СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-36-45
摘要
Статья посвящена обобщению и описательному анализу стратегий выхода на зарубежные рынки российских компаний неэнергетических секторов экономики. Согласно результатам исследования, в большинстве случаев компании используют либо стратегию тиражирования, предлагая стандартизированный продукт во всех странах, либо стратегию ограниченной адаптации продукта к местным условиям локальными бизнес-единицами. Кроме того, автором оценивается влияние эффекта «Бремени иностранца» на процесс интернационализации российских компаний неэнергетических секторов экономики.
参考
1. Алексанян А. А. (2014). Положительное и негативное влияние международной деятельности российских ТНК на национальную экономику // Экономика и предпринимательство. № 6 (47). С. 74–76.
2. Бухвалов А. В., Алексеева О. А. (2015). Стратегии международных компаний на развивающихся рынках: влияние глобализации и опыт локализации производства // Российский журнал менеджмента. Т. 13. № 2. С. 149–170.
3. Катькало В. С., Медведев А. Г. (2011). Интернационализация российских компаний и конфигурация их деловых операций // Вестник С. Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. № 2. С. 7–38.
4. Лукашенко Е. А. (2009). Конкурентоспособность российских предприятий в условиях их интернационализации: современное состояние, проблемы и перспективы // Современная конкуренция. № 4 (16). С. 85–98.
5. Проснуться экспортером: Редакционная статья (2015) // Эксперт. № 13. С. 15.
6. Уваров В. В. (2013). Стратегия интернационализации как инструмент совмещения задач догоняющего и опережающего развития // Российский внешнеэкономический вестник. № 9. С. 3–14.
7. Широкова Г. В., Цуканова Т. В. (2013). Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу // Современная конкуренция. № 3 (39). С. 50–63.
8. Harzing A. W. (2000). An empirical test and extension of the Barlett and Ghoshal typology of multinational companies // Journal of International Business Studies. Vol. 31, N 1. P. 101–119. DOI: 10.1057 / palgrave.jibs.8490891.
9. Barnard H. (2010). Overcoming the Liability of Foreignness without Strong Firm Capabilities – The Value of Market-based Resources // Journal of International Management. Vol. 16, N 2. P. 165–176. DOI: https://doi.org / 10.1016 / j.intman.2010.03.007.
10. Cerrato D., Crosato L., Depperu D. (2016). Archetypes of SME internationalization: A configurational approach // International Business Review 25 (1, part B). P. 286–295. DOI: https://doi.org / 10.1016 / j.ibusrev.2015.05.010.
11. Collinson S., Rugman A. M. (2007). The Regional Character of Asian Multinational Enterprises // Asia Pacific Journal of Management. Vol. 24, N 4. P. 429–446. DOI: 10.1007 / s10490-006–9035 y. ·
12. Deephouse D. L., Suchman M. C. (2008). Legitimacy in Organizational Institutionalism // The SAGE Handbook of Organizational Institutionalism / Eds. C. Oliver, K. Sahlin, R. Suddaby. Greenwood. Oxford: Sage. P. 49–77.
13. Demirbag M., Tatoglu E., Glaister K. W. (2009). Equity-based Entry Modes of Emerging Country Multinationals: Lessons from Turkey // Journal of World Business. Vol. 44, N 4. P. 445–462. DOI: https://doi.org / 10.1016 / j.jwb.2008.11.009.
14. Denk N., Kaufmann L., Roesch J. F. (2012). Liabilities of Foreignness Revisited: A Review of Contemporary Studies and Recommendations for Future Research // Journal of International Management. Vol. 18. P. 322–334. DOI: https://doi.org / 10.1016 / j.intman.2012.07.001.
15. Dunning J. H. (2009). Location and the Multinational Enterprise: John Dunning’s Thoughts on Receiving the Journal of International Business Studies 2008 Decade Award // Journal of International Business Studies. Vol. 40, N 1. P. 20–34. DOI: 10.1057 / jibs.2008.75.
16. Eden L., Miller S. R. (2004). Distance Matters: Liability of Foreignness, Institutional Distance and Ownership Strategy // Advances in International Management. Vol. 16. P. 187–221.
17. Gammeltoft P., Filatotchev I., Hobdari B. (2012). Emerging Multinational Companies and Strategic Fit: A Contingency Framework and Future Research Agenda // European Management Journal. Vol. 30. N 3. P. 175–188. DOI: 10.1016 / j.emj.2012.03.007.
18. Gaur A. S., Kumar V., Sarathy R. (2011). Liability of Foreignness and Internationalisation of Emerging Market Firms // Advances in International Management. Vol. 24. P. 211–233. DOI: 10.1108 / S1571–5027 (2011) 0000024016.
19. Gurhan-Canli Z., Maheswaran D. (2000). Cultural Variations in Country of Origin Effects // Journal of Marketing Research. Vol. 37, N 3. P. 309–317.
20. Hymer S. H. (1976). The International Operations of National Firms: A Study of Foreign Direct Investment. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
21. Jeannet J. P., Hennessey H. (2004). Global Marketing Strategies. Boston: Houghton Mifflin. 613 p.
22. Johansson J. K., Douglas S. P., Nonaka I. (1985). Assessing the Impact of Country-of-Origin on Product Evaluations: A New Methodological Perspective // Journal of Marketing Research. Vol. 22. P. 388–396. DOI: https://doi.org / 10.1177 / 002224378502200404.
