Системная модернизация как стратегия развития российской экономики не может осуществляться в отрыве от решения проблем высшего, послевузовского и дополнительного образования. Образовательное сообщество, деловые круги и органы власти понимают, что устойчивая система образования - это не только мощный механизм по минимизации негативных последствий кризиса, но и эффективный инструмент сохранения и накопления интеллектуального потенциала для его преодоления и обеспечения посткризисного развития страны. Именно так всегда рассматривали потенциал образования в кризисные времена ведущие страны мира - через модернизацию к инновационному обновлению. История неоднократно подтверждала действенность такого механизма, и Россия здесь не является исключением. Когда становится понятно, что делать, важно определить, кто и как это будет реализовывать. И если не будет сформировано кадровое обеспечение процессов модернизации экономики, то самые мудрые и дальновидные планы обречены на провал.
Сейчас для российского общества и государства важно смоделировать посткризисную образовательную систему, нацеленную на решение задач опережающего развития, которая явилась бы катализатором стабилизации национальной экономики. Особое место в этой образовательной среде занимает система подготовки профессионалов в области антикризисного и арбитражного управления, которая в настоящее время претерпевает серьезные, противоречивые изменения. Реализация идей многоуровневого непрерывного образования, реальная многолетняя практика подготовки антикризисных и арбитражных управляющих в нашей стране актуализируют нарастающий круг проблем, с решением которых связано дальнейшее совершенствование профессионального образования в этой области.
Необходимость и возможность совершенствования подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления обусловлена следующими основными обстоятельствами:
Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о кадровом сопровождении антикризисных программ важно произвести дифференциацию специалистов на два вида - антикризисные управляющие и арбитражные управляющие, что обусловлено существенными различиями выполняемых ими функций.
Основными функциями специалиста по антикризисному управлению являются предвидение, предупреждение кризисов, анализ их симптомов, разработка мер по предотвращению негативных явлений в деятельности компании, мер по ее переводу из неустойчивого состояния в стабильное, использование факторов кризиса для развития, разработка и реализация внесудебных оздоровительных процедур.
Арбитражный управляющий - специалист, назначаемый арбитражным судом для управления несостоятельными организациями. Чтобы получить статус арбитражного управляющего необходимо, кроме высшего образования, еще пройти курс дополнительного обучения и сдать теоретический экзамен по специальной программе подготовки этих специалистов; иметь стаж работы на руководящих должностях не менее одного года и пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве в течение не менее шести месяцев или стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее двух лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.
Стратегическая базовая модель непрерывной подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению в соответствии с последними изменениями системы высшего профессионального образования показана на рисунке.
Особое значение в этих условиях приобретает развитие образовательных программ высшего экономического образования в разрезе компетенций, направленных на антикризисное управление на макро-, мезо- и микроуровне экономики. Антикризисные программы правительства РФ и задачи модернизации экономики не могут быть эффективно реализованы без подготовки выпускников, способных профессионально принимать и реализовывать как превентивные антикризисные управленческие решения, так и нестандартные антикризисные управленческие решения в досудебных и судебных процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Однако система подготовки, сложившаяся с начала 90-х годов, сегодня разрушается, что связано с реформированием высшего образования в России. В настоящее время профессиональные профили, предлагаемые в проекте ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент», не учитывают уникальную экономическую составляющую антикризисного управления, а также многообразную и динамичную нормативнозаконодательную составляющую. Среди двенадцати предлагаемых профилей по данному направлению подготовки бакалавров есть такие, как «Логистика», «Информационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами» и пр., а профиля «Антикризисное управление» - нет. Более того, вызывает недоумение отсутствие в базовой части проекта нового стандарта хоть какой-нибудь учебной дисциплины по антикризисному управлению. Можно было бы предположить, что формирование компетенций в такой обширной области, как антикризисное и арбитражное управление, рассредоточено по другим дисциплинам, однако из пятидесяти профессиональных компетенций не предложено ни одной по профилактике и выходу из кризиса.
