Рассматриваются особенности ценообразования на продукцию военного назначения в рамках государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Сформулирован ряд направлений исследований с целью решить проблемы, существующие в этой области.
Special features of military goods pricing are considered here within the state arms program and defence order. A number of research guidelines are stated here for the purpose of solving problems in this area.
Ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма. С его помощью можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы [
В последнее время в области ценообразования на ПВН взаимоотношения организаций - соисполнителей государственной программы вооружения и гособоронзаказа (производителей) и заказывающих подразделений Минобороны (заказчиков) развивались таким образом, что в результате сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как «ручное» регулирование цен [
Вопрос ценообразования на продукцию военного назначения стал одним из ключевых в силу того, что производители и заказчики заняли непримиримые позиции [
Назначаемая государством цена на военную продукцию складывается из себестоимости производства и прибыли предприятий, определяемой как нормативный процент от себестоимости. Суть конфликта между производителями и заказчиками заключается в следующем:
Представители оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не согласны с первым тезисом и считают предлагаемый подход к расчету нормы прибыли в корне неверным. Попробуем оценить обоснованность позиций обеих сторон.
Оценки себестоимости продукции значительно различаются из-за того, что при расчете затрат на ее изготовление заказчик не учитывает реальный темп роста цен на факторы производства:
Снижения средних издержек производства можно добиться путем внедрения современных технологий, что подразумевает замену большинства основных средств. Однако при невысокой норме прибыли предприятия не в состоянии осуществить эти мероприятия. Получается замкнутый круг: издержки высоки из-за состояния фондов и отсталости технологий, снижение цен на военную продукцию ведет к уменьшению прибыли и, следовательно, к отсутствию денег для внедрения новых технологий.
Еще с советских времен на предприятиях ОПК существует ряд специфических издержек, связанных с содержанием мобилизационных мощностей и наличием на балансе объектов социальной сферы. В последние 20 лет проблема не решалась, но государство соглашалось учитывать эти издержки в цене производимой продукции. Тем не менее, обсуждая тезис о завышенной себестоимости продукции, представители государства сравнивают цены на российскую продукцию с западными аналогами, в себестоимости которых подобных издержек нет. Корректно ли подобное сравнение?
Сегодня представители Минобороны считают, что внутренние цены на российскую военную продукцию должны быть априори существенно ниже экспортных. Однако подобный тезис нуждается в обосновании. За последние 20 лет мировой рынок экспортных контрактов стал конкурентным, в тендерах, как правило, принимают участие производители из многих стран, в то время как рынок российской ПВН монопсонический, и единственным покупателем является государство. В настоящее время при формировании госзаказа действует система, по которой государство как заказчик в лице уполномоченных органов и предприятия оборонного комплекса как исполнители лишь формально являются субъектами рыночных отношений [
Отметим, что на мировом рынке тактика ряда стран (в первую очередь США) состоит в том, что ПВН предлагается фактически по себестоимости, а прибыль получают за счет послепродажного обслуживания техники и поставки запчастей. В 1990-е годы отечественные производители имели существенное конкурентное преимущество ввиду низких (в долларовом выражении) цен на сырье и материалы, являвшихся следствием высокой покупательной способности доллара, на внешнем рынке. Однако в настоящее время подобного конкурентного преимущества не наблюдается [
С другой стороны, российской «оборонке» (как, впрочем, и военно-промышленному комплексу США до структурной перестройки, начатой в середине 1980-х годов) присущи следующие черты:
Считаем, что нерешенные вопросы ценообразования на ПВН ведут и к снижению качества продукции ОПК по следующим причинам:
Считаем, что кардинальным способом вывода производителей ПВН и их отношений с заказчиками за рамки «оборонной культуры» является максимально возможная интеграция военного производства в рыночную экономику. Классический вариант решения этой проблемы был реализован в ходе реформирования военно-промышленного комплекса США. Начиная с середины 1980-х годов большинство видов продукции (в первую очередь, комплектующие), по возможности, выпускают предприятия гражданского машиностроения, действующие на конкурентном рынке, а специализированные военные предприятия занимаются по сути сборкой готовой продукции.
В СССР, а затем и в России традиционно высокотехнологичное гражданское машиностроение существовало «внутри» ОПК. Тем не менее в последние годы предпринимаются попытки сформировать его. Например, к ним можно отнести создание технопарков и технологических платформ, способных активизировать государственно-частное партнерство в сфере ОПК [
Сегодня в отечественной экономике наблюдается довольно странное сочетание административных и рыночных методов хозяйствования. Прежде всего, удивляет избирательность подходов к решению проблем. Например, государство стремится жестко регулировать цены на конечную продукцию оборонных предприятий, в полной мере используя административный ресурс, но не считает нужным заниматься регулированием цен на сырье и материалы: у нас в стране рыночная экономика!
Подобная ситуация по сути ненормальна. Напомним, что именно по такому сценарию развивались события в российском ОПК в начале 1990-х годов. Исход уже известен. Если государство желает придерживаться политики жестких цен в отношении конечной продукции, то необходимо переходить и к регламентации цен на ряд факторов производства для нее. Нужно организовать систему закупок по госзаказу ряда металлов, топлива, комплектующих и прочего, также по максимуму используя административный ресурс. И хотя перспективность подобной системы спорна, но только так можно согласовать условия, в которых будет функционировать ОПК [
С точки зрения государства из создавшейся ситуации можно выйти, если специалисты Минобороны будут проводить полный анализ себестоимости производимой ПВН [
Отметим, что с учетом влияния проблем организации закупок в рамках гособоронзаказа государство предполагает в ближайшее время реализовать следующие проекты:
Кроме того, в декабре 2010 года была создана межведомственная рабочая группа, которая должна заниматься модернизацией ОПК. В ее состав вошли представители Росатома, Ростехнологий, Роскосмоса, Минпромторга, Минобороны, Минфина, Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам, Совета безопасности Российской Федерации, а также руководители профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [
В заключение приведем ряд направлений теоретических изысканий и практических мер, целесообразных для решения вопросов ценообразования на ПВН в интересах Минобороны и предприятий ОПК:
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации способен выполнить указанные исследования в рамках заказных научноисследовательских работ.
The authors declare that there are no conflicts of interest present.