Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-18-22

Полный текст:

Аннотация

Cтатья посвящена исследованию путей достижения стратегических целей России в области развития промышленности в условиях, когда одним из основных трендов государственной политики в последние годы стало импортозамещение. Показано, что промышленная политика должна основываться на проектном управлении, позволяющем обеспечить устойчивое развитие ключевой отрасли национальной экономики. Систематизированы приоритетные методы долгосрочной поддержки промышленных предприятий в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Для цитирования:


НИКИТИН Г.С. От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(1-2):18-22. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-18-22

For citation:


NIKITIN G.S. FROM STAGNATION TO THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INDUSTRY: WAYS TO IMPROVE MANAGEMENT PRACTICES AND REGULATION. Strategic decisions and risk management. 2017;(1-2):18-22. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-18-22

На современном этапе развития российской экономики одной из важнейших задач явля­ется обеспечение импортозамещения, обусловлен­ное не столько введением экономических санкций относительно России, сколько продолжительным пребыванием российской промышленности в зоне неконкуренто способности, что способствовало росту потребности в импорте [Березинская О. Б., Beдев A. Л., 2015, с. 106]. Этот процесс следует рассматривать в непосредственной связи с тен­денцией к локализации и трансфером технологий.

В рамках политики импортозамещения про­водится выравнивание факторов конкурентоспо­собности российской продукции (повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, рост емкости рынка, более легкий доступ отечественных предприятий на ры­нок и рост их конкурентных позиций), которая должна стать более привлекательной для ко­нечных потребителей. В первую очередь это касается промышленных предприятий, которые покупают комплектующие, одним из основ­ных факторов их конкурентоспособности яв­ляется цена. В этом направлении предприятия какое-то время пожинали плоды девальвации и увеличения ценовой конкурентоспособности [Фальцман В.К., 2015, с. 120]. Однако в настоя­щее время наблюдается снижение влияния этого фактора в связи со стабилизацией курса рубля, постепенно происходит инфляция издержек (рост цен за счет роста издержек производства), предприятия приспосабливаются к определен­ному уровню затрат. В перспективе нельзя ис­ключать ревальвацию, что, безусловно, станет сдерживающим фактором, и, вполне возможно, будет недостаточно тех усилий, которые были предприняты для управления конкурентоспо­собностью.

В рамках организации производственного процесса, сбыта готовой продукции каждый производитель постоянно анализирует стои­мость комплектующих и готовых изделий, сопо­ставляет цену единицы отечественного продук­та с импортным. Если же стоимость российской продукции увеличивается по целому ряду по­зиций, предпочтение отдается импортному аналогу. В таких условиях основой экономиче­ского роста становятся приоритетные проекты, в рамках которых осуществляется комплексная реорганизация производства. Обеспечение кон­курентоспособности отечественной промыш­ленности требует реформирования экономики, что невозможно сделать без изменения системы управления и регулирования. В среднесрочной перспективе стоит задача не только окончатель­но внедрить принципы проектного управления на всех уровнях государственного регулиро­вания, но и значительно расширить границы взаимодействия бизнеса, государства и других заинтересованных игроков в сфере промышлен­ности.

Сегодня Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпром- торг России) уже имеет успешный опыт при­менения принципов проектного управления и механизмов поддержки промышленности, прежде всего, это касается вопросов финан­сирования проектов. С этой целью по иници­ативе ведомства в 2014 году был создан Фонд развития промышленности (ФРП) как инсти­тут развития и поддержки производств, кото­рым с 2014 года было одобрено 193 проекта на общую сумму 49,8 млрд руб. [Минпромторг, 2017]. В 2017 году механизм функционирования ФРП был изменен: предусмотрено сокращение объемов бюджетных средств за счет возвра­та процентов. Co временем средства (более 40 г млрд руб.), направленные на проекты, вернут­ся, и их можно будет вкладывать в новые про­екты на тех же основаниях. Предполагается, что для выдачи льготных займов в 2017 году будет достаточно ежегодно докапитализировать ФРП на 20 млрд руб.