Учитывая, что образовательные стандарты нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурнообразовательных традиций России, представляется необходимым открыть профессиональный профиль «Антикризисное управление» в рамках направления подготовки бакалавров «Менеджмент». Наличие выпускников высшего образования в любой области управленческой деятельности является важным условием обеспечения ее эффективности, которого может быть лишен институт банкротства России.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профессиональному профилю подготовки «Антикризисное управление» могут стать:
Профессиональные профили должны быть четко определены в разрабатываемой компетент- ностной модели ФГОС ВПО и одновременно должны сохранять возможность изменений. Открытие такого профессионального профиля, как «Антикризисное управление», будет способствовать удовлетворению требования, предусмотренного «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики» [
Другой важной проблемой является наличие существенных недостатков в дополнительном образовании, которое в данном случае состоит из двух частей: подготовки арбитражных управляющих по программе Министерства экономического развития и повышения их квалификации. При этом если с первой составляющей образовательные учреждения как-то справляются, то повышение квалификации арбитражных управляющих сегодня, по сути, отсутствует. Тем самым игнорируется ст. 22 Закона о банкротстве, в которой закреплено, что СРО обязано «организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов» [
Наряду с этим следует подчеркнуть, что одной из основных обязанностей СРО арбитражных управляющих является контроль профессиональной деятельности ее членов в части соблюдения требований Федерального закона о несостоятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности [
Правда, отдельные СРО проводят тематические семинары, конференции, что является, безусловно, положительным, однако не заменяет полноценного постоянного повышения квалификации.
Существенные недостатки в области повышения квалификации стали одной из причин значительного числа нарушений со стороны арбитражных управляющих. Так, в расчете на одного арбитражного управляющего из семи тысяч состоящих в госреестре приходится 1,5 жалобы, однако если учесть «мертвые души» (например, из числа не назначаемых более трех лет), то картина будет более печальной. Крайне слабый интерес СРО в повышении квалификации своих членов подтверждает следующий факт: в конце прошлого года после внесения в план работы подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ вопроса о выполнении СРО требований законодательства по организации повышения квалификации ее членов Институт экономики и антикризисного управления провел эксперимент - предложил двенадцати СРО провести на бесплатной основе однодневный семинар по проблемам арбитражного управления с привлечением по их выбору ведущих специалистов России и включением по их желанию вопросов для рассмотрения. Со стороны института было выдвинуто одно требование - должно быть не менее 70 арбитражных управляющих. Вместо двенадцати было проведено два семинара: первый - с НП «Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих», а второй - с НП «РСОПАУ».
О необходимости организации постоянного повышения квалификации арбитражных управляющих свидетельствует также рост количества нарушений в ходе проведения дел о банкротстве. Так, в 2009 г. в Росреестр поступило более 10 тысяч обращений на их ненадлежащие действия (бездействие). Судами вынесены решения о привлечении почти 2300 арбитражных управляющих к административной ответственности, дисквалифицированы 38 челеловек Значительная часть нарушений связана с недостаточным уровнем профессиональных знаний и умений. Об этом свидетельствуют и результаты сдачи экзаменов в Институте экономики и антикризисного управления за последние три года по программам Банка России и Минэнерго, когда многие практикующие арбитражные управляющие не в состоянии ответить на вопрос об основных положениях, закрепленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это говорит о том, что после получения свидетельства арбитражного управляющего основной закон ими забыт, а систематические поправки и дополнения к законодательству о банкротстве не изучаются.
Отсюда возникает вопрос: как будет выполняться поручение президента РФ о замене ликвидационной направленности института банкротства на реабилитационную? Сложность планирования и организации оздоровительных процедур (формирование плана финансового оздоровления и внешнего управления, выбор эффективных форм и видов бизнеса на инновационной рисковой основе, организация взаимодействия бизнеса с государством и общественностью, обеспечение конкурентной стратегии бизнеса) не способствует заинтересованности арбитражных управляющих, большинство из которых имеют техническое образование, в проведении реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Для распродажи предприятий, а это происходит в большинстве случаев, уже выработан определенный алгоритм действий, в то время как для вывода предприятий из кризиса, их финансового оздоровления необходима совокупность знаний и уникальных компетенций в области экономики, менеджмента, финансов, психологии, различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, налогового, трудового). Но сегодня лишь незначительная часть арбитражных управляющих владеет этими знаниями, практическими навыками и технологиями антикризисного управления, т. е. вопрос об организации постоянного повышения квалификации более чем своевремен. Нерешенность этого вопроса провоцирует функциональную неграмотность и профессиональную некомпетентность арбитражных управляющих.
