Preview

Стратегические решения и риск-менеджмент

Расширенный поиск

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СВЕТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-64-69

Полный текст:

Аннотация

С учетом противоречивого характера деятельности транснационального предпринимательства становится актуальным развитие механизмов мониторинга, системного анализа, контроля процессов транснационализации производства с позиции обеспечения экономической безопасности. В данной статье рассмотрены особенности государственного воздействия натранснациональный бизнес для реализации национальных экономических интересов. Выделены условия эффективного регулирования процессов транснационализации производства в условиях усиления неустойчивости экономического развития.

Для цитирования:


Вафина Н.Х. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СВЕТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ). Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(1):64-69. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-64-69

For citation:


Vafina N.H. TRANSNATIONAL BUSINESS IN VIEW OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY (THEORETICAL ASPECTS). Strategic decisions and risk management. 2012;(1):64-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-64-69

Понятие баланса интересов

Изучение закономерностей воздействия го­сударств на транснациональный бизнес целе­сообразно строить на основе анализа базового понятия баланса интересов. Синтетичность данного понятия, отражающего роль сознатель­ного фактора в механизмах регулирования, сти­мулирует его применение для исследования мер воздействия со стороны правительств на транс­национальное предпринимательство как при­нимающих стран, так и стран происхождения транснациональных бизнес-структур. Это по­нятие позволяет отразить многоуровневость, многоаспектность и динамизм современного со­циально-экономического развития. Необходимо отметить эволюцию в толковании категории на­циональных интересов, выразителями которых выступают государства, и определить принципы достижения баланса национально-государствен­ных интересов и интересов транснационального капитала.

Транснациональный бизнес и национальные экономические интересы

В различных странах и в разные истори­ческие периоды национальные интересы по­нимались неодинаково. Для одних государств национальный интерес - это элемент интерна­ционального единства рабочего класса в борьбе (вплоть до вооруженной) против международ­ного капитала (позиция пролетарского интер­национализма), для других стран национальные интересы отождествляются с корпоративными и личными интересами финансово-промыш­ленных олигархов (позиция рыночного фунда­ментализма). И в том и в другом случае часть общества выступает с намерением выражать соответствующие интересы от лица всего на­селения. Возможны и другие подходы к опре­делению национальных интересов, которые получили отражение в литературных источни­ках, посвященных данной проблематике [2, 3]. В настоящее время наибольшее распростране­ние получает точка зрения, согласно которой национальный интерес - это возможность обе­спечить на практике сочетание интересов лич­ности, общества и государства. При этом госу­дарство должно выступить в качестве гаранта реализации права общества и каждого человека на развитие и повышение благосостояния. Это обусловливает проблему отстаивания нацио­нального интереса в противоборстве с группо­выми интересами или частным эгоизмом.

В современных условиях возможности раз­вития в значительной степени определяет эко­номический компонент, он выступает ключевым национальным приоритетом любой страны. Однако при решении экономических проблем нельзя упускать из виду вопросы экономиче­ской безопасности, социально-культурного развития, накопления духовных ценностей, ко­торые составляют равноправные компоненты национального интереса. Наибольших успехов добились страны, учитывающие необходимость обеспечения баланса экономических, эколо­гических, социально-культурных элементов при формулировании и реализации националь­ных интересов.

Кроме того, следует отметить, что в совре­менном глобализирующемся мире ориенти­ры национального развития зависят не только от внутренних факторов, но и от интенсивных экономических, технологических, политических трансформаций, влияющих на мировое хозяй­ство. Поэтому с нарастанием проявлений тен­денции глобализации реализация национальных интересов становится невозможной без учета общемировых закономерностей развития.

Процессы транснационализации производ­ства, выступающей важнейшим направлением глобализации, существенно расширяют сферу национальных интересов стран. Формирование отечественных транснациональных бизнес- структур ставит на повестку дня вопросы от­стаивания национальных интересов за рубежом на всех стадиях: согласования порядка вхож­дения (или допуска) национальных произво­дителей в зарубежную экономику, обеспечения гарантий поддержки развития и укрепления зарубежных позиций национальной экономики на основе стимулирования транснационализа­ции отечественного производства и т. п.

