Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-40-47

Полный текст:

Аннотация

Большое значение для эффективного функционирования инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) имеют институциональные преобразования. В статье систематизированы рыночные условия и критерии функционирования инфраструктуры рынка ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) с учетом идентификации форм конкуренции к конкретным жилищным и коммунальным услугам. Представлена системная модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК. Предложены критерии для оценки уровня развития инфраструктуры сектора. Особое внимание уделено совершенствованию государственно-частного партнерства в ЖКК.

Для цитирования:


Кириллова А.Н. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(3):40-47. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-40-47

For citation:


Kirillova A.N. INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE FOR HOUSING AND UTILITY REFORMING. Strategic decisions and risk management. 2010;(3):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-40-47

Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) в современных рыночных условиях не теряют своей актуальности по при­чине сложности хозяйственно-экономических отношений, многомерности предоставления жилищно-коммунальных услуг, необходимости рационального использования коммунальных ре­сурсов, действия разнонаправленных механизмов как государственного, так и рыночного регулиро­вания, высокого износа объектов и неустойчивого функционирования инфраструктуры, что требует дальнейшего формирования институциональной среды, способствующей устойчивости функциони­рования жилищно-коммунального комплекса [1].

Инфраструктура рынка жилищно­коммунальных услуг, отвечающая условиям развитой экономики, должна отличаться энер­гоэффективностью, адаптивностью к факторам внешней среды, поддержанием рациональных межрегиональных пропорций при общественном характере производства и потребления услуг

Важнейшее значение для эффективного функционирования инфраструктуры жилищно­коммунального комплекса имеют институцио­нальные преобразования, рассматриваемые на современном этапе в качестве исходного базового компонента инновационно-модернизационного типа, но четкого системного представления о со­ставе рыночной инфраструктуры, особенностях и потенциале ее развития в полной мере не суще­ствует.

Возникающие вопросы связаны с необходи­мостью формирования методологии управления модернизацией и инновационными нововведе­ниями, устраняющими накапливание устарев­ших технологий и инженерного оборудования, повышающими эффективность производства услуг, рост капиталоемкости и снижение удель­ных издержек, обеспечивающей воспроизводство инфраструктурно-пространственной среды жиз­недеятельности.

 

Рис. 1. Модель взаимо­действия инфраструк­туры рынка жилищно­коммунальных услуг

Переход от плановой экономики к ры­ночной системе хозяйствования в жилищно­коммунальном комплексе преобразовался в концепцию комплекса рационального баланса действующих административных систем государ­ственного управления и гибких рыноч­ных бизнес-систем, исходя из природы воспроизводства функционирующего в этой сфере капитала и социальной значимости предоставляемых услуг

В процессе реформирования эко­номической системы сформировал­ся «запаздывающий» тип развития жилищно-коммунального комплек­са, характерный для социально об­служивающих секторов экономики.

До настоящего времени в сфере ЖКК существует проблема согласования темпов реформы и масштаба рефор­менных преобразований на макро- и микроуровне, что с позиции интере­сов общества имеет различные оцен­ки. Существующий дисбаланс между направленностью реформы ЖКК и необходимостью преодоления кризи­са накопленных проблем, связанных с высоким физическим износом основ­ных фондов, наличием регионально­внутриотраслевых диспропорций, низким качеством предоставляемых услуг, дефицитом финансирования и т. д., требует нацеленности в процессе реформы не только на осуществление структурных преобразований в орга­низации и управлении, создание ме­ханизмов и условий для поддержания потенциала ЖКК, но и обеспечение его развития на новой инновационно­технической и технологической осно­ве [3].

Весьма существенен недо­статок средств, выделяемых на модернизационно-инновационные нужды предприятий ЖКК, которые не имеют собственного финансиро­вания из-за низкой рентабельности.

В силу особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения террито­рий большинство предприятий ЖКК являются локальными монополия­ми: сетевая поставка ресурсов ведет к тому, что в структуре затрат на эксплуатацию большую долю занимают постоянные издержки, имеет место наличие пространственных характеристик жилищно-коммунальных услуг и технологиче­ская привязка потребителя к производителю, а также отсутствие экономического воздействия потребителя на производителя услуг.

Реформирование ЖКК представляет собой ком­плекс программ, включающих совершенствование структуры управления, обеспечение финансовой стабилизации, формирование рыночных механиз­мов, государственную поддержку модернизации ЖКК с привлечением инвестиций и меры социаль­ной защиты населения при оплате услуг ЖКК.

