Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ РОССИЙСКИХ МСП О ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-214-225

Аннотация

Исследование посвящено анализу процессов принятия решений российскими компаниями малого и среднего бизнеса (МСП) при выходе на международные рынки. Рассматриваются ключевые аспекты интернационализации, включая выбор рынков, стратегии выхода и факторы, влияющие на эти решения. Особое внимание уделяется особенностям МСП, таким как ограниченность ресурсов и возможностей, которые влияют на их поведение на международных рынках. Исследуются концепции интернационализации новых международных предприятий, включающие различные типы стартапов, и концепция «прирожденных глобалистов». Обсуждается роль предпринимательского динамизма, гибкости и мотивации МСП в преодолении конкурентных преимуществ крупных корпораций. Также затрагиваются вопросы влияния работы на внешних рынках на накопление знаний и повышение эффективности деятельности компаний, особенно в условиях санкций и ограниченного доступа к ресурсам. 

На основе анализа 421 российской компании МСП выявлено, что важную роль в выборе стратегии интернационализации играют факторы результативности инновационной деятельности и отраслевая принадлежность. Несмотря на успехи в международной деятельности, текущая ситуация вызывает трудности, что ведет к снижению инвестиций в инновации. Геополитические риски приводят к увеличению затрат и отказу от поиска новых рынков для компаний, придерживающихся стратегии расширения горизонтов. Решения о выборе внешних рынков принимаются на основе личных связей и межфирменного сотрудничества. Длительный опыт работы на зарубежных рынках стимулирует переход к рынкам развитых стран и повышает инновационную активность. Для российских МСП характерно создание дочерних компаний и филиалов на иностранных рынках без постепенной интервенции. 

Об авторах

А. В. Трачук
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), АО «Гознак» (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой стратегического и инновационного развития, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); генеральный директор АО «Гознак» (Москва, Россия). ORCID: 0000-0003-2188-7192. 

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компании, инновации, предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики, динамика и развитие электронного бизнеса, опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий. 



Н. В. Линдер
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), АО «Гознак» (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры стратегического и инновационного развития, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); начальник управления маркетинга АО «Гознак» (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-4724-2344. 

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, формирование стратегии развития промышленных компаний в условиях четвертой промышленной революции, инновации и трансформация бизнес-моделей, динамика и развитие электронного бизнеса, стратегии развития компаний энергетического сектора в условиях четвертой промышленной революции, стратегии выхода российских компаний на международные рынки. 



Список литературы

1. Andersson S. (2011). International entrepreneurship, born globals and the theory of effectuation. Journal of Small Business and Enterprise Development, 18(3): 627-643. DOI: 10.1108/14626001111155745.

2. Appiah E.K. (2023). Social media usage and entrepreneurial opportunity recognition among internationalising SMEs. In: Decision-making in international entrepreneurship: Unveiling cognitive implications towards entrepreneurial internationalisation: 1-30. Emerald Publishing Limited.

3. Barlett Ch., Goshal S. (2000). An empirical test and extension of the Barlett and Ghoshal typology of multinational companies. Journal of International Business Studies, 31(1): 101-119.

4. Barney J. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management, 17(1): 99-120. DOI: 10.1177/014920639101700108.

5. Belso-Martínez J.A. (2006). Why are some Spanish manufacturing firms internationalizing rapidly? The role of business and institutional international networks. Entrepreneurship and Regional Development, 18(3): 207-226.

6. Buckley P., Casson M. (2019). Decision-making in international business. Journal of International Business Studies, 50: 1424-1439.

7. Camuffo A., Furlan A., Romano P., Vinelli A. (2007). Routes towards supplier and production network internationalisation. International Journal of Operations & Production Management, 27(4): 371-387. DOI: 10.1108/01443570710736967.

8. Cannone G., Ughetto E. (2014). Born globals: A cross-country survey on high-tech start-ups. International Business Review, 23(1): 272-283. DOI: 10.1016/j.ibusrev.2013.05.003.

