Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89

Полный текст:

Аннотация

Международная миграция стала неотъемлемой частью процесса глобализации и вышла на первый план в повестке дня мировой политики. В ходе данного исследования был обработан и визуализирован большой объем статистического материала для оценки емкости и характера рынков труда России и государств – членов ШОС. Выявлены основные в данном секторе экономики тренды, формирующие ключевые аспекты миграционной политики государства, которые являются факторами обеспечения конкурентоспособности и реализации программы импортозамещения.

Для цитирования:


Саламатов В.Ю., Болдырев С.И., Губенко Р.М. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015;(3):84-89. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89

For citation:


Salamatov V.Y., Boldyrev S.I., Gubenko R.M. IMPORT SUBSTITUTION AND MIGRATION POLICY. Strategic decisions and risk management. 2015;(3):84-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89

Сегодня в России тема трудовой миграции, проблемы трансграничных миграционных процессов выходят на первый план. Прежде всего это связано с реализацией программы им- портозамещения в промышленности, которая невозможна без привлечения квалифицирован­ного персонала, в том числе из-за рубежа. Одним из наиболее острых вопросов является повыше­ние привлекательности России для зарубежных профессионалов высокого уровня, которые при­несли бы необходимые знания и опыт для созда­ния современных производств и внедрения со­временных форм и методов управления. Кроме того, возрастает значение для мировой экономики интеграционных объединений - Шанхайской ор­ганизации сотрудничества (ШОС) и Содружества Независимых Государств (СНГ), которые будут все больше вовлекаться в международные мигра­ционные процессы и играть все более заметную роль на международном рынке труда, особенно на российском. Более того, в этом году Россия председательствует в ШОС. Комитет по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ также не мог оставить эти вопросы без внимания, поэтому первое заседание в 2015 году посвящено проблемам миграционной политики и роли Тор­гово-промышленной палаты Российской Федера­ции в поисках их решения.

По данным ООН, сегодня каждый тридцать пятый человек в мире является международным мигрантом. За пределами родной страны прожи­вает более 175 миллионов человек, или около 3% населения земного шара (United nation 2013). Гло­бальная комиссия по международной миграции в одном из своих докладов отметила, что «между­народная миграция вышла на первый план в по­вестке дня мировой политики». Международная миграция стала неотъемлемой частью процесса глобализации и охватывает практически все стра­ны, будь то экономически развитые государства (реципиенты), притягивающие потоки трудовой миграции, или государства с избыточными трудо­выми ресурсами (доноры), в экономике которых многие граждане, особенно молодежь, не могут найти работу и вынуждены искать заработок за рубежом. Данное разделение стран на реци­пиентов и доноров довольно условно. В насто­ящее время практически невозможно выделить страны, которые выступают в роли только «им­портеров» или только «экспортеров» трудовых ресурсов. Прежде всего, такая ситуация справед­лива применительно к развитым государствам, между территориями которых уже давно цирку­лируют многолюдные миграционные потоки (Ак­туальные... 2015).

Сегодня государства - участники ШОС и СНГ заняты активным поиском оптимальных путей для своевременного и достойного вхождения в мировое экономическое пространство. Вхожде­ние в этот рынок предполагает активное участие государств в международных миграционных про­цессах на условиях, которые существенно изме­нились за последние два десятилетия.

 

Рис. 1. Доля стран ШОС в мировой торговле (2013 г.)

Рис. 2. Численность населения стран ШОС

 

Рис. 3. Доля экономически активного населения (15+)

 

Рис. 4. Основные факторы конкурентоспособности. Доля оплаты труда и валовой прибыли в ВВП России

Из материалов Госсовета по конкурентоспособности

Основные выводы данного исследования составлены авторами на основании обработки большого массива данных зарубежных и рос­сийских статистических источников и пред­ставлены на рисунках в инфографическом виде (International 2015, World 2014; United 2013; Рос­сийский. 2014; Промышленность 2014, Стати­стические. 2014; The World 2014; Всемирный. 2014).

