Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-30-37

Полный текст:

Аннотация

Поставлена цель выявить наиболее важные технологии цифровой экономики, влияющие на развитие систем управления цепями поставок. Освоение современными организациями новейших технологий позволит повысить уровень конкурентоспособности и вывести бизнес на траекторию устойчивого роста.
Структура новейших технологий систем управления цепями поставок описана на основе принципов системного подхода, и обозначены их роль и степень воздействия на развитие исследуемого объекта. Обозначена направленность развития систем управления цепями поставок.
Мобильный доступ к данным для потребителей, прогнозный анализ, сенсорные технологии мониторинга и частично технологии локализации являются наиболее критичными технологиями, обеспечивающими конкурентоспособность современных организаций, занятых в логистике.
Структура и взаимосвязь технологий, а также понимание степени воздействия технологий на развитие систем управления цепями поставок позволит построить дальнейшие исследования на основе понимания уже сформированной иерархии исследуемых объектов. Результаты данного обзора смогут повлиять на принятие управленческих решений в сфере выбора новых технологий для совершенствования собственных логистических систем организации.

Для цитирования:


Трифонов П.В., Серышев Р.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(3):30-37. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-30-37

For citation:


Trifonov P.V., Seryshev R.V. TRANSFORMATION OF SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION. Strategic decisions and risk management. 2018;(3):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-30-37

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ

Эволюция подходов к управлению цепя­ми поставок обусловлена тем, что меняются технологические уклады и развиваются тех­нологии менеджмента. В основе развития технологий операционного менеджмента находятся совершенствование инструментов цепями поставок и информационные техно­логии.

Первый этап эволюции (вторая половина XX века). Возникла концепция управления цепями поставок, она нашла применение в логистике. Данное направление позволило скоординировать усилия по управлению по­токами сырья, материалов и готовой продук­ции с поставщиками.

Второй этап эволюции (конец XX века - начало XXI века). Появились новые информа­ционные технологии и системы управления компанией (управление взаимоотношениями с клиентами и системы управления ресурсами предприятия), что заложило основы для фор­мирования концепции системы управления цепями поставок в деятельности многих ком­паний.

Третий этап эволюции (с началаXXI века по настоящее время). Сложились следующие тенденции:

  • более широкое применение системы управления цепями поставок в деятель­ности все большего количества компа­ний экономически развитых стран;
  • активное развитие сетевых форм орга­низации бизнеса;
  • признание интересов конечных потре­бителей как ориентира для управления цепями поставок;
  • развитие концепции управления устой­чивыми цепями поставок.

 

Таблица 1

Классификация уровней организации логистического сервиса и характер информационного взаимодействия участников в цепях поставок

Звено

Характеристика

Информационное взаимодействие

1PL

Все операции по доставке груза выполняет владелец груза

Последовательная передача информации с низким уровнем отклика (обратной связи)

2PL

На определенном участке транспортной цепи присут­ствует посредник - транспортная компания

Необходим контроль информационных потоков на отдельных участках цепи поставок

3PL

Большая часть цепи поставок отдается на аутсорсинг специализированной компании

Устойчивое информационное взаимодействие между отдель­ными участками цепи и контроль результата

4PL

Вся инфраструктура цепей поставок предприятия и ряда ее торговых партнеров отдается на аутсорсинг ее посреднику

Высокий уровень информационного взаимодействия и кон­троля за большинством участков цепи поставок

5PL

Компания является субъектом управления цепи поста­вок, оказывает услуги сетевого бизнеса

Всеобъемлющий информационный контроль за всей цепью поставок

В рамках третьего этапа совершенствуются стратегии логистики в зависимости от числа звеньев цепи поставок. Международная логистическая терминология предлагает обозначения уровней организации логистического сервиса (табл. I).

Ввиду активного распространения цифровых технологий во многих отраслях эксперты прогнозируют существенные изменения в области управления цепями поставок, в ре­зультате многие производители пересмотрят свои страте­гии как на национальном, так и на международном уровнях [Капранова JI. Д., 2018; Меренков А. О., 2017а, б; Соко­лов И. А., Мишарин А.С., Куприяновский В.П. и др., 2018; Мерзляк А.В., 2010; Безуглая JI. А., 2013].

Технологии являются одним из фун­даментальных, основополагающих прин­ципов цифровой трансформации и в то же время обусловлены продолжающимися из­менениями. Цифровая трансформация идет рука об руку с практическим применением большого количества технологических кон­цепций. Существующие и новые техноло­гии становятся движущей силой изменений в цепочках поставок за счет все более ши­рокого использования возможностей обмена информацией и данными между участника­ми цепи поставок, даже если раньше между ними не было связи.