9. Castellacci F. (2014). Service firms heterogeneity, international collaborations and export participation. Journal of Industry, Competition and Trade, 14(2): 259-285. DOI: 10.1007/s10842-013-0153-1.

10. Chang H.J. (2011). Institutions and economic development: theory, policy and history. Journal of Institutional Economics, 7(4): 473-498.

11. Coviello N., Munro H. (1997). Network relationships and the internationalisation process of small software firms. International Business Review, 6(4): 361-386. DOI: 10.1016/S0969-5931(97)00010-3.

12. Crick D., Spence M. (2005). The internationalisation of “high performing” UK high-tech SMEs: A study of planned and unplanned strategies. International Business Review, 14(2): 167-185. DOI: 10.1016/j.ibusrev.2004.04.007.

13. Crick J.M., Crick D., Chaudhry S. (2020). Entrepreneurial marketing decision-making in rapidly internationalising and de-internationalising start-up firms. Journal of Business Research, 113: 158-167.

14. Dunning J. (1988). The eclectic paradigm of international production: A restatement and some possible extensions. Journal of International Business Studies, 19(1): 1-31. DOI: 10.1057/palgrave.jibs.8490372.

15. Finkelstein S., Lawton T.C., Harvey C. (2007). Breakout strategy: Meeting the challenge of double-digit growth. New York, McGraw-Hill.

16. Fernandes C., Veiga P.M., Gerschewski S. (2023). SME internationalisation: Рast, present and future trends. Journal of Organizational Change Management, 36(1): 144-161.

17. Francioni B., Musso F., Vardiabasis D. (2013). Key decisions and changes in internationalization strategies: The case of smaller firms. Journal of Strategic Marketing, 21(3): 240-259. DOI: 10.1080/0965254X.2013.790466.

18. Heydari E., Rezaei M., Pironti M., Chmet F. (2023). How does owners’ personality impacts business internationalisation in family SMEs? In: Decision-making in international entrepreneurship: Unveiling cognitive implications towards entrepreneurial internationalisation: 331-347. Emerald Publishing Limited.

19. Hessels J., Terjesen S. (2010). Resource dependency and institutional theory perspectives on direct and indirect export choices. Small Business Economics, 34(2): 203-220. DOI: 10.1007/s11187-008-9156-4.

20. Ibeh K., Kasem L. (2011). The network perspective and the internationalization of small and medium sized software firms from Syria. Industrial Marketing Management, 40(3): 358-367.

21. Jeannet J.-P., Hennesey H. (2003). Global marketing strategies. Boston, Houghton Mifflin.

22. Johanson J., Vahlne J.E. (1977) The internationalization process of the firm - A model of knowledge development and increasing foreign market commitments. Journal of International Business Studies, 8: 23-32.

23. Johanson J., Vahlne J.E. (2003). Business relationship learning and commitment in the internationalization process. Journal of International Entrepreneurship, 1: 83-101.

24. Kaur S., Sandhu M. (2013). Internationalisation of born global firms: Evidence from Malaysia. Journal of the Asia Pacific Economy, 19(1): 101-136. DOI: 10.1080/13547860.2013.818426.

25. Knight G.A., Liesch P.W. (2016). Internationalization: From incremental to born global. Journal of World Business, 51(1): 93-102.

26. Kollmann T., Christofor J. (2014). International entrepreneurship in the network economy: Internationalization propensity and the role of entrepreneurial orientation. Journal of International Entrepreneurship, 12(1): 43-66. DOI: 10.1007/s10843-013-0118-9.

27. Kotler F., Berger R., Bickhoff N. (2015). The quintessence of strategic management. Russ. transl. Moscow, Alpina Publisher.

28. Leis T. (2024). The influence of decision-making logic on the internationalisation of Born Globals: Bolt. In: Cases on born globals: 112-129. Edward Elgar Publishing.