Развитие рыночного механизма в жилищно­коммунальном комплексе осуществляется по следующим направлениям: формирование инфра­структуры рынка жилищно-коммунальных услуг, развитие конкурентной среды и саморегулирова­ния в жилищной сфере, совершенствование тариф­ного регулирования и обеспечение государственно- общественно-частного партнерства.

В условиях институциональных преобразова­ний, связанных со структурированием участников инфраструктуры и механизмами их взаимодей­ствия в условиях инновационно-технологического развития, необходим дополнительный перечень услуг, повышающих их конкурентоспособность и эффективность жилищно-коммунального обслу­живания: энергосервисные услуги по ресурсосбе­режению и инновационно-информационные услу­ги (рис.1). При этом требуется разработка правил функционирования рынка услуг энергосервиса и инноваций и правил их предоставления, в кото­рых целесообразно установить порядок калькули­рования стоимости услуг, условия участия энер­госервисных и инновационно-инжиниринговых компаний в конкурсах, предусмотреть включение этих услуг в состав жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Анализ эффективности деятельности уни­тарных предприятий в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг показал, что су­ществующая система управления предприятия­ми требует кардинального реформирования и не соответствует возможностям собственника по управлению и контролю за их деятельностью, не отработаны критерии необходимости их функци­онирования, отсутствие стратегии в управлении имущественным комплексом предприятия при­водит к нерациональным издержкам и недопо­лучению доходов в бюджеты всех уровней, имеет место неэффективный финансовый менеджмент и низкий уровень квалификации персонала и т. д.

Поэтому важнейшим институциональным преобразованием в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг является задача реорганизации или ликвидации унитарных пред­приятий и создания эффективных рыночных ме­ханизмов управления коммунальным комплексом и жилищным фондом путем акционирования и приватизации.

Это накладывает свои особенности на усло­вия соответствующих договоров, определяющих права и обязанности сторон по управлению объ­ектами жилищного фонда и коммунальной ин­фраструктуры.

Механизм взаимодействия муниципального образования как собственника имущества и част­ного бизнеса при управлении и эксплуатации объ­ектов коммунальной инженерной инфраструкту­ры базируется на договорных отношениях, по которым осуществляется передача прав по управ­лению, в форме договоров управления, договоров доверительного управления, аренды зданий и сооружений, концессионных соглашений.

При этом важными являются риски, связанные с уровнем доходов и колебаниями в объемах спро­са, связанные с переходом от оплаты по нормати­вам потребления к расчетам на основе фактическо­го потребления коммунальных ресурсов. Эти риски требуют оптимального распределения рисков меж­ду участниками рынка жилищно-коммунальных услуг в заключаемых ими договорах [2].

За последние десять лет произошли зна­чительные институциональные изменения во взаимодействии бизнес-структур в жилищном и коммунальном секторах экономики. В пер­вую очередь следует выделить систему законо­дательных документов на федеральном уровне, определяющих переход на рыночные механизмы, привлечение частных инвестиций и договорные отношения производителей, исполнителей и по­требителей услуг: Закон «Об основах тарифного регулирования организаций коммунального ком­плекса» (2004 г), Жилищный кодекс РФ (2004 г), Закон «О концессионных соглашениях» (2005 г), Закон «О внесении изменений в Жилищный ко­декс РФ» (2010 г.), Закон «Об организации пре­доставления государственных и муниципальных услуг». Реализация данных институциональных факторов положила начало формированию но­вых тенденций привлечения российского бизнеса к заключению долгосрочных договоров аренды муниципальных коммунальных инфраструктур с инвестиционными обязательствами и дальней­шей отработкой концессионных соглашений.

В сфере управления жилищной инфраструк­турой к настоящему времени в целом сформи­ровалась объектно-сетевая система управления многоквартирными жилыми домами, в которых собственники помещений принимают решение о выборе способа управления общим имуществом, необходимом объеме работ по содержанию и ре­монту, выборе управляющей профессиональной организации.

В коммунальной инфраструктуре наряду с бизнесом российского национального масшта­ба (РКС и т. д.) стали создаваться региональные частные компании, участвующие в конкурсах на управление муниципальным имуществом.

Важнейшим механизмом являются програм­мно-целевое управление с ориентацией на прио­ритетные направления в сфере ЖКК. В разрабо­танной концепции федеральной «Комплексной программы реформирования и модернизации на период 2010 - 2020 гг» закладываются принци­пы привлечения кредитно-залогового капитала в модернизацию жилищно-коммунальной инфра­структуры.

Влияние федерального центра на действен­ность региональной и муниципальной политики в сфере ЖКК принадлежит созданию госкорпора­ций «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и «Центр по модернизации коммунальной инфра­структуры ВЭБ».