Если раньше ряд государств проявлял не­гативное отношение к деятельности иностран­ных транснациональных корпораций (ТНК), то теперь их работа получает одобрение, нача­лась даже конкуренция за привлечение транс­национальных капиталов, так как постепенно сложились и развиваются механизмы достиже­ния баланса интересов всех сторон, охвачен­ных процессами транснационализации произ­водства. Это не означает, что диктат с позиции силы остался в прошлом и утратил свое значе­ние. Тем не менее объективные закономерности развития (закон продуктивной конкуренции, интернационализация хозяйственной жизни и др.) обусловливают тенденцию к расширению конструктивного и взаимовыгодного сотрудни­чества национальных государств и транснацио­нального бизнеса.

Многоаспектная задача достижения баланса интересов решается в режиме диалога. Поэтому в современных условиях важное значение при­дается оформлению диалогового начала в ме­ханизме взаимодействия транснациональных бизнес-структур и правительств, реализующих наступательные и оборонительные функции го­сударственных органов власти в обеспечении национальных интересов. Важную роль играет умение находить такие национальные решения, которые сопоставлялись бы со стандартами ми­рового рынка и вместе с тем предусматривали бы прежде всего защиту национальной безопас­ности.

Значение обеспечения национальной безопасности и повышения конкурентоспособности

Как известно, безопасность - это отсутствие опасности или наличие возможности надеж­но защититься от нее. Опасным можно счи­тать воздействие транснационального бизнеса на экономику страны базирования или прини­мающей страны, которое может привести к де­стабилизирующему результату, ущемляющему интересы личности, общества и государства.

А. Урсул отмечает, что «безопасность... начинает по-новому осознаваться, становясь жизненно важной ценностью. Многие ценно­сти XX века оказываются менее значительны­ми, чем ценности, связанные с безопасностью, и поэтому среди ценностей XXI века, да и, возможно, всего III тысячелетия безопасность оказывается едва ли не самой значимой. Рост значимости безопасности как ценности и кри­терия развития связан с осознанием комплекс­ного и системного подхода к проблеме безопас­ности, что проявляется в разработке различных концепций, доктрин, хартий и тому подобное» [4]. В настоящее время действует целостная со­вокупность достаточно простых и надежных параметров национальной безопасности - це­левых индикаторов, а точнее, их отклонений от целевых значений.

Совершенно очевидно, что критерий нацио­нальной безопасности является приоритетным при формировании системы мер государствен­ного регулирования процессов транснацио­нализации производства. На наш взгляд, раз­работка этой системы целесообразна в рамках ориентации на интенсивно-коэволюционный способ развития, использование которого ста­нет возможным не в результате увеличения привлекаемых ресурсов и энергии, а благодаря их более эффективному применению на базе инновационно ориентированных стратегий. Предполагается соблюдение нормативов изъя­тия невозобновляемых ресурсов и переход в основном на использование возобновляемых ресурсов. Это означает, что механизмы, связан­ные с формированием интенсивно-коэволюци- онного способа развития и пока являющиеся внешними, чуждыми современной экономике, должны превратиться в ее внутренние механиз­мы саморазвития. Среди условий, обеспечива­ющих переход к этому новому типу развития, можно выделить:

  • обязательность экологической экспертизы всех хозяйственных проектов;
  • недопустимость превышения пределов устойчивого функционирования и развития эко­систем;
  • обязательность полной компенсации нане­сенного ущерба со стороны виновника возник­новения экологически опасной ситуации, эф­фективная реализация принципа «загрязнитель платит»;
  • обеспечение свободного доступа к полной и достоверной экологической информации, соз­дание необходимых для этого баз данных и ком­муникаций.

