МОДЕЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-324-334
摘要
Задачи повышения международной конкурентоспособности и экспорта российского образования в рамках национальных приоритетов развития неразрывно связаны с необходимостью создания благоприятной среды для адаптации иностранных студентов на основе экосистемных и стейкхолдерных подходов. Формирование интегральной и многоаспектной модели межкультурной адаптационной экосистемы для российских университетов и других образовательных организаций должно происходить при полном признании ценностей внешней и внутренней интернационализации во всех видах деятельности с целью формирования долгосрочных ключевых компетенций. Модель межкультурной адаптационной экосистемы должна стать матричным и своего рода каркасным решением с точки зрения стратегического развития университетов в глобальном мире с учетом переосмысления и усложнения их миссии как социального института в международном партнерстве.
Статья предлагает комплексное ви́дение модели межкультурной адаптационной экосистемы университета с двумя контурами – внутренним и внешним. Внутренний контур включает в себя четыре составляющие: ценности, методики, процессы и структуры. Внешний контур межкультурной адаптационной экосистемы образовательной организации также состоит из четырех компонентов: внутрироссийских образовательных коллабораций, международного сотрудничества, взаимодействия с национальными и культурными сообществами и рекомендациями для органов власти.
Авторы предлагают подробный анализ факторов и приоритетов необходимых организационных изменений российских университетов в контексте задач стратегического развития у всех участников и стейкхолдеров образовательного процесса навыков межкультурной грамотности с дальнейшей трансформацией в компетенции культурного интеллекта.
关于作者
С. Илькевич俄罗斯联邦
Л. Приходько
俄罗斯联邦
Н. Смит
俄罗斯联邦
参考
1. Adair W.L., Hideg I., Spence J.R. (2013) . The culturally intelligence team: The impact of team cultural intelligence on cultural heterogeneity on team shared values. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44, 941-962.
2. Blasko M. (2015). Making the tacit explicit: Rethinking culturally inclusive pedagogy in international student academic adaptation. Pedagogy, Culture & Society, 23(1), 85-106. URL: https://doi.org/10.1080/14681366.2014.922120.
3. Delpechitre D., Baker D.S. (2017). Cross-cultural selling: Examining the importance of cultural intelligence in sales education. Journal of Marketing Education, 39(2), 94-108. URL: https://doi.org/10.1177/0273475317710060.
4. Han S., Pistole M.C., Caldwell J.M. (2017). Acculturative stress, parental and professor attachment, and college adjustment in Asian international students. Journal of Multicultural Counseling and Development, 45(2), 111-126. URL: https://doi.org/10.1002/jmcd.12068.
5. Heyward M. (2002). From international to intercultural - Redefining the international school for a globalized world. Journal of Research in International Education, 1(1), 9-32.
6. Lochtie D. (2016). A ‘special relationship’ in higher education? What influence might the US higher education sector have in terms of support for international students in the UK? Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, 20(2-3), 67-74.
7. MacNab B., Worthley R. (2011). Individual characteristics as predictors of cultural intelligence development: The relevance of self-efficacy. International Journal of Intercultural Relations. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2010.12.00110.1016/j.ijintrel.2010.12.001.
8. Marginson S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems. Higher Education, 72(4), 413-434. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0016-x
9. Rennie J. Moon (2016). Internationalisation without cultural diversity? Higher Education in Korea, Comparative Education, 52(1), 91-108. DOI: 10.1080/03050068.2015.1125679.
10. Ott D.L., Michailova S. (2018). Cultural intelligence: A review and new research avenues. International Journal of Management Reviews, 20, 99-119. DOI: 10.1111/ijmr.12118.
11. Pherali T., Lewis A. (2019). Developing global partnerships in higher education for peacebuilding: A strategy for pathways to impact. Higher Educaion, 78, 729-744. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00367-7.
12. Rehg M.T., Gundlach M.J., Grigorian R.A. (2012). Examining the influence of cross-cultural training on cultural intelligence and specific self-efficacy. Cross Cultural Management: An International Journal, 19, 215-232.
13. Straker J. (2016). International student participation in higher education: Changing the focus from “international students” to “participation”. Journal of Studies in International Education, 20(4), 299-318.
14. Wu H.-P., Garza E., Guzman N. (2015). International stusents’ challenge and adjustment to college. Educational Research International, art. ID 202753. URL: http://dx.doi.org/10.1155/2015/202753.
15. Zhang Y. (2013). Expatriate development for cross-cultural adjustment: Effects of cultural distance and cultural intelligence. Human Resource Development Review, 12, 177-199.
评论
供引用:
Ilkevich S.V., Prikhodko L.V., Smith N.L. THE MODEL OF THE INTERCULTURAL ADAPTATION ECOSYSTEM OF UNIVERSITIES AS AN ELEMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT. Strategic decisions and risk management. 2020;11(3):324-334. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-3-324-334