В рамках проектного управления действу­ет специальный инвестиционный контракт (СПИК), позволивший ускорить привлечение инвестиций в российское промышленное про­изводство. Данный механизм не только снижает налоговую нагрузку предприятий, но и позво­ляет сократить длительность инвестиционной фазы проекта. При его создании был исполь­зован опыт других стран, в том числе Индии и Южной Кореи. Подобная практика оказалась успешной и в странах ЕС (например, в Венгрии аналогом СПИК является соглашение о страте­гическом партнерстве), и в Китае (аналогичный механизм в рамках развития института свобод­ных экономических зон). На сегодня заключено семь таких контрактов. Заявлено, что в рамках их реализации суммарный объем инвестиций в промышленность составит свыше 150 млрд руб., причем это исключительно высокотехно­логичные проекты с новыми видами продукции. Объем произведенной продукции составит по­рядка 560 млрд руб. [там же].

Расширяется взаимодействие Минпромтор- га с другими структурами. Например, Внеш­экономбанк принимает активное участие в раз­работке стратегии с целью реализации нишевых проектов. В настоящее время для совместной работы отобрано 27 целевых ниш в таких от­раслях, как химическая, электронная, лесная промышленность, тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, дорожное машиностроение, металлургия и т. д. Еоскорпорация готова раз­делить риски, связанные с реализацией соот­ветствующих проектов. Минпромторг будет не только поддерживать эти проекты, но и ока­жет содействие интеграции соответствующих мер поддержки. Это касается субсидирования процентной ставки и тех проектов, которые одновременно рассматриваются в ВЭБе и на ко­миссии Минпромторга. Целесообразно также совмещать финансирование из Фонда развития промышленности и из Внешэкономбанка, хотя должны быть определены роль и доля участия каждого института: например, ВЭБ ориентиро­ван на более крупные проекты, чем ФРП.

Сегодня в рамках внедрения принципов проектного управления прорабатывается меха­низм объединения субсидий, ориентированных на поддержку субъектов промышленной поли­тики. Их консолидация позволит сделать более прозрачным процесс предоставления льгот, зна­чительно упростит процедуру поддержки про­мышленных предприятий. В частности, пред­лагается создать ряд универсальных мер, в том числе собрать воедино субсидии, связанные с субсидированием процентной ставки по ин­вестиционным проектам и техническому пере­вооружению производства, выделить в качестве стержневого механизма субсидию для компен­сации части затрат на проведение научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Однако проектная деятельность использу­ется не только для дальнейшего преобразова­ния хорошо зарекомендовавших себя мер под­держки промышленности, проектный подход будет внедряться и в самом Минпромторге. Активная роль здесь отведена Центру управле­ния проектами в промышленности, созданному в 2016 году, он призван участвовать в реализа­ции шспрограмм, осуществляя комплексное сопровождение НИОКР. Он станет «мозговым центром» при внедрении принципов проектной деятельности в министерстве.

Принципы проектной деятельности успеш­но применяются и на более высоком уровне - в правительстве. В проектном офисе прави­тельства - Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и при­оритетным проектам разработан приоритетный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» - один из четырех проек­тов по направлению «Международная коопе­рация и экспорт». В роли его функционального заказчика выступает Минпромторг. Для начала предлагается сфокусировать усилия на под­держке экспорта в нескольких отраслях: автомо­билестроении, сельхозмашиностроении, желез­нодорожном машиностроении и авиастроении. Срок реализации - 2017-2020 годы. В связи с этим предстоит сформировать комплексный инструментарий финансовой и нефинансовой поддержки экспорта продукции указанных от­раслей. В комплекс мер финансовой поддержки войдут новейшие механизмы: субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам (через ВЭБ и Росэксимбанк), обеспечение га­рантии остаточной стоимости продукции са­молетостроения, механизм гарантий обратно­го выкупа самоходной сельскохозяйственной техники. Экспортеры смогут также получить компенсацию затрат на продвижение продук­ции на иностранных рынках, транспортировку, сертификацию, защиту прав интеллектуальной собственности, экспортные НИОКР, предпо­лагающие выполнение НИОКР по экспортным контрактам с последующей передачей их ре­зультата в виде технологического образца ново­го изделия заказчику другой государственной (национальной) принадлежности. К 2017 году заработает система послепродажного обслужи­вания продукции авиастроения, в 2018 году - соответствующая система для автомобилестро­ения, сельхоз- и железнодорожного машино­строения. К концу 2019 года предполагается подписать пять меморандумов о сотрудниче­стве с дистрибьюторами продукции отечествен­ного вертолетостроения в Индии, Иране, Брази­лии, ОАЭ, ЮАР [Утвержден паспорт, 2016].