В период подготовки данного материала официальная статистика за 2014 год по между­народной торговле еще отсутствовала, поэтому для формулирования части выводов используют­ся итоги 2013 года. В частности, в 2013 году доля стран ШОС в мировом экспорте составила 15,7% (рис. 1). Таким образом, ШОС является вторым по значимости доли в мировом экспорте объ­единением с участием России. На первом месте по экономическим показателям для России на­ходится объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) (18%).

В ШОС ключевую роль играют Китай (12,3%) и Россия (2,93%). Среди стран, высказавших же­лание присоединиться к ШОС, более 1% имеет пока только Индия (1,87%). В 2015 году Рос­сия председательствует в ШОС, поэтому задачи по развитию торгово-экономического сотрудни­чества со странами ШОС и другими партнера­ми в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются приоритетными. Ожидается, что развитие отно­шений со странами Востока уже в 2015-2020 го­дах создаст предпосылки не только к увеличению торговли, но и к необходимости устранения ба­рьеров для движения не только товаров, но и фак­торов производства, включая рабочую силу (Ак­туальные. 2015).

Рассуждения о возможностях развития экс­порта целесообразно начать с оценки емкости и характера потенциальных рынков. Для этого стоит ознакомиться с информацией о населении, проживающем на территории соответствующих государств. На сегодняшний день численность населения стран ШОС вместе с государствами, имеющими в этом объединении статус наблю­дателей, а также государствами, участвующими в переговорах, составляет 45% населения пла­неты (3,2 млрд человек, в 2014 году - 7,177 млрд человек) (рис. 2).

В совокупности государства, так или иначе взаимодействующие в рамках ШОС, представля­ют быстро растущий, емкий рынок с повышаю­щимся доходом. Кроме того, экономический по­тенциал этих государств во многом определяется качественными характеристиками структуры на­селения - долей экономически активного населе­ния (от 15 лет и до выхода на пенсию) и динами­кой ее изменения (рис. 3).

За исключением Китая, все государства - участники ШОС с 1991 по 2013 год продемон­стрировали положительную динамику доли эко­номически активного населения. Самая высокая доля в Казахстане (69%). В Китае этот показатель снизился с 75 до 68%, что связано с общим ростом благосостояния и продолжительности жизни на­селения, а также с политикой «одна семья - один ребенок». В России доля экономически активно­го населения практически достигла максимума 1992 года и составляет 60% (Актуальные 2015).

Следует отметить наличие во всех странах ШОС высокой социальной нагрузки на бизнес. Вместе с другими негативными факторами она оказывает сильное воздействие на конкуренто­способность компаний. Исследования по итогам 2013 года, проведенные в 2014 году, показали, что доля оплаты труда в ВВП России составила 52%, тогда как в 1999 году - 40%. Таким образом, за 14 лет затраты российских компаний на оплату труда выросли на 12%. Такая динамика напрямую связана с показателем прибыльности, то есть мы наблюдаем устойчивое снижение чистой прибы­ли предприятий. Если в 1999 году доля чистой прибыли в России составляла 44% валового вну­треннего продукта, то в конце 2013-го - уже 29% (Российский... 2014) (рис. 4).

Официальные данные Росстата по численно­сти показывают перспективу России на горизонте планирования до 2030 года. Представлены три варианта развития: низкий, средний и высокий. Только в высоком варианте прогноза предполага­ется рост численности населения Российской Фе­дерации до 152 млн человек (Статистические. 2014) (рис. 5). При этом критически важным является то, что достижение такого показателя возможно за счет не естественного прироста на­селения, а трудовой миграции (рис. 6). Иными словами, у России есть единственный способ увеличить численность населения - обеспечение притока мигрантов.