Заметное влияние в продвижении институ­циональных преобразований в сфере ЖКК и их адаптации к конкретным условиям регионов и муниципальных образований оказали общественные организации - ассоциа­ции, союзы потребителей услуг, произ­водителей услуг, сформированные не только по отраслевому, но и по террито­риальному принципу. Введение инсти­тута саморегулирования в ЖКК, в соответствии с Законом РФ «О саморегулируемых организаци­ях», определяется необходимостью формирования эффективной коммуникации в системе власть - бизнес - потребитель, проведением глубоких кардинальных преобразований, способствующих появлению большого количества управляющих организаций, ресурсоснабжающих и сбытовых предприятий, готовых предложить свой потен­циал для решения отраслевых задач на федераль­ном, региональном и муниципальном уровнях, управленческом самоопределении рыночных структур, выраженном в готовности участия в регулировании как собственных технологических процессов в форме разработки технологических регламентов и стандартов, так и деятельности на рынке данных услуг в форме единых правил деятельности на рынке и создания механизмов дополнительной ответственности по выполне­нию обязательств перед потребителями услуг. Переход к саморегулированию направлен на по­вышение эффективности механизмов интеграции государственного регулирования и рыночных са­морегулирующих принципов деятельности субъ­ектов. С позиции системного подхода на основе декомпозиции целей, функций и задач развития инфраструктуры рынка ЖКУ крупного города предложен интегральный показатель оценки раз­вития рынка ЖКУ.

Современная российская институциональ­ная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса рассматривается как совокупность структур институционального, производственно­хозяйственного, управленческого и обще­ственного типа, действующих в условиях организационно-экономического, финансового, инновационно-технического и технологического взаимодействия предприятий и организаций с целью предоставления жилищно-коммунальных услуг для удовлетворения потребностей и инте­ресов субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг.

С учетом формирования институциональных факторов с позиции системного подхода проведе­на декомпозиция целей, функций и задач. пред­ставленная на рис. 2.

Уровень развития инфраструктуры жилищно­коммунального комплекса Урп как интегрального показателя предлагается характеризовать следую­щим соотношением:,

где: Vжку - объем предоставления жилищно­коммунальных услуг;

ВРП - валовой региональный продукт;

4ЗЖКК - численность занятых в сфере ЖКК ре­гиона;

4р - общая численность работающих в регио­не;

ИЖКК- объем инвестиций в сфере ЖКК;

И общ - объем инвестиций в основной капитал в регионе;

СЖКК- стоимость основных фондов в ЖКК;

Собщ- стоимость основных фондов в регионе;

ПЖКК - платежи населения за услуги ЖКХ;

Дн - средний доход населения в регионе;

Уon - объем собираемых платежей населения за услуги ЖКК;

Hon - объем начисленных платежей за услуги ЖКК.

Исследование динамики трансформации ин­фраструктуры рынка ЖКУ показывает, что пред­приятия и организации, созданные в системе централизованного управления, в настоящее вре­мя, как правило, находятся в состоянии выжива­ния (сети выживания), вновь созданные частные компании и, в целом, малый бизнес формируют новые предпринимательские сети, ориентирован­ные на прибыль и упрочение на рынке.

Анализ уровня взаимодействия предприятий и организаций на рынке ЖКУ свидетельствует о расширении взаимоотношений между ними. В условиях централизованного управления пред­приятия и организации в сфере ЖКК подчинялись вышестоящим ведомствам, и их взаимодей­ствие осуществлялось, как правило, по вертикали с одной-двумя структурами. На современном эта­пе доминируют у большинства предприятий и управляющих организаций в сфере управления многоквартирными домами и предоставления жилищно-коммунальных услуг взаимоотноше­ния с партнерами-клиентами на уровне портфеля взаимоотношений, что указывает на эволюцион­ное формирование объектной рыночно-сетевой инфраструктуры рынка жилищно-коммунальных услуг.

 

Рис. 2 Структурнообъектная модель инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса

 

Рис. 3 Модельные условия функ­ционирования рынка с учетом идентификации форм конкурен­ции

На рис.3 систематизированы рыночные усло­вия и критерии функционирования инфраструк­туры рынка ЖКУ с учетом идентификации форм конкуренции к конкретным жилищным и комму­нальным услугам. Рыночная модельная система инфраструктуры рынка жилищно-коммунальных услуг РМС зависит от следующих основных ком­понентов:

За почти 20-летний период (начиная с 1991 г.) можно констатировать, что основные цели ин­ституциональных преобразований в основном достигнуты и созданы базовые положения по приватизации жилья, разгосударствлению и ак­ционированию государственной и муниципаль­ной собственности, тарифному регулированию, организации договорных отношений, системе со­циальной поддержки населения при оплате услуг ЖКК и капитальному ремонту жилищного фон­да. Вместе с тем, слабо используются институты рыночных экономических отношений (кредито­вание капитального ремонта и энергосберегаю­щих инновационных мероприятий, страхование объектов жилищно-коммунальной инфраструкту­ры, краткосрочное кредитование для исполнения обязательств управляющих жилищным фондом организаций по договорам с поставщиками ком­мунальных ресурсов). Требуется совершенство­вание института регулирования правовых и эко­номических отношений в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг.