Кроме того, Минпромторг подготовил целый ряд адресных программ поддержки спроса («Первый автомобиль», «Автомобиль для села»), реализация которых начнется в пер­вой половине 2017 года. Речь идет о скидках, которые будут предоставляться при покупке ав­томобиля в зависимости от сегмента, в котором представлен продукт.

В настоящее время создается новая нацио­нальная система сертификации товаров и услуг. Она должна удовлетворять потребности рос­сийского потребителя в качественных товарах и услугах. Это принципиально новый проект в области оценки соответствия, гарантирующий соответствие продукции и услуг национальным стандартам. Новая система будет самоокупае­мой и не потребует привлечения дополнитель­ных средств из бюджета страны. Ожидается, что пилотный проект будет запущен в 2017 году, на первых этапах его реализации специалисты Госстандарта будут проводить сертификацию на добровольных началах, т.е. по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, испол­нителей) для подтверждения соответствия про­дукции требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем. Официальный старт программы на­мечен на 2018 год.

Наряду с перспективным внедрением про­ектного управления, сертификацией и развити­ем экспорта важно обеспечить баланс интересов в промышленном развитии отраслей и природо­охранной деятельности. До принятия Федераль­ного закона о технологическом нормировании окружающей среды решение этой задачи было невозможно: работа с промышленными пред­приятиями в интересах соблюдения экологиче­ского законодательства осуществлялась на пло­щадке Минприроды [Федеральный закон, 2014]. В процессе подготовки закона Минпромторг стал играть более значительную роль. В на­стоящее время Минпромторг и Минприроды совместно решают соответствующие вопросы. В чем заключается баланс? Цель промышлен­ной политики - технологическая модернизация. Цель экологической политики - снижение вы­бросов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. И между ними нет про­тиворечия: модернизация должна приводить к снижению негативного воздействия на окру­жающую среду. В ходе подготовки Федерально­го закона нам удалось убедить компании в том, что реформирование обеспечит баланс интере­сов промышленного развития отраслей и приро­доохранной деятельности, а не просто к ужесто­чению экологического регулирования. Вместе с улучшением экологической обстановки мы получим снижение бюрократической транзак­ционной нагрузки на промышленные предпри­ятия.

Снижению негативного воздействия на окружающую среду будут в значительной степени способствовать технологическая мо­дернизация и одновременное введение новых производственных мощностей. Накопленный эффект удельной технологической модерни­зации увеличит темпы роста промышленного производства и экологическую безопасность производства. Этот сценарий реализуется даже при оптимистичных подходах к промышлен­ному росту и наращиванию инвестиций в ос­новной капитал. Экологическое нормирование приведет к увеличению спроса на продукцию российской промышленности, машинострое­ния и создаст условия для ее роста в целом. Та­ким образом, будут сняты противоречия между экологической политикой и промышленной политикой. Кроме того, устанавливая соответ­ствующие требования с учетом уровня техноло­гического развития, мы не возлагаем на отрасли непосильное бремя, которое затруднило бы про­цесс модернизации.

В настоящее время составляются справоч­ники наилучших доступных технологий (НДТ). В Европе такие технологии известны как ВАТ (best available technology), в конце 2000-х годов парламент ЕС и Европейский совет одобрили ряд директив, базирующихся на тех же принци­пах. В Еермании эффективно действует анало­гичный механизм - «уровень современной тех­нологии» (Stand der Technik), то же самое можно сказать о США. Наиболыпее распространение наилучшие доступные технологии получили в экономиках стран - членов ЕС.

Внедрение НДТ на промышленных произ­водствах является одним из непременных усло­вий реализации политики импортозамещения и способом стимулировать модернизацию ос­новных фондов, а значит, оно повышает уровень конкурентоспособности отечественных предприятий. Следовательно, продукция, про­изведенная с использованием НДТ, обладает значительным экспортным потенциалом.