Мы собрали и проанализировали техно­логические концепции в области логистики и управления цепочками поставок и оцени­ли их текущее и перспективное использова­ние. Предполагается найти ответы на следу­ющие основные вопросы:

  • В чем смысл инновационных техно­логических концепций в логистике и управлении цепочками поставок?
  • Какие инновационные технологиче­ские концепции используются в ло­гистике и управлении цепочками поставок и какие из этих концепций, вероятно, будут все чаще внедряться в ближайшие несколько лет?
  • В чем преимущества этих технологи­ческих концепций?

Мы выявили несколько технологических концепций, оказывающих значительное влияние на логистику и управ­ление цепями поставок, для большей наглядности раздели­ли их на шесть семантических областей [Семенов А., 2017] (рис. I). Кругами наибольшего диаметра обозначены техно­логические концепции, которые большая часть компаний, по нашей оценке, будет реализовывать в течение следующих пяти лет и которые будут определять окружающую среду в логистике и управлении цепочками поставок.

 

Рис. 1. Цифровые концепции в современной системе управления цепями поставок

Рассмотрим данные технологические концепции в ло­гистике и управлении цепями поставок более подробно. Для каждой из них мы приведем результаты полевого исследования, анализа открытых источников информации о деятельности компаний и опроса ряда компаний промыш­ленного (производственного), торгового и транспортно-ло­гистического секторов отечественной экономики. Политика конфиденциальности полученной коммерческой информа­ции позволяет представлять данные только в обобщенном виде.

Технологии сбора данных. Решения по управлению данными и использование искусственного интеллекта в це­почках поставок требуют наличия соответствующей базы данных. Существует много источников, на основе которых можно создать базы данных. В качестве примера можно назвать локализацию или сенсорные технологии. Для обе­спечения оценки заказов и бизнес-данных через границы компании требуются соответствующие методы сбора, хране­ния и передачи данных. В секторе розничной торговли уже существуют комплексные подходы к электронному обмену данными и цифровой обработке задач по заказам клиентов.

Во всем мире отслеживание заказов будет играть важную роль в секторах розничной торговли, производства и логисти- ческихуслуг Однако поставщики логистических услуг счита­ют технологии локализации значительно более актуальными, чем эксперты из обрабатывающей промышленности или роз­ничной торговли, которые рассматривают их как средние по актуальности. Технологии локализации относятся к тех­ническим системам, таким, как GPS, ГЛОНАСС. Дальнейшее развитие технических систем можно ожидать, в частности, в области логистических услуг: поставщики планируют шире внедрять соответствующие технологические концепции в те­чение нескольких ближайших лет.

Отслеживание движения продуктов имеет важное зна­чение для торговых компаний и производственного сектора. В настоящее время двумерные штрих-коды - принципиаль­но новая технологическая схема с самой высокой релевант­ностью по сбору данных. Двумерные штрих-коды имеют высокую релевантность, например QR или матричные коды данных, которые можно читать оптически [Robinson R., 2018]. При оценке этой тенденции компании-производите­ли склонны считать данную технологию чрезвычайно ре­левантной, в то время как поставщики логистических услуг ограничиваются оценкой «умеренно». На практике концеп­ция уже в значительной степени сложилась. По результатам сбора данных, около 60% компаний используют 20-коды и еще около 10% компаний хотят ввести 20-коды в течение следующих пяти лет.

Радиочастотная идентификация (англ. Radio Frequency Identification, RFID) - бесконтактная альтернатива существу­ющим штрих-кодам или дополнительное средство прочте­ния 2D- или штрих-кодов. В среднем ее считают умеренно актуальной. Она максимально актуальна в обрабатывающей промышленности, минимально - в розничной торговле. Сре­ди причин, в первую очередь, можно назвать пока еще отно­сительно высокую стоимость реализации данной технологии [Камозин Д.Ю., 2013]. По данным опроса участников, око­ло половины розничных компаний не планируют внедрять RFID-технологии из-за высокой стоимости внедрения и тех­нических проблем, к последним отнесены: помехи и непри­емлемое количество ошибок при сканировании при высоких скоростях сканирования. Практическое использование часто сводится к проектам, которые ограничены по масштабу, на­пример для отслеживания инструментов загрузки или вы­явления узких мест в производственном процессе [Купри- яновский В.П., Соколов И. А., Талашкин Г.Н. и др., 2017; Куприяновский В. П., Соколов И. А., Евтушенко С.Н. и др., 2017; Куприяновский В.П., Евтушенко С.H., Дунаев О.Н. и др., 2017]. На данный момент цепочку поставок, исполь­зующую маркированные RFID-продукты, только начинают применять ведущие международные предприятия в сфере торговли и логистики. Поставщики логистических услуг также пока не склонны к масштабному внедрению данной технологии: порядка 20% поставщиков логистических услуг не планируют вводить RFID, 5% намерены внедрить, причем горизонт планирования составляет более пяти лет.

