Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

Анализ международной конкурентоспособности автомобильной промышленности в эпоху искусственного интеллекта

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-163-173

Аннотация

В статье исследуется международная конкурентоспособность автомобильной промышленности Китая, Германии, Японии и США в условиях влияния искусственного интеллекта и связанных технологий. Основная цель – выявление ключевых факторов конкурентоспособности в эпоху цифровизации и оценка их влияния на стратегию автомобильных корпораций. Использовались статистический анализ и модель корреляционного измерения. В этой новой парадигме успех диктует не размер корпорации либо ее историческое наследие, а способность быстро адаптироваться и применять технологические решения, формирующие будущее мобильности. Установлено, что внедрение искусственного интеллекта в производство и продукцию признается важнейшим факторным аспектом, повышающим конкурентоспособность товаров и услуг. Среди других факторов – инновационность, адаптивность к изменениям рынка, интеграция устойчивых практик и цифровой трансформации. На основе сравнительного анализа лидирующих корпораций предложены рекомендации для укрепления позиций на мировом рыночном сегменте. Результаты исследования полезны для автомобильных корпораций, а также государственных и некоммерческих организаций, поддерживающих отрасль. Новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу конкурентоспособности с учетом технологий искусственного интеллекта, предагающих новые перспективы для стратегического развития мировых автопроизводителей.

Об авторе

У. Цяньцянь
МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Россия

Аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).
Область научных интересов: международное разделение труда, международная торговля технологиями, научно-техническое сотрудничество, влияние технологических факторов на мировые экономические процессы, сравнительный анализ национальных экономик, международная конкурентоспособность.



Список литературы

1. Антипова О.И. (2024). Системные подходы к созданию и функционированию распределенных систем менеджмента качества предприятий автомобильной промышленности. Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 7: 20–28. DOI 10.24412/2071-6168-2024-7-20-21.

2. Ахмедов Ш.Б. (2022). Особенности и практика развивающихся стран в сфере регулирования ТРИМС (на примере автомобильной промышленности стран АСЕАН). Проблемы современной экономики, 2(82): 166–171.

3. Битюцкая А.А., Клочко О.А. (2020). Посткризисная трансформация цепей создания стоимости автомобильной отрасли: уроки кризиса 2008 г. Логистика и управление цепями поставок, 4(99): 14–22.

4. Варшавский А.Е., Дубинина В.В. (2020). Мировые тенденции и направления развития промышленных роботов. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 11(3): 294–319. DOI: 10.18184/2079-4665.2020.11.3.294-319.

5. Волков А.С., Роткин В.А. (2024). Основные характеристики автомобильной промышленности в СССР и США в 1970–1990 гг. В: Современные проблемы науки, общества и культуры: сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Омск, 25–26 апреля 2024 г. Омск, СибАДИ: 138–142.

6. Воропаева В.А., Телегин М.В., Журова Л.И. (2022). Энергопереход: глобальные тренды и вызовы для российской автомобильной промышленности. Вестник Международного института рынка, 2: 17–22.

7. Гончарова К.С., Шеломенцев А.Г., Масюк Н.Н. (2023). Сравнительный анализ влияния глобальных цепочек создания стоимости на национальные экономики. Вестник МГИМО, 16(4): 107–126. DOI: 10.24833/2071-8160-2023-4-91-107-126.

8. Демурчева М.Р. (2022). Целесообразность внедрения электрических транспортных средств на рынок автомобильной промышленности Евросоюза как фактор перехода к зеленой экономике. В: XXXV международные Плехановские чтения: сборник статей дипломантов, Москва, 22–24 марта 2022 г. Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова: 107–112.

9. Каменев И.И., Замбржицкая Е.С. (2024). Проблемы и перспективы развития автомобильной промышленности в Российской Федерации. Финансовый бизнес, 4(250): 133–137.

10. Лю Л. (2024). Государственные программы как инструмент устойчивого развития промышленности (на примере автомобильной промышленности Китая). В: Качество образования и устойчивое развитие – основа международного сотрудничества: материалы конференции СПбПУ Петра Великого в рамках программы Петербургского международного экономического форума, С.-Петербург, 7 июня 2024 г. Санкт-Петербург, СПбПУ Петра Великого: 270–280.

11. Пожарская А.Д., Васильева М.А. (2020). Цифровизация немецкой автомобильной промышленности. В: Теория и практика германистов: состояние и перспективы: сборник статей VIII Межвузовской междисциплинарной конференции преподавателей и студентов, Москва, 1 марта 2020 г. Москва, ВАВТ, 74: 166–172.

12. Рыбаков А.В., Иванов Е.В., Филипишин В.А., Кузьмин А.В. (2021). О подходе к оценке эффективности выполнении документов стратегического планирования в автомобильной промышленности. Вестник НЦБЖД, 4(50): 154–159.

13. Смелков К.А., Цзегээр С., Скрипнюк Д.Ф., Смелкова И.Ю. (2024). Развитие промышленности легковых автомобилей в странах-конкурентах на мировом рыночном сегменте: анализ, тенденции, перспективы. Фундаментальные исследования, 10: 61–70. DOI: 10.17513/fr.43689.

14. Тешабоев У.М. (2021). Новые тенденции развития автомобилестроения. Universum: технические науки, 10–1(91): 33–36. DOI: 10.32743/UniTech.2021.91.10.12438.

15. Тищенко Т.В. (2021). Международный опыт государственной поддержки автомобильной промышленности. Вестник Самарского государственного экономического университета, 1(195): 9–17. DOI: 10.46554/1993-0453-2021-1-195-9-17.

16. Чжан М. (2024). Экономический путь развития китайской промышленности на примере автомобильной промышленности и электроники. Научный аспект, 4(1): 496–500.

17. Шиляев В.А. (2022). Современные подходы к обеспечению экосистемы в автомобильной промышленности. Integral, 1. DOI: 10.55186/02357801_2022_7_1_17.

18. Шукуров Н.Р., Мухамадиев Г.М., Абиджанов З.Х. (2020). Перспективные направления развития автомобильной промышленности. Молодой ученый, 13(303): 267–271.

19. Asmolov D.A., Agapitova A.A., Kashurina I.A. (2024). Features of the translation of technical texts (based on the material of texts on the automotive industry). In: Information and communication culture: Science and education. Collection of articles of the International scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists, Rostov-on-Don, 15–16 May 2024. Rostov-on-Don: 140–143.

20. Gilfanova A.G., Sakhbieva A.I. (2022). Impact of pricing in the automotive industry on consumer behavior under conditions of economic instability. In: Dialogue of cultures. Proceedings of the XV International scientific and practical conference.19 May 2022. St. Petersburg, III: 43–48.

21. Lu Ya. (2024). Practice of intelligent digital technology application in China’s automotive industry. Вестник евразийской науки, 16(1).

22. Ogneva E.D. (2024). Automotive industry digitalization: Effect on the labor market, business models and consumer behavior. Scientific Journal of Young Scientists, 3(38): 89–91.


Рецензия

Для цитирования:


Цяньцянь У. Анализ международной конкурентоспособности автомобильной промышленности в эпоху искусственного интеллекта. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2025;16(2):163-173. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-163-173

For citation:


Qianqian W. Analysis of the international ompetitiveness of the automotive industry in the age of artificial intelligence. Strategic decisions and risk management. 2025;16(2):163-173. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2618-947X-2025-2-163-173

Просмотров: 15


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)