ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-2-92-107
摘要
В статье обосновывается необходимость радикального пересмотра подходов к подготовке руководителей высокотехнологичных отраслей, контекст деятельности которых характеризуется непрерывными кризисными явлениями, все возрастающей неопределенностью, динамичностью, массовым появлением новейших технических, организационных, IT-решений, глубокими рыночными сдвигами. На основе исследований авторов, анализа экспертных оценок топ-менеджеров и профессоров вузов, а также лучшей практики передовых университетов мира определены тенденции, свидетельствующие об увеличении роли фундаментальных знаний менеджеров, способных отвечать на вызовы неустойчивой среды. Определены взаимосвязи фундаментальной подготовки с развитием гибкости управленческого мышления. Представлено концептуальное понимание особенностей управленческого мышления и условий развития его гибкости в образовательном процессе.
Научная новизна статьи заключается в обосновании необходимости усиления фундаментальной подготовки в соответствии с объективной потребностью в трансформации содержания деятельности менеджеров, в основе которой лежат три компонента: методология упреждающего управления; научно-технологические основы производств и технологий будущего; видение профессиональной деятельности и тех изменений, которые будут в ней происходить вследствие внедрения новых технологий. В практическом плане авторами разработаны конкретная структура фундаментальной подготовки и набор методов обучения, развивающих гибкость мышления, показавших высокую эффективность при подготовке магистров менеджмента.
关于作者
Л. Гительман俄罗斯联邦
А. Исаев
俄罗斯联邦
М. Кожевников
俄罗斯联邦
Т. Гаврилова
俄罗斯联邦
参考
1. Гаврилова Т.Б., Гительман Л.Д., Кожевников М.В. (2017). Системная инженерия для менеджеров. М.: Экономика.
2. Гительман Л.Д. (2020). Менеджмент, опережающий время. Прорыв к цифровой индустрии. М.: СОЛОН-Пресс.
3. Гительман Л.Д., Исаев А.П., Кожевников М.В. (2020а). Реформирование управленческого образования – условие устойчивого развития экономики: в 2 ч. Стратегические решения и риск-менеджмент, 11(2): 116–131. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-2-116-131; Стратегические решения и риск-менеджмент, 11(3): 238–249. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-3-238-249.
4. Гительман Л.Д., Кожевников М.В. (2018). Парадигма управленческого образования для технологического прорыва в экономике. Экономика региона, 14(2): 433–449. DOI 10.17059/2018-2-8.
5. Гительман Л.Д., Кожевников М.В., Рыжук О.Б. (2020b). Технология ускоренного трансфера знаний для опережающего обучения специалистов цифровой экономики. Экономика региона, 16(2): 435–448. DOI: 10.17059/2020-2-8.
6. Гладышев А.А., Гладышева А.А. (2020). Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства. Профессиональное образование в современном мире, 10( 1): 3508–3519. DOI: 10.15372/PEMW20200114.
7. Елисеев В.А. (2007). Теоретические основы фундаментальной естественно-научной подготовки студентов технического вуза в условиях использования информационных технологий: автореф. дис. … д. пед. н. Елец.
8. Косолапова С.А., Калиновская Т.Г., Косолапов А.И. (2013). К вопросу о фундаментализации инженерного образования. Успехи современного естествознания, 6: 134–136.
9. Кочетков Е.П. (2019). Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления. Стратегические решения и риск-менеджмент, 10(4): 330–341. DOI: 10.17747/2618-947X-2019-4-330-341.
10. Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А., Короткова Н.Н. (2010). Модель конкурентоспособности будущего инженера-программиста. Педагогические науки, 8: 16–20.
11. Нагорняк А.А. (2012). Условия формирования профессионального мышления будущего инженера. Профессиональное образование в России и за рубежом, 4(8): 116–119.
12. Профессионалы в конкуренции за будущее. Опережающее обучение для лидерства в цифровой индустрии (2021), под общ. ред. Л.Д. Гительмана, А.П. Исаева. М.: СОЛОН-Пресс.
13. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. (2007). Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования. М.: МАДИ (ГТУ).
14. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. (2001). Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс.
15. Трачук А.В., Линдер Н.В. (2015). Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды. Стратегические решения и риск-менеджмент, 2: 58–71.
16. 10 breakthrough technologies (2020). MIT Technology Review. https://www.technologyreview.com/10-breakthrough-technologies/2020/.
17. Amini A. (2016). Prioritization of general skills of managers in impact on fulfillment of corporate social responsibility from experts’ point of view (A case of nectar industry of urmia city). Procedia Social and Behavioral Sciences, 230: 396–404. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.09.050.
18. Bayern M. (2019). IDC: Top 10 worldwide IT predictions for 2020. Techrepublic.com. https://www.techrepublic.com/article/idc-top-10-worldwide-it-predictions-for-2020/.
19. Bell C., Wechsler G. (2015). Leadership by Design. Fundamental skills for creating and managing value. Harvester, Inc. https://www.researchgate.net/publication/311684134_Leadership_by_Design_Fundamental_Skills_for_Creating_and_Managing_Value.
20. Calvo-Amodio J., Rousseau D. (2019). The human activity system: Emergence from purpose, boundaries, relationships, and context. Procedia Computer Science, 153: 91–99. DOI: 10.1016/j.procs.2019.05.059.
21. Costello K., Rimol M. (2019). Gartner identifies the top 10 strategic technology trends for 2020. Gartner.com. https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019-10-21-gartner-identifies-the-top-10-strategic-technology-trends-for-2020.