Сенсорная технология. В контейнерных перевозках ис­пользование сенсорной техники окажется все более и более привлекательным за счет возможностей сокращения суммар­ных затрат. Датчики передают важную информацию о состо­янии груза (например, температура, вибрация, влажность), измерения проводятся в реальном режиме времени и при вы­полнении любых операций с грузом [Меренков А. О., 2017]. Одновременно датчики можно использовать для контроля рабочих условий и для инициации соответствующих дей­ствий: обслуживания, изменения эксплуатационных режи­мов, продолжения или остановки операции.

В целом эксперты оценивают сенсорную технологию как умеренно и весьма актуальную. Мы считаем ее весьма актуальной для производственного сектора и умеренно акту­альной - для розничного сектора. Пока сенсорные датчики используются в рознице минимально, порядка 40% рознич­ных компаний не планируют внедрять данные технологии в будущем. В обрабатывающей промышленности техноло­гия больше распространена: по нашим оценкам, около 30% компаний используют сенсорную технологию в ряде слу­чаев, 20% - комплексно и повсеместно. Наибольший спрос на сенсорные решения ожидается в секторе логистических услуг: порядка 20% компаний планируют внедрить их в те­чение ближайших пяти лет, а 10% компаний - в более дли­тельные сроки.

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Информацию о производственных мощностях, заказах и клиентах компании собирают и анализируют уже доста­точно давно. В частности, при электронной обработке за­казов в розничной торговле указанные данные используют­ся при постановке ключевых показателей эффективности и принятии оперативных мер [Безуглая JI. А., 2013]. Методы прогностического анализа и прогностического сопровожде­ния расширяют возможности детального анализа данных для поиска приемлемых управленческих решений, для про­гнозирования и оптимизации бизнес-процессов.

Логистические компании оправданно ожидают эконо­мии от использования данных технологий за счет оптими­зации транспортных мощностей и размещения заказов. Тем не менее пока стоит проявить сдержанность при оценке того, насколько поставщики логистических услуг использу­ют технологии анализа больших данных. Можно говорить об умеренной актуальности концепции прогнозной аналити­ки. По нашим оценкам, около 50% поставщиков логистиче­ских услуг не планировали вводить прогнозную аналитику в свои системы управления. Обрабатывающая промышлен­ность и розничная торговля рассматривают концепции про­гнозной аналитики как весьма актуальные. С одной стороны, это связано с характером бизнеса, а с другой стороны, логи­стические операторы еще не в полной мере готовы использо­вать данные возможности.

Прогнозная аналитика. На момент проведения исследо­вания только немногие компании использовали концепцию прогнозной аналитики: в среднем лишь 5% компаний уже внедрили данные технологии и используют их комплексно, в то время как 50% компаний только приступили к внедре­нию или внедрили ее частично. Концепция прогнозируемого обслуживания лежит в основе технологии прогнозной ана­литики. Данная технология оценивается как весьма актуаль­ная для обрабатывающей промышленности, умеренно акту­альная для розничных и логистических услуг

Прогнозное обслуживание. Применение концепций ин­теллектуального управления в производстве приведет к из­менению качества логистических услуг С одной стороны, ожидается увеличение объема данных, а с другой стороны, появится возможность более качественно анализировать проблемы в цепях поставок. Часть пользователей таких кон­цепций полагается на машинное обучение и искусственный интеллект, надеясь еще больше повысить ценность и ка­чество получаемых аналитических данных. Поставщики логистических услуг могут использовать аналитическую отчетность, с тем чтобы повысить уровень использования операционных ресурсов, обеспечить интеллектуальное планирование маршрутов доставки и выбор наиболее при­емлемых сроков доставки грузов. В долгосрочной перспек­тиве аналитические данные должны быть доступны по всей цепочке поставок. Данные пригодны не только для анализа и принятия решений, но и для оптимизации всей цепочки по­ставок с помощью технологий искусственного интеллекта. Прогнозное обслуживание еще не получило комплексного применения в компаниях. Однако около 15% предприятий планируют внедрить концепции прогнозного обслуживания в течение ближайших пяти лет.