Какова же сегодня миграционная ситуация в России и насколько страны ШОС являются ис­точником необходимой России рабочей силы (рис. 7)? В целом можно констатировать, что необходи­мость масштабного привлечения иностранной рабочей силы к трудовой деятельности в различ­ных отраслях российской экономики обусловле­на, прежде всего, преобладанием низкопроизво­дительных, морально и физически устаревших средств производства. Кроме того, на российском рынке труда уже стал хроническим острый дефи­цит национальных трудовых ресурсов, сформи­ровавшийся в силу таких причин, как неблаго­приятная демографическая ситуация, деградация прежней, советской системы профессиональной подготовки по массовым рабочим профессиям и перекосы в системе высшего образования.

Основой концептуальных предложений пар­ламентариев по дальнейшим мерам развития со­циальной политики явилась инициатива Совета Федерации, выдвинутая в 2003 году (Преодоле­ние... 2003). Разработанные учеными материа­лы по результатам круглого стола «Преодоление бедности - необходимое условие экономическо­го роста и развития социального государства» нашли свое дальнейшее отражение в высту­плениях президента России В. В. Путина перед представителями власти и бизнеса, в сценарных условиях долгосрочного прогноза социально­экономического развития Российской Федерации до 2030 года и научных исследованиях. Неодно­кратно отмечалось, что для стабильного экономи­ческого развития России необходимо ежегодно привлекать 0,8-1,0 млн иностранных работников (например, экономике Германии ежегодно нужны 0,4 млн гастарбайтеров). С учетом планов создать 25 млн новых рабочих мест в высокотехнологич­ных сферах экономики при условии фактически сохраняющегося дефицита национальных трудо­вых ресурсов, очевидно, сохранится потребность в дополнительных трудовых ресурсах из числа трудовых мигрантов (Стратегия 2005, Сценар­ные... 2014).

По данным ФМС России, сегодня из 5,6 млн мигрантов, которые работают на территории Российской Федерации, только 2,7 млн являются легально зарегистрированными, остальные неза­конно пребывают на нашей территории. Вместе с тем руководители отдельных диаспор на тер­ритории России приводят иные цифры по коли­честву мигрантов: около 6 млн узбеков, 1,5 млн киргизов, 1,1 млн таджиков, 0,7 млн азербайд­жанцев, около 0,5 млн казахов. Такой разброс статистики по трудовым мигрантам, особенно нелегальным, мешает формированию целост­ного представления о миграционной ситуации в стране. Остается надеяться, что по мере раз­вития соответствующих ведомственных ав­томатизированных информационных систем и совершенствования межведомственного ин­формационного обмена качество статистиче­ского учета в сфере миграции будет улучшаться (Статистические. 2014).

 

Рис. 5. Изменение численности населения России по вариантам прогноза

Рис. 6. Динамика прироста численности населения, высокий вариант прогноза

С 1 января 2015 года в целях повышения эффективности выявления и пресечения нару­шений в сфере трудовой миграции введены бо­лее жесткие требования. По информации ФМС России, это привело к заметному снижению уровня нелегальной миграции. Количество ино­странных граждан, которым закрыт въезд в Рос­сию, непрерывно растет и на сегодня достигло 1,2 млн человек. Если мигрант пробыл на тер­ритории России без регистрации более 270 дней со дня окончания разрешенного законом срока, въезд в Россию будет закрыт для него на 10 лет. К концу 2014 года в стране находилось 734 тыс. мигрантов, которые пробыли в стране доль­ше разрешенного времени от 270 до 360 дней (Статистические. 2014). Еще 1 млн мигрантов задержался более чем на год. Следовательно, в обозримом будущем общая численность таких невъездных иностранных граждан увеличится еще на 1,7 млн. Множеству граждан ближнего зарубежья, которые до этого в основном занима­лись производительным трудом на территории России, въезд будет запрещен на долгие годы, кто-то вообще больше не сможет попасть в Рос­сию. Однако, несмотря на соответствие закону, возникает ощущение, что косвенно законодатель наказывает отечественных предпринимателей.

Сохраняющийся высокий спрос на россий­ском рынке труда все равно будет притягивать в Россию новые, но еще не адаптированные к российской действительности контингенты тру­довых мигрантов. У молодого поколения мигран­тов еще нет необходимых познаний и жизненного опыта, они вполне могут попасть в число тех, кому въезд в Россию закроется на годы.

