Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ЕДИНАЯ КОМПЛЕКСНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРО И АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-4-78-82

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье анализируются проблемы деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих на современном этапе развития экономики. Сформулированы предложения по созданию комплексно-правовой системы как инновационного механизма повышения эффективности деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их членов.

Для цитирования:


Акулова Н.Г., Воронков С.О. ЕДИНАЯ КОМПЛЕКСНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРО И АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(4):78-82. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-4-78-82

For citation:


Akulova N.G., Voronkov S.O. UNIFIED COMPLEX LEGAL SYSTEM OF SELF-REGULATION AS INNOVATIVE FACTOR OF INCREASING EFFICIENCY OF SRO AND INSOLVENCY OFFICER ACTIVITY. Strategic decisions and risk management. 2010;(4):78-82. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-4-78-82

Важной тенденцией развития законодательства о несостоятельности в последнее время стало повышение роли реабилитационных процедур и расширение их использования в ходе реализации дел о банкротстве.

Реабилитационная направленность института банкротства становится тяжелым испытанием для арбитражных управляющих и их саморегули- руемых организаций ввиду сложности планиро­вания и организации оздоровительных процедур (формирования плана финансового оздоровления и внешнего управления, выбора эффективных форм и видов бизнеса на инновационной риско­вой основе, организации взаимодействия бизнеса с государством и общественностью, обеспечения конкурентной стратегии бизнеса), что обусловле­но рядом причин. Так, для вывода предприятий из кризиса, их финансового оздоровления необ­ходима совокупность знаний и уникальных ком­петенций в области экономики, менеджмента, финансов, психологии, различных отраслей пра­ва. Кроме этого, у арбитражных управляющих за годы применения законодательства о банкротстве возникли так называемые управленческие стерео­типы поведения и мотивации, ориентированные на ликвидационный характер процедур, приме­няемых в делах о банкротстве.

Рост количества нарушений, допускаемых арбитражными управляющими в ходе проведе­ния дел о банкротстве, в сочетании с падением уровня профессиональных знаний заставляет искать инновационные пути решения указанных проблем, и в первую очередь в механизмах по­вышения эффективности деятельности СРО как основного органа контроля за деятельностью их членов.

Необходимо отметить, что развитие саморе­гулирования в социально-экономических отно­шениях, которое выражается в самостоятельной инициативной деятельности субъектов граждан­ских правоотношений, является общей тенден­цией в современном мире. Саморегулирование и государственное регулирование при этом вы­ступают как взаимодополняющие механизмы, совокупно обеспечивающие стабильный право­порядок в процессах арбитражного управления. Мировой опыт показывает, что саморегулирова­ние во многих случаях является эффективным дополнением к государственному регулирова­нию. В большинстве экономически развитых стран создаваемые саморегулируемые организа­ции становятся мощной движущей силой эконо­мического роста, обеспечивающей повышение эффективности и конкурентоспособности нацио­нального хозяйства, учет и согласование интере­сов всех хозяйствующих субъектов и населения в целом при выработке и реализации общегосудар­ственной социально-экономической политики. Поддержка саморегулирования является одной из целей административной реформы, проводи­мой государством в Российской Федерации.

Использование саморегулирования как субъ­екта регулирования системы арбитражного управления в РФ требует определенных условий для эффективного его функционирования и огра­ничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование долж­но стать необходимой и общественно оправдан­ной организационной основой института несо­стоятельности с точки зрения всех участников процедур, применяемых в делах о банкротстве.

Согласно действующему Федеральному зако­ну «О несостоятельности (банкротстве)» одной из основных функций саморегулируемой органи­зации арбитражных управляющих является обе­спечение соблюдения каждым из своих членов законодательства РФ, прежде всего, через работу механизмов контроля [1], ведь профессиональная работа арбитражного управляющего - важней­шая составляющая для достижения положитель­ного социально-экономического результата про­цедур банкротства.

За допущенные нарушения в зависимости от их тяжести и с учетом обстоятельств, смягчаю­щих или отягощающих ответственность за их совершение, и в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации к арбитражному управляющему могут быть при­менены дисциплинарные взыскания.

Административный аппарат СРО зарывается в бесконечных переписках с членами партнерства, арбитражными судами, заявителями и подателя­ми жалоб, регулирующими и уполномоченными органами и т. д. В большинстве случаев кадровые ресурсы саморегулируемой организации, а также информационное обеспечение ее деятельности не позволяют квалифицированно и оперативно регулировать отношения, возникающие между членами саморегулируемых организаций и упо­мянутыми выше заинтересованными лицами.

Кроме этого, в настоящее время актуальной и важной задачей является необходимость по­вышения эффективности реабилитационных процедур, применяемых в делах о банкротстве. Для этого необходимо не только дальнейшее со­вершенствование законодательства и устранение противоречий между различными отраслями пра­ва, но и развитие на новой качественной основе системы подготовки и повышения квалификации кадров [2, с 88-93].

