova M.M., Vorozheikin A.S. REGULATION OF RELATIONS BETWEEN THE CUSTOMER AND THE EXECUTOR OF THE STATE DEFENSE ORDER. Strategic decisions and risk management. 2016;(5):54-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-5-54-57

Просмотров: 909


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)