Формирование системы повышения квалификации арбитражных управляющих сопряжено с необходимостью решения ряда вопросов:
Что касается продолжительности обучения, то в соответствии с действующим законодательством об образовании повышением квалификации считается обучение не менее 72 часов в образовательном учреждении [
Представляется, что программа должна разрабатываться обучающими организациями, СРО, с участием национального объединения, Росреестра и Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. Важнейшим вопросом является содержание программы, при решении которого можно использовать опыт оценщиков, программа повышения квалификации которых включает следующие компоненты:
При повышении квалификации арбитражных управляющих обязательные дисциплины должны предусматривать изучение отдельных положений дисциплин Единой программы подготовки арбитражных управляющих, утвержденной приказом МЭР России 10.12.2009 г № 517, актуализированных с учетом прошедших изменений, а их доля не должна превышать 70% учебного времени.
Дисциплины по выбору предназначены для углубленного изучения отдельных проблем с учетом специализации данной группы слушателей.
Под специализацией понимается формирование специальных групп слушателей, например для финансового оздоровления ЖКХ, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, предприятий ВПК и т. д.
Целесообразно предварительно провести анкетирование арбитражных управляющих на предмет выявления их пожеланий и предпочтений по ее содержанию.
Важно решить вопрос о периодичности изменения программы (1 раз в год, 1 раз в 2 года). При решении этой части задачи следует учитывать постоянное изменение нормативнозаконодательной базы, тенденцию к усложнению задач, решаемых арбитражными управляющими, а также изменение вектора развития института банкротства с ликвидационного на реабилитационный.
После решения вопросов «чему учить?», «как часто учить?» необходимо ответить на вопрос «как учить?», чтобы достичь максимального результата.
Ключевой вопрос тут - количество часов аудиторной работы.
В соответствии с действующим законодательством 100%-ная аудиторная подготовка обязательна только при профессиональной переподготовке, т. е. при первичном обучении арбитражных управляющих. При повышении квалификации возможно использование:
Важно продумать форму итогового контроля знаний (тестирование, устный, письменный, устно-письменный экзамен).
Для обеспечения качественного повышения квалификации арбитражных управляющих не менее важно отработать систему отбора вузов.
В этой связи необходимо напомнить, что в период функционирования ФСФО России подготовку арбитражных управляющих осуществляли 113 вузов с получением необходимой аккредитации. В 2009 г. таких вузов было 51, они подготовили более 1700 арбитражных управляющих. Сегодня соглашение о сотрудничестве с Росреестром заключили 40 вузов, 8 из них находятся в Москве. В данном случае речь идет о подготовке арбитражных управляющих по программе Росреестра. При этом вузовское сообщество и СРО знают о качестве подготовки в каждой обучающей организации.
Рособрнадзор, проверяя качественные показатели вузов, оценивает процентное соотношение отличных, хороших и неудовлетворительных оценок, периодичность проведения групп в системе дополнительного образования, обеспеченность учебного процесса учебно-методической литературой, наличие современных технических средств обучения и т. д. Это в конечном итоге подтверждается или не подтверждается свидетельством о госаккредитации.
Следовательно, современный вуз, имеющий государственную аккредитацию, применяющий прогрессивные педагогические технологии и обладающий опытом профессионального партнерства с сообществами арбитражных управляющих, должен быть кластером антикризисного и арбитражного обучения - только при этом сохраняется и активная обратная связь и происходит реальная коррекция подготовки качества специалистов и их специализации.
Весь комплекс перечисленных проблем и перспективы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению обсуждались в апреле 2010 г. на заседании подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. В результате была создана рабочая группа по разработке механизма повышения квалификации арбитражных управляющих с включением в ее состав представителей всех заинтересованных организаций, которой поручено обобщить и систематизировать многочисленные предложения, с реализацией которых связано дальнейшее развитие непрерывного многоуровневого профессионального образования в сфере антикризисного и арбитражного управления.
The authors declare that there are no conflicts of interest present.