Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ЭФФЕКТЫ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-2-150-163

Аннотация

Технологическая революция, сокращение жизненного цикла многих продуктов, распространение в промышленности принципов «всеобщей подключенности» заставляют производителей формировать новые бизнес-модели, способствующие сокращению времени вывода на рынок продуктов, повышению производительности, формированию новых принципов доставки ценности до потребителей и взаимодействия с партнерами. Ответом на эти вызовы является формирование платформенных бизнес-моделей. При этом промышленные компании все чаще являются не только участниками платформ, но и сами регистрируют платформы. На основе выделенных стратегий внедрения разных типов бизнес-моделей промышленными компаниями в статье рассматриваются потенциальные эффекты от их внедрения. Представленное исследование формирует новый взгляд на взаимосвязь выбранной модели / комбинации моделей платформенных решений и результатов деятельности промышленных компаний в контексте санкционных ограничений доступа к финансовому капиталу. Проведенный эмпирический анализ позволил сделать выводы о наибольшем влиянии на финансовые результаты выбор моделей «лидеры», «диверсификаторы» и «расширенный е-cоmmеrce» при работе компаний на международных платформах. На диверсификацию и выход на новые рынки в наибольшей степени влияют модели «лидеры» и «диверсификаторы», а выбор модели «расширенный е-commerce» препятствует созданию новых рынков. На выбор той или иной модели внедрения платформенных решений оказывает влияние (с максимальным уровнем значимости) наличие и доступ к финансовому капиталу промышленных компаний.

Об авторах

А. В. Трачук
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), АО «Гознак» (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, профессор, профессор и руководитель департамента стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор АО «Гознак» (Москва, Россия). ORCID: 0000-0003-2188-7192.

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, инновации, предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики, динамика и развитие электронного бизнеса, опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий.



Н. В. Линдер
АО «Гознак» (Москва, Россия)
Россия

Доктор экономических наук, профессор, профессор департамента стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: 0000-0002-4724-2344.

Область научных интересов: стратегия и управление развитием компаний, формирование стратегии развития промышленных компаний в условиях четвертой промышленной революции, инновации и трансформация бизнес-моделей, динамика и развитие электронного бизнеса, стратегии развития компаний энергетического сектора в условиях четвертой промышленной революции, стратегии выхода российских компаний на международные рынки.



Список литературы

1. Климанов Д.Е., Третьяк О.А. (2014). Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента, 12(3), 107–130.

2. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2021). Влияние финансового капитала на трансформацию инновационного поведения промышленных компаний. Финансы: теория и практика, 25(1): 51–69. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-1-51-69.

3. Amit R., Zott C. (2012). Creating value through business model innovation. MIT Sloan Management Review, 53(3): 41–49.

4. Arora P. (2019). The next billion users: Digital life beyond the West. Cambridge, MA, Harvard University Press.

5. Chakravorti B., Bhalla A., Chaturvedi R. (2017). 60 countries’ digital competitiveness, indexed. Harvard Business Review, July. https://hbr.org/2017/07/60-countries-digital-competitiveness-indexed.

6. Chakravorti B., Chaturvedi R.S. (2018). Digital planet 2017: How competitiveness and trust in digital economies vary across the world. Medford, MA, Tufts University. https://sites.tufts.edu/digitalplanet/dei17/, дата обращения 08.07.2021.

7. Dabbs G., Rickwood S., Smith A., Wooden C. (2018). Channel preference versus promotional reality. IQVIA White Paper. Durham, NC, IQVIA. https://www.iqvia.com/-/media/iqvia/pdfs/library/white-papers/channel-preference-versus-promotional-reality.pdf.

8. Ehret M., Kashyap V., Wirtz J. (eds.) (2013). Business models: Impact on business markets and opportunities for marketing research. Industrial Marketing Management, 42(5): 649–655. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2013.06.003.

9. Evans S., Vladimirova D., Holgado M., Van Fossen K., Yang M., Silva E.A., Barlow C.Y. (2017). Business model innovation for sustainability: Towards a unified perspective for creation of sustainable business models. Business Strategy and the Environment, 26(5): 597–608. https://doi.org/10.1002/bse.1939.

10. Flavián C., Ibáñez-Sánchez S., Orús C. (2019). The impact of virtual, augmented and mixed reality technologies on the customer experience. Journal of Business Research, 100: 547–560. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.10.050.

11. Foss N.J., Saebi T. (2017). Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? Journal of Management, 43(1): 200–227. https://doi.org/10.1177%2F0149206316675927.