Обеспечить высокий уровень квалификации арбитражных управляющих через непрерывное их образование по принципу «учеба в течение всей жизни» невозможно без качественного ин­формационного сопровождения этого процес­са. Однако теорией и практикой доказано, что в настоящее время налицо противоречие между насущной необходимостью повышения эффек­тивности функционирования института бан­кротства и несовершенством системы инфор­мационного обеспечения профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций. Высокий ди­намизм законодательно-нормативной базы в об­ласти несостоятельности требует соответствую­щего изменения содержания. Однако сообществу арбитражных управляющих приходится сталкиваться с существенными недостатками в правилах проведения финансового анализа арбитражным управляющим, несовершенной методикой выяв­ления наличия (отсутствия) признаков фиктивно­го и (или) преднамеренного банкротства, отсутствием современных подробных рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления и внешнего управления неплатежеспособных организаций - и это далеко не полный перечень проблем информационного обеспечения.

 

Модель функционирования и информационного обмена в ЕКСС

Принимая во внимание сложившуюся ситуа­цию, становится очевидным, что формирование полноценной информационной базы арбитраж­ного управления нуждается в разработке единой комплексно-правовой информационной системы на базе программного продукта, ориентирован­ного на потребности арбитражных управляющих и СРО. Вышеуказанная информационная систе­ма должна базироваться на проведенных иссле­дованиях в области антикризисного управления с учетом практических рекомендаций ведущих экспертов в данной области.

В настоящее время существуют три структу­ры, чей накопленный опыт при условии тесно­го сотрудничества способен решить указанные выше проблемы и предотвратить возникновение многих других:

  • государственные органы, исполняющие контрольную и надзорную функцию за деятель­ностью саморегулируемых организаций арби­тражных управляющих;
  • саморегулируемые организации арбитраж­ных управляющих;
  • обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих по про­грамме Росреестра.

Результатом исследования должна стать комплексно-правовая система, максимально адаптированная к российскому законодатель­ству, предназначенная как для саморегулируе- мых организаций арбитражных управляющих, так и для арбитражных управляющих, - Единая комплексно-правовая система саморегулирова­ния (далее - ЕКСС).

Основная научно-практическая нагрузка в ЕКСС безусловно должна быть возложена на приведенные выше организации, что позволит обобщить уникальный опыт, накопленный этими структурами и на сегодняшний момент не ис­пользуемый комплексно.

Для систематизации и эргономичности ЕКСС необходимо создание ряда органов, позволяю­щих из миллиона разрозненных голосов и мне­ний путем глубокого анализа сформировать не­обходимые решения сложных экономических и правовых задач в сфере несостоятельности.

В рамках ЕКСС необходимо создание Сове­та обучающих организаций, в который войдут лучшие представители 40 вузов, заключивших соглашение о сотрудничестве с Росреестром и осуществляющих подготовку арбитражных управляющих по программе Росреестра. Про­веренное временем качество работы данных организаций даст хорошую теоретическую основу.

Также возникает необходимость создания Со­вета СРО, включающего представителей всех 43 некоммерческих партнерств, внесенных в госу­дарственный реестр саморегулируемых органи­заций арбитражных управляющих.

Обобщение разрозненного опыта деятель­ности СРО и их арбитражных управляющих в сочетании с не менее актуальным опытом госу­дарственных органов по контролю и надзору за деятельностью СРО АУ (представители Минэко­номразвития и Росреестра) позволит справиться с любой практической задачей. Следовательно, укрупненная модель функционирования и ин­формационного обмена в ЕКСС может иметь та­кой вид, как показано на рисунке.

ЕКСС может стать инструментом автома­тизации деятельности СРО: автоматизации как внутри самой организации, так и взаимодей­ствия с филиалами и арбитражными управляю­щими посредством электронного обмена инфор­мацией.

На практике арбитражный управляющий формирует защищенный пакет данных на своем компьютере в специализированной программе для экспорта и отправляет его в СРО по элек­тронной почте или через страницу на веб-сайте СРО. Данный пакет автоматически попадает в ЕКСС, распаковывается и распределяет всю по­ступившую информацию по управляющему, его процедурам и должникам, аккредитованным ор­ганизациям, с которыми он работал, и так далее - все содержимое отчета попадает в систему. В итоге в распоряжении СРО всегда имеются ре­альные сведения по своим управляющим, по про­цедурам, что избавляет их от большой рутинной работы, переложив ее на компьютер.

