Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Стратегия цифровой сервитизации: подходы к разработке и реализации

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-3-262-274

Аннотация

Цифровая сервитизация представляет собой интеграцию двух инновационных подходов, способствующих созданию конкурентных преимуществ современных компаний, – сервитизации и цифровизации (цифровой трансформации). В статье раскрыта сущность этих подходов, описаны различные типы систем «продукт – услуга» (PSS) как фундамента формирования сервисной стратегии. Проведен сравнительный анализ подходов к типологии стратегий сервитизации, показаны предпосылки и возможности конфигурационного подхода к определению успешных моделей стратегического поведения. Определены принципы разработки стратегии цифровой сервитизации: эквифинальности, рационального выбора, реляционности, экосистемности и стратегического согласования. В соответствии с принципом стратегического согласования предложена обобщенная схема формирования стратегии сервитизации в цифровой среде (стратегии цифровой сервитизации), в основе которой лежат сопряженная оценка и прогнозирование текущего и целевого уровней сервисной и цифровой зрелости компании. Выделены ключевые направления оценки уровня сервитизации компании. Показаны возможности трех типов сервисных стратегий для компаний с различными уровнями цифровой зрелости.

Об авторе

Т. А. Гилева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-2429-2779.

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, включая формирование стратегии развития производственных компаний в цифровой среде, развитие инновационных и промышленных экосистем.



Список литературы

1. Георгиевский А. Б. (2022). Сервитизация компании: предпосылки и результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 21(1): 74–104.

2. Гилева Т.А. (2016). Обоснование выбора инновационного проекта на основе стратегического позиционирования. Менеджмент в России и за рубежом, 1: 26–36.

3. Гилева Т.А. (2021). Инструменты стратегического управления развитием предприятий в цифровой среде. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2: 138–154.

4. Гилева Т.А. (2023). Фреймворк разработки цифровой стратегии промышленного предприятия: принципы, методы и инструменты. Стратегические решения и риск-менеджмент, 14(4): 340–351.

5. Гилева Т.А., Шкарупета Е.В. (2022). Рефрейминг стратегического управления развитием предприятий в цифровой среде: этапы и инструменты. π-Economy, 15(5): 28–42.

6. Двоянов С.В., Кельчевская Н.Р. (2021). Финансовая результативность сервитизации производственного бизнеса: случай российской промышленной компании. Экономика, предпринимательство и право, 11(10): 2311–2328.

7. Долгова О.И., Никитаева А.Ю. (2021). Инновации бизнес-моделей: цифровизация, сервитизация и кастомизация в деятельности промышленных компаний. Друкеровский вестник, 6: 4–16.

8. Маркова В.Д., Овчинникова Т.В. (2025). Цифровой менеджмент: опыт компании Fit Sevice. Стратегические решения и риск-менеджмент, 16(1): 81–88.

9. Титов С.А., Линдер Н.В., Трачук А.В., Ховалова Т.В., Устинова О.Е., Кузнецова М.О. (2025). Управление цифровой трансформацией бизнеса: концепции, кейсы, методы и инструменты. Москва, Инфра-М.

10. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2023). Внедрение цифровых платформ промышленными компаниями как источник конкурентных преимуществ. Стратегические решения и риск-менеджмент, 14(1): 18–32.

11. Хачатурян М.В. (2022) Особенности развития цифровых бизнес-моделей организаций в современных условиях. Креативная экономика, 16(5): 1975–1992.

12. Adrodegari F., Saccani N. (2020). A maturity model for the servitization of product-centric companies. Journal of Manufacturing Technology Management, 31(4): 775–797.

13. Arioli V., Pezzotta G., Romero D., Adrodegaric F. [et al.] (2025). Digital servitization business typologies in the manufacturing sector. International Journal of Industrial Engineering and Management, 16(1): 1–23.

14. Barravecchia F., Franceschini F., Mastrogiacomo L., Zaki M. (2021). Research on product-service systems: Topic landscape and future trends. Journal of Manufacturing Technology Management, 32(9): 208–238.

15. Cusumano M.A., Kahl S.J., Suarez F.F. (2015). Services, industry evolution, and the competitive strategies of product firms. Strategic Management Journal, 36(4): 559–575.

16. Favoretto C., Mendes G., Oliveira M., Cauchick-Miguel P., Coreynen W. (2022). From servitization to digital servitization: How digitalization transforms companies’ transition towards services. Industrial Marketing Management, 102(10): 104–121.

17. Frederiksen T.B., Marina P.P., Pieroni M.P., Daniela C.A., Pigosso D.C., McAloone T.C. (2021). Strategic development of product-service systems (PSS) through archetype assessment. Sustainability, 13(5): 2592.

18. Foerster L. (2023). Impacts of servitization strategies on ecosystem leadership development. Journal of Innovation Economics & Management, 2: 151–180.

