Анализ международной конкурентоспособности автомобильной промышленности в эпоху искусственного интеллекта
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-163-173
Аннотация
В статье исследуется международная конкурентоспособность автомобильной промышленности Китая, Германии, Японии и США в условиях влияния искусственного интеллекта и связанных технологий. Основная цель – выявление ключевых факторов конкурентоспособности в эпоху цифровизации и оценка их влияния на стратегию автомобильных корпораций. Использовались статистический анализ и модель корреляционного измерения. В этой новой парадигме успех диктует не размер корпорации либо ее историческое наследие, а способность быстро адаптироваться и применять технологические решения, формирующие будущее мобильности. Установлено, что внедрение искусственного интеллекта в производство и продукцию признается важнейшим факторным аспектом, повышающим конкурентоспособность товаров и услуг. Среди других факторов – инновационность, адаптивность к изменениям рынка, интеграция устойчивых практик и цифровой трансформации. На основе сравнительного анализа лидирующих корпораций предложены рекомендации для укрепления позиций на мировом рыночном сегменте. Результаты исследования полезны для автомобильных корпораций, а также государственных и некоммерческих организаций, поддерживающих отрасль. Новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу конкурентоспособности с учетом технологий искусственного интеллекта, предагающих новые перспективы для стратегического развития мировых автопроизводителей.
Об авторе
У. ЦяньцяньРоссия
Аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).
Область научных интересов: международное разделение труда, международная торговля технологиями, научно-техническое сотрудничество, влияние технологических факторов на мировые экономические процессы, сравнительный анализ национальных экономик, международная конкурентоспособность.
Список литературы
1. Антипова О.И. (2024). Системные подходы к созданию и функционированию распределенных систем менеджмента качества предприятий автомобильной промышленности. Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 7: 20–28. DOI 10.24412/2071-6168-2024-7-20-21.
2. Ахмедов Ш.Б. (2022). Особенности и практика развивающихся стран в сфере регулирования ТРИМС (на примере автомобильной промышленности стран АСЕАН). Проблемы современной экономики, 2(82): 166–171.
3. Битюцкая А.А., Клочко О.А. (2020). Посткризисная трансформация цепей создания стоимости автомобильной отрасли: уроки кризиса 2008 г. Логистика и управление цепями поставок, 4(99): 14–22.
4. Варшавский А.Е., Дубинина В.В. (2020). Мировые тенденции и направления развития промышленных роботов. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 11(3): 294–319. DOI: 10.18184/2079-4665.2020.11.3.294-319.
5. Волков А.С., Роткин В.А. (2024). Основные характеристики автомобильной промышленности в СССР и США в 1970–1990 гг. В: Современные проблемы науки, общества и культуры: сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Омск, 25–26 апреля 2024 г. Омск, СибАДИ: 138–142.
6. Воропаева В.А., Телегин М.В., Журова Л.И. (2022). Энергопереход: глобальные тренды и вызовы для российской автомобильной промышленности. Вестник Международного института рынка, 2: 17–22.
7. Гончарова К.С., Шеломенцев А.Г., Масюк Н.Н. (2023). Сравнительный анализ влияния глобальных цепочек создания стоимости на национальные экономики. Вестник МГИМО, 16(4): 107–126. DOI: 10.24833/2071-8160-2023-4-91-107-126.
8. Демурчева М.Р. (2022). Целесообразность внедрения электрических транспортных средств на рынок автомобильной промышленности Евросоюза как фактор перехода к зеленой экономике. В: XXXV международные Плехановские чтения: сборник статей дипломантов, Москва, 22–24 марта 2022 г. Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова: 107–112.
9. Каменев И.И., Замбржицкая Е.С. (2024). Проблемы и перспективы развития автомобильной промышленности в Российской Федерации. Финансовый бизнес, 4(250): 133–137.
10. Лю Л. (2024). Государственные программы как инструмент устойчивого развития промышленности (на примере автомобильной промышленности Китая). В: Качество образования и устойчивое развитие – основа международного сотрудничества: материалы конференции СПбПУ Петра Великого в рамках программы Петербургского международного экономического форума, С.-Петербург, 7 июня 2024 г. Санкт-Петербург, СПбПУ Петра Великого: 270–280.
11. Пожарская А.Д., Васильева М.А. (2020). Цифровизация немецкой автомобильной промышленности. В: Теория и практика германистов: состояние и перспективы: сборник статей VIII Межвузовской междисциплинарной конференции преподавателей и студентов, Москва, 1 марта 2020 г. Москва, ВАВТ, 74: 166–172.
12. Рыбаков А.В., Иванов Е.В., Филипишин В.А., Кузьмин А.В. (2021). О подходе к оценке эффективности выполнении документов стратегического планирования в автомобильной промышленности. Вестник НЦБЖД, 4(50): 154–159.
13. Смелков К.А., Цзегээр С., Скрипнюк Д.Ф., Смелкова И.Ю. (2024). Развитие промышленности легковых автомобилей в странах-конкурентах на мировом рыночном сегменте: анализ, тенденции, перспективы. Фундаментальные исследования, 10: 61–70. DOI: 10.17513/fr.43689.
14. Тешабоев У.М. (2021). Новые тенденции развития автомобилестроения. Universum: технические науки, 10–1(91): 33–36. DOI: 10.32743/UniTech.2021.91.10.12438.
15. Тищенко Т.В. (2021). Международный опыт государственной поддержки автомобильной промышленности. Вестник Самарского государственного экономического университета, 1(195): 9–17. DOI: 10.46554/1993-0453-2021-1-195-9-17.
16. Чжан М. (2024). Экономический путь развития китайской промышленности на примере автомобильной промышленности и электроники. Научный аспект, 4(1): 496–500.
17. Шиляев В.А. (2022). Современные подходы к обеспечению экосистемы в автомобильной промышленности. Integral, 1. DOI: 10.55186/02357801_2022_7_1_17.
18. Шукуров Н.Р., Мухамадиев Г.М., Абиджанов З.Х. (2020). Перспективные направления развития автомобильной промышленности. Молодой ученый, 13(303): 267–271.
19. Asmolov D.A., Agapitova A.A., Kashurina I.A. (2024). Features of the translation of technical texts (based on the material of texts on the automotive industry). In: Information and communication culture: Science and education. Collection of articles of the International scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists, Rostov-on-Don, 15–16 May 2024. Rostov-on-Don: 140–143.
20. Gilfanova A.G., Sakhbieva A.I. (2022). Impact of pricing in the automotive industry on consumer behavior under conditions of economic instability. In: Dialogue of cultures. Proceedings of the XV International scientific and practical conference.19 May 2022. St. Petersburg, III: 43–48.
21. Lu Ya. (2024). Practice of intelligent digital technology application in China’s automotive industry. Вестник евразийской науки, 16(1).
22. Ogneva E.D. (2024). Automotive industry digitalization: Effect on the labor market, business models and consumer behavior. Scientific Journal of Young Scientists, 3(38): 89–91.
Рецензия
Для цитирования:
Цяньцянь У. Анализ международной конкурентоспособности автомобильной промышленности в эпоху искусственного интеллекта. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(2):163-173. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-163-173
For citation:
Qianqian W. Analysis of the international ompetitiveness of the automotive industry in the age of artificial intelligence. Strategic decisions and risk management. 2025;16(2):163-173. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-163-173