Такой подход в большей степени будет со­ответствовать обеспечению первого критерия - национальной безопасности, в том числе эконо­мической, экологической, энергетической без­опасности.

Другим важнейшим критерием, который может рассматриваться как аналитический ин­струментарий для оценки эффективности госу­дарственного регулирования транснациональ­ного бизнеса, служит повышение национальной конкурентоспособности. Конкурентоспособ­ность страны является политико-экономическим понятием, которое характеризует способность экономических структур и институтов страны эффективно координировать хозяйственную дея­тельность в рамках мировой экономики с целью обеспечить долгосрочный экономический рост и повышение жизненного уровня граждан [I].

На наш взгляд, стратегическая значимость повышения конкурентоспособности страны позволяет оценить эффективность мер, пред­принимаемых государством для формирования предпосылок создания новых конкурентных преимуществ фирм, находящихся под его юрис­дикцией, для стимулирования высокопроиз­водительных видов деятельности зарубежных THK на своей территории. При этом необхо­димо отметить изменение основного критерия привлекательности прямых инвестиций: вместо увеличения объема добавленной стоимости - повышение конкурентоспособности местных ресурсов и мощностей в долгосрочной перспек­тиве. Таким образом, именно с позиций обе­спечения роста конкурентоспособности страны и гарантирования ее безопасности следует под­ходить к определению государственной поли­тики в целом и важнейшей ее составляющей - механизма регулирования процессов трансна­ционализации производства.

Государственное воздействие на транснациональный бизнес

В самом общем виде задачи государственно­го воздействия на транснациональный бизнес можно сформулировать следующим образом: для достижения долгосрочного роста националь­ной экономики, повышения жизненного уровня населения при минимизации отрицательных эф­фектов путем использования потенциала транс­национального производства. Важно вовремя обнаружить нарастание негативных тенденций и вводить в действие новые компенсаторные ме­ханизмы в форме законодательных, экономиче­ских или административных регуляторов.

По мере повышения национальной конку­рентоспособности практика применения огра­ничительных мер по отношению к зарубежным THK сокращается, вводимые стимулирующие методы предполагают отсутствие дискрими­нации в отношении отдельных экономических субъектов, в том числе по критерию националь­ной принадлежности. Хотя системы поощрения в разных странах различны, но есть нечто общее: эффективная система стимулирования должна обладать такими характеристиками, как гиб­кость, объективность, простота, последователь­ность административной политики государства и скорость реализации намеченных мер.

Правительства стран признают свою ответ­ственность за предсказуемость принимаемых ими решений, то есть обязуются играть по пра­вилам. Предпочтение отдается созданию посто­янно действующих механизмов взаимоотноше­ний государства и транснационального бизнеса, в таком качестве рассматриваются:

  • законы и соответствующие им постановле­ния исполнительной власти;
  • деловая и административная практика, ко­торая не противоречит законам и постановлени­ям.

Такова общая схема модели взаимоотно­шений государств с транснациональными структурами, конкретные меры и средства, ис­пользуемые в ней, зависят от уровня развития экономики, степени ее интернационализации и роли внутрифирменных связей THK (интерна­ционализации).

Воздействие на транснациональный бизнес реализуется в рамках общей экономической по­литики, в том числе структурной (промышлен­ной, научно-технической) и социальной, предус­матривает совокупность мер в инвестиционной, производственной, финансовой, кредитно-де­нежной и внешнеэкономической сферах. Макро­экономическое регулирование, устанавливаю­щее общие правила и параметры хозяйствования для организаций всех типов, дополняется систе­мой мер, регламентирующих поведение трансна­ционального бизнеса. В частности, должны быть четко определены области применения режима наибольшего благоприятствования и националь­ного режима (создание для иностранных THK не менее благоприятных условий по сравнению с существующими для отечественных предпри­нимателей в сфере регулирования производства, продажи товаров, оказания услуг, инвестиро­вания, перемещения граждан). В ряде случаев, исходя из национальных интересов, возможно введение обоснованных ограничений, например на передачу в эксплуатацию зарубежным компа­ниям месторождений стратегических природ­ных ресурсов, телекоммуникаций, транспорт­ных и товаропроводящих сетей и т. п.