22. Dove R. (2005). Fundamental principles for agile systems engineering. Parshift.com. www.parshift.com/Files/PsiDocs/Rkd050324CserPaper.pdf.
23. Francis R., Härenstam F., Eagar R. (2015). Organizing for breakthrough innovation. Structures for systematically developing and exploiting radical ideas. Prism, 1: 12–28.
24. Gitelman L., Kozhevnikov M., Ryzhuk O. (2019). Advance management education for power-engineering and industry of the future. Sustainability, 21(11): 5930. DOI: 10.3390/su11215930.
25. Gitelman L.D., Gavrilova T.B., Gitelman L.M., Kozhevnikov M.V. (2017). Proactive management in the power industry: Tool support. International Journal of Sustainable Development and Planning, 12: 1359–1369. DOI:10.2495/SDP-V12-N8-1359-1369.
26. High P. (2020). IDC’s technology trends for 2021. Forbes.com. https://www.forbes.com/sites/peterhigh/2020/11/02/idc-technology-trends-for-2021/?sh=4eb631a435ce.
27. Hollnagel E., Woods D. D., Leveson N. (2006). Resilience engineering: Concepts and precepts. Aldershot, UK: Ashgate Publishing Limited.
28. Jackson S. (2010). Architecting resilient systems: Accident avoidance and survival and recovery from disruptions. Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons.
29. Jackson S., Ferris T. (2013) Resilience principles for engineered systems. Systems Engineering, 16(2): 152–164.
30. Karen S. (2019). What will be the 10 trends impacting IT infrastructure and operations in 2020? Arnnet.com. https://www.arnnet.com.au/article/669626/what-will-10-trends-impacting-it-infrastructure-operations-2020.
31. Kazemahvazi S., Roos D., Eagar R. (2015). The breakthrough factory. A concept for serial breakthrough innovation. Prism, 1: 30–38.
32. Maddox T. (2020). Top tech trends for 2021: Gartner predicts hyperautomation, AI and more will dominate business technology. Techrepublic.com. https://www.techrepublic.com/article/top-tech-trends-for-2021-gartner-predicts-hyperautomation-ai-and-more-will-dominate-business-technology/.
33. Management skills. A list of attributes or abilities that an executive should possess in order to fulfill specific tasks in an organization (2019). Corporate Finance Institute. https://corporatefinanceinstitute.com/resources/careers/soft-skills/management-skills/.
34. Medne A., Lapina I., Zeps A. (2022). Challenges of uncertainty in sustainable strategy development: Reconsidering the key performance indicators. Sustainability, 14: 761. DOI: 10.3390/su14020761.
35. Morris-Reade R. (2021). Forrester has released a series of predictions for 2022. Techday. https://itbrief.co.nz/story/forrester-has-released-a-series-of-predictions-for-2022.
36. Nine major paradigm shifts in the learning and development ecosystem. Talent management and training in the digital era (2018). Userlane.com. https://blog.userlane.com/nine-major-paradigm-shifts-learning-development-ecosystem/.
37. Panetta K. (2021). 5 trends drive the gartner hype cycle for emerging technologies, 2020. Gartner.com. https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-drive-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2020.
38. Parker G., Van Alstyne M. (2018). Innovation, openness, and platform control. Management Science, 64(7): 3015–3032. DOI: 10.1287/mnsc.2017.2757.
39. Pettinger R. (2016). Towards an agreed body of knowledge, understanding, skills and expertise for managers: Managing in turbulent times. Procedia Social and Behavioral Sciences, 221: 1–10. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.05.084.
40. Sailer P., Stutzmann B., Kobold L. (2019). Successful digital transformation. How Change Management helps you to hold course. Siemens. https://assets.new.siemens.com/siemens/assets/api/uuid:103ce0a5-2f0b-45d7-837c-0bcc7a5083a9/version:1571666625/successfuldigitaltransformationwhitepaperbysiemensiotservices.pdf.
41. Shein E. (2021) Gartner analyst: 12 technologies to accelerate growth, engineer trust and sculpt change in 2022. Techrepublic.com. https://www.techrepublic.com/article/gartner-analyst-12-technologies-to-accelerate-growth-engineer-trust-and-sculpt-change-in-2022/.
42. Systems engineering vision 2035. Engineering solutions for a better world (2021). Incose. https://www.incose.org/docs/default-source/se-vision/incose-se-vision-2035.pdf?sfvrsn=e32063c7_10.
43. Top ten worldwide IT industry predictions for 2022 and beyond (2021). Helpnetsecurity.com. https://www.helpnetsecurity.com/2021/11/02/it-industry-predictions-2022/.
44. Valk J., Belding S., Crumpton A., Harter N., Reams J. (2011). Worldviews and leadership: Thinking and acting the bigger pictures. Journal of Leadership Studies, 5(2): 54–63. DOI: 10.1002/jls.20218.
45. Wu J.-H., Chen Y.-C., Lin H.-H. (2004). Developing a set of management needs for IS managers: A study of necessary managerial activities and skills. Information & Management, 41(4): 413–429. DOI: 10.1016/S0378-7206(03)00081-8.
评论
供引用:
Gitelman L.D., Isayev A.P., Kozhevnikov M.V., Gavrilova T.B. FUNDAMENTAL KNOWLEDGE AND FLEXIBILITY OF THINKING AS PRIORITIES OF MANAGEMENT EDUCATION FOR TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH. Strategic decisions and risk management. 2022;13(2):92-107. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-2-92-107