ИТ-УСЛУГИ

Предприятия часто сталкиваются с трудностями при кор­ректировке ИТ-систем [Галакова Г.А., 2017]. Устаревшие системы должны быть интегрированы с новыми технологи­ями, производственные системы трудно поддаются адапта­ции, в большинстве компаний ИТ-обеспечение развивается совсем по другому сценарию, нежели это предполагают но­вые концепции совместного планирования и информацион­ного взаимодействия. Такое приспособление существующих ИТ-систем в компаниях представляет собой существенный недостаток по сравнению с компаниями, не имеющими по­добных исторических ограничений. В настоящее время из­менение ИТ-систем и их надежная интеграция необходимы для эффективного удовлетворения потребностей клиентов. В большинстве случаев причиной высоких затрат на совер­шенствование ИТ-систем является, в частности, единичное производство или индивидуализация продукции.

Развитие аутсорсинга информационных технологий при­носит пользу потребителям, поскольку они могут гибко раз­виваться вместе с компанией, требует сравнительно низких инвестиционных затрат и предоставляет более быстрый до­ступ к новым приложениям, чем существующие программ­ные продукты. Рассматривая облачные ИТ-услуги, можно выделить облачное программное обеспечение, облачные инфраструктурные решения и облачные платформы. Акту­альность всех трех концепций оценивается как умеренная для всех участников рынка. По нашим оценкам, только 10% компаний планируют использовать сразу все три технологии в течение следующих пяти лет. Более 20% компаний уже частично используют одну или две технологии. В будущем объем данных, подлежащих хранению и обработке, и каче­ство услуг по их предоставлению будут расти. Соответствен­но, поставщикам логистических услуг придется иметь дело с облачной инфраструктурой.

Системы управления складом также оцениваются как одни из наиболее актуальных технологических концеп­ций в целом. Степень их распространения очень высока уже сегодня: порядка 60% компаний со сложной складской системой комплексно используют такое программное обе­спечение и еще около 10% планируют внедрение в течение последующих лет.

КАРТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В системах планирования ресурсов предприятия (BRP) картирование бизнес-процессов весьма актуально как для розничной торговли, так и для предприятий обраба­тывающей промышленности. Последовательный и быстрый доступ к данным через интерфейсы, которые оптимизиру­ют всю схему поставок, необходим для производственных и розничных компаний. Небольшим компаниям и постав­щикам логистических услуг приходится активно взаимодей­ствовать в основном через интерфейсы данных ERP с более крупными компаниями, а значит, они вынуждены адаптиро­ваться. Внедрение систем ERP сопряжено со значительны­ми усилиями и высокими затратами. Данное программное обеспечение особенно широко используется в 70% крупных компаний. Фирмы, где работает не менее 250 сотрудников, используют ERP комплексно только в 40% случаев, частично - еще 15% подобных компаний, а остальные не используют ERP. По нашим оценкам, около 20% небольших компаний вообще не планируют полностью использовать функционал систем ERP.

СИСТЕМЫ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Системы оперативной помощи управлению цепями поставок предоставляют контекстно-зависимую информа­цию, облегчают и улучшают работу персонала. Это осо­бенно верно для обработки товаров или складирования, где для исправления ошибок предстоит выполнить большой объем работы и гораздо более высокие издержки и потери

в дальнейшем, чем у компаний с меньшими объемами ра­боты. Кроме того, на местах сотрудники могут воспользо­ваться приложениями на мобильных устройствах, напри­мер для управления трафиком или обслуживания в любом месте, для доступа к определенным данным компании и ключевым показателям.

Мобильный доступ к данным рассматривается как умеренно/высокоактуальный. Многие компании уже предоставили своим сотрудникам мобильный доступ к данным с помощью переносных устройств, портативных компьютерных систем, таких, как смарт-часы или трекеры активности, которые могут отображать контекстно-зависи­мую информацию или давать инструкции. Актуальность таких систем оценивается как от умеренной до высокой, и в настоящее время лишь небольшая часть компаний ис­пользует мобильный доступ к данным.

Устройства дополненной реальности. Возможности продуктивного использования таких устройств появились совсем недавно, пока их использование ограничено.

Устройства дополненной реальности обеспечивают широкий набор действий: запись состояния реальной окружающей среды и оперативное предоставление до­полнительной информации могут представлять интерес для многих участников рынка. В качестве примера можно привести «умные очки», их использование является наибо­лее перспективным для логистики. Способность смещать в дополнительный контекст зависимую информацию по­лезна для задач регулирования или обслуживания. Можно ожидать значительного повышения эффективности, сни­жения частоты ошибок по сравнению с традиционными методами, особенно при подборе заказов на складе.

