ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ: МЕХАНИЗАЦИЯ, РОБОТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-1-72-79
摘要
Целью статьи является исследование перспектив цифровизации глобальных транспортных коридоров. Объектом исследования является грузовой железнодорожный транспорт.
В статье использована методология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), на базе которой разработаны этапы развития транспортной отрасли: механизация, интеллектуализация, роботизация (автоматизация), цифровизация. Переход от одного этапа к другому продемонстрирован с помощью сопоставления двух международных соглашений, имеющих важнейшее значение для евразийских перевозок: Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Конвенции о международных железнодорожных перевозках (CIM-COTIF). Эти соглашения принципиально различаются на стадиях механизации и роботизации, что блокирует возможность оцифровки международных железнодорожных коридоров. Наглядно идентифицированы факторы, противодействующие цифровизации, а также намечены пути их нейтрализации.
Доказывается, что полностью оцифрованный транспорт будет представлять собой предельно замкнутую и изолированную от человека систему, направленную на рутинное удовлетворение максимально однородной и максимально прогнозируемой части человеческих потребностей. Представлена модель цифровизации транспортных коридоров.
Констатируется, что современный транспорт еще не приблизился к цифровизации, а остановился на этапе автоматизации и роботизации. Из всех видов транспорта максимально близко к цифровому рубежу подошел только трубопроводный. Благоприятные предпосылки и перспективы имеет также железнодорожный транспорт.
关于作者
И. Анохов俄罗斯联邦
О. Римская
俄罗斯联邦
参考
1. Альтшуллер Г.С. (2011). Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. 4‑е изд. М.: Альпина Паблишер.
2. Аузан А.А. (2015). «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития – эволюция гипотез. Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика, 1: 3–17.
3. Будзинская Л.В. (2013). Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок грузов. Вестник транспорта, 3: 31–35.
4. Ефремов А.А., Крекова М.М., Борейко А.Е. (2019). Ключевые подходы к построению системы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 4: 24–30.
5. Катасонов В.Ю. (2019). В начале было Слово, а в конце будет цифра. Статьи и очерки. М.: Кислород.
6. Колодяжный К.Н. (2018). Различия правового регулирования ответственности перевозчика согласно СМГС и ЦИМ: сравнительно-правовой анализ. Юридическая наука, 6: 24–28.
7. Рынок грузовых железнодорожных перевозок стран Пространства 1520. М.: ИПЕМ, 2020. С. 46.
8. 1520-1435: перспективы сотрудничества (2011). Вестник Института проблем естественных монополий: техника железных дорог, 2(14): 21–26.
9. Седов Е.А. (1993). Информационно-энтропийные свойства социальных систем. Общественные науки и современность, 5: 92–101.
10. Шпаковский Н.А., Новицкая Е.Л. (2011). ТРИЗ. Практика целевого изобретательства. М.: ФОРУМ.
11. CPS PWG Draft (2015). Framework for Cyber-Physical Systems, Release 0.8, Cyber Physical Systems Public Working Group, September. https://bit.ly/3AlTw3x.
评论
供引用:
Anokhov I.V., Rimskaya O.N. STAGES OF TRANSPORT CORRIDOR DEVELOPMENT: MECHANISATION, ROBOTISATION, INTELLECTUALISATION AND DIGITALISATION PERSPECTIVES. Strategic decisions and risk management. 2022;13(1):72-79. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-1-72-79