Государственное регулирование предпола­гает соблюдение ряда положений о контроле трансфертного ценообразования, налогообло­жении, обеспечении более широкого раскрытия информации о деятельности ТНК. Существует достаточно разработанная система модельно­го подхода к решению, например, проблемы устранения двойного налогообложения, данная система явилась результатом международных переговоров и т. п. Цель - получение всеми заин­тересованными странами разумных налоговых доходов, правильное определение налоговых обязательств THK на основе адекватной поли­тики трансфертного ценообразования осущест­вляется в ходе международной нормотворческой деятельности на двустороннем, региональном, национальном и глобальном уровнях.

Важнейшим условием эффективного воздей­ствия на процессы транснационализации про­изводства является развитие транспарентности, то есть обеспечения доступности, прозрачности и достоверности информации. Имеется в виду транспарентность не только политики фирм, но и правительственной политики в области на­логообложения, тарифов, перевода средств и т. п. Кроме того, с учетом проблемы взяточничества в указанных сферах нередко возникают серьез­ные проблемы обеспечения транспарентности отношений между THK и правительствами, когда речь идет о практике трансфертного цено­образования и других направлениях регулиро­вания транснациональной деятельности. Следо­вательно, в современных условиях обеспечение транспарентности становится предпосылкой до­стижения баланса интересов национальных го­сударств и транснационального бизнеса.

Наряду с деятельностью контрольных орга­нов немаловажное значение имеет привлечение широкой общественности к мониторингу дея­тельности госаппарата и бизнеса. На наш взгляд, для достижения этой цели целесообразно из­учить опыт реального общественного контроля в странах с развитой демократией. Например, стоит обратить внимание на британскую систему контроля за деятельностью госорганов. Здесь заметную роль играют различные неправитель­ственные обзоры, исследования и разработки по конкретным направлениям деятельности ад­министрации (госаппарата). Такие обзоры со­ставляются на основе широкодоступных стати­стических и других аналитических материалов о работе госорганов и регулярно выпускаются университетами, общественными организаци­ями. Они дают дополнительную возможность конструктивного анализа отдельных направле­ний политики правительства, обеспечивают об­щественности условия для непосредственного участия в контроле за его деятельностью.

Систематическая отчетность исполнитель­ной власти перед представителями обществен­ности (парламентом), а также открытость ее деятельности средствам массовой информации и широкой общественности снижают риск безот­ветственности принимаемых решений. Это по­зволяет предотвращать использование рычагов государственной власти в процессе накопления капитала приближенными к госаппарату ком­мерческими структурами. Кроме того, незави­симая оценка правительственных решений дает возможность выявлять дополнительные альтер­нативы, разрабатывать наиболее приемлемые варианты, усовершенствовать существующие системы государственного управления.

Новые возможности реорганизации соб­ственно органов управления и процессов управ­ляющего воздействия на экономику, в том числе напроцессытранснационализации производства, связаны с развитием компьютеризированных систем информации. С помощью современных информационных технологий совершенствуется отчетность государственных служб, возраста­ет оперативность их деятельности. Государство может формировать новые процессы, на основе применения электронных средств обеспечива­ющие участие граждан в слушаниях по поводу возможных начинаний государственных орга­нов, генерации идей по важнейшим вопросам, включая взаимодействие с международным бизнесом. В этом случае демократический про­цесс становится более оперативным, оказывает значимое воздействие на правительственные решения, в том числе по проблемам, связанным с транснациональным предпринимательством.