Наиболее перспективным представляется использо­вание технологий дополнительной световой и голосовой идентификации в процессе выполнения операций ком­плектации на основе печатных списков. На протяжении более десяти лет логистические компании использовали данные технологии и на практике оценили их актуаль­ность как умеренную или низкую. Тем не менее некоторые компании планируют внедрить данные технологии и пере­строить процедуры подбора и комплектации на складе.

АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА

В настоящее время широко обсуждается проектирова­ние концепций использования автономных систем. В дан­ном направлении работают многие исследовательские команды и компании. Практикам особенно интересны концепции доставки на «последнюю милю». Большин­ство концепций все еще находятся на стадии разработки или могут применяться лишь ограниченно.

Беспилотные летательные аппараты. В последние пару лет вниманием СМИ пользовались беспилотные летательные аппараты (дроны). Их использование огра­ничено в силу того, что процедуры согласования и полу­чения разрешений на эксплуатацию сложны, пропускная способность и дальность полета низкие. Их применяют разве что в особых случаях, например при оказании гума­нитарной помощи или перевозке медицинской продукции (лекарств и специальной техники). Тем не менее ранние применения автономной доставки в общественном про­странстве уже существуют в использовании небольших наземных роботов.

Беспилотные транспортные средства в конечном итоге возьмут на себя часть логистических задач. Их ис­пользование будет выходить за рамки концепции беспи­лотных летательных аппаратов, когда использование наземного транспорта требует больших материальных или временных затрат.

Поставщики логистических услуг рассчитывают, что в дальнейшем станет возможной эксплуатация беспи­лотных грузовиков. Первые концепции уже существуют. Предполагается, что тогда в транспортном секторе прои­зойдут огромные изменения, поскольку исчезнет потреб­ность в водителях. Пока же не решены технические про­блемы, отсутствует надлежащая правовая база. Скорее всего, внедрение автономных грузовых автомобилей воз­можно только в долгосрочной перспективе. Из-за слож­ных процедур согласования и высоких рисков пока нельзя ожидать их широкого применения в ближайшем будущем. Беспилотные летательные аппараты (дроны) и грузовики пока не приобрели практического значения, их актуаль­ность оценивается как умеренная [Robinson R., 2018].

Автономные транспортные средства уже в течение многих лет используются в замкнутых зонах, например на складах и в портах. В целом эти системы умеренно ак­туальны, степень актуальности варьирует в зависимости от отрасли: больше в обрабатывающей промышленности, сравнительно меньше на предприятиях розничной тор­говли. Автономные транспортные средства существенно изменят транспортную логистику, даже если временной горизонт для продуктивного использования первых полно­стью автономных самоходных грузовиков, вероятно, пре­высит пять лет. Независимость от персонала позволит по­стоянно использовать транспортные средства и увеличить имеющиеся транспортные возможности.

В настоящее время перед логистическими операто­рами стоит задача соответствующим образом подгото­виться к предстоящим технологическим изменениям. Поставщики логистических услуг будут вынуждены провести диверсификацию независимо от текущей ситу­ации в транспортном бизнесе. В будущем производители транспортных средств смогут самостоятельно предостав­лять транспортные услуги с использованием автономных средств перемещения.

РОБОТЫ

Роботы уже сегодня используются в обрабатывающей промышленности, их актуальность оценивается как высо­кая. Умеренно значима их актуальность в логистике и ри­тейле. Однако в долгосрочной перспективе робототехни­ка также будет использоваться на складах логистических провайдеров или розничных компаний для автоматизации простых задач и повышения эффективности обработки за­казов.

Автономные наземные роботы. Их концепции были разработаны в связи с потребностями клиентов в постав­ках в установленные сроки, когда поставка в обычных фургонах обходится слишком дорого. Поставщики ло­гистических услуг могут использовать данные транс­портные средства для расширения своего предложения. Однако из-за технических требований возникает чрезвы­чайно сильная зависимость от поставщиков технологий. Наземные дроны, или пилотируемые роботы, используе­мые до сих пор, работают от батареи и могут покрывать только ограниченные расстояния.

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

С учетом изменения цепочки поставок центральное значение приобретает обмен информацией. С одной сто­роны, различные каналы связи позволяют осуществлять обмен между всеми участниками цепочки поставок и кон­тролировать саму цепочку. В производственном секторе бесперебойная связь по всей цепочке поставок должна обеспечить экономию затрат и повысить эффективность. В качестве инструментов контроля могут использоваться программы лояльности клиентов и анализ данных из со­циальных сетей. Обе концепции были оценены как име­ющие умеренную актуальность; программы лояльности клиентов были оценены как значительно более актуаль­ные, чем анализ социальных сетей. Данные каналы служат источниками данных, позволяют вести активный диалог и в определенной степени влияют на потребности конечно­го клиента. Розничные компании планируют использовать анализ данных из социальных сетей.