29. Liesch P.W., Welch C. (2024). Asynchronicities of growth: A process extension to the Uppsala model of internationalisation. Journal of International Business Studies, 1-9.

30. London K. (2010). Multi-market industrial organizational economic models for the internationalization process by small and medium enterprise construction design service firms. Architectural Engineering and Design Management, 6(2): 132-152. DOI: 10.3763/aedm.2009.0111.

31. Meyer K.E., Fang T., Panibratov A., Peng M.W., Gaur A.S. (2023). International business under sanctions. Journal of World Business, 58(2): 101426.

32. Meyer K.E., Nguyen H.V. (2020). Foreign investment strategies and sub-national institutions in emerging markets: Evidence from Vietnam. In: Multinational enterprises and emerging economies: 67-97. Edward Elgar Publishing.

33. Nabi M.N.U., Nyaoro B., Zohora F.T. (2024). Analysing the decision approach of the SME entrepreneurs relating to internationalisation of firms: The study of Kenyan SME entrepreneurs. Journal of Research in Marketing and Entrepreneurship, 26(1): 140-162.

34. Ojala A., Tyrväinen P. (2008). Market entry decisions of US small and medium-sized software firms. Management Decision, 46(2): 187-200. DOI: 10.1108/00251740810854113.

35. Paul J., Parthasarathy S., Gupta P. (2017). Exporting challenges of SMEs: A review and future research agenda. Journal of World Business, 52: 327-342.

36. Peng M.W. (2003). Institutional transitions and strategic choices. Academy of Management Review, 28(2): 275-296.

37. Peng Y.-S., Yang K.-P., Liang C.-C. (2011). The learning effect on business groups’ subsequent foreign entry decisions into transitional economies. Asia Pacific Management Review, 16(1): 1-21.

38. Pinho J. (2007). The impact of ownership: Location-specific advantages and managerial characteristics on SME foreign entry mode choices. International Marketing Review, 24(6): 715-734. DOI: 10.1108/02651330710832676.

39. Root F.R. (1994). Entry strategies for international markets. New York, Lexington Books.

40. Rugman A., Verbeke A. (2004). A perspective on regional and global strategies of MNEs. Journal of International Business Studies, 35(1): 3-18.

41. Santos-Alvarez V., García-Merino T. (2010). The role of the entrepreneur in identifying international expansion as a strategic opportunity. International Journal of Information Management, 30(6), 512-520. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2010.03.008.

42. Spence M., Manning L., Crick D. (2008). An investigation into the use of collaborative ventures in the internationalization of high performing Canadian SMEs. European Management Journal, 26(6): 412-428. DOI: 10.1016/j.emj.2008.09.006.

43. Vlačić B., González-Loureiro M., Eduardsen J. (2023). The process of the process of internationalisation: Сognitive and behavioural perspectives in small ventures. European Journal of International Management, 19(3): 307-337.

44. Wind Y., Douglas P.S., Perlmutter V.H. (1973). Guidelines for developing international marketing strategies. Journal of Marketing, 37(2): 14-23.

45. Xie Y., Amine L. (2009). Social networks and the internationalization of Chinese entrepreneurs. Global Business and Organizational Excellence, 29(1): 61-78. DOI: 10.1002/joe.20299

46. Zacharakis A.L. (1997). Entrepreneurial entry into foreign markets: A transaction cost perspective. Entrepreneurship Theory and Practice, 21: 23-40.


Рецензия

Для цитирования:


Трачук А.В., Линдер Н.В. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ РОССИЙСКИХ МСП О ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024;15(3):214-225. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-214-225

For citation:


Trachuk A.V., Linder N.V. RUSSIAN SMES’ DECISION TO ENTER FOREIGN MARKETS. Strategic decisions and risk management. 2024;15(3):214-225. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2024-3-214-225

Просмотров: 427


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)