Выводы

Исследование развития транснационального предпринимательства с позиций обеспечения национальной безопасности позволяет сделать следующие выводы. Соблюдение национального интереса и защита национальной безопасности являются приоритетными задачами регулирова­ния процессов транснационализации производ­ства правительствами как принимающих стран, так и стран происхождения ТНК. Государства несут ответственность за согласованное обеспе­чение интересов всех субъектов экономической деятельности на своей территории в настоящее время и в перспективе. Государственные органы должны сконцентрировать свои усилия, чтобы определить правила поведения хозяйствующих субъектов, а не напрямую принуждать их к кон­кретным действиям.

Модели воздействия со стороны государства на транснациональный бизнес варьируют в за­висимости от уровня развития тех или иных стран. Сложившиеся уникальные обстоятель­ства влияют на масштабы, границы, формы, инструменты государственного регулирования. Вместе с тем следует иметь в виду, что транс­национальные системы воспринимают лишь те управляющие действия, которые соответствуют их внутренним закономерностям развития. По­этому важное значение имеет постижение объ­ективных тенденций процессов транснациона­лизации производства, что облегчает поиск зон эффективного воздействия на них со стороны правительств принимающих стран и стран про­исхождения ТНК.

Потребность в активизации государствен­ного регулирования возрастает в периоды боль­шей неустойчивости экономического развития. У транснациональных субъектов должны фор­мироваться соответствующие ожидания, тогда на их поведение не будут влиять случайные фак­торы.

Важнейшими условиями эффективного го­сударственного воздействия на транснациональ­ное предпринимательство являются:

  • развитие транспарентности, прозрачности деятельности транснационального бизнеса и его отношений с органами государственной власти;
  • оформление механизма диалога, в рамках которого будут эффективны наступательные и оборонительные функции государственного вмешательства.

Хотя новые информационные технологии являются залогом преобразований госрегули- рования всех направлений развития экономики, в том числе и процессов транснационализации производства, но решение вопроса о том, как эти технологии помогут отказаться от устаревших стереотипов в государственном управлении, зависит от наличия политической воли, готов­ности государственного аппарата к переменам. В области законодательства государства должны не замыкаться в национальных рамках, а учиты­вать международные правила и нормы, посто­янно сравнивая свои законы с законами других государств, особенно в области регулирования международных потоков капиталов, товаров и т.д. Иными словами, при осуществлении важ­нейших функций государства следует учитывать процессы, разворачивающиеся на международ­ном уровне:

  • усиление международной конкуренции в области технологии и экономики;
  • перемещение предприятий за рубеж, кото­рое приводит к усилению конкуренции между национальными юридическими пространст­вами.

Национальные механизмы регулирования в различных областях деятельности, в том числе процессов транснационализации производства, оказываются в той или иной мере зависимыми от наднациональных правил и норм. Таким обра­зом, государственное воздействие на процессы транснационализации производства выступает в качестве одного из звеньев все более усложня­ющегося механизма, регулирующего глобальные экономические отношения.

Список литературы

1. Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России: Научно-аналитический доклад / М. Ю. Байдаков, Н. Ю. Конина, Э. Г. Кочетов и др.; под науч. ред. Э.Г. Кочетова; Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики. М.: Книга и бизнес, 2010. 388 с.

2. Мухин Г. Проблемы обеспечения национально-государственных интересов России в условиях трансформации международных отношений // Безопасность Евразии. 2007. №4.

3. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа»; «Интел-Синтез», 2011.

4. Урсул А. Безопасность и развитие: концептуально-методологические аспекты // Безопасность Евразии. 2007. №1. С. 315.


Об авторе

Н. Х. Вафина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия
Доктор экон. наук, профессор кафедры «Микроэкономика»


Для цитирования:


Вафина Н.Х. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СВЕТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ). Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(1):64-69. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-64-69

For citation:


Vafina N.H. TRANSNATIONAL BUSINESS IN VIEW OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY (THEORETICAL ASPECTS). Strategic decisions and risk management. 2012;(1):64-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-1-64-69

Просмотров: 438


ISSN 2618-947X (Print)
ISSN 2618-9984 (Online)