Возвращаясь к программе импортозамещения в промышленности, стоит отметить, что для им- портозамещения необходимо в первую очередь обеспечить привлечение квалифицированных мигрантов: старшего управленческого персонала, инженеров-техников, ученых, предпринимателей, выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Россия должна стать при­влекательной для зарубежных профессионалов высокого уровня, которые принесли бы в Россию те знания и тот опыт, которые нужны для созда­ния современных производств и внедрения со­временных форм и методов управления (Балацкий Е. В., Екимова Н. А, 2013) (рис. 8). По словам руководителя ФМС К. О. Ромодановского, «число въехавших в Россию мигрантов в начале янва­ря 2015 года снизилось на 70% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Одна из при­чин сокращения потока - ужесточение мигра­ционного законодательства. На 2,7 миллиона законно работающих 2,9 миллиона работает неза­конно...» (Ромодановский, 2014) (рис. 9).

 

Рис. 7. Взаимная миграция стран ШОС (на середину года количество человек, родившихся за рубежом)

 

Рис. 8. Миграционная политика - один из факторов обеспечения конкурентоспособно­сти российской экономики: пять категорий высококвалифицированных мигрантов.

 

Рис. 9. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 11 месяцев 2014 года.

Уже на протяжении ряда лет широко обсужда­ется идея создания на пространстве СНГ между­народной системы подбора и привлечения ино­странных работников, занимающихся трудовой деятельностью за пределами государства своего проживания. Пока эта работа ведется только си­лами органов исполнительной власти, нет актив­ного вовлечения в этот процесс институтов граж­данского общества и бизнес-структур.

Торгово-промышленная палата (ТПП) Россий­ской Федерации, являющаяся крупным объедине­нием российских предприятий, промышленников и предпринимателей, обладает уникальным экс­пертным и организаторским потенциалом и за­служенным авторитетом.16 июля 2013 года ТПП и ФМС подписали соглашение о сотрудничестве по таким важным направлениям в сфере мигра­ции, как совершенствование законодательства, создание условий для привлечения квалифици­рованных специалистов, обеспечение профессио­нального роста и повышения квалификации ино­странных работников, защита прав работников, и некоторым другим. Позже были подписаны схо­жие соглашения о сотрудничестве между управ­лениями ФМС и территориальными торгово-про­мышленными палатами в субъектах Российской Федерации.

Благодаря разветвленной сети региональ­ные ТПП обладают значительным потенциалом для решения проблемы эффективного распреде­ления трудовых ресурсов и преодоления дефици­та рабочей силы в отдельных регионах. С одной стороны, палаты участвуют в разработке регио­нальных программ, где определяются перспек­тивы рынка труда и потребности в трудовых ресурсах как в государственном, так и в частном секторе. С другой стороны, ТПП имеют деловые связи с партнерскими палатами за рубежом, в том числе в странах СНГ и ШОС. Все это позволяет ТПП координировать процесс привлечения тру­довых мигрантов в регионах, фактически предо­ставляя услуги работодателям и иностранным мигрантам, в первую очередь информационно­консультационные.

Уже сегодня предприниматели могут полу­чить помощь ТПП в подборе необходимых работ­ников. В свою очередь, иностранные специали­сты могут воспользоваться информацией о том, в каких российских регионах они могут найти применение своим трудовым навыкам.

Важной услугой является предоставление ин­формации в сфере миграционного и трудового за­конодательства: не только мигранты, но и многие работодатели зачастую не осведомлены о законо­дательных нововведениях. Многие из них узнают о новых правилах и требованиях в тот момент, когда их подвергают суровому административному наказанию. Деятельность ТПП в данной области уже принесла позитивные результаты. Например, в Пензенской области благодаря совместной рабо­те ТПП России и областной ТПП с миграционной службой и ТПП Киргизии удалось частично сни­зить дефицит медицинского персонала, в процес­се работы с ТПП Таджикистана - привлечь нуж­ных специалистов в сельское хозяйство. Такая же работа проводится территориальными ТПП в дру­гих регионах, например в Воронеже, Краснодаре, Сургуте, Москве (Актуальные. 2015).