19. Galvani S., Bocconcelli R. (2022). Intra- and inter-organizational tensions of a digital servitization strategy. Evidence from the mechatronic sector in Italy. Journal of Business & Industrial Marketing, 37(13): 1–18.

20. Gebauer H., Fleisch E., Friedli T. (2005). Overcoming the service paradox in manufacturing companies. European Management Journal, 23: 14–26.

21. Gebauer H., Fleisch E., Lamprecht C., Wortmann F. (2020). Growth paths for overcoming the digitalization paradox. Business Horizons, 63(3): 313–323.

22. Greckhamer T., Furnari S., Fiss P.C., Aguilera R.V. (2018). Studying configurations with qualitative comparative analysis: Best practices in strategy and organization research. Strategic Organization, 16(4): 482–495.

23. Kamala M.M., Sivarajah U., Bigdeli A.Z., Missi F., Koliousis Y. (2020). Servitization implementation in the manufacturing organisations: Classification of strategies, definitions, benefits and challenges. International Journal of Information Management, 55: 102206.

24. Kimita K., McAloone T., Ogata K., Pigosso D. (2022). Servitization maturity model: Developing distinctive capabilities for successful servitization in manufacturing companies. Journal of Manufacturing Technology Management, 33(9): 61–87.

25. Kohtamäki M., Parida V., Oghazi P., Gebauer H., Baines T. (2019). Digital servitization business models in ecosystems: A theory of the firm. Journal of Business Research, 104: 380–392.

26. Kohtamäki M., Einola S., Rabetino R. (2020). Exploring servitization through the paradox lens: Coping practices in servitization. International Journal of Production Economics, 226: 1–15.

27. Martín-Peña M.-L., Sánchez-López J.-M., Díaz-Garrido E. (2020). Servitization and digitalization in manufacturing: The influence on firm performance. Journal of Business & Industrial Marketing, 35(3): 564–574.

28. Miller D., Friesen P.H. (1978). Archetypes of strategy formulation. Management Science, 24(9): 877–975.

29. Minaya P.E., Avella L., Trespalacios J.A. (2023). The effects of digital servitization on business competitiveness: A case study of Spanish manufacturers. Journal of International Entrepreneurship, 21: 180–213.

30. Minaya P.E., Avella L., Trespalacios J.A. (2024). Synthesizing three decades of digital servitization: A systematic literature review and conceptual framework proposal. Service Business, 18: 193–222.

31. Paiola M., Grandinetti R., Kowalkowski C., Rapaccini M. (2024). Digital servitization strategies and business model innovation: The role of knowledge-intensive business services. Journal of Engineering and Technology Management, 74: 101846.

32. Rabetino R., Kohtamäki M., Gebauer H. (2017). Strategy map of servitization. International Journal of Production Economics, 192: 144–156.

33. Rabetino R., Kohtamäki M., Huikkola T. (2024). Digital service innovation (DSI): A multidisciplinary (re)view of its origins and progress using bibliometric and text mining methods. Journal of Service Management, 35(2): 176–201.

34. Sjödin D., Parida V., Kohtamäki M. (2019). Relational governance strategies for advanced service provision: Multiple paths to superior financial performance in servitization. Journal of Business Research, 101: 906–915.

35. Sjödin D., Parida V., Kohtämaki M., Wincent J. (2020). An agile co-creation process for digital servitization: A micro-service innovation approach. Journal of Business Research, 112: 478–491.

36. Sholihah M., Maezono T., Mitake Y., Shimomura Y. (2019). PSS strategic alignment: Linking service transition strategy with PSS business model. Sustainability, 11(22): 6245.

37. Sholihah M., Maezono T., Mitake Y., Shimomura Y. (2020). Formulating service-oriented strategies for servitization of manufacturing companies. Sustainability, 12(22): 9657.

38. Soto Setzke D., Riasanow T., Böhm M., Krcmar H. (2023). Pathways to digital service innovation: The role of digital transformation strategies in established organizations. Information Systems Frontiers, 25: 1017–1037.

39. Tukker A. (2004). Eight types of product-service system: Eight ways to sustainability? Experiences from suspronet. Business Strategy and the Environment, 13: 246–260.

40. Tukker A. (2015). Product services for a resource-efficient and circular economy – A review. Journal of Cleaner Production, 97: 76–91.

41. Vandermerwe S., Rada J. (1988). Servitization of business: Adding value by adding services. European Management Journal, 6(4): 314–324.


Рецензия

Для цитирования:


Гилева Т.А. Стратегия цифровой сервитизации: подходы к разработке и реализации. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(3):262-274. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-3-262-274

For citation:


Gileva T.A. Digital servitisation strategy: Approaches to development and implementation. Strategic decisions and risk management. 2025;16(3):262-274. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-3-262-274

Просмотров: 17


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)