Важнейшим элементом преобразований в последнее десятилетие явились федеральные, региональные и муниципальные программы мо­дернизации ЖКК, инженерной инфраструктуры, капитального ремонта жилищного фонда, раз­вития государственно-частного партнерства и улучшения инвестиционного климата, стимули­рования механизмов саморегулирования пред­приятий.

Наличие на современном периоде в институ­циональных основах инновационно сберегающей направленности создает предпосылки для повы­шения эффективности использования ресурсов.

Важным является определение институцио­нальных функций, обеспечивающих функциони­рование социально-рыночных институтов в сфере ЖКК. Можно выделтть следующие функции, обе­спечивающие удовлетворение общественных, со­циальных потребностей: а) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; б) регулятивная функция, обеспечивающая регу­лирование взаимоотношений между экономиче­скими субъектами; в) интеграционная функция, включающая в себя процессы взаимоответствен- ности субъектов под воздействием институциона­лизированных норм, правил, санкций.

На основе исследования институциональных преобразований инфраструктуры ЖКК представ­лена системная модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК (рис. 4).

С целью активизации механизма государст­венно-частного партнерства (ГЧП), по нашему мнению, необходимо инициировать взаимодей­ствие субъектов РФ и входящих в них, муници­пальных образований по решению наиболее при­оритетных задач по модернизации коммунальной инфраструктуры в увязке со стратегией развития региона и с реализацией программ его террито­риального развития, определить потребность в модернизации и ориентировочные объемы фи­нансирования, разработать инвестиционные про­екты (недостаток которых сдерживает частных инвесторов), проведение конкурсов по выбору частного инвестора. Для повышения эффективно­сти реализации проектов ГЧП необходимо приня­тие региональными и муниципальными органами власти актов по обеспечению их обязательств в рамках контрактов, определяющих полномочный орган, формы участия региона, муниципального образования в ГЧП, процедуры заключения кон­трактов и принятия долгосрочных обязательств. Вместе с тем, отсутствие федерального закона о ГЧП остается главным препятствием для развития государственно-частного партнерства. Необходи­мо улучшение институциональных основ ГЧП на основе формирования органов власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП, финансово­экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инве­стиций, независимых организаций по экспертизе проектов, консалтинг в наиболее тесной их взаи­мосвязи.

Механизмы финансово-экономического обес­печения развития инфраструктуры ЖКК должны базироваться на формировании дополнительных источников доходов местных бюджетов за счет введения и дифференциации налога на недвижи­мость различных потребительских качеств, сти­мулировании использования инновационных и ресурсосберегающих технологий на всех этапах воспроизводства и потребления коммунальных ресурсов. устранении административных барье­ров, установлении технологических регламентов. правил и норм при проектировании и строитель­стве объектов инфраструктуры и их эксплуата­ции.

Список литературы

1. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189 ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184 ФЗ).

2. Ряховская А. Н., Таги-заде Ф. Г. Коммунальная деятельность - сфера общественных благ и естественной монополии. -М.: ИЭАУ, 2010.

3. Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы. Монография / Е. В. Арсенова, А. Н. Кириллова, С. Е. Кован, О. Г. Крюкова, А. Н. Ряховская и др. – М.: Финакадемия, 2008.192 с.


Об авторе

А. Н. Кириллова
МГУУ
Россия
Доктор экономических наук, профессор, завкафедрой городского хозяйства МГУУ. Окончила Волгоградский институт инженеров городского хозяйства. Более тридцати лет занимается научно-педагогической деятельностью. В сфере научных интересов А. Н. Кирилловой находятся проблемы реформирования жилищно-коммунального комплекса, стратегического направления социально-экономического развития регионов, модернизации и инновационного оснащения объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования. Академик Жилищно-коммунальной академии, Российской муниципальной академии, Российской академии естественных наук. Автор более 10 монографий и более 100 научных статей и публикаций.


Для цитирования:


Кириллова А.Н. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(3):40-47. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-40-47

For citation:


Kirillova A.N. INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE FOR HOUSING AND UTILITY REFORMING. Strategic decisions and risk management. 2010;(3):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-3-40-47

Просмотров: 523


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)