Уже сегодня для поставщиков розничных и логисти­ческих услуг вполне актуальна разработка программно­го обеспечения для мобильных устройств (приложений), которые могли бы использовать клиенты. Около 40% по­ставщиков логистических услуг частично используют при­ложения, еще 15% используют их комплексно. Индивиду­альные приложения позволяют наладить прямой контакт с клиентами и достичь взаимной выгоды. В последние несколько лет поставщики услуг различных мобильных приложений внедрили инновационные решения, которые позволяют контролировать отгрузку. Соответственно, вы­сокую актуальность отметили логистический и розничный секторы. В обрабатывающей промышленности компании не считают подобные приложения актуальными, и многие из них не планируют внедрять приложения.

Коммуникация с использованием мобильных при­ложений - это только один из способов общения с кли­ентами. Веб-коммуникационные платформы позволяют не только общаться с конечным пользователем, но и с де­ловыми партнерами. Мобильные приложения оцениваются как весьма актуальные и уже достаточно широко распро­странены. Розничные компании планируют расширить су­ществующие функции самообслуживания конечных клиен­тов. Это, например, позволит легко реализовать изменения основных данных или прямое управление заказами.

Децентрализованные концепции отслежинания грузон и транспортных контейнерон найдут применение в логистике и обрабатывающей промышленности. Процесс движения грузов в цепи поставок необходимо оперативно отслеживать от начала до конца, что требует комплексных технических решений. Это часто является проблемой, по­скольку преимущественно реализуются централизованные решения со сложными правами доступа.

Блокчейн или производные технологические концеп­ции могут обеспечить средство правовой защиты. Такие децентрализованные концепции создадут новые возмож­ности для транспарентности и упрощения аудита. Однако в этом случае конфиденциальность данных и связанное с этим ограничение возможностей анализа могут быть устранены лишь частично, что обусловливает необходи­мость изменения договорного принципа использования данных. В долгосрочной перспективе соглашение об ис­пользовании данных, которое станет необходимой частью предложения, будет иметь конкурентное преимущество.

Прогнозная аналитика с помощью искусственного интеллекта на основе анализа больших данных, сен­сорная технология и интеграция мобильных устройств обладают высокой актуальностью в силу их возможного применения для цифровизации. Прогнозная аналити­ка может создать конкурентное преимущество для по­ставщиков логистических услуг. В частности, транспор­тировка и обработка грузов генерируют значительный объем данных: время прибытия, продолжительность таможенной очистки и количество груза, которые могут быть использованы в анализе бизнес-процесса. С помо­щью искусственного интеллекта и прогнозного анализа можно оптимизировать параметры выполнения заказов и эффективно спланировать заказы, предоставить не­обходимые ресурсы для их выполнения. Качественный сбор и хранение данных критически необходимы: важен даже не столько объем собранных данных, сколько отсут­ствие перерывов в непрерывном потоке данных или про­межуточных ручных операциях. Изменения в процессах или манипуляция с данными также должны автоматиче­ски актуализироваться в системе.

Сенсорная технология может быть источником данных для анализа хода выполнения логистических процессов в рамках цепочек поставок. С одной стороны, различные технологии локализации доступны уже несколько лет, а с другой - они могут быть гораздо более полезными, если дополнительные данные от датчиков поступают и исполь­зуются в централизованной системе обработки данных. Эту дополнительную информацию можно использовать как основу для оптимизации процессов поставки, это так­же облегчит процесс принятия решений. Например, мони­торинг температуры и влажности может указывать на то, будет ли поставка продуктов соответствовать стандартам качества конкретного получателя.

Интегрированный доступ к данным и возможности сбора и передачи информации с помощью мобильных устройств еще недостаточно используются. Приложения, которые установлены на многих мобильных устройствах или которые могут быть подключены к внешним ИТ-си- стемам, очень полезны для управления внешними группа­ми заинтересованных участников цепи поставок, что так­же сокращает время и усилия, затрачиваемые компанией. Преимуществом является возможность своевременно по­лучить информацию об отклонениях, дополнительную, востребованную в конкретной ситуации информацию [O’ByrneR., 2018].

