Preview

战略决策和风险管理

高级搜索

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА

https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-242-251

摘要

Значимым явлением современной экономики стали экосистемы как новые организационные формы бизнеса, деятельность которых порождает изменения в теории и практике менеджмента. В статье рассматриваются особенности формирования стратегий развития экосистем на базе цифровых платформ, типология стратегий и направления трансформации классических подходов к разработке стратегий экосистемных игроков. Методология исследования включает анализ научно-методических подходов в рамках формирующейся теории экосистем и систематизацию практики функционирования национальных цифровых экосистем на основе анализа реальных ситуаций в различных сферах российского бизнеса. В результате аналитического исследования описаны многовекторные стратегии российских экосистем, выделены доминирующие направления развития в экосистемах транзакций и экосистемах решений, которые систематизированы на основе матрицы Ансоффа. Выявлены направления трансформации традиционных методов и инструментов стратегического управления в широком контексте: с позиций рыночного и внутриэкосистемного взаимодействия.

Полученные результаты вносят вклад в актуальные научные дискуссии, касающиеся перспектив и ограничений развития цифровых экосистем, изменения природы и характера конкуренции, а также проблем трансформации традиционных методов менеджмента компаний в цифровой экономике.

关于作者

В. Маркова
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (Новосибирск, Россия)
俄罗斯联邦


С. Кузнецова
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (Новосибирск, Россия)
俄罗斯联邦


参考

1. Альстайн М., Паркер Дж., Чаудари С. (2017). Сетевой эффект как новый двигатель экономики. Harvard Business Review – Россия, июнь-июль: 29–36.

2. Еферин Я.Ю., Россото К., Хохлов Ю.Е. (2019). Цифровые платформы в России: конкуренция между национальными и зарубежными многосторонними платформами стимулирует экономический рост и инновации. Информационное общество, 1–2: 16–34.

3. Кузнецова С.А., Маркова В.Д. (2018). Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С. Инновации, 2: 55–60.

4. Срничек Н. (2019). Капитализм платформ. М.: Изд. дом ВШЭ.

5. Уильямсон П., де Мейер А. (2019). Три главных шага для монетизации экосистем. Harvard Business Review – Россия, ноябрь.

6. Якобидес М. (2020). Сила экосистемы. Harvard Business Review – Россия, февраль: 55–63.

7. Янсити М., Лахани К. (2021). Оцифруйся или умри: как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов. М.: Эксмо.

8. Adner R. (2017). Ecosystem as structure: An actionable construct for strategy. Journal of Management, 43(1): 39–58. DOI:10.1177/0149206316678451.

9. Alstyne M. Van (2019). The opportunity and challenge of platforms. In: Platforms and ecosystems: Enabling the digital economy. Cologny, Geneva, World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosystems_2019.pdf.

10. Chung V., Dietz M., Rab I., Townsend Z. (2020). Ecosystem 2.0: Climbing to the next level. McKinsey Quarterly, September. URL: https://mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level.

11. Constantinides P., Henfridsson O., Parker G. (2018). Introduction – platforms and infrastructures in the digital age. Information Systems Research, 29(2): 381–400.

12. Demil B., Lecocq X., Warnier V. (2018). Business model thinking, business ecosystems and platforms: The new perspective on the environment of the organization. M@n@gement, 4(21): 1213–1228.

13. Eisenmann T., Parker G., Alstyne M. Van (2011). Platform development. Strategic Management Journal, 32(12): 1270–1285.

14. Evans N. (2016). Digital business ecosystems and platforms: 5 new rules for innovation. Management Innovation & Disruptive Technology, March. URL: https://www.cio.com/article/3045385/digital-business-ecosystems-and-platforms-5-new-rules-for-innovators.html.

15. Gawer A., Cusumano M. (2015). Platform leaders. MIT Sloan Management Review: 68–75.

16. Hein A., Schreieck М., Riasanow T., Soto Setzke D. (2020). Digital platform ecosystems. Electronic Markets, 30: 87–98.

17. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal, 39(8): 2255–2276. DOI:10.1002/smj.2904.

18. Kapoor R. (2018). Ecosystems: Broadening the locus of value creation. Journal of Organization Design, 7(1): 12.

19. Lee R. (2013). Vertical integration and exclusivity in platform and two-sided markets. American Economic Review, 103(7): 2960–3000.

20. McIntyre D., Srinivasan A. (2017). Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps. Strategic Management Journal, 38(1): 141–160.

21. Moore J.F. (2006). Business ecosystems and the view from the firm. The Antitrust Bulletin, 51(3): 31–75.

22. Ozalp H., Cennamo C., Gawer A. (2018). Disruption in platform‐based ecosystems. Journal of Management Studies, 55(7): 1203–1241.

23. Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. (2017). Platform ecosystems: How developers invert the firm. MIS Quarterly, 41(1): 255–266.

24. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. (2019). Do you need a business ecosystem? URL: https://www.bcg.com/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem.

25. Tan T., Tan B., Pan S. (2016). Developing a leading digital multi-sided platform: Examining it affordances and competitive actions in Alibaba. Communication of the AIS, 38(1): 739–760.

26. Tiwana A. (2018). Platform synergy: Architectural origins and competitive consequences. Information Systems Research, 29(4): 829–848.

27. Thomas L., Autio E., Gann D. (2014). Architectural leverage: Putting platforms in context. Academy of Management Perspectives, 28(2): 198–219. DOI:10.5465/amp.2011.0105.

28. Trabucchi D., Buganza T. (2020). Fostering digital platform innovation: From two to multi-sided platforms. Creativity and Innovation Management, 29(2): 345–358. DOI:10.1111/caim.12320.

29. Xing W., Cenamor J., Parker G., Alstyne M. Van (2017). Unraveling platform strategies: A review from an organizational ambidexterity perspective. Sustainability, 9. DOI:10.3390/su9050734.

30. Yoffie D., Gawer A., Cusumano M. (2019). A study of more than 250 platforms reveals why most fail. Harvard Business Review, May.

31. Zhu F., Iansiti M. (2019). Why some platforms thrive and others don’t. Harvard Business Review, 1: 118–125.


评论

供引用:


Markova V.D., Kuznetsova S.A. STRATEGIC MANAGEMENT IN ECOSYSTEMS: ANALYSIS OF THE RUSSIAN EXPERIENCE. Strategic decisions and risk management. 2021;12(3):242-251. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2021-3-242-251

浏览: 4632


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)