12. Gatignon H., Lecocq X., Pauwels K., Sorescu A. (2017). A marketing perspective on business models. Academy of Marketing Science, 7(3-4): 85–89. https://doi.org/10.1007/s13162-017-0108-5.

13. Hynes N., Elwell A.D. (2016). The role of inter-organizational networks in enabling or delaying disruptive innovation: A case study of mVoIP. Journal of Business and Industrial Marketing, 31(6): 722–731. https://doi.org/10.1108/JBIM-10-2012-0168.

14. Keen P., Qureshi S. (2006). Organizational transformation through business models: A framework for business model design. 39th Annual Hawaii International Conference on System Sciences, 4–7 January 2006, Kauai, HI, USA. DOI: 10.1109/ HICSS.2006.376.

15. Kemp S. (2019). Digital 2019: Global Internet use accelerates. London, We Are Social. https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates, дата обращения 08.07.2021.

16. King A., Mcdermott J., Kulkarni A., Bansal N. (2020). Reflecting and reframing: Assessing the impact of COVID-19 on strategic plans & programs and paving the path forward. Washington, DC, IPSOS Global Advisor. https://www.ipsos.com/sites/default/files/ipsos-research- opportunities-for-reframing-plans-against-covid.pdf.

17. Klimanov D., Tretyak O. (2019). Linking business model research and marketing: New network-based approach to business model analysis. Journal of Business and Industrial Marketing, 34(1): 117–136. https://doi.org/10.1108/JBIM-12-2017-0330.

18. Kushwaha T., Shankar V. (2013). Are multichannel customers really more valuable? The moderating role of product category characteristics. Journal of Marketing, 77(4): 67–85. https://doi.org/10.1509%2Fjm.11.0297.

19. Leischnig A., Ivens B.S., Kammerlander N. (2017). A new conceptual lens for marketing: A configurational perspective based on the business model concept. AMS Review, 7(3–4): 138–153. https://doi.org/10.1007/s13162-017-0107-6.

20. Lindgren P., Taran Y., Boer H. (2010). From single firm to network-based business model innovation. International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management, 12(2): 122–137. DOI: 10.1504/IJEIM.2010.034417.

21. Nenonen S., Storbacka K. (2010). Business model design: Conceptualizing network value co-creation. International Journal of Quality and Service Sciences, 2(1): 43–59. https://doi.org/10.1108/17566691011026595.

22. Palo T., Tähtinen J. (2013). Networked business model development for emerging technology-based services. Industrial Marketing Management, 42(5): 773–782. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2013.05.015.

23. Robertson T.S. (2017). Business model innovation: A marketing ecosystem view. AMS Review, 7(3–4): 90–100. https://doi.org/10.1007/ s13162-017-0101-z.

24. Ronte H., Taylor K., Haughey J. (2018). Medtech and Internet of Medical Things: How connected medical devices are transforming healthcare. London, Deloitte Centre for Health Solutions.

25. Rust R.T. (2020). The future of marketing. International Journal of Research in Marketing, 37(1): 15–26. https://doi.org/10.1016/j. ijresmar.2019.08.002

26. Schneider S., Spieth P. (2013). Business model innovation: Towards an integrated future research agenda. International Journal of Innovation Management, 17(1): 1–34. https://doi.org/10.1142/S136391961340001X.

27. Sharma A., Mehrotra A. (2007). Choosing an optimal channel mix in multichannel environments. Industrial Marketing Management, 36(1): 21–28. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2006.06.012.

28. Teece D.J. (2010). Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning, 43(2–3): 172–194. https://doi.org/10.1016/j. lrp.2009.07.003.

29. Velu C. (2016). Evolutionary or revolutionary business model innovation through coopetition? The role of dominance in network markets. Industrial Marketing Management, 53: 124–135. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2015.11.007.

30. Yang M., Evans S., Vladimirova D., Rana P. (2017). Value uncaptured perspective for sustainable business model innovation. Journal of Cleaner Production, 140: 1794–1800. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.07.102.


Рецензия

Для цитирования:


Трачук А.В., Линдер Н.В. ЭФФЕКТЫ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2023;14(2):150-163. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-2-150-163

For citation:


Trachuk A.V., Linder N.V. THE IMPACT OF DIGITAL PLATFORMS ON INDUSTRIAL ENTERPRISES: АN EMPIRICAL ANALYSIS IN THE CONTEXT OF EXTERNAL SANCTION PRESSURE. Strategic decisions and risk management. 2023;14(2):150-163. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-2-150-163

Просмотров: 451


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)