23. Knight J. G., Holdsworth D. K., Mather D. W. (2007). County-of-Origin and Choice of Food Imports: An In-depth Study of European Distribution Channel Gatekeepers // Journal of International Business Studies. Vol. 38, N 1. P. 107–125. DOI: 10.1057 / palgrave.jibs.8400250.
24. Knight G. A., Liesch P. W. (2015). Internationalization: From incremental to born global // Journal of World Business. Vol. 51, N 1. P. 93–102. DOI: 10.1016 / j.jwb.2015.08.011.
25. Kotler P., Berger R., Bickhoff N. (2010). The quintessence of strategic management: What you really need to know to survive in business. Springer Berlin Heidelberg. 133 p. DOI: https://doi.org / 10.1007 / 978–3-642-14544–5.
26. Li J. (1995). Foreign Entry and Survival: Effects of Strategic Choices on Performance in International Markets // Strategic Management Journal. 1995. Vol. 16, N 5. P. 333–351. DOI: https://doi.org / 10.1002 / smj.4250160502.
27. Luo Y. D., Tung R. L. (2007). International Expansion of Emerging Market Enterprises: A Springboard Perspective // Journal of International Business Studies. Vol. 38. N 4. P. 481–498. DOI: https://doi.org / 10.1057 / palgrave.jibs.8400275.
28. Mezias J. M. (2002). How to Identify Liabilities of Foreignness and Assess Their Effects on Multinational Corporations // Journal of International Management. 2002. Vol. 8. P. 265–282. DOI: https://doi.org / 10.1016 / S1075–4253(02)00069–8
29. Mihailova I., Panibratov A. (2012). Determinants of Internationalization Strategies of Emerging Market Firms: A Multilevel Approach // Journal of East-West Business. Vol. 18. N 2. P. 157–184. DOI: 10.1080 / 10669868.2012.709922.
30. Newburry W. (2012). Waving the Flag: The Influence of Country of Origin on Corporate Reputation // The Oxford Handbook of Corporate Reputation / Eds. T. G. Polloc, M. L. Barnett. Oxford: Oxford University Press. P. 240–260. DOI: 10.1093 / oxfordhb / 9780199596706.013.0012.
31. Panibratov A. (2012). Russian Multinationals: From Regional Supremacy to Global Lead. London, N. Y.: Routledge.
32. Ramamurti R. (2009). What Have we Learned about Emerging-Market MNEs // Emerging Multinationals in Emerging Markets / Eds. R. Ramamurti, J. V. Singh. Cambridge, UK: Cambridge University Press. P. 399–426. DOI: https://doi.org / 10.1017 / CBO9780511576485.013.
33. Rugman A. M. (2005). The Regional Multinationals: MNEs and “Global” Strategic Management. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 276 p. DOI: https://doi.org / 10.1017 / CBO9780511614071.
34. Rugman A., Verbeke A. (2004). A Perspective on regional and global strategies of MNEs. Journal of International Business Studies. 35 (1): 3–18. DOI: 10.1057 / palgrave.jibs.8400073.
35. Schooler R. D. Product Bias in the Central American Common Market // Journal of Marketing Research. 1965. Vol. 2. N 4. P. 394–397.
36. Schweiger G., Otter T., Strebinger A. (1997). The Influence of Country of Origin and Brand on Product Evaluation and the Implications thereof for Location Decisions // CEMS Business Review. Vol. 2. N 1. P. 5–26.
37. Trachuk A., Linder N. (2018). Learning-by-exporting effects on innovative performance: Empiric study results // Knowledge Management Research & Practice. Vol. 16, N 2. P. 220–234. DOI: https://doi.org / 10.1080 / 14778238.2018.1439675.
38. Trachuk A., Linder N. (2018). Innovation and Performance: An Empirical Study of Russian Industrial Companies // International Journal of Innovation and Technology Management. Vol. 15, N 3. 1850027. DOI: https://doi.org / 10.1142 / S021987701850027X.
39. Tseng C. H., Tansuhaj P., Hallagan W. et al. (2007). Effects of firm resources on growth in multinationality // Journal of International Business Studies. Vol. 38, N 6. P. 961–974. DOI: 10.1057 / palgrave.jibs.8400305.
40. Yu J., Kim S. S. (2010). Liability of Foreignness and the Growth of an Industry: A Dynamic Approach // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. P. 1–6.
41. Yu J., Zaheer S. (2010). Building a Process Model of Local Adaptation of Practices: A Study of Six Sigma Implementation in Korean and US Firms // Journal of International Business Studies. Vol. 41. P. 475–499. DOI: https://doi.org / 10.1057 / jibs.2009.82.
42. Zaheer S. (1995). Overcoming the Liability of Foreignness // Academy of Management Journal. Vol. 38. P. 341–363. DOI: 10.2307 / 256683.
43. Zimmermann J. (2008). Overcoming the Inherent Sources of Liability of Foreignness: Measuring and Compensating the Disadvantage of Being Foreign: Doctoral Thesis. Augsburg: Wirtschaftswissenschaftliche Fakultat, Universitat Augsburg.
评论
供引用:
Nalbandyan G.G. INTERNATIONALIZATION STRATEGIES OF RUSSIAN NON-ENERGY COMPANIES. Strategic decisions and risk management. 2019;10(1):36-45. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-1-36-45