ЕКСС должна обладать следующими возмож­ностями:

  • формирование всей информации СРО в одной базе;
  • сопровождение списка арбитражных управ­ляющих информацией о соответствии исполне­ния обязательств по взносам, отчетам, общему стажу, наличии страховки, жалоб, количестве привлеченных аккредитованных организаций и так далее;
  • сопровождение списка аккредитован­ных организаций с указанием заключенных до­говоров и сумм за отчетный период, а также их задолженности за предыдущие:
  • учет и мониторинг жалоб на деятельность арбитражных управляющих и мониторинг всех этапов проверки деятельности;
  • формирование и отслеживание заявлений на предоставление кандидатур с формированием всех необходимых документов;
  • формирование списка процедур управляю­щих;
  • формирование списка предприятий- должников с расчетом рейтинга привлекательно­сти;
  • автоматический прием отчетности арби­тражных управляющих (импорт данных) через сайт СРО или по электронной почте;
  • сопровождение списка контрагентов - ор­ганизаций и физических лиц, с которыми рабо­тает СРО;
  • автоматическое формирование необхо­димых документов для СРО с настройкой шаб­лонов под пользователя;
  • полная автоматизация документооборо­та СРО - письма, уведомления, приказы, про­токолы советов, общих собраний и т. п., которые используются в практике вашей СРО.

Необходимо отметить, что интерфейс ЕКСС должен быть понятным, т. е., несмотря на боль­шую функциональность, она должна быть легка и эргономична в использовании.

Система ЕКСС позволит управлять огромным массивом информации, с которым работает СРО, - представительства, управляющие, аккредито­ванные организации, запросы, платежи, должни­ки, отчеты, жалобы и другие. Поэтому для того, чтобы сделать ежедневную работу с ЕКСС более удобной и эффективной (особенно это важно для решения текущих, оперативных задач), все основные сведения должны быть сконцентри­рованы на главной странице: управляющие, за которыми есть задолженность, новые назначе­ния, новые и текущие жалобы, обработка запро­сов на предоставление кандидатур, регистрация, контроль отчетов и т. д. Также список любого раздела должен быть снабжен богатыми функ­циями группировки и гибкой фильтрации. Так, к примеру, обычный список всех управляющих можно представить в разбивке по регионам или показать только тех, у кого есть задолженность, и так далее.

Таким образом, система ЕКСС за счет сво­их функциональных возможностей практически полностью автоматизирует работу внутри СРО и облегчает взаимодействие и обмен информацией с арбитражными управляющими, филиалами и другими организациями. Позволяет автоматизи­ровать процессы решения таких задач, как пре­доставление списка кандидатур, отслеживание отчетности, контроль финансовых взаимоотно­шений, предоставление отчетов в контролирую­щие организации.

Компания-разработчик должна иметь соб­ственную службу поддержки и осуществлять грамотную законодательную и техническую поддержку всех своих программных продуктов. Грамотные юристы компании должны постоянно отслеживать изменения законодательства и неза­медлительно вносить необходимые коррективы в содержание всех программных продуктов. Спе­циалисты службы технической поддержки долж­ны оказывать любую помощь и консультации по вопросам работы с программами.

Учитывая заинтересованность государствен­ных органов в совершенствовании механизма саморегулирования на принципиально новом уровне, на первых этапах своего развития ЕКСС может иметь источники финансирования за счет государственного бюджета.

Предложенный инновационный механизм как один из элементов системы модернизации экономики должен стать эффективным инстру­ментом сохранения и накопления интеллектуаль­ного потенциала для преодоления сложившихся негативных тенденций в области антикризисного управления.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 №127ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 296ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 22, п. 2.

2. Ряховская А. Н., Акулова Н. Г. Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению//Эффективное антикризисное управление: научно-практический журнал. – М.: №2 (61), 2010.


Об авторах

Н. Г. Акулова
АНО ВПО «Институт экономики и антикризисного управления»
Россия
Кандидат экон. наук, профессор, завкафедрой «Антикризисное управление и менеджмент» АНО ВПО «Институт экономики и антикризисного управления». Область научных интересов: совершенствование системы диагностики и механизмов антикризисного управления предприятием.


С. О. Воронков
Росреестр
Россия

Консультант отдела ведения государственных реестров Управления по контролю и надзору в сфере СРО Росреестра, аспирант кафедры «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления.



Рецензия

Для цитирования:


Акулова Н.Г., Воронков С.О. ЕДИНАЯ КОМПЛЕКСНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРО И АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2010;(4):78-82. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-4-78-82

For citation:


Akulova N.G., Voronkov S.O. UNIFIED COMPLEX LEGAL SYSTEM OF SELF-REGULATION AS INNOVATIVE FACTOR OF INCREASING EFFICIENCY OF SRO AND INSOLVENCY OFFICER ACTIVITY. Strategic decisions and risk management. 2010;(4):78-82. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2010-4-78-82

Просмотров: 1672


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)