* * *

На примере отрасли розничной торговли покажем, как цифровые технологии преобразуют логистическую ин­фраструктуру. Благодаря цифровизации активно развивается модель Omni-Channel, которая позволяет ритейлерам решить задачи в рамках всех четырех драйверов рынка (персонали­зация, цифровизация, доставка, удобство совершения пла­тежей). Omni-Channel - многоканальная торговля, которая предлагает потребителю через все доступные каналы про­даж: магазин, интернет-магазин, социальные сети, по теле­фону, по каталогу или иным способом, который вдруг поя­вится в мире торговли. Однако при переходе к Omni-Channel важно адаптировать цепочку поставок к существующим вы­зовам:

  • Гибкость цепочки поставок:
  • динамическое изменение сети и грузопотоков в за­висимости от изменения спроса, доступности мощ­ностей и реализации рисков цепочки поставок;
  • предложение оптимальной и более доступной цены для покупателя независимо от расположения места заказа;
  • своевременная адаптация логистической сети к но­вым условиям.
  • Экосистема поставок товаров:
  • непрерывное онлайн-взаимодействие партнеров (ритейлеров и производителей) друг с другом и с по­требителями;
  • выполнение заказа, сравнимое с моментальной по­купкой в магазине;
  • варьирование объема и частоты поставок в зависи­мости от потребностей в точках продаж.
  • Прозрачность цепочки поставок:
  • единая информационная система с данными по за­пасам и перемещению товаров в сети, обновляемая в режиме реального времени;
  • многократный рост рисков цепочки поставок на эта­пе снабжения;
  • обеспечение доступности актуальных данных по за­пасам и движению товаров [Семенов А., 2017].

Удовлетворение всех требований способствует переходу от традиционной цепочки поставок к цифровой с внедре­нием цифровых технологий (рис. 2). Эксперты единодушно считают, что применение цифровых технологий в системах управления цепями поставок - вопрос настоящего или бли­жайшего будущего (рис. 3).

 

Рис. 2. Трансформация цепей поставок под влиянием цифровых технологий [The 2017 MHI, 2017]

 

Рис. 3. Влияние цифровых технологий в управлении цепями поставок, по мнению экспертов [The 2017 MHI, 2017]

В будущем открытые программные решения окажут­ся предпочтительнее локальных решений, поскольку это единственный способ избежать зависимости от отдельных поставщиков ИТ-услуг Потребуется обеспечить доступ к большому количеству устройств, так как это единствен­ный способ обеспечить быстрое внедрение «умных» очков или новых средств сбора данных, например портативных сканеров. Одной из возможностей для этого является пре­образование информации для заказчика в веб-интерфейс пользователя: данные доступны на многих устройствах, и поставщик может сделать их доступными для всех поль­зователей одновременно и своевременно. Расширяя веб-ин- терфейс с помощью программных интерфейсов, можно соз­давать приложения для сотрудников и клиентов. В конечном итоге создание интерфейсов и приложений приведет к пере­мещению обслуживания данных для клиентов или деловых партнеров в интернет-среду.

В условиях конкуренции в цифровой экономике степень успеха ведения бизнеса зависит от освоения и активного вне­дрения технологий сбора данных, анализа данных и обмена информацией. При модернизации систем управления цепя­ми поставок эксперты рекомендуют делать акцент на тех­нологию анализа данных, т.к. она позволяет значительно увеличить адаптивность бизнес-про­цессов к динамично изменяющимся условиям окружающей среды. В усло­виях более развитой ресурсной базы крупные компании внедряют техно­логии систем поддержки, автономных систем и IT-сервис, которые требуют больших затрат и являются технологи­ями «второго эшелона».

Результаты данного исследования опираются на мнение экспертов, за­нятых в сферах логистики и операци­онного менеджмента в крупных рос­сийских компаниях. Они могут быть рекомендованы для совершенствова­ния систем управления цепями поставок в организациях, адаптирующих собственные бизнес-мо­дели в условиях вызовов «цифровой экономики». Изученные нами технологии обладают значительным потенциалом для изменения логистики и управления цепями поставок.

Об авторах

П. В. Трифонов
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: операционный менеджмент, управление производством, промышленное развитие.


Р. В. Серышев
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия
Кандидат экон. наук, доцент Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: логистика, операционный менеджмент.


Список литературы

1. Безуглая Л.А. (2013) Электронный бизнес как базовый институт информационной экономики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-biznes-kak-bazovyy-institut-informatsionnoy-ekonomiki.

2. Галакова Г.А. (2017) Логистические информационные системы как фактор развития предприятий // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logisticheskie-informatsionnye-sistemy-kak-faktor-razvitiya-predpriyatiy.

3. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П. и др. (2016) Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-razlichnye-puti-k-effektivnomu-primeneniyu-tehnologiy-bim-plm-cad-iot-smart-city-big-data-i-drugie.

4. Камозин Д.Ю. (2013) Сравнение эффективности применения технологии штрихового кодирования и технологии RFID в логистических процессах // Известия БГУ. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-effektivnosti-primeneniya-tehnologii-shtrihovogo-kodirovaniya-i-tehnologii-rfid-v-logisticheskih-protsessah.

5. Капранова Л.Д. (2018) Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya.

6. Куприяновский В.П., Евтушенко С.Н., Дунаев О.Н. и др. (2017) Правительство, промышленность, логистика, инновации и интеллектуальная мобильность в цифровой экономике // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravitelstvo-promyshlennost-logistika-innovatsii-i-intellektualnaya-mobilnost-v-tsifrovoy-ekonomike.

7. Куприяновский В.П., Соколов И.А., Евтушенко С.Н. и др. (2017) Мобильное производство на базе совместной экономики, цифровых технологий и логистики // International Journal of Open Information Technologies. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-proizvodstvo-na-baze-sovmestnoy-ekonomiki-tsifrovyh-tehnologiy-i-logistiki.

8. Куприяновский В.П., Соколов И.А., Талашкин Г.Н. и др. (2017) Цифровая совместная экономика: технологии, платформы и библиотеки в промышленности, строительстве, транспорте и логистике // International Journal of Open Information Technologies. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-sovmestnaya-ekonomika-tehnologii-platformy-i-biblioteki-v-promyshlennosti-stroitelstve-transporte-i-logistike.

9. Меренков А.О. (2017а) Индустрия 4. 0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики // Управление. № 4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-4–0nemetskiy-opyt-razvitiya-tsifrovogo-transporta-i-logistiki.

10. Меренков А.О. (2017б) Организационно-экономические аспекты эффективного функционирования интеллектуальных транспортных систем // Управление. № 3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-aspekty-effektivnogo-funktsionirovaniya-intellektualnyh-transportnyh-sistem (дата обращения: 27.07.2018).

11. Мерзляк А.В. (2010) Совершенствование информационного обеспечения цепей поставок как фактор повышения их конкурентоспособности // Известия СПбГЭУ. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-informatsionnogo-obespecheniya-tsepey-postavok-kak-faktor-povysheniya-ih-konkurentosposobnosti.

12. Семенов А. (2017) Современный ритейл. Вызовы, задачи и технологии в логистике. М.: ООО «Делойт Консалтинг».

13. Соколов И.А., Мишарин А.С., Куприяновский В.П. и др. (2018) Роботы, автономные робототехнические системы, искусственный интеллект и вопросы трансформации рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики // International Journal of Open Information Technologies. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roboty-avtonomnye-robototehnicheskie-sistemy-iskusstvennyy-intellekt-i-voprosy-transformatsii-rynka-transportno-logisticheskih-uslug.

14. Шорикова О.В., Гильц Н.Е. (2011) Роль и виды информационных технологий в управлении цепями поставок // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-vidy-informatsionnyh-tehnologiy-v-upravlenii-tsepyami-postavok.

15. O’Byrne R. (2018) 6 Key Supply Chain and Logistics Trends to Watch in 2017 // Business Improvement, Freight Management, Logistics, Outsourcing, Supply Chain, Supply Chain Strategy, Technology, Trends https://www.logisticsbureau.com/6key-supply-chain-and-logistics-trends-to-watch-in-2017/.

16. Robinson R. (2018) The 6 Top Supply Chain Trends to Make Supply Chain Managers the Hero of Their Company http://cerasis.com/2018/01/23/top-supply-chain-trends/

17. The 2017 MHI Annual Industry Report. Next-Generation Supply Chains: Digital, On-Demand and Always-On (2017)/Deloitte,MHI. URL: https://static1. squarespace.com / static/ 562164dae4b0099ac 9c04b5c /t/595126ec e4fcb533d1d7fe2d/1498490608835/Nextgen+-+MHI+2017+Industry+Report.pdf.

18. Top 10 Future Trends in Supply Chain and Logistics https://www.aacb.com/trends-in-supply-chain-and-logistics/.


Для цитирования:


Трифонов П.В., Серышев Р.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018;(3):30-37. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-30-37

For citation:


Trifonov P.V., Seryshev R.V. TRANSFORMATION OF SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION. Strategic decisions and risk management. 2018;(3):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-30-37

Просмотров: 668


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)