Есть уверенность, что активизация деятель­ности территориальных ТПП в области миграции и занятости населения поможет внести заметный вклад в формирование благоприятных условий для стабильного экономического развития рос­сийских регионов и страны в целом, развития интеграционного сотрудничества стран ШОС и СНГ.

Об авторах

В. Ю. Саламатов
ОАО «ЦМТ»; МГИМО (У) МИД РФ; РАНХиГС при Президенте РФ; ТПП РФ
Россия
Доктор экон. наук, профессор, генеральный директор ОАО «ЦМТ», зав. кафедрой «Торговое дело и регулирование торговли» МГИМО (У) МИД РФ, зав. кафедрой «Международная коммерция» РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции ШОС и СНГ. Область научных интересов: макроэкономика, глобальные интеграционные процессы, внешнеэкономическая деятельность.


С. И. Болдырев
Торгово-промышленная палата РФ
Россия
Кандидат полит. наук, директор программ НК «Международный альянс «Трудовая миграция», зам. руководителя комитета и руководитель подкомитета по трудовой миграции Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам экономической интеграции ШОС и СНГ. Область научных интересов: экономическая безопасность, общественные науки, трудовая миграция.


Р. М. Губенко
ОАО «ЦМТ»; МГИМО (У) МИД РФ
Россия
Директор департамента международного сотрудничества и содействия развитию торговли ОАО «ЦМТ», преподаватель кафедры «Торговое дело и регулирование торговли» МГИМО (У) МИД РФ. Область научных интересов: глобальные интеграционные процессы, торговая политика, меры торговой защиты.


Список литературы

1. Актуальные проблемы рынка труда Шанхайской организации сотрудничества и Содружества Независимых Государств: Материалы заседания (2015)/С. Б. Алиев и др. М.: ЦМТ. 80 с.

2. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. (2013) Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М.: Эдитус, 143 с.

3. Всемирный банк «Всемирный экономический форум» ( [S.a.]) // World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014–15.pdf

4. Лента новостей УФМС России ( [б.д.]) // РИА Новости. URL: http://ria.ru/tags/person_Konstantin_Romodanovskij/.

5. Преодоление бедности – необходимое условие экономического роста и развития социального государства. Издание Совета Федерации (2003)/Под ред. И. В. Михалева, В. М. Анисимова. М.: Совет Федерации. 138 с.

6. Промышленность России (2014) Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

7. Ромодановский К. О. (2014) В России сравнялось число законно работающих мигрантов и нелегалов // РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20141120/1034263422.html.

8. Российский статистический ежегодник (2014) Статистический сборник. М.: Росстат. 693 c.

9. Статистические данные ФМС России (2014) // Федеральная миграционная служба. Статистические данные. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/.

10. Стратегия демографического развития России (2005)/Под ред. В. Н. Кузнецова, Л. Л. Рыбаковского; РАН, Институт социальных исследований. М.: ЦСП. 208 с.

11. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года/Министерство экономического развития РФ // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70309010/.

12. International trade Center (2015). URL: http://www.trademap.org.

13. The World Fact book. URL: https://www.cia.gov/library.

14. United Nations Database, POP/DB/MIG/STOCK/REV.2013/URL: http://www.oecd.org/els/mig/World-Migration-in-Figures.pdf.

15. World Development Indicators. The World Bank (2014, 2014-2015) // World Bank Database. URL: http://www.worldbank.org.


Для цитирования:


Саламатов В.Ю., Болдырев С.И., Губенко Р.М. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2015;(3):84-89. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89

For citation:


Salamatov V.Y., Boldyrev S.I., Gubenko R.M. IMPORT SUBSTITUTION AND MIGRATION POLICY. Strategic decisions and risk management. 2015;(3):84-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2015-3-84-89

Просмотров: 504


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)