С учетом перечня техоборудования, необ­ходимого для перехода на НДТ, российским производителям технологий будет оказана су­щественная поддержка путем субсидирования процентных ставок по кредитам, субсидий на научно-исследовательские и опытно-кон­структорские работы в рамках реализации программ промышленной политики. К началу 2018 года все оборудование должно быть ос­нащено соответствующими датчиками и систе­мами для промышленных источников выбро­сов и сбросов загрязняющих веществ. Бизнес серьезно заинтересован в том, чтобы государ­ственное регулирование предъявляло понятные экологические требования, пусть и более стро­гие, но предсказуемые и учитывающие возмож­ности модернизации предприятий.

В первую категорию войдут предпри­ятия, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду. Минприроды должен обеспечить постановку на учет всех предпри­ятий, формирование списка объектов первой категории (300 предприятий) для реализации пилотных проектов по выдаче комплексного экологического разрешения. Это случится в на­чале 2019 года. Процесс перехода на НДТ - не разовая акция, а поэтапный процесс, пред­усматривающий время для модернизации всех предприятий.

Инвестиции на систематическое обновле­ние основных фондов и их модернизацию с ис­пользованием в дальнейшем более энергоэф­фективных и ресурсосберегающих технологий оценивались в 13,3 трлн руб. на период с мая 2015 до 2025 года [Никитин E., 2017а, б], после определения порядка применения указанных справочников возможна их корректировка.

Наконец, эффективное управление промыш­ленностью требует контроля над информаци­онными потоками и отсеивания информацион­ных шумов, сбора и распространения сведений о ключевых направлениях промышленной по­литики и механизмах поддержки. Эти задачи призвана решить Еосударственная информаци­онная система промышленности (ЕИСП). В на­стоящее время ЕИСП предоставляет девять сер­висов: «Проммонитор», «Мониторинг проектов импортозамешения», «Промнавигатор», «Поиск партнеров», «Аналитика», «Проектное управ­ление», «Каталог продукции», «Объекты инжи­ниринговой деятельности», «Наука» и «Инфор­мационное обеспечение». Согласно концепции, в едином информационном пространстве ГИСП должен быть реализован комплекс информаци­онных сервисов, учитывающий потребности пользователей всех уровней, в том числе реги­ональных.

Таким образом, совершенствование мето­дов управления промышленностью базиру­ется на принципах проектного управления, внедрении НДТ, увеличении экспортного по­тенциала отечественной продукции. Их раз­витие должно коррелировать со стадией мо­дернизации экономики [Полтерович В. М., Попов В. В., 2006, с. 56]. Рассмотренные ме­ханизмы не только повышают общий уровень конкурентоспособности российских товаров, в перспективе они послужат последовательно­му переходу к новому технологическому укла­ду за счет большей ориентации отечественной экономики на экспорт.

Список литературы

1. Березинская О. Б., Ведев А. Л . (2015) Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. № 1. C. 103–115.

2. Никитин Г. (2017а) Внедрение принципов проектного управления в промышленности показало свою эффективность // Министерство промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru / press-centre / news / #!gleb_nikitin_vnedrenie_principov_proektnogo_upravleniya_v_promyshlennosti_pokazalo_svoyu_effektivnost.

3. Никитин Г. (2017б) Реформа должна привести к балансу интересов промышленной и природоохранной деятельности // Коммерсант. 16 янв. URL: http://kommersant.ru / doc / 3192861.

4. Полтерович В. М., Попов В. В. (2006) Макроэкономическая политика: теория и практика. Эволюционная теория экономической политики // Вопросы экономики. № 7. С. 4–23; № 8. C. 46–64.

5. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (2016) // Правительство РФ. URL: http://government.ru / news / 25592 / .

6. Фальцман В. К. (2015) Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. № 1. C. 116–124.

7. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219‑ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_165823 / .


Об авторе

Г. С. НИКИТИН
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Россия

Кандидат экон. наук, первый заместитель министра Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.


Область научных интересов: управление эффективностью организаций, управление народным хозяйством



Для цитирования:


НИКИТИН Г.С. От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(1-2):18-22. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-18-22

For citation:


NIKITIN G.S. FROM STAGNATION TO THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INDUSTRY: WAYS TO IMPROVE MANAGEMENT PRACTICES AND REGULATION. Strategic decisions and risk management. 2017;(1-2):18-22. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2017-1-2-